Длительность занятий и их количество.
Пояснительная записка.
Тема психологической готовности ребенка к школе для психологии не нова. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, А. Керн, С. Штребнл, Я. Йирасек), в отечественной психологии опирается на труды Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.
Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики руки.
Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения в учебную деятельность. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной «неготовности» ребенка к школе является несоответствие степени созревания определенных мозговых структур нервно-психических функций задачам школьного обучения. (И.В. Дубровина, 1995, 1998).
Проявление подобнойнезрелости можно сгруппировать следующим образом:
Низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития мелкой моторики руки до незрелости логических форм мышления.
Низкий уровень развитие мотивационно - волевой сферы, в том числе, недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем произвольного внимания и запоминания и заканчивая проблемами произвольной регуляции поведения.
Низкий уровень социальной зрелости, т.е. несформированность внутренней позиции школьника, наличие коммуникативных проблем.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.
У дошкольников, не посещающих детский сад, зачастую встречается недоразвитие одного или нескольких компонентов психологической готовности к школьному обучению:
-социально-коммуникативный;
-мотивационно-потребностный;
-произвольной регуляции собственной деятельности;
-интеллектуальный;
-речевой.
Попадая в школу, они испытывают трудности в учебной деятельности. Для того, чтобы своевременно предупредить или устранить данные проявления в ДУ может быть организована работа, направленная на подготовку ребёнка к учению. Эту работу ведёт педагог-психолог ДУ, она должна быть целенаправленной, последовательной и системной.
Планируя проведение развивающих занятий, педагог-психолог должен чётко представлять себе уровень актуального развития каждого ребёнка, адекватно этому уровню планировать цели и задачи своей работы.
Цельюданной программыявляется: обеспечить психологическую и интеллектуальную подготовку старших дошкольников, не посещающих ДУ, к школьному обучению.
Задачи:
1. Стимулировать процессы восприятия, мышления, памяти, внимания, речи.
2. Расширять кругозор, повышать уровень осведомленности.
3. Развивать творческие способности.
4. Формировать навыки учебной деятельности.
5. Содействовать формированию иерархии учебных, познавательных, коммуникативных навыков.
6. Формировать у детей учебную мотивацию.
7. Оказывать каждому ребенку помощь в осознании своего «Я», повышения самооценки.
8. Формировать у детей навыки общения в различных ситуациях.
9. Оказывать консультативную помощь родителям по вопросам готовности детей к школе.
Принципы отбора содержания и реализации программы.
1. Антрополого-гуманистический принцип.
2. Принцип научности.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип доступности.
5. Принцип сознательности и активности.
6. Принцип систематичности и последовательности.
7. Деятельностный принцип.
8. Принцип природосообразности и индивидуализации.
Программа рассчитана на год обучения и охватывает детей дошкольного возраста (5-6 лет), не посещающих дошкольное учреждение.
Формы организации
Кружковая работа
Способы организации
Способы организации предполагают групповые занятия с использованием индивидуальных заданий в зависимости от уровня психического развития детей. Занятия могут включать:
- игры: развивающие, с правилами, словесные, подвижные
- упражнения творческого и подражательного характера
- свободное и тематическое рисование.
Количество детей в кружке
Наиболее оптимальной по численному составу является группа из 6-8 человек. Эффективность деятельности такой группы определяется приемлемой для каждого участника средней нормой времени и внимания, которое ему может уделить педагог-психолог. При численности группы более 10 человек часть детей остается пассивными наблюдателями.
Модель выпускника
1. Владеет связной речью, овладевает разными функциями речи (в том числе планирующей).
2. Владеет сенсорными эталонами, перцептивными действиями, связанными с познанием, обследованием предметов.
3. Обладает развитым наглядно-образным мышлением, способен к словесному мышлению (при решении доступных, связанных с прежним опытом) задач.
4. Проявляет диалектичность мышления, способен улавливать противоречия.
5. Способен к целостному планированию предстоящей деятельности, к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, логическим операциям.
6. Обладает «внутренним планом действий» с характерным для него оперированием «в уме» заместителями реальных предметов.
7. Умеет строить совместную деятельность.
8. Осознает собственные эмоции.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Методические рекомендации к реализации программы
Курс, состоящий из 32 занятий, предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Перед тем, как приступить к основному курсу занятий, необходимо провести психодиагностическое обследование с целью количественного и качественного анализа уровня психического развития детей. Опираясь на полученные после диагностического обследования данные, необходимо сформировать группу (подгруппу) детей, посещающих занятия психологического кружка.
Структура занятий психологического кружка
Занятия представляют собой комплексы игр и упражнений, направленных на стимулирование активности познавательных процессов. Структура занятий построена так, чтобы дети имели возможность самостоятельно решать проблемные задачи, экспериментировать индивидуально.
В каждом занятии имеются три обязательные части. В подборе внутреннего содержания части педагог — психолог может проявить гибкость и творческий подход.
Подготовительная часть (первый этап). Ее основные задачи: вызвать у детей положительный эмоциональный настрой, активизировать их познавательную деятельность, сосредоточить внимание на деятельности на этом этапе занятия. Необходимо использовать игры на произвольность внимания, его основных свойств: сосредоточенности, устойчивости и распределения. В начале занятия педагог-психолог может использовать ритуалы приветствия, упражнения на установление доброжелательных отношений, а также ознакомить участников с планом занятия.
Основная часть (второй этап)
Задачи основной части определяет сам педагог-психолог, опираясь на данные диагностического обследования и календарно-тематическое планирование занятий кружка. В занятие включаются игры сенсорного характера, стимулирующие процесс восприятия. Наибольшая нагрузка приходится на комплекс упражнений, активизирующих мыслительные операции и процессы памяти.
Заключительная часть (третий этап)
Основные задачи в этой части — снижение интенсивной нагрузки, завершение
деятельности. Эта часть занятия включает игры, развивающие воображение, также можно предложить игры-шутки. В конце занятия можно использовать ритуалы прощания (окончания занятий).
Следует обратить внимание на то, что в ходе занятий не следует отучать ребенка от игры и ставить перед ним трудные задачи, приучать к систематическим, серьезным учебным задачам, чтобы показать лишний раз, как важно к ним регулярно обращаться, поскольку ребенок с ними не справляется. Напротив, необходимо максимально использовать игру для развития личности дошкольника, поскольку именно игровая форма стимулирует выполнение достаточно сложных заданий и операций, позволяет наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
Наряду с этим необходимо широко использовать традиционные дошкольные виды деятельности, которