Методика «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Данный инструментарий предполагает проведение индивидуального анкетирования взрослых членов семьи, а также детей подросткового и юношеского возраста. Пять групп (1 — 5) показателей семейных ценностей предназначены для всех членов семьи, а показатели группы 6 — только для супругов.
Сравнение результатов индивидуального анкетирования позволяет выявить сходство семейных ценностей в изучаемой семье или среди отдельных ее членов. Кроме того, данный инструментарий помогает определить уровни сходства семейных ценностей в каждой из обозначенных основных функций жизнедеятельности семьи. Анкета дает возможность получить данные о полярных оценках реально существующих ценностях в исследуемой семье, а также сравнить желанные и реально существующие семейные ценности [57, 21-30].
Анкета «Семейные ценности»
Уважаемый товарищ, Вашему вниманию представляется перечень семейных ценностей, соответствующих основным функциям жизнедеятельности семьи. Определите, пожалуйста, в каждой группе отдельно ранг желанных лично для Вас семейных ценностей и ранг реально существующих в Вашей семье.
№ п/п | Семейные ценности в основных функциях жизнедеятельности семьи | Ранг семейных ценностей | ||||
Желанных | Реальных | |||||
Воспитательная функция семьи (ВФ) | ||||||
1 . Личный пример — основа коррекции поведения 2. Диктат — ... 3. Опека — ... 4. Невмешательство — ... 5. Сотрудничество — ... | ||||||
Другие | ||||||
Функции хозяйственно-бытовых отношений (ХБФ) | ||||||
1 .Семейные обеды (ужины) 2. Благоустройство жилья 3. Бережное отношение к одежде, обуви 4. Новая покупка 5. Забота о близких | ||||||
Другие | ||||||
Функция социального контроля (ФСК) | ||||||
1. Ответственность за свои поступки, дела 2.Взаимный контроль 3. Аккуратность и пунктуальность 4. Самоконтроль и самооценка 5.Подчинение мнению большинства | ||||||
Другие | ||||||
Функция интеллектуального общения (ФИО) | ||||||
1. Интерес к собеседнику 2. Уважение мнения другого 3. Компромисс 4. Информативность общения 5. Стремление понять другого | ||||||
Другие | ||||||
Функция психологической разрядки (ФПР) | ||||||
1 . Чувство юмора 2. Психологическая поддержка 3.Эмоциональная удовлетворительность 4. Совместный семейный отдых 5. Любовь к животным | ||||||
Другие | ||||||
Сексуально-эротическая функция (Функция деторождения) (СЭФ) | ||||||
1.Эмоциональная уравновешенность 2. Равная любовь 3 . Привлекательность 4. Дети, любовь к ним 5. Супружеская верность | ||||||
Другие | ||||||
Анализ результатов исследования
Анализ результатов методики«Кинестетический рисуноксемьи»
В ходе исследования были установлены следующие тенденции изображения ребенком своей семьи:
> Исключение в процессе рисования отдельных членов семьи, что отражает не включены ость данных лиц в совместную жизнедеятельность с ребенком.
> Лица, входящие в состав семьи, как правило, не объединены совместной деятельностью, далеко отстоят друг от друга. Это подчеркивает отсутствие тесной близости между членами семьи.
> В редких случаях в выражении лиц, изображенных на рисунке ребенка, преобладают положительные эмоции. Обычно вместо улыбок — тонкие складки или выгнутые дуги, опущенные концами вниз. Подобная закономерность позволяет судить о превалировании негативного эмоционального самочувствия ребенка в кругу семьи.
> Наличие сильной штриховки, маленькие размеры, отсутствие ярких цветовых оттенков, свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии многих детей во время рисования.
В процессе беседы с детьми после выполнения рисунка выявились исключительно позитивные чувства к членам семьи. В ответах на предложенные исследователем вопросы были определены предпочтения детей в общении с родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками: стремление к подчинению собственных интересов потребностям других членов семьи; представления о своей семье как о дружной, сплоченной группе.
> Обнаруженное противоречие между идеальным представлением детей о своей семье и реальной картиной внутрисемейных отношений, выявленное в ходе исследования, позволяет сделать вывод о том, что семья ребенка с отклонениями в развитии остро нуждается в психолого-педагогической помощи.
> Как правило, такие дети воспитываются в семьях, имеющих неблагополучные социальные и психолого-псдагогические условия (эмоционально-конфликтные отношения, некомпетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, жестокое обращение с детьми и т. д.). Обычно воспитанием аномального ребенка занимается одна мать, отец покинул семью после рождения ребенка с интеллектуальным недоразвитием или отстранился от его воспитания, считая достаточной заботой материальную поддержку семьи. Близким окружением ребенка с особыми нуждами являются его братья и сестры, оказывающие ребенку помощь и поддержку. Среди сверстников, не имеющих интеллектуальных нарушений, у аномального ребенка почти нет друзей, крут его общения ограничивается близкими родственниками и одноклассниками, обучающимися с ним в коррекционно-образовательном учреждении VIII вида.
