Простой категорический силлогизм»

Время – 4 часа.

Содержание занятия:

Вопрос 1. Простой категорический силлогизм:

- определение ПКС;

- разбор ПКС: понятие о крайних терминах, меньшем и большем терминах, меньшей и большей посылках;

- средний термин ПКС и его значение;

- аксиома ПКС;

- общие правила ПКС: правила терминов и правила посылок;

- фигуры ПКС, правила фигур;

- модусы ПКС, значение правильных модусов.

Контрольный опрос. (Проверка теоретических знаний. Может проводится как в устной, так и в письменной форме).

1. Дайте определение понятию «умозаключение».

2. ПКС: сущность и структура.

3. Общие правила ПКС: правила терминов, правила посылок.

4. Фигуры и модусы ПКС. Частные правила фигур.

Дидактический тренинг (решение задач и упражнений).

Задание для подготовки к практическому занятию:

1. Изучить рекомендованную литературу.

2. Доработать конспект лекций.

3. В тетрадях отразить письменную подготовку к занятию.

4. Выполнить задания, рекомендованные преподавателем.

Литература:

1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов – 6-е изд., - М., 2011. С. 104-125.

2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие – М., 2011. С. 48-67.

Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии»

Время – 2 часа

Содержание занятия:

Вопрос 1. Сущность и виды индукции:

- определение индукции как вида умозаключения;

- соотношение дедукции и индукции, связь и различие;

- требования к индуктивному обобщению;

- полная индукция: сущность, схема, применение;

- неполная индукция: сущность, схема, применение;

- виды неполной индукции;

- ошибки индуктивного обобщения;

- причинно – следственная связь. Свойства причинной связи;

- методы установления причинных связей (сущность, схемы рассуждений).

Вопрос 2. Методы научной индукции:

- метод (единственного) сходства;

- метод (единственного) различия;

- соединенный метод сходства и различия;

- метод сопутствующих изменений;

- метод остатков.

- значение индукции в научном и обыденном познании, в профессиональной деятельности специалиста МЧС.

Вопрос 3. Умозаключения по аналогии:

- аналогия: генезис, сущность, особенности;

- виды аналогии и схемы рассуждений;

- правила аналогии;

- функции аналогии и её применение.

Контрольный опрос.

Дидактический тренинг (решение задач и упражнений).

Задание для подготовки к практическому занятию 4/6:

1. Изучить рекомендованную литературу.

2. Доработать конспект лекции.

3. Составить в тетради по 2 собственных примера, иллюстрирующих:

- полную индукцию;

- неполную индукцию;

- аналогию свойств;

4. Решить задания по сборнику «Упражнения по логике», рекомендованные преподавателем.

Литература:

1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов – 6-е изд., - М., 2011. С. 140-170.

2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие. М., 2011. С. 94-107.

Логические основы доказательства и опровержения»

Время – 2 часа

Содержание занятия:

Вопрос 1. Сущность и структура доказательства:

- определение доказательства;

- структура доказательства;

- тезис, аргументы, демонстрация

Вопрос 2. Прямое доказательство и его виды:

- определение доказательства;

- структура доказательства;

- сущность прямого доказательства;

- виды прямого доказательства (дедукция, индукция, аналогия);

- применение прямого доказательства.

Вопрос 3. Косвенное доказательство:

- сущность непрямого обоснования тезиса;

- схема апагогического косвенного доказательства;

- доказательство методом исключения и условия его применения;

- условия применения косвенных доказательств.

Вопрос 4. Логическая операция опровержения тезиса:

- сущность опровержения (определение);

- структура опровержения;

- общее и различия в доказательстве и опровержении;

- способы опровержения: прямой; косвенный;

- комбинирование способов доказательства (опровержения) в полемике, споре.

Вопрос 5. Правила доказательства. Возможные ошибки в доказательстве:

- правила по отношению к тезису;

- правила по отношению к аргументам;

- правила по отношению к демонстрации;

- особенности правил в применении к доказательству и опровержению;

- лояльные и нелояльные приёмы спора;

- доказательство и убеждение;

- значение теории аргументации.

Контрольный опрос. (Проверка теоретических знаний. Может осуществляться в письменной и устной формах).



Наши рекомендации