Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения
На пороге школьного обучения становление сферы саморегуляции имеет особое значение. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Характерная для детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста недостаточная сформи-рованность осознанной саморегуляции деятельности является тормозящим фактором когнитивного и личностного развития ребенка, а также одной из основных причин, порождающих трудности в учебно-познавательной деятельности.
Работа психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений:
• ставить и удерживать цель деятельности;
• планировать действия;
• определять и сохранять способ действий;
• использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
• осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
• оценивать процесс и результат
Особое внимание должно уделяться пробуждению у ребенка осознания собственных действий, причин успехов и неудач, формированию у него веры в собственные силы.
Н.В.Бабкиной представлены критерии определения уровня сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР и описаны четыре выделенных уровня. Для детей каждого уровня определены конкретная область психолого-педагогического воздействия, а также направления и содержание групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в рамках психологического сопровождения.
Дети, характеризующиеся 2-4 уровнями сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности, нуждаются в различных формах организации занятий: групповой, в малых группах, индивидуальной.
С детьми с ЗПР, продемонстрировавшими 2-й уровень, проводятся групповые занятия, основными задачами которых являются:
• формирование свернутой (в плане внутренней речи) саморегуляции на этапе формирования программы действий с возвращением к наглядной программе при затруднениях;
• формирование основных способов самоконтроля на всех этапах деятельности;
• формирование переноса освоенных приемов саморегуляции на спонтанную познавательную деятельность.
С детьми, характеризующимися 3-м и 4-м уровнями, проводятся индивидуальные занятия, так как групповые занятия с ними на первом этапе работы являются неэффективными из-за их неспособности продуктивно работать в таких условиях.
С детьми с ЗПР, продемонстрировавшими 3-й уровень, проводятся индивидуальные занятия, основными задачами которых являются:
• формирование умения сохранить цель работы и удерживать правило на протяжении всего времени выполнения задания;
• формирование умения составлять программу действий совместно со взрослым;
• формирование развернутой (в плане внешней речи) саморегуляции на этапе реализации программы действий;
• , формирование умения работать без активного контроля со
стороны взрослого, постепенный переход с внешнего контроля на самоконтроль;
• формирование адекватной самооценки.
С детьми с ЗПР, продемонстрировавшими 4-й уровень, проводятся индивидуальные занятия, основными задачами которых являются:
• формирование положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности;
• формирование функционального уровня осознанной саморегуляции деятельности (произвольного внимания, произвольного запоминания и т. д.);
• формирование умения принимать и выполнять несложные задания под непосредственным контролем психолога;
• формирование умения осознанно выделять общую цель задания;
• формирование умения определять (в плане внешней речи) правила выполнения задания;
• постепенный переход к программе, разработанной для детей 3-го уровня.
Цель индивидуальных занятий с детьми, характеризующимися 3 и 4 уровнями сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности, состоит в обеспечении возможности перехода к работе в малых группах, а затем — к групповым занятиям.
Работа строится на основе выявленного уровня актуального и зоны ближайшего развития с учетом индивидуального темпа развития ребенка. В качестве первичных форм организации групповых занятий используются те виды коллективной деятельности, которые представляют для детей интерес прежде всего своим процессом (подвижные и дидактические игры, продуктивные виды деятельности и т. д.).
Ниже приводится программа занятий психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности (автор — кандидат психологических наук Н. В. Бабкина).
Программа занятий психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности включает подготовительный период и три этапа основного цикла.
Содержание занятий по этапам отличается основным направлением работы, различной степенью самостоятельности ребенка при выполнении заданий и применением различных видов помощи.
Подготовительный период
Цели:, установление контакта с ребенком, подготовка к взаимодействию с психологом, привлечение внимания к регуляции деятельности.
Задачи:
• формирование интереса к выполнению заданий психолога;
• обучение умению принимать и выполнять задания под непосредственным контролем психолога;
• обучение контролю правильности выполнения действий.
Средства: подвижные игры и упражнения, игры на внимание.
