Дневники Николая II и императрицы Александры Федоровны. 1917-1918. В 2 томах ПрозаиК, 2012 г.
3. Ильин. И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2 томах. – М.: "Рарогъ", 1993.
4. Митрополит Сурожский Антоний. Школа молитвы – М: Христианская жизнь, 2011 г.
Москаленко. В.Д. Когда любви слишком много: Профилактика любовной зависимости. – Институт Психотерапии, 2015 г.
6. Соловей. И. Как преодолеть зависимость – Харвест – 2007 г.
Душевное здоровье личности
(по трудам прп. Силуана Афонского и
схиарх. Софрония Сахарова)
«В нашу эпоху человечество устремлено к внешнему познанию с такой силой, как никогда раньше. Весь строй современной жизни, весь порядок воспитания и обучения подрастающих поколений таковы, что ум человека непрестанно вырывается вовне и после многих лет такого действия становится почти совершенно неспособным созерцать свой внутренний мир, живой образ Живого Бога».
-Наше устремление к непознанному миру определены поиском ответов на многие вопросы проживаемые во времени. Источником познания служат книги, общение, опыт поколений. Длинен путь познания себя. Открыть резервы своей психики, вглядываться во внутреннего человека, научиться внутреннему деланию, обрастать добродетельной природой бытия укрепляясь в единстве с Богом. Что послужит обновлению ветхой природы человека, которая предстоит в несовершенном начале, и инерционные силы побуждают укрепляться в привычных стереотипах сознания, тем самым отказываясь от преображения к новозаветному человеку.
Осмыслим пути обновления природы человеческой по трудам прп. Силуана Афонского и схиарх. Софрония Сахарова.
1) Передача опыта пережившим состояние созерцания, бытийного познания другому человеку. Многое открывается в общности и тождестве опыта, что дарует встречу в единстве. При общении в каждое понятие мы влагаем объем своего опыта. Можно через слово вызывать новый опыт в душе слышащего. Тем самым порождать в нем новую жизнь. Слово Божие при внутреннем расположении души вносит новую жизнь, вечную. В притчах в беседах Христа внимание Христа обращено не столько на то, что говорит человек, а сколько на то, что есть в глубине его, и что способен он воспринять от Бога (с 233 Силуан).
-Стоит научиться такому общению, где общность творит вечность во встрече событийного пространства. Отрекаясь от своего эгоистического устремления, влить в душу другого нравственный цензор поучений и наставлений, мы открываем человека в его немощи, проникаем в глубину его души нежным касанием слова, находя глаголы вечной жизни в тварном обновлении друг друга.
2) Погружение ума познанием о безначальном Божестве.В пределах Земли томимся мы в оковах относительного времени и пространства, и из этой тюрьмы дух наш ищет исхода на просторы Божественной вечности.
Когда же речь идет о подлинном познании Божественного мира, тогда необходимо, чтобы Бог снизошел до бытийного соединения с нами. Заповедь: «любить Бога всем существом» (см.: Мк.12:30) есть путь к сему познанию, так как любви свойственно соединять в самом актежизни. Особенно ясною становится необходимость Откровения, когда Бог познается сверхнаучным познанием как Личный— A3 ЕСМЬ.
Всякое наше познание о Боге есть не что иное, как сокровенное действие Бога внутри нас.
- Откровенность, искренность сердца страждущего вбирает молитвенную чистоту познания Единосущного Творца. «Молитва принимает характер непрестанного напряжения, доколе не воспримет «рождение от Духа», «пока не облечется силою свыше» (см.: Ин.3:6. Лк.24:49)».
Сердце, открытое в любви дарует жизненное пространство для проявления и участия Божественного начала в нас.
3) Откровение Божие во встрече человека.Путь к встрече с Господом идет через подвиг послушания. Культура послушания включает в себе задание разорвать замкнутость индивидуума: открыть его к восприятию откровений Божиих. Молитва в своих наивысших формах есть не что иное, как действие Самого Бога внутри нас; подобно сему и дар послушания в своем совершенстве есть показатель пребывания Бога внутри нас. Без послушания как порождения духовной любви не мыслится спасение, ибо человек зажат в тисках своего эгоизма, противного принципу ЛИЧНОСТИ ПЕРСОНЫ, который объемлет все сущее.
- Пребывание во властном подчинении одного человека другому, разрываются нити единства в сотворчестве бытийного пространства. Раболепство и пользование своей властью для унижения, наказания других укрепляет жестокосердие, закрадывается боль обид и не прощения.
Послушание Богу открывается в событийных встречах, где из любви к собрату своему человек становиться служкой. Вглядывание, вчуствование в другого открывает резервные запасы заботы о немощах ближних. Состраданием покрываются раны отчуждения и борьбы. Послушание становиться той добродетелью, которая является почвой для пребывания и почивания Духа Святого в сердцах.
«Через смирение возможно Богопознание, нужно помнить, что в той или иной степени пребываем в прелести, не достигаем Заповедей, не живем вполне по Божию.
Христианские подвижники все свои силы сосредоточивают на стремлении к тому смирению, которое привлекает Божию благодать. Они много страдают доколе не выгорит, не выжжется из них всякий след возношения. Но когда придет к ним Бог, тогда они восхищаются в мир вечного Света. Совершенную же благодать естество человеческое не может понести».
