Последние, в свою очередь, — если они достоверны — могут снова участвовать в формулировании новейших фактов и т.д.
7. Двоякая роль фактов в научном познании. В научном познании факты играют двоякую роль:
ü во-первых, совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий;
ü во-вторых, факты имеют решающее значение в подтверждении теорий (если они соответствуют совокупности фактов) или их опровержении (если тут нет соответствия).
Расхождение отдельных или нескольких фактов с теорией не означает, что последнюю надо сразу отвергнуть.
Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и фактами оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее.
8. Как следует относиться к фактам в науке? В любой науке:
ü Следует исходить из данных фактов, которые необходимо признавать, независимо от того, нравятся они нам или нет.
ü Недопустимо «выхватывать» отдельные факты, а необходимо стремиться охватить по возможности все факты (без единого исключения). Только в том случае, если они будут взяты в целостной системе, в их взаимосвязи, они и станут «упрямой вещью», «воздухом ученого», «хлебом науки».
ü Не следует «гнаться» за бесконечным числом фактов, а, собрав определенное их количество, необходимо в любом случае включить собранную систему фактов в какую-то концептуальную систему, чтобы придать им смысл и значение. Ученый не вслепую ищет факты, а всегда руководствуется при этом определенными целями, задачами, идеями и т.п.
9. Эмпирический опыт и теория. Таким образом, эмпирический опыт никогда — тем более в современной науке — не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены.
ПОЭТОМУ ИСХОДНЫЙ ПУНКТ, НАЧАЛО НАУКИ — ЭТО, СТРОГО ГОВОРЯ, НЕ САМИ ПО СЕБЕ ПРЕДМЕТЫ, НЕ ГОЛЫЕ ФАКТЫ (ДАЖЕ В ИХ СОВОКУПНОСТИ), А ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КАРКАСЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ».
10. Из чего состоят «концептуальные каркасы действительности»? Они состоят из абстрактных объектов (идеальных конструктов) разного рода:
ü постулаты,
ü принципы,
ü определения,
ü концептуальные модели и т.п.
11. Четыре уровня эмпирического знания. Само эмпирическое знание имеет довольно сложную структуру, в которой можно выделить четыре уровня:
а) единичные эмпирические высказывания («протокольные пред
ложения»), которые фиксируют результаты единичных наблюдений. Как показала история науки, говорить о «чистых», незаинтересованных, немотивированных какой-либо теорией наблюдениях и, соответственно, протоколах наблюдений в науке не приходится: это очевидное положение;
б) факты, которые представляют собой индуктивные обобщения
протоколов;
в) эмпирические законы различных видов (например, «все тела
при нагревании расширяются», «все металлы электропроводны»);
г) феноменологические теории, которые имеют дело лишь с явле-
ниями, но не сущностью изучаемых предметов.
ВСЕ ЭТИ УРОВНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЧАЩЕ ВСЕГО ГИПОТЕТИЧЕСКОЕ, ВЕРОЯТНОСТНОЕ ЗНАНИЕ В ОТЛИЧИЕ ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ, ГДЕ ПРЕОБЛАДАЮЩИМ ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТОВЕРНОЕ ЗНАНИЕ.
Если эмпирическое знание — это совокупность высказываний о реальных, эмпирических объектах, то теоретическое знание — это совокупность высказываний об идеализированных объектах, являющихся продуктами конструктивной, творческой деятельности мышления.
42. СПЕЦИФИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
ПЛАН
1. Подчиненный характер чувственного познания на теоретическом уровне.
2. Что есть теоретическое познание?
3. Как осуществляется рациональная обработка эмпирических данных?
4. Какова важнейшая задача теоретического познания?
5. Какие познавательные приемы и средства используются при решении этой задачи?
6. О чем свидетельствует присутствие в познании идеализации?
7. Внутринаучная рефлексия как характерная черта теоретического познания?
8. Мышление как наиболее полное выражение рационального познания.
1. Подчиненный характер чувственного познания на теоретическом уровне. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций».
Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.
2. Что есть теоретическое познание? Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания.
ЭТА ОБРАБОТКА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМ АБСТРАКЦИЙ «ВЫСШЕГО ПОРЯДКА» — ТАКИХ КАК ПОНЯТИЯ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ, ЗАКОНЫ, КАТЕГОРИИ, ПРИНЦИПЫ И ДР.
3. Как осуществляется рациональная обработка эмпирических данных? На основе эмпирических данных здесь происходит:
ü мысленное объединение исследуемых объектов,
ü постижение их сущности, «внутреннего движения», законов их существования, составляющих основное содержание теорий, — «квинтэссенции» знания на данном уровне.
4. Какова важнейшая задача теоретического познания? Важнейшая задача теоретического знания — ДОСТИЖЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ИСТИНЫ ВО ВСЕЙ ЕЕ КОНКРЕТНОСТИ И ПОЛНОТЕ СОДЕРЖАНИЯ.
5. Какие познавательные приемы и средства используются при решении этой задачи? При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как:
ü формализация,
ü аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы,
ü абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений предметов,
ü идеализация — процесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.),
ü синтез — объединение полученных в результате анализа элементов в систему,
ü дедукция — движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др.
6. О чем свидетельствует присутствие в познании идеализации? Присутствие в познании идеализации служит показателем развитости теоретического знания как набора определенных идеальных моделей.
Тем САМЫМ ТЕОРИЯ СТРОИТСЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТО ОНА ОПИСЫВАЕТ НЕ ОКРУЖАЮЩУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, А ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЕ ОБЪЕКТЫ.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ ЛОГИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИЕЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Ее целью и результатом является создание, конструирование особого типа предметов — идеализированных объектов, работа с которыми — существенная характеристика теоретического познания.
7. Внутринаучная рефлексия как характерная черта теоретического познания? Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т.е. ИССЛЕДОВАНИЕ САМОГО ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ, ЕГО ФОРМ, ПРИЕМОВ, МЕТОДОВ, ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА И Т.Д.