Особенностями самого ребенка с отклонениями в развитии можно назвать такие, как повышенная конфликтность, агрессивность, стремление к доминированию. Поэтому актуальность создания комплексной межведомственной службы, включающей в себя меры по организации психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии, не вызывает никаких сомнений.
Анализрезультатов методики Рене ЖиляВ ходе исследования было установлено, что восприятие ребенком с отклонениями в развитии внутрисемейных отношений характеризуется следующими особенностями:
> В отношениях с родителями более близкую привязанность дети проявляют к матери. В предложенных заданиях упоминания об отце встречаются редко или вообще не фигурируют.
> Восприятие ребенком отца и матери как родительской четы крайне неопределенно.
Использование «Социального паспорта»в качестве методики, диагностирующей состояние внутрисемейных отношений и социальный статус семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии, позволило выделить ряд аспектов в характеристике семьи:
1. Среди семей, имеющих аномальных детей, часто встречаются многодетные семьи. Этот факт подтверждают данные результатов обследования, выявившего 5 многодетных семей из общего числа исследуемых семей.
2. Уровень жилищно-бытовых условий семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, характеризуется следующей ситуацией: из 10 семей 5 проживают в помещениях, требующих ремонта; размеры жилой площади квартир не соответствуют количеству проживающих в ней людей.
3. Материальное состояние семей с аномальным ребенком в 4-х случаях оказалось в пределах нормы; 6 семей имеют низкие доходы, 2 находятся за чертой бедности.
4. Социальное окружение семей данной категории лишь в 3-х случаях оценивается как положительное, у 7 семей обнаруживается аморально-маргинальное окружение.
5. Государственные структуры, с которыми контактируют члены семей, ограничены, в основном, кругом образовательных учреждений, в которых обучаются дети, и органами собеса.
6. В качестве травмирующего фактора для развития и жизни ребенка с особыми нуждами в семье часто выступает раздельное проживание родителей после развода (в 5 семьях), алкоголизм одного из членов семьи (в 4 семьях), а иногда и совокупность нескольких факторов (например, алкоголизм матери и проживание с отчимом).
7. При анализе психологической характеристики семьи только в 4-х семьях с детьми, имеющими отклонения в развитии, обнаруживается благоприятный внутрисемейный климат, в 6 остальных присутствуют неровные, конфликтные отношения между членами семьи.
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о том, что актуальными потребности семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, являются следующие:
— улучшение материальной базы семей, воспитывающих ребенка с особыми нуждами;
— приведение жилищно-бытовых условий данных семей к уровню, необходимому для нормального развития и жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии; стабилизация социального окружения семьи аномального ребенка за счет лекционно-просветителъской работы с детьми и родителями;
— расширение сферы контактов членов семей с разного рода учреждениями, способными оказать посильную помощь данным семьям (служба ранней педагогической помощи, служба семейного патронажа, служба социально-правовых консультаций и др.);
— коррекция родительско-детских отношений для создания комфортного психологического климата в семье с аномальным ребенком. Реализация выявленных социальных запросов со
стороны семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, возможна при условии создания комплексной межведомственной службы, которая бы обеспечивала государственно-общественную помощь таким семьям.
Анализ результатов методики
«Матрица определения комплексного социального благополучия семьи как института воспитания»
По результатам проведенного исследования (было изучено 10 семей учащихся школы-интерната № 12) к первой группе семей были отнесены 7 семей (2 из них характеризуются очень высокой степенью риска); ко второй группе — 3 семьи; благополучных семей в данной выборке не оказалось.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство семей учащихся коррекционно-образо-вательных учреждений VIII типа характеризуются низким показателем уровня социального благополучия семьи как института воспитания. Подобная ситуация подчеркивает необходимость создания социально-педагогической системы комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии.
Анализ результатов методики «Семейные ценности»
В результате проведенного исследования была выявлена очень низкая степень совпадения семейных ценностей между членами семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.
При анализе уровня сходства семейных ценностей в основных функциях жизнедеятельности семьи обнаружились некоторые закономерности:
> В характеристике воспитательной функции семьи наиболее часто выбираемой стратегией поведения родителей по отношению к своим детям являлся диктат. В редких случаях основой коррекции поведения детей родители избирали сотрудничество или личный пример. Высказывания детей подтверждали предпочтения родителей.
> В плане хозяйственно-бытовых отношений отмечалось стремление родителей к привлечению детей к выполнению поручений, связанных с жизнью в семье. Детьми возлагаемые на них обязанности воспринимались не как способ помочь родителям и обеспечить здоровые условия семейного быта, а как вынужденная необходимость.
