Связь между душой, умом, сердцем и мыслью (разумом)

Ум и душа

Термины "ум" и "душа" могут заменять друг друга. Ум представляет собою чистейшую часть души, ее глаз: "...не иной по сравнению с нею самой, но чистейшую часть ее, ибо как глаз в теле, так ум в душе" (Св. Иоанн Дамаскин).

Ум - это вся душа, созданная по образу Божию, и одна из сил души, поскольку душа обладает умом, разумом и духом, подобно тому как Триединый Бог - это Ум, Разум и Дух.

Свят. Григорий Палама: Сущность души - это сердце, энергия же ее "состоит в помыслах и мыслях". Ум обладает сущностью и энергией. . "Умом называется действие ума, состоящее в помыслах, мыслях; ум есть и производящая сие сила, называемая в Писании еще и сердцем".

Ум и сердце, Ум и мысль

Ум и сердце

Бог открывается в сердце там познает Его человек. Апостол Павел: в сердце совершается и просвещение от Бога: "...озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа" (2Кор.4:6). Сердце принимает откровение познания Бога.

Поскольку человек познает Бога через отверзение сердечных очей и очищение сердца, выражение "отверз ум" равнозначно выражению "отверз сердце". "блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят"-преобразуйтесь обновлением ума вашего" (Рим.12:2).

"Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто" (Лк.11:41) «Уже не занимающимся вещами, до тела касающимися, а старающимся очистить от ненависти и невоздержания ум свой, который Господь называет сердцем. Ибо все оное, оскверняющее ум, не дает ему видеть живущего в нем Христа благодатию святого крещения". Умом называется и сущность души, то есть сердце. В этом значении ум и сердце отождествляются, поскольку в уме обитает Христос.

Ум и мысль

"Чистый ум правильно видит вещи; обученный же упражнением разум виденное полагает перед очами" необходимо было иметь не только чистый ум, но и обученный упражнением разум, чтобы уметь выразить, насколько это возможно, действительность, лежащую превыше естества.

Ум и внимание

Митр. Феолипт связывает ум с вниманием, разум - с призыванием,

дух - с сокрушением и любовью.

"Часто мысль повторяет слова молитвы, а ум (внимание) не сопутствует ей, не устремляет ока своего к Богу, к Коему и обращается беседа в молитве, но незаметно уклоняется в другие какие-либо помышления. И хотя мысль обычно говорит слова, но ум ускользает от ведения Бога. Тогда душа является неустроенною и как бы бессознательною, ибо ум ее блуждает в каких-либо мечтаниях и кружится или в том, к чему невольно увлекаем и чем окрадаем бывает, или в том, к чему сам произвольно отходит". Уму, есть не только помыслы, но и тончайшее внимание, надлежит обратиться на сердце, сущность души, которая находится, как в некоем органе, в плотском сердце, поскольку этот плотской орган - "сокровищница разума и первый плотской разумный орган". Нам надлежит сконцентрировать ум, который рассеивается через органы чувств, и вернуть его "в сие самое сердце, сокровищницу помыслов" (Γρηγόρίου Παλαμα).

Как душа, так и ум являются образом Божиим. Сердце наше омертвело, а ум помрачен, так что мы не в состоянии ощутить их присутствия. Человеку, в котором пребывает Святой Дух, человеку, находящемуся "в откровении", не нужно много объяснений, поскольку он сам на собственном опыте познал присутствие и существование ума, то есть сердца.

Ум

немощь и лечение души сводятся к немощи и лечению ума, сердца и помыслов.

"ум" обозначается сущность души, в других - ее энергия, в третьих - внимание, тончайшее мысли.

как глаз в теле, так ум в душе“. Он действует через посредство чувств, будучи подверженным осквернению и болезни, нуждается в исцелении.

покидая сердце и отступая от Бога, ум болеет и страдает, при этом мертвеет и вся душа.

Естественная жизнь ума

Человек, пребывая в Боге, постоянно движется.

ум входит, изменяясь сам по себе: естественное, сверхъестественное и противоестественное. Когда вступит он и в свое естественное место, тогда находит себя виновником злых помыслов и причиною страстей и исповедует Богу грехи свои; когда же бывает в противоестественном месте, тогда забывает он о правде Божией и воюет с людьми, как с обижающими его неправо. А когда возводится в сверхъестественное место, тогда находит в себе плоды Духа Святого". Забывая о Боге и сражаясь с людьми, ум наш находится в противоестественном состоянии; когда же он познает причины страстей и обретает плоды Святого Духа, то, напротив, испытывает естественное и вышеестественное состояния.

Когда человек заботится о соблюдении ума в его естественном движении, то пребывает чистым от вещества, и "украшается кротостию, смирением, любовию и милосердием, и осияниями Святаго Духа просвещается.