4) Включение ресурсов психики.Познание есть акт, в котором должны участвовать и ум дух, и сердце душа, и тело; и совесть и разум, и воля и чувство; прежде же всего — любовь, иначе говоря, все наше существо в совокупности всех его сил. Для нас познание, прежде всего, есть общение в самой жизни, личное соприкосновение, личная беседа, общность в Бытии, уподобление познанному.
- Современный мир привнес много ложных образов, их внедрение через психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) опустошают внутренние волевые структуры психики. Человек боится видеть действительность, переживать многогранность чувств в соучастии с другим, отказывается от полноценных деятельных актов ответственного проявления в мире. Свобода приобретает характер бегства от трудностей, участия с другими. И те дары свободы в восприятии, исследования ума и сердца в их полноте проявления остаются непознанными. Нужно приобретать мужество видения, слышания, чувствования, что окружает нас вокруг. Не прибегать к отверганию сущего, а учиться любить во взаимодействии. Искать истоки непознанного, открывать Божественное начало в каждом неповторяющемся творческом явлении жизни.
5) В пределах данного нам времени реализовать, актуализировать заключенные в человеке потенции.Мы не сможем научить мир созерцанию Божественных тайн и славы, если сами лишены этого созерцания. Мы не можем нести в мир истинную свободу, если и сами мы являемся рабами страстей и тления. Мы не сможем проповедовать милость, если и сами не познали, что есть сия милость, принесенная нам Христом. Словом, никто не может нести в мир то, чего сам не имеет; обогатить других дарами, когда сам нищ. Откровение, данное миру во Христе и Духом Святым сообщенное, пребывает в живых людях и ими проносится и через живое предание сообщается грядущим на смену поколениям.
Все, что будет реализовано, пребудет ввечности. Все, что упущено— потерянное время, составит, возможно, пустотуи неполноту нашей вечности.
Познание наше выражается в облечении в свойственные разуму логические формы того, что воспринято чувственно или интуитивно (духовно). В акте самоанализа познание разлагается на естественное (эмпирическое) и на откровенное свыше, как познание того, что лежит за гранями доступного человеку произвольного опыта эксперимента.
- Измерить временные интервалы жизни не просто. Что вмещает наш сегодняшний день. Устремление к стяжанию Благодати Божией во дне вчерашнем, сегодня прорастет в добродетельную почву. Сколько судеб проходит пред нашими глазами с ущербным познанием себя, отказом от самореализации. Время тратиться на празднества, включенность в иллюзорность образов передающих СМИ. Образ Божий, образы духовной природы, образование, преобразование замещается остановкой во времени в покое комфортности и самодовольства. Семья вносит малые восходящие побеги открытия чего я хочу, что могу в этом мире. Открыть духовную, душевную, телесную природу человека в его преображении и потребности каждодневного совершенствования могут немногие. Важен пример старшего поколения. Открыв внутреннего человека в преобразовании покаянным исцелением, мы коснемся души другого человека, желающего наполниться живительной влагой спасения.
6) Молитвенное познание в любви.Вначале важно возлюбить Бога всем сердцем. Когда сия любовь дана, тогда нет нужды до некоторого времени осмыслить ее. Своей сладостью она влечет к себе ум, который в изумлении рассматривает ее. Позднее, когда любовь утвердится внутри человека, разум стремится к свойственной ему форме познания. Этот процесс медлителен. Когда приходит уразумение, тогда и ум возгорается любовью к Богу. В соединении с любовью сердца это становится совершенством.
Стремление к расширению сознания в молитве – главная задача человека. Погружаясь в ипостасную молитву (подобно Гефсиманской), чувствовать себя на грани жизни и смерти. Когда все мелкое и низкое отпадает – то мысль об ином порядке Бытия становится непрестанной.
После многих лет молитвы, соединяющей ум и сердце, мы приходим в состояние, когда и ум, и сердце одновременно и совокупно живут данное Богом Откровение. В таком случае и любовь, и познание сливаются в свойственное им онтологическое единство, и человек восстанавливается в своем первозданном просторе — целости. Тогда молитва перестает быть выражаемой словами.
- Обращенность человека к уму и сердцу бывает не сразу. В каждодневности ум парит в мыслях, которые с трудом осознаются. Первый негативный импульс раздражительности, злости обращенности к себе, а не к другому открывает путь к познанию страстной природы и покаяния. Или человек продолжает по-прежнему играть в игру самооправдания, болезненно переживая о том, что он должен быть всегда хорош в глазах окружающих. Ум очищается каждодневным трудом обращения помысла из негативного в положительный. Познаются подсознательные слои застоявшихся негативных переживаний с детства, не нужные информационные пласты потребительских стимулов рекламируемой продукции… Освобождается пространство для новых внутренних мотивационных импульсов к познанию.
Сердце открывается к познанию с болью. Пережив страдание обращенности к себе, ближнему и к Богу, приходит новое открытие себя и того что происходит вокруг. Важно, какое решение принимает человек: бегство или открытость. Чистота сердца является вместилищем Благодати Божьей любви.
«Любишь ли меня?» — в этом все. Если же мы видим, что этой любви нет, если из плана совершенства любви надо как-то спускаться, чтобы очистить внутри нас место для этой любви, то тема становится более обширной, «широкой». Если же спускаться еще ниже, то она станет просто неисчерпаемою».
«Когда человек всем сердцем начинает вопиять к Богу, то в какие-то моменты, непредвиденные обычно, Бог дает ощутить Себя с такой силой, что человек уже реально ощущает и самого себя причастником вечности».