Аргументация двух противоположных тезисов (7 класс)
Аргументация – это логический процесс или форма мыслительной деятельности, направленная на обоснование истинности или ложности некоторого высказывания. В нашем случае, это обоснование противоположных тезисов.
Учащиеся должны привести не менее трех аргументов в пользу того и другого высказывания, что значительно усложняет их задачу.
Особенности возрастного развития подростков (учащихся 7 классов) позволяют им научиться справляться с подобным заданием, так как качественные изменения в этом возрасте в структуре психических познавательных процессов наблюдаются именно в интеллектуальной сфере. Продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями, приоритет имеет развитие логического мышления. В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности: способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач; способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Мышлениестановится теоретическим, понятийным, подросток начинает усваивать понятия, совершенствовать умение пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. На разных возрастных этапах логические операции проявляются в виде различных по сложности уровней: в младшем школьном возрасте это – объяснение, в подростковом – доказательство, в юношеском – опровержение. Каждый последующий уровень включает предыдущие.
Таким образом, у учащихся 7-х классов должны сформироваться умения аргументировать тезисы, подбирать аргументы к противоположным высказываниям одновременно, опираясь на понятийное мышление в решении поставленной интеллектуальной задачи.
Актуальность умения аргументировать различные точки зрения подтверждается, прежде всего, в процессе обучения, при решении сложных интеллектуальных задач, при выборе жизненного пути, при оценке поступков окружающих людей, а также своих, в различных видах деятельности.
Умение аргументировать противоположные точки зрения позволит учащимся научиться анализировать и сравнивать различные мнения, сопоставлять противоположные суждения, приводить доказательства, объяснения и примеры для обоснования противоположных тезисов. Кроме того, умение понять ту точку зрения, с которой они, возможно, не согласны, поможет учащимся либо укрепить свою аргументацию в споре, либо начать сотрудничать в разрешении какого-либо жизненного конфликта или проблемы.
Объект оценивания
Письменное высказывание, оформленное в виде таблицы.
Письменные высказывания представляют собой аргументы к двум противоположным тезисам. В одном столбце таблицы – аргументы к первому тезису, в другом – ко второму, к каждому тезису нужно подобрать по 3 аргумента.
На первом этапе учащиеся 7 класса заполняют только аргументы, которые оцениваются экспертами по нижеприведенным критериям.
Техническое задание учащимся
Инструкция: «Перед вами в таблице два противоположных высказывания. Ваша задача в течение 30 минут подобрать к каждому из них по 3 аргумента. Сформулируйте аргументы и подтвердите их примерами, затем запишите их в таблицу» (в качестве примера приведена таблица, содержащая два противоположных тезиса, используемых при апробации).
1.В споре рождается истина (Сократ) | 2. В споре побеждает дерзость и красноречие, а не истина (Менандр) | |
Аргумент 1 | ||
Пример к аргументу 1 | ||
Аргумент 2 | ||
Пример к аргументу 3 | ||
Аргумент 3 | ||
Пример к аргументу 3 |
Примеры пар « тезис/антитезис»
· Ложь – всегда зло. / Ложь во благо вполне допустима.
· В скором времени электронные книги практически полностью вытеснят традиционные бумажные. / Книга на бумажном носителе всегда современна.
· Кто не карает зла, тот способствует его свершению. (Леонардо да Винчи) / Всякая насильственная мера чревата новым злом. (Фрэнсис Бэкон)
Критерии
Критерии | Параметры | Показатели |
1. Количество аргументов, подтверждающих тезис (по три аргумента к каждому тезису – всего 6) | Приведены три аргумента, подтверждающие тезис, и три аргумента, подтверждающие антитезис | |
4-5 аргументов | ||
3 аргумента | ||
2 аргумента | ||
1 аргумент |
2.Качество аргументов (каждый аргумент оценивается отдельно, баллы суммируются). Максимальное количество баллов – 10. | Сильный аргумент* | |
Слабый аргумент | ||
3.Полнота аргументации (подкрепление примерами). Максимальное количество баллов – 5. | Каждый пример, подкрепляющий аргумент |
* К сильным аргументам относят:
научные аксиомы; положения законов и официальных документов; законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально; заключения экспертов; ссылки на признанные авторитеты; цитаты из авторитетных источников; показания очевидцев; статистические данные.
Процедура оценивания
Учащиеся работают индивидуально.
Текст ученики читают самостоятельно. На заполнение таблицы, подбор и формулирование аргументов отводится 30 минут.
Результаты работы детей по критериям оценивают 4 эксперта, они же заполняют оценочный (экспертный) лист.