Ум доставляет пищу душе

ум, приемля помышления о вещах, обыкновенно соответственно каждому помышлению вновь изменяет вид свой; созерцая же оные духовно, различно преображается соответственно каждому созерцанию. Но, быв в Боге, бывает совершенно безобразен и безвиден". Поэтому для ума очень важно научиться духовно воспринимать помышления о вещах, поскольку иначе он не может жить в своем естественном состоянии, но изменяется. Если же изменился ум, око души, то неизбежно изменяется и вся душа. Именно умом определяется общее состояние человека, поскольку ум доставляет пищу душе.

Ум наш находится посреди двух сил: добродетели и порока, ангела и беса, причем каждая из этих сторон действует, как свойственно ей. В сочетании со свободой ум в состоянии следовать или противиться одной из них.

Ум соединяется с Богом

Отличительная черта ума заключается в том, что он расширяется в том предмете, где задержался, и в дальнейшем обращает в ту же сторону похоть и любовь. Это могут быть вещи божественные, собственные, мысленные или же дела и страсти плоти. "Страсть любви предосудительная занимает ум предметами . Если ум, обратившись к вещественным предметам, устремится к ним и будет осквернен этими помышлениями, то он заболеет и в дальнейшем заразит своей болезнью все силы души.

"Ум у людей бывает обращен либо ко грехам, либо к Иисусу, либо к людям"

"ум содержится не в какой-либо части нашего тела, но равным образом находится везде и во всем..."

Слово Божие некогда вошло внутрь девственного и пренепорочного чрева Богородицы. Будучи бесплотным, человеческий ум находится вне тела, но одновременно и внутри тела, поскольку невыразимо использует, как первый плотской орган, сердце. Ум обладает сущностью и энергией и сущностью своей находится в сердце, энергией же - в помыслах, с помощью которых покидает тело и приобретает представление о вещах. В естественном своем состоянии ум входит в сердце, энергия - в сущность и таким образом восходит к Богу.

Ум, как образ Божий, обладает жизнью только тогда, когда соединяется с Богом, становясь мудрым и благим.

Всякий поступай по удостоверению своего ума" (Рим.14:5).

тело для поддержки своего существования нуждается в пище, а душа не может жить без добродетели, "так духовная молитва есть пища ума"

Ум - это некая колесница, увлекающая душу либо к Богу, либо к диаволу и делам греха. Если ум здоров, он непременно получает удостоверение от Бога.

существует четыре силы ума, то есть разумение (σύνεση), сообразительность (αγνχσία), понимание (κατάληψη) и быстрота (εντρέχεια). Эти четыре силы ума должны быть соединены с четырьмя основными добродетелями души, то есть разумение ума - с целомудрием души, сообразительность - с мудростью, понимание - со справедливостью и быстрота - с мужеством. В результате образуется "огненная колесница, доставляющая на небо", противостоящая трем страстям: сребролюбию, сластолюбию и честолюбию.

"Умное дело не подчиняться помыслу того, кто тайно наговаривает на ближнего«. Ум в своем естественном состоянии отвергает помыслы, происходящие от диавола, равно как и вообще всякий помысел, противный любви. Кроме того, он становится совершенным, обогащаясь ведением Бога. "Совершенен ум тот, который преисполнен ведения". Ведение это есть ведение Бога и творений, которое осуществляется неведомым образом. "Совершенный ум есть тот, который, истинною верою недоведомо познав Недоведомого, обозрел все вообще Его творения"

Болезнь ума

лукавые, цепляясь за присутствующие в душе страсти, возбуждают страстные помыслы, с помощью которых сражаются с умом и вынуждают его к соизволению на грех. Происходит великая брань, цель которой - пленение ума и привлечение его к страстному помыслу. Когда ум побежден, они "вводят его в грех мысленный, а по совершении сего как пленника ведут его на самое дело греха". Однако зло не ограничивается этим. Опустошив сердце страстными помыслами, бесы уступают, но, несмотря на это, в душе остается идол греха.

Такова немощь ума, который не только попадает в плен, но и заболевает, поскольку в нем остается греховный идол - незаживающая рана и причина нового греха.

Ум, одержимый страстьми, замышляет неподобающее; обнаруживаются же его мысли словами и делами«. Во всем, что говорит или делает человек, обнаруживается немощь или здоровье его ума. Поэтому люди, обладающие даром рассуждения, определяют состояние ума каждого человека по его внешним движениям и словам.

"Склонность ума к чувственному делает его рабом телесных страстей". В этом случае ум, вместо того чтобы обращаться к Богу и соединяться с ним, обращается и соединяется с чувственными вещами, почему и становится рабом.

Наши рекомендации