Простой категорический силлогизм»
Время – 4 часа.
Содержание занятия:
Вопрос 1. Простой категорический силлогизм:
- определение ПКС;
- разбор ПКС: понятие о крайних терминах, меньшем и большем терминах, меньшей и большей посылках;
- средний термин ПКС и его значение;
- аксиома ПКС;
- общие правила ПКС: правила терминов и правила посылок;
- фигуры ПКС, правила фигур;
- модусы ПКС, значение правильных модусов.
Контрольный опрос. (Проверка теоретических знаний. Может проводится как в устной, так и в письменной форме).
1. Дайте определение понятию «умозаключение».
2. ПКС: сущность и структура.
3. Общие правила ПКС: правила терминов, правила посылок.
4. Фигуры и модусы ПКС. Частные правила фигур.
Дидактический тренинг (решение задач и упражнений).
Задание для подготовки к практическому занятию:
1. Изучить рекомендованную литературу.
2. Доработать конспект лекций.
3. В тетрадях отразить письменную подготовку к занятию.
4. Выполнить задания, рекомендованные преподавателем.
Литература:
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов – 6-е изд., - М., 2011. С. 104-125.
2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие – М., 2011. С. 48-67.
Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии»
Время – 2 часа
Содержание занятия:
Вопрос 1. Сущность и виды индукции:
- определение индукции как вида умозаключения;
- соотношение дедукции и индукции, связь и различие;
- требования к индуктивному обобщению;
- полная индукция: сущность, схема, применение;
- неполная индукция: сущность, схема, применение;
- виды неполной индукции;
- ошибки индуктивного обобщения;
- причинно – следственная связь. Свойства причинной связи;
- методы установления причинных связей (сущность, схемы рассуждений).
Вопрос 2. Методы научной индукции:
- метод (единственного) сходства;
- метод (единственного) различия;
- соединенный метод сходства и различия;
- метод сопутствующих изменений;
- метод остатков.
- значение индукции в научном и обыденном познании, в профессиональной деятельности специалиста МЧС.
Вопрос 3. Умозаключения по аналогии:
- аналогия: генезис, сущность, особенности;
- виды аналогии и схемы рассуждений;
- правила аналогии;
- функции аналогии и её применение.
Контрольный опрос.
Дидактический тренинг (решение задач и упражнений).
Задание для подготовки к практическому занятию 4/6:
1. Изучить рекомендованную литературу.
2. Доработать конспект лекции.
3. Составить в тетради по 2 собственных примера, иллюстрирующих:
- полную индукцию;
- неполную индукцию;
- аналогию свойств;
4. Решить задания по сборнику «Упражнения по логике», рекомендованные преподавателем.
Литература:
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов – 6-е изд., - М., 2011. С. 140-170.
2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие. М., 2011. С. 94-107.
Логические основы доказательства и опровержения»
Время – 2 часа
Содержание занятия:
Вопрос 1. Сущность и структура доказательства:
- определение доказательства;
- структура доказательства;
- тезис, аргументы, демонстрация
Вопрос 2. Прямое доказательство и его виды:
- определение доказательства;
- структура доказательства;
- сущность прямого доказательства;
- виды прямого доказательства (дедукция, индукция, аналогия);
- применение прямого доказательства.
Вопрос 3. Косвенное доказательство:
- сущность непрямого обоснования тезиса;
- схема апагогического косвенного доказательства;
- доказательство методом исключения и условия его применения;
- условия применения косвенных доказательств.
Вопрос 4. Логическая операция опровержения тезиса:
- сущность опровержения (определение);
- структура опровержения;
- общее и различия в доказательстве и опровержении;
- способы опровержения: прямой; косвенный;
- комбинирование способов доказательства (опровержения) в полемике, споре.
Вопрос 5. Правила доказательства. Возможные ошибки в доказательстве:
- правила по отношению к тезису;
- правила по отношению к аргументам;
- правила по отношению к демонстрации;
- особенности правил в применении к доказательству и опровержению;
- лояльные и нелояльные приёмы спора;
- доказательство и убеждение;
- значение теории аргументации.
Контрольный опрос. (Проверка теоретических знаний. Может осуществляться в письменной и устной формах).