Организация занятий: в малых группах и индивидуальная,
Виды помощи: стимулирующая, организующая, обучающая,
Основной цикл
I этап
Цель: формирование у ребенка осознанной саморегуляции исполнительских действий (формирование и сохранение способа действий под руководством взрослого),
Задачи:
• анализ наглядного образца, состоящего из простых элементов;
• поэлементное копирование образца под руководством взрослого с последующим целостным копированием под руководством взрослого;
• оценка взрослым результата деятельности;
• исправление ошибок по указанию взрослого;
• словесный отчет о проделанных действиях.
Средства: конструктивная деятельность по наглядному образцу, состоящему из простых элементов; игры и задания на внимание.
Организация занятий: индивидуальная.
Виды помощи: стимулирующая, организующая, обучающая.
2 этап
Цель: формирование у ребенка осознанной саморегуляции прогностического этапа деятельности (планирование действий).
Задачи:
• планирование совместно со взрослым этапов выполнения задания с последующим самостоятельным выполнением задания;
• оценка результатов своей деятельности (совместно со взрослым);
• самостоятельное исправление ошибок;
• словесный отчет по этапам действий.
Средства: составление плана, задания с «шифровками», задания с многоступенчатой инструкцией и с возможностью распределения функций (организатор, исполнитель, контролер).
Организация занятий: в малых группах.
Виды помощи: стимулирующая, организующая.
3 этап
Цель: формирование у ребенка осознанной саморегуляции, связанной с самостоятельной постановкой и удержанием цели деятельности.
Задачи:
• самостоятельная постановка цели деятельности;
• самостоятельное планирование последовательности действий;
• самостоятельное выполнение задания;
• самостоятельная оценка процесса и результатов деятельности;
• самостоятельное нахождение и исправление ошибок;
• словесный отчет о цели деятельности и этапах ее достижения.
Средства: задания, аналогичные заданиям предыдущих этапов,
с возможностью самостоятельного составления заданий; игры и задания, построенные по принципу «Маленький учитель».
Организация занятий: групповая.
Виды помощи: стимулирующая.
Основным способом формирования осознанной саморегуляции познавательной деятельности является организация внешних (практических) действий на специально созданной ориентировочной основе и постепенный их переход во внутренний план — план собственной регуляции.
Содержание занятий позволяет постепенно усложнять требования к программе действий ребенка, осуществлению и контролю деятельности, гибко менять режим работы с целью повышения организованности и работоспособности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Назанятиях психолог активно использует различные виды помощи (стимулирующую, организующую, обучающую). Он организует и стимулирует деятельность ребенка побуждающими вопросами, привлечением внимания к образцу, совместным формулированием правил, поощрением правильных действий и т. д.
Заключение
Проблема помощи детям с ЗПР приобрела в последние годы особую актуальность. По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.
Особую важность в этой связи приобретает дифференцированный подход к определению условий обучения этих детей. Грамотная оценка уровня психологической готовности ребенка к школе позволит специалистам рекомендовать оптимальные условия его обучения (в традиционной системе или в системе коррекционно-развивающего обучения), а также разработать программу психологического сопровождения.
В отличие от традиционно применяемых методик, в предоставленной программе учитываются особенности детей с ЗПР, что оказывает существенное влияние как на организацию процедуры обследования, так и на интерпретацию полученных результатов. Так, например, целью достаточно известной и хорошо зарекомендовавшей себя методики «Домик» (автор Н. И. Гуткина) является диагностика произвольного внимания. В случае обследования ребенка с ЗПР эта цель расширяется и дополняется диагностикой сформированности пространственных представлений, слабое развитие которых характерно для детей изучаемой категории. С помощью этой методики психолог может также оценить уровень сформированности осознанной саморегуляции деятельности. В данном случае принципиально важной является групповая форма выполнения задания, так как ребенок с ЗПР именно в условиях фронтальной работы в наибольшей степени обнаруживает все особенности регуляторной сферы.
Вопросы для экспериментальной беседы по выявлению «внутренней позиции школьника»
1. Ты хочешь идти в школу? Почему?
2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Работу, которая у тебя не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь ее?
8. Тебе нравятся школьные принадлежности?
9. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, устроит ли это тебя? Почему?
10. Если сейчас ты с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем? Почему?
11. В игре в школу что бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему?