И целенаправленное формирование высших
Психических функций
Развитие познавательной деятельности является традиционным направлением работы психолога в дошкольном образовательном учреждении и предполагает:
• стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
• развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т. д.);
• развитие памяти (расширение объема и устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
• развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
• формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
Ниже приводим программу занятий психолога по активизации познавательной деятельности детей с ЗПР (автор — кандидат психологических наук Н. В. Бабкина).
Подробно организация занятий, а также методические рекомендации по их проведению представлены в пособии Н. В. Бабкиной (2002).
Занятия, способствующие развитию внимания и памяти, пространственного восприятия и воображения, а также основ логического мышления, проводятся психологом по плану, составленному в соответствии с Программой индивидуального развития ребенка, разработанной психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения. Занятия целесообразно проводить 2 раза в неделю за счет часов, предназначенных для индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
Важным условием поурочного планирования является реализация принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением доминирующих объектов воздействия, изменяющихся по мере формирования у детей с ЗПР познавательной деятельности и ее саморегуляции. В связи с этим программа занятий условно разделена на 4 взаимосвязанных этапа, построенных по типу спирали. Содержание этапов различается типом и уровнем сложности используемых заданий и упражнений. На первом этапе основной упор делается на развитие восприятия (формирование сенсорных эталонов в сфере зрительного и слухового восприятия, полноты, дифференцированности) и различных аспектов внимания (объема внимания, переключения внимания, сосредоточения, самоконтроля). На заключительных этапах основное внимание уделяется развитию аналитико-синтетической сферы.
Этап
Развитие аналитико-синтетической сферы
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне. Формирование операций классификации, сериации, обобщения. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.
Упражнения на выявление существенного в явлениях окружающей действительности. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным разделением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т. д.; различные виды задач на группировку — «Исключи лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи закономерность»; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.
Развитие внимания
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по визуальному образцу), составление простых узоров из карточек по образцу («Мозаика»), знакомство с игрой «Муха» (1-й уровень с указкой у доски), игры «Внимательный художник», «Точки», «И мы..,», «Запутанные дорожки».
3. Развитие восприятия и воображения
Формирование сенсорных эталонов в сфере зрительного и слухового восприятия. Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструкторских навыков и воображения.
Упражнения на восприятие и воспроизведение ритма, интонаций. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т. п.): «Графический диктант», наложенные рисунки, составление мозаики из 4-х элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на составление фигур из заданных элементов.
Развитие памяти
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти.
Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры «Внимательный художник», «Найди отличия».