> Функция социального контроля проявлялась в выборе желанным вариантом поведения членов семьи подчинение мнению большинства, а также ответственность каждого за свои поступки, дела. Такой взгляд на социальный контроль характерен для родителей. Дети же склонны к переложению ответственности за свои поступки целиком на родителей при сохранении свободы в принятии решений.
> При анализе функции интеллектуального общения обнаружилось желание членов семьи прийти к компромиссу в решении спорных вопросов. При этом необходимым условием общения считалось уважение мнения другого и интерес к собеседнику. Такого мнения придерживались взрослые члены семьи. Среди детей отмечалось настаивание на своем мнении без стремления понять собеседника.
> Функция психологической разрядки проявлялась в организации совместного отдыха, ухода за животными, что, по мнению родителей, позволяло сглаживать конфликтные ситуации, неизбежно возникающие в семье. Со стороны детей выявилась потребность в психологической поддержке родителей.
> В сексуально-эротической функции в качестве важнейших ценностей супругами назывались следующие: любовь к детям и супружеская верность. В ответах отдельных членов семьи часто совпадал ранг желанных и реально существующих ценностей, что подчеркивало некоторую необъективность испытуемых.
Итак, проведенное исследование показало, что обнаруженное несовпадение семейных ценностей среди отдельных членов говорит о низком уровне психологического здоровья семьи аномального ребенка.
Результаты методики «Семейные ценности» свидетельствуют о необходимости организации психосоциальной и психолого-педагогической помощи данным семьям.
Комплексный подход в решении указанных направлений помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии, будет обеспечен в случае создания государственно-общественной помощи таким семьям.
Литература
Аксенова Л.И. Маленькие ступеньки, ведущие в большую жизнь // Дефектология. 1999. № 3. С. 69 - 71.
Аксенова Л.И. Модель комплексного образовательного учреждения // Дефектология. 2001. № 4. С. 15 — 23.
Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детой с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997. № 1. С. 3- 10.
Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. М.: Академия, 2001. 191с.
Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. 18с.
Альманах психологических тестов. М., 1995. С. 325 — 329.
Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро В.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями//Детский практический психолог. 1995. №7. С. 35 — 39.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. 199с.
Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника. М., 1991.120с.
Голубева А.В. Социальная защита детей-инвалидов и их родителей. Владимир, 2001. С. 3.
Гурко Т.А. Особенности развития личности подростов в различных типах семей // СОЦИС. 1996. №3. С. 81.
Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье». Обнинск: Принтер, 1993.32с.
Дементьева И.Ф. Российская семья: Проблемы воспитания: Руководство для педагогов. М.: Гос, НИИ семьи и воспитания, 2000, С. 35 - 37.
Железнова А.К. Реабилитация неблагополучной семьи методом социального патронажа // Вестник психосоциальной и кор-рекционно-реабилитационной работы. 1998. №4. С. 28 — 39.
Зайцев Д.В, Социологический анализ современной семьи России //Дефектология. 2001. № 6. С. 3 - 10.
Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их развития и обучения с древних времен до середины XX века. М.; НПО «Образование», 1995. 400 с.
Зимняя И.А. Социальный работник: проблема формирования новой профессии в плане подготовки специалистов // Проблемы семьи и детства в современной России. М., 1992. С. 27-31.
Зотова А.М. Интеграция ребенка-инвалида в среде здоровых сверстников как метод социальной адаптации //Дефектология. 1997. №6. С. 21 -25.
История социальной работы в России. М.: Владос, 1999. 247 с.
Каткова И.П., Кузнецова В.В. Методические основы организации социальной работы в семьях детей-инвалидов // Социальная работа в учреждениях здравоохранения. М., 1992. С. 15-27.
Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями // Мир психологии. 2001. № 2. С. 243-253.
Князев ЕЛ. Педагогика и психология социальной деприва-ции // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 5-12.
Кожаном Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка // Начальная школа. 2000. № 7. С. 33.
Концепция развития социальной службы в РФ. М„ 1993. С. 59 — 62.
ЛовцоваН.И. Три понятия системной теории семьи по Дэвиду Олсону // Семья. Дети. Общество. Анализ отношений и образовательных программ. Саратов, 1994. С. 12 — 21.
Ляшенко А.И. Состояние и перспективы становления государственной службы социальной помощи семье в России // Социальная работа и проблемы подготовки кадров. М., 1992. С. 15-16.
Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок.: Дис. канд. пед. наук. М., 1976.187с.
Молдер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида //Дефектология. 1995. №5. С. 12-15. Мамайчук И.И., Киреева П.А. Психолого-педагогическая помощь семье. Л., 1986.176с.
Мастюкова Е.М. Московшш А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. 160с.
