И целенаправленное формирование высших

Психических функций

Развитие познавательной деятельности является традици­онным направлением работы психолога в дошкольном обра­зовательном учреждении и предполагает:

• стимуляцию познавательной активности как средства фор­мирования устойчивой познавательной мотивации;

• развитие внимания (устойчивость, концентрация, повы­шение объема, переключение, самоконтроль и т. д.);

• развитие памяти (расширение объема и устойчивости, фор­мирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

• развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;

• формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения су­щественных признаков и закономерностей), развитие эле­ментарного умозаключающего мышления и гибкости мыс­лительных процессов.

Ниже приводим программу занятий психолога по активи­зации познавательной деятельности детей с ЗПР (автор — кан­дидат психологических наук Н. В. Бабкина).

Подробно организация занятий, а также методические рекомендации по их проведению представлены в пособии Н. В. Бабкиной (2002).

Занятия, способствующие развитию внимания и памяти, про­странственного восприятия и воображения, а также основ логичес­кого мышления, проводятся психологом по плану, составленному в соответствии с Программой индивидуального развития ребенка, раз­работанной психолого-медико-педагогическим консилиумом обра­зовательного учреждения. Занятия целесообразно проводить 2 раза в неделю за счет часов, предназначенных для индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

Важным условием поурочного планирования является реализа­ция принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением доминирующих объектов воздействия, из­меняющихся по мере формирования у детей с ЗПР познавательной деятельности и ее саморегуляции. В связи с этим программа заня­тий условно разделена на 4 взаимосвязанных этапа, построенных по типу спирали. Содержание этапов различается типом и уровнем сложности используемых заданий и упражнений. На первом этапе основной упор делается на развитие восприятия (формирование сен­сорных эталонов в сфере зрительного и слухового восприятия, пол­ноты, дифференцированности) и различных аспектов внимания (объема внимания, переключения внимания, сосредоточения, са­моконтроля). На заключительных этапах основное внимание уде­ляется развитию аналитико-синтетической сферы.

Этап

Развитие аналитико-синтетической сферы

Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образ­ному с обобщением на наглядном уровне. Формирование операций классификации, сериации, обобщения. Развитие способности анали­зировать простые закономерности. Умение выделять в явлении раз­ные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.

Упражнения на выявление существенного в явлениях окружаю­щей действительности. Упражнения на простейший анализ с прак­тическим и мысленным разделением объекта на составные элемен­ты; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по за­данным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т. д.; различные виды задач на группировку — «Исключи лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи закономерность»; аналитиче­ские задачи 1-го типа с прямым утверждением.

Развитие внимания

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, «Графиче­ский диктант» с выявлением закономерностей (по визуальному об­разцу), составление простых узоров из карточек по образцу («Моза­ика»), знакомство с игрой «Муха» (1-й уровень с указкой у доски), игры «Внимательный художник», «Точки», «И мы..,», «Запутан­ные дорожки».

3. Развитие восприятия и воображения

Формирование сенсорных эталонов в сфере зрительного и слухо­вого восприятия. Развитие пространственной ориентировки, воспри­ятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструкторских навыков и воображения.

Упражнения на восприятие и воспроизведение ритма, интонаций. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т. п.): «Графический диктант», наложен­ные рисунки, составление мозаики из 4-х элементов с зарисовыва­нием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изо­бражений. Игры на составление фигур из заданных элементов.

Развитие памяти

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти.

Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предме­тов без учета месторасположения), игры «Внимательный худож­ник», «Найди отличия».

Наши рекомендации