І 5.3. Опытно-зкспериментальная работа

Для практического решения проблем семьи, воспи­тывающей аномального ребенка, необходима разработ­ка основных стратегий, направленных на реализацию социально-педагогической помощи семьям данной ка­тегории. Однако эти стратегии нельзя определить, не изучив качественных характеристик семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, с точки зрения выяв­ления условий внутри семьи, необходимых для полно­ценного формирования личности аномального ребенка,

С целью решения этой проблемы было проведено социально-психологическое и социально-педагогическое диагностическое обследование членов семьи, воспиты­вающей ребенка с интеллектуальными нарушениями.

Объектом диагностического исследования явля­лись семьи детей, имеющих легкую степень умствен­ной отсталости, обучающихся в 12-й школе-интерна­те г. Владимира.

На основе анализа внутрисемейных отношений определялся уровень интеграции семьи с аномальным ребенком в общество, тип отношений между родителя­ми и ребенком, а в случае дисбаланса этих отноше­ний — его причина.

В исследовании использовались как методы наблю­дения, педагогической беседы и анкетирования, так и методики высокого уровня формализации. Последние были представлены проективными методиками, вклю­чающими как методики диагностики внутрисемейных отношений, так и методики качественных характерис­тик семей.

В качестве методик диагностики внутрисемейных отношений мы использовали: «Методику Рене Жиля» и «Кинестетический рисунок семьи», а также методи­ки качественных характеристик семей: «Матрица оп­ределения комплексного показателя социального бла­гополучия семьи как института воспитания» И.Ф. Де­ментьевой, методика «Семейные ценности» В.С. Торох-тиего и «Социальный паспорт семьи» для выяснения потребностей ее членов.

Описание методик исследования

Тест « Кинестетический рисунок семьи» Историческая справка о методике.

Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возник­ла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.

Цель применения теста.Выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Задачи.На основе выполнения изображения, отве­тов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Инструкция. «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «се­мья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При ин­дивидуальном обследовании время выполнения зада­ния обычно длится 30 минут. При групповом выпол­нении теста время чаще ограничивают в пределах 15 — 30 минут.

После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вер­бальным путем).

Обычно задаются вопросы:

— Скажи, кто тут нарисован?

— Где они находятся?

— Что они делают? Кто это придумал?

— Им весело или скучно? Почему?

— Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему? Можно задать ребенку для выбора решение 6 си­туаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные.

— Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

— Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

— Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бу­мажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

— Ты имеешь ... билетов (на один меньше, чем чле­нов семьи) на интересную кинокартину. Кто оста­нется дома?

— Представь себе, что ты попал на необитаемый ос­тров. С кем бы ты хотел там жить?

— Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Интерпретация теста «Кинестетический рисунок семьи» На основании особенностей изображения можно определить:

— степень развития изобразительной культуры, ста­дию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изяще­ство линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;

— особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физичес­ком состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. п., тогда как большие размеры, при­менения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованно­сти, отсутствии напряженности и утомления;

— особенности внутрисемейных отношений и эмоци­ональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хао­тично изображены на плоскости листа, далеко от­стоят друг от друга, сильно выражены отрицатель­ные эмоции я т. д.).

Методика Рене Жиля

Для исследования сферы межличностных отноше­ний ребенка и его восприятия внутрисемейных отно­шений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении соци­альной приспособленности ребенка, а также его вза­имоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состо­ит из 42 картинок с изображением детей, детей с взрослыми, а также тестовых заданий. Ее направлен­ность — выявление особенностей поведения в раз­нообразных жизненных ситуациях, важных для ре­бенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сооб­щается, что от него ждут ответов на вопросы по кар­тинкам. Ребенок рассматривает рисунок, слушает или читает вопросы, отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изоб­раженных людей либо идентифицировать себя с пер­сонажем, занимающим-то или иное место в группе, Он может выбрать его ближе или дальше от опреде­ленного лица. В тестовых заданиях ребенку предла­гается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометричес­ких, Таким образом, методика позволяет получить ин­формацию об отношении ребенка к разным окружа­ющим его людям (к семейному окружению) и явле­ниям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных текстов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее фор­мализации и квалификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно. Психологический материал, характеризующий си­стему личностных отношений ребенка, можно разде­лить на две большие группы переменных.

1. Переменные, характеризующие конкретно-лич­ностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отно­шение к другу или подруге, к авторитетному человеку и пр.

2. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях; общитель­ность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

Всего авторы, адаптировавшие методику, выде­ляют 12 признаков: отношение к матери; отношение к отцу; отношение к матери и отцу как к семейной чете; отношение к братьям и сестрам; отношение к бабушке и дедушке; отношение к другу; отношение к учителю; любознательность; стремление к доми­нированию; общительность; отгороженность; адек­ватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица из максимального числа заданий, направленных на выявление соответ­ствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу проек­тивных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использова­на как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих и статистической обработки [6, 367-373].

Социальныйпаспорт семьи

Социальный паспорт семьи позволяет выяснить насущные запросы и потребности аномальных де­тей и их семей, а также услуги, в которых они нуж­даются.

На основе «социальных паспортов» планируется дальнейшая деятельность по организации психолого-педагогической, юридической, социальной помощи и поддержки.

«Социальный паспорт» — это своеобразная сту­пень в «диагностике» семьи.

На основе полной диагностики впоследствии стро­ится социально-педагогическая помощь семьям, име­ющим детей с отклонениями в развитии.

Располагая информационной базой, банком данных о семьях и детях-инвалидах, нуждающихся в социаль­ной поддержке, можно стремиться к формированию системы социального обслуживания населения, к созда­нию комплексной, совместной работы сети учреждений, призванных оказывать разнообразную социально-педа­гогическую помощь семье и детям. Можно разрабаты­вать и отрабатывать методики и технологии взаимодей­ствия с данной категорией семей и детей. [31, 27 — 30].

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ Проживающей по адресу:

1. Состав семьи:.

Отец: Бабушка:, Мать:

Дедушка: Дети: _

Другие родственники:

2. Жилищно-бытовые условия:.

3. Материальное состояние:.

4. Характеристика социального окружения:-

5. Гос. учреждения, с которыми контактируют чле­ны семьи:______,-------------------------------------—

Учебные заведения (дошк. учр-я):_______________

КДН:_ ОППН:-ЖЭУ: -

Место работы родителей:------

Наркологический диспансер:

Прочие учреждения

6. Психологическая характеристика:

7. Категория:___________

8. Травмирующий фактор:

9. Социальная характеристика семьи (на основе изучения документов, посещения семьи, личных бе­сед с членами семьи):___________________________

10. Выводы:.

11. План действий:.

Матрица определения комплексного показателя социального благополучия семьи как института вос­питания.Данная методика разработана ведущим пе­дагогом Государственного НИИ семьи и воспитания И.ф. Дементьевой.

Цель. Изучение и оценка воспитательного потен­циала семьи на основе ее социального благополучия, выявление семей группы повышенного риска.

Описание методики. В ходе исследования оцени­вается ряд социальных показателей семьи. За каж­дое выбранное утверждение присваивается опреде­ленный балл, Общая сумма баллов позволяет отнести обследуемую семью к одной из трех групп семей [13,35-37].

Матрица определения комплексного показателя со­циального благополучия семьи как института воспитания

1. Состав семьи:

— мать, отец, дедушка, бабушка (5)

— только мать и отец (4)

— мать и отчим, отец и мачеха (3)

— одна мать, один отец (2)

— нет родителей: бабушка, дедушка, другие родствен­ники (1)

2. Санитарно-жилищные условия семьи:

— благоустроенная отдельная квартира (5)

— квартира с родителями супруга(и) (4)

— более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами (3)

— комната в коммунальной квартире, общежитии с

удобствами (2)

— комната в общежитии, в бараке без удобств (1)

3. Доход семьи:

— могут практически ни в чем себе не отказывать (5)

— денег в основном хватает, но для покупки това­ров длительного пользования берут кредит или в

долг (4)

— на повседневные расходы денег хватает, но покуп­ка одежды вызывает трудности (3)

— живут от зарплаты до зарплаты (2)

— денег до зарплаты не хватает (1)

4. Педагогический стиль семьи:

— постоянная поддержка, разумная требователь­ность к детям, демократизм отношений, атмосфе­ра доверия (5)

— слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навяз­чивость (4}

— первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дру­желюбного отношения к детям (3)

— равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнад­зорность, дети как дополнительное бремя, допол­нительная проблема жизни (2)

— напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяе­мые к детям (1)

5. Уровень социального здоровья семьи:

— атмосфера взаимной поддержки, доброжелатель­ства, любви (5)

— здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» (4}

— в семье ссоры, скандалы, один из супругов скло­нен к выпивке (3)

— судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одно­го или обоих супругов (2)

— стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркома­ния, асоциальное поведение (1)

6. Ценность детей в семье:

— дети — главная ценность семьи (5)

— дети — равнозначимая ценность наряду с супру­жеством (4)

— дети дополняют супружеские отношения (3)

— дети— элемент социального статуса: «как у всех» (2)

— дети — обуза, доставляют много дополнительных забот, беспокойства (1)

7. Отношения семьи со школой;

— высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, полная информированность о школьных делах ребенка (5)

— обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях (4)

— интерес к школьной жизни ребенка односторон­ний: только у матери (3)

— критика педагогических методов школы, уклоне­ние от посещения родительских собраний (2)

— отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы {в целях эксплуатации его труда, по дру­гим причинам) (1)

Матрица определения комплексного показателя социального благополучия семьи как института воспи­тания предполагает выявление трех групп семей:

— семьи группы повышенного риска (ниже 21 балла);

— семьи в пределах допустимой нормы (от 22 до 30 баллов);

— благополучные семьи (более 31 балла).

Наши рекомендации