Мигелева П.В. Содержание и методы работы социального педагога // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационнойработы. 2001. №3. С. 18 — 31.
Мишина ГЛ. Формы организации коррекционно-педагоги-ческой работы специалиста-дефектоло га с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития//Дефектология. 2001. № 1. С. 60-64.
Мотина О.А. Становление образования детей с отклонениями в развитии в России конца XIX — первой трети XX в.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Курск, 2002. 21 с.
Мудрик А.В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи //Новые ценности. М., 1995. № 3. С. 56.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994. 117с.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000.191 с.
Никитина А.П. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. 2000. №9. С. 13-15.
Никитина А.П. Технологии социально-педагогической работы: краткий анализ // Воспитание школьников. 2000. № 10. С. 14-15.
Никитина Л.Я. Узловые моменты профессии // Воспитание школьников. 2000. № 7. С. 20-21.
Овчарова Р.В., Жданов А.Ю. Работа школьного психолога с семьей. Архангельск, 1997. 78 с.
Панов А.М. Состояние и перспективы формирования системы социальных работников с семьей и детьми РФ // Теоретическая и практическая деятельность социальных работников и их подготовка в системе высших школ. М., 1992.137с.
Проблемы инвалидов и их решение на региональном уровне и уровне местного самоуправления // ВООО ВОЙ. Владимир, 2002. 89 с.
Прикладная социальная психология. М., Воронеж, 1998. 688с.
Психологические тесты. Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. М.: Владос, 2001. Т. 2, С. 153 - 169.
Реан АА., Коломинский Б.В. Социальная педагогическая психология: Учебное пособие. СПБ: Питер, 1999. 416с.
Семаго М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства. М., 992. 214 с.
Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бода-лева, В.В. Столика. М., 1989. 208 с.
Словарь-справочник по отечественной социальной педагогике / Под ред. С.А. Завражина. Владимир, 2000. 254 с.
Смирнова Е.А. Семья нетипичного ребенка. Саратов, 1996. С. 55.
Сноу Д.-Д. Семейная терапия как метод социальной работы. В кн.: Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2т. Т. 1. М., 1993. 324с.
Танюхтш Э.И. Комплексная реабилитация детей с основными инвалидизирующими заболеваниями в условиях центра реабилитации // Вестник психосоциальной и коррек-ционно-реабилитационной работы. 1996. № 4. С. 45 — 53.
Теория и методика социальной работы. М.: Союз, 1994. 339с.
Теория социальной работы.: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Хо-лостовой. М.: Юристъ, 2001. 334с.
Гингей-Михаалис К. Дети с недостатками развития; Книга в помощь родителям. М.: Пед., 1988. 232 с.
Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии//Дефектология. 1999. №3. С. 30 — 36.
Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии //Дефектология. № 4. С. 3-9.
Торохтий В.С. Общая характеристика методики оценки психологического здоровья семьи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. №4. С. 21-30.
Философские проблемы теории адаптации/Под ред. В.В. Царе-городцева. М., 1975. С. 232.
Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. М.-Воронеж, 1997.192с.
Фирсов М.В. История социальной работы в России. М.: Владос, 1997.247с.
Шеляг Т.В. Социальные проблемы семьи. В кн.: Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., 1992. С. 72-86.
Шуржунов Е.В. Опыты работы социально-реабилитационного центра г. Балахны Нижегородской области по социальному патронажу семей //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2002. № 1. С. 51 — 64.
Эйдемиллер Э.Г. Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990. С. 108-109.
Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ-РАН, 1995. С. 315. Юртсшкин В.В., Комарова О.Г. Семья ребенка с «особыми нуждами». Школьное здоровье; 1996. Т. 3.
Лрская-Смирнова Е.Р, Социокультурный анализ нетипичности. Саратов,1997. 95 с.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте состояние типичной российской семьи, воспитывающей аномального ребенка.
2. Каковы функции семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья?
3. Чем отличаются зарубежные и отечественные модели помощи семьям, воспитывающим аномальных детей?
4. Раскройте основные направления по реализации социально-педагогической помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии.
5. Проведите исследование личностных особенностей матерей (отцов), воспитывающих умственно отсталых детей.
Темы для докладов и рефератов
1. Типы семей, воспитывающих аномальных детей.
2. Детс ко-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих умственно отсталых детей.
3. Стратегии защитного поведения родителей детей-инвалидов.
4. Социальная адаптация родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
5. Страхи и фобии родителей, воспитывающих умственно отсталого ребенка.
6. Типы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих здорового и аномального ребенка.
7. Содержание и формы оказания помощи семьям, имеющим детей с особыми потребностями.
8. Организация комплексной социально-педагогической работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии.
9. Особенности личности матерей (отцов), воспитывающих детей с умственной отсталостью.