Три области, в которые вторгается падший разум
Первая из них - наши отношения с Богом. Если прежде ум приобретал опыт богопознания, то теперь на это претендует разум. Святые богословствуют пройдя через внутреннее очищение и откровение ума.
Человеческая логика, если она господствует над человеком, приводит его к разнообразным еретическим "построениям. Подлинное богопознание зиждется на смирении: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф.5:3), на очищении сердца: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф.5:8), на соблюдении заповедей Христовых: Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына (2Ин.9), на любви: Но кто любит Бога, тому дано знание от Него (1Кор.8:3).
С помощью человеческой мудрости, то есть богатства мысли и разума, никто не может познать Бога.
Вторая область - это отношение человека к самому себе, то есть познание самого себя. Пытаясь исследовать самого себя при помощи разума, человек может дойти до психической болезни, то есть приписать свои внутренние проблемы влиянию посторонних причин и из-за этого впасть в состояние уныния и подавленности. Путь православного лечения и православного самопознания в том, чтобы освободить ум от гордости и лукавства, но не рассуждением, умозаключением и расчленением, а многотрудным покаянием и усердным подвигом. Пытаясь сохранить свой ум в чистоте, человек познает свои внутренние проблемы, открывает господствующие внутри него страсти.
Третья область - наши отношения с другими людьми. Нашему отношению к другим людям свойственна не логика, но любовь. Мы избегаем судить других, причисляя их к различным категориям, то есть стараемся делать нечто прямо противоположное повелениям человеческого разума. Мы стремимся не замечать грехов и неразумных поступков нашего брата, отдаваясь чувству любви и великодушия
к нему.
Послушание воле Божией
Необходимо ограничить власть разума, а с другой - открыть свой ум. Важную роль в обуздании разума играет послушание воле Божией. "Послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое; или наоборот, послушание есть умерщвление членов телесных при живом уме. Послушание есть действие без испытания, добровольная смерть, жизнь чуждая любопытства, беспечалие в бедах... безбедное плавание, путешествие спящих. Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения... Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения... потому что послушание есть неверование себе самому во всем добром, даже до конца жизни своей" (Леств.4:3-5). Послушание - это умерщвление собственной воли, собственного разума, но не ради того, чтобы достичь умерщвления страсти, а ради ее преображения.
Вместе с обузданием разума мы стремимся через покаяние и подвижническую жизнь в Церкви очистить свой ум, чтобы он был просвещен нетварной энергией Божией. Это достигается трезвением, молитвой - главным образом так называемой умной или сердечной молитвой - и всей деятельной и созерцательной жизнью.
С помощью всех предписаний, содержащихся в православном предании, ум приобретает благодать, оживает, возвышается, возвращается на свое место и в дальнейшем наделяет благодатью и разум.
Что такое помыслы
Когда святые отцы говорят о помыслах, они имеют в виду не просто мысли, но образы и представления, за которыми каждый раз следуют соответствующие им мысли. Образы в сочетании с мыслями называются помыслами. "Образы в иных случаях носят характер по преимуществу видоподобный, в иных же - по преимуществу мысленный, но более часто - смешанный.
Люди не знают, что "помыслы наши не что иное суть, как одни мечтательные образы вещей чувственных и мирских«. Воображение играет главную роль в том, что внутри нас образуется соответствующий образ. Помыслы суть художники, рисующие в разумной части души различные образы и представления, по большей части воспоминания о прошлом.
Действие помыслов "само по себе невещественно; однако посредством вещей оно принимает различные виды и образы, так что приразившееся познается и именуется по своему облику".
Вещь - это золото, жена, муж и т. д. Помышление есть "простое воспоминание о чем-либо из сказанного", то есть о золоте, жене, муже. Страсть же - это "или бессловесная любовь, или безрассудная ненависть к чему-либо из того". Страстное помышление "есть помысел, сложенный из страсти и помышления".
Нам необходимо подвизаться ради отделения страсти от помышления, так чтобы остался чистый помысел. Такое отделение достигается "посредством духовной любви и воздержания"
Страстные помыслы "или возбуждают вожделевательную силу души, или возмущают раздражительную, или омрачают мыслительную". Из помыслов одни секут, другие посекаемы бывают; и то злыми помыслами посекаются добрые, то опять добрыми посекаются злые". Существуют помыслы, которые посекают, и помыслы, которые посекаются, помыслы добрые и помыслы дурные.
Причина помыслов
Начало и причина помыслов лежит в разделении преступлением человека единой и простой памяти. До преступления память человека была простой, то есть свободной от страсти, и всецело была обращена к Богу.
Движение помыслов бывает в человеке от четырех причин: во-первых, от естественной плотской похоти; во-вторых, от чувственного представления мирских предметов, о каких человек слышит и какие видит; в-третьих, от предзанятых понятий (прежних впечатлений) и от душевной склонности, какие человек имеет в уме; в-четвертых, от приражения лукавого, которые воюют с нами, вовлекая во все страсти, по сказанным прежде причинам. Поэтому человек даже до смерти, пока он в жизни этой плоти, не может не иметь помыслов и брани.
Основная причина помыслов - брань лукавого, цель которого ввести человека в мысленный или действенный грех.
Развязываемая брань помыслов: используются страсти, уже существующие в нашей душе. Причина помыслов - страсти, а причинами страстей являются все греховные дела.
Главнейшей страстью, от которой происходят все остальные, самолюбие, Если сердце человека становится сладострастным, то есть склоняется к сладострастию, то оно оказывается источником дурных помыслов: "Когда сердце полно желания удовольствий, тогда возникают пагубные помыслы и слова". Помыслы бывают вольными и невольными, то есть одни из них приходят без нашего участия, а другие по нашей собственной воле.
Брань через вещи. Помыслы может производить и материя, из которой состоят вещи. Поэтому если мы будем заниматься мирскими заботами и плотскими вещами, предаваясь праздным и пустым беседам, "то по роду их будут потом рождаться и помыслы, как плевелы, и давать сердцу нашему работу зловредную".
Кроме лукавых помыслов, существуют и благие, происходящие от Бога. Если помысел предлагает тебе сделать что-либо по его воле, и ты увидишь, что в деле том есть радость, скорбь же ему противна, то знай, что он от Бога... Бесовские же помыслы, во-первых, полны замешательства и печали и скрытно влекут назад; они облекаются в овечьи шкуры, ибо прикрываются помыслами справедливости, сами же суть хищные волки".
Необходимо заметить, что помысел иной раз вызывает радость, но радость эта может происходить от тщеславия и сладострастия сердца. Поэтому различением помыслов может заниматься только тот, кто вкусил благодати Всесвятого Духа и очистился от душевных страстей. Лукавый сам будучи неправедным, прикрывается помыслами справедливости.