І 5.3. Опытно-зкспериментальная работа
Для практического решения проблем семьи, воспитывающей аномального ребенка, необходима разработка основных стратегий, направленных на реализацию социально-педагогической помощи семьям данной категории. Однако эти стратегии нельзя определить, не изучив качественных характеристик семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, с точки зрения выявления условий внутри семьи, необходимых для полноценного формирования личности аномального ребенка,
С целью решения этой проблемы было проведено социально-психологическое и социально-педагогическое диагностическое обследование членов семьи, воспитывающей ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Объектом диагностического исследования являлись семьи детей, имеющих легкую степень умственной отсталости, обучающихся в 12-й школе-интернате г. Владимира.
На основе анализа внутрисемейных отношений определялся уровень интеграции семьи с аномальным ребенком в общество, тип отношений между родителями и ребенком, а в случае дисбаланса этих отношений — его причина.
В исследовании использовались как методы наблюдения, педагогической беседы и анкетирования, так и методики высокого уровня формализации. Последние были представлены проективными методиками, включающими как методики диагностики внутрисемейных отношений, так и методики качественных характеристик семей.
В качестве методик диагностики внутрисемейных отношений мы использовали: «Методику Рене Жиля» и «Кинестетический рисунок семьи», а также методики качественных характеристик семей: «Матрица определения комплексного показателя социального благополучия семьи как института воспитания» И.Ф. Дементьевой, методика «Семейные ценности» В.С. Торох-тиего и «Социальный паспорт семьи» для выяснения потребностей ее членов.
Описание методик исследования
Тест « Кинестетический рисунок семьи» Историческая справка о методике.
Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.
Цель применения теста.Выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Задачи.На основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Инструкция. «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15 — 30 минут.
После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).
Обычно задаются вопросы:
— Скажи, кто тут нарисован?
— Где они находятся?
— Что они делают? Кто это придумал?
— Им весело или скучно? Почему?
— Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему? Можно задать ребенку для выбора решение 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные.
— Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
— Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
— Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
— Ты имеешь ... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
— Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
— Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Интерпретация теста «Кинестетический рисунок семьи» На основании особенностей изображения можно определить:
— степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;
— особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;
— особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции я т. д.).
Методика Рене Жиля
Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей, детей с взрослыми, а также тестовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунок, слушает или читает вопросы, отвечает.
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим-то или иное место в группе, Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В тестовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических, Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.
Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных текстов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квалификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно. Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно разделить на две большие группы переменных.
1. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному человеку и пр.
2. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях; общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.
Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков: отношение к матери; отношение к отцу; отношение к матери и отцу как к семейной чете; отношение к братьям и сестрам; отношение к бабушке и дедушке; отношение к другу; отношение к учителю; любознательность; стремление к доминированию; общительность; отгороженность; адекватность.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих и статистической обработки [6, 367-373].
Социальныйпаспорт семьи
Социальный паспорт семьи позволяет выяснить насущные запросы и потребности аномальных детей и их семей, а также услуги, в которых они нуждаются.
На основе «социальных паспортов» планируется дальнейшая деятельность по организации психолого-педагогической, юридической, социальной помощи и поддержки.
«Социальный паспорт» — это своеобразная ступень в «диагностике» семьи.
На основе полной диагностики впоследствии строится социально-педагогическая помощь семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии.
Располагая информационной базой, банком данных о семьях и детях-инвалидах, нуждающихся в социальной поддержке, можно стремиться к формированию системы социального обслуживания населения, к созданию комплексной, совместной работы сети учреждений, призванных оказывать разнообразную социально-педагогическую помощь семье и детям. Можно разрабатывать и отрабатывать методики и технологии взаимодействия с данной категорией семей и детей. [31, 27 — 30].
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ Проживающей по адресу:
1. Состав семьи:.
Отец: Бабушка:, Мать:
Дедушка: Дети: _
Другие родственники:
2. Жилищно-бытовые условия:.
3. Материальное состояние:.
4. Характеристика социального окружения:-
5. Гос. учреждения, с которыми контактируют члены семьи:______,-------------------------------------—
Учебные заведения (дошк. учр-я):_______________
КДН:_ ОППН:-ЖЭУ: -
Место работы родителей:------
Наркологический диспансер:
Прочие учреждения
6. Психологическая характеристика:
7. Категория:___________
8. Травмирующий фактор:
9. Социальная характеристика семьи (на основе изучения документов, посещения семьи, личных бесед с членами семьи):___________________________
10. Выводы:.
11. План действий:.
Матрица определения комплексного показателя социального благополучия семьи как института воспитания.Данная методика разработана ведущим педагогом Государственного НИИ семьи и воспитания И.ф. Дементьевой.
Цель. Изучение и оценка воспитательного потенциала семьи на основе ее социального благополучия, выявление семей группы повышенного риска.
Описание методики. В ходе исследования оценивается ряд социальных показателей семьи. За каждое выбранное утверждение присваивается определенный балл, Общая сумма баллов позволяет отнести обследуемую семью к одной из трех групп семей [13,35-37].
Матрица определения комплексного показателя социального благополучия семьи как института воспитания
1. Состав семьи:
— мать, отец, дедушка, бабушка (5)
— только мать и отец (4)
— мать и отчим, отец и мачеха (3)
— одна мать, один отец (2)
— нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники (1)
2. Санитарно-жилищные условия семьи:
— благоустроенная отдельная квартира (5)
— квартира с родителями супруга(и) (4)
— более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами (3)
— комната в коммунальной квартире, общежитии с
удобствами (2)
— комната в общежитии, в бараке без удобств (1)
3. Доход семьи:
— могут практически ни в чем себе не отказывать (5)
— денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в
долг (4)
— на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности (3)
— живут от зарплаты до зарплаты (2)
— денег до зарплаты не хватает (1)
4. Педагогический стиль семьи:
— постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия (5)
— слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость (4}
— первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям (3)
— равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни (2)
— напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям (1)
5. Уровень социального здоровья семьи:
— атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви (5)
— здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» (4}
— в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке (3)
— судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов (2)
— стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение (1)
6. Ценность детей в семье:
— дети — главная ценность семьи (5)
— дети — равнозначимая ценность наряду с супружеством (4)
— дети дополняют супружеские отношения (3)
— дети— элемент социального статуса: «как у всех» (2)
— дети — обуза, доставляют много дополнительных забот, беспокойства (1)
7. Отношения семьи со школой;
— высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, полная информированность о школьных делах ребенка (5)
— обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях (4)
— интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери (3)
— критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний (2)
— отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы {в целях эксплуатации его труда, по другим причинам) (1)
Матрица определения комплексного показателя социального благополучия семьи как института воспитания предполагает выявление трех групп семей:
— семьи группы повышенного риска (ниже 21 балла);
— семьи в пределах допустимой нормы (от 22 до 30 баллов);
— благополучные семьи (более 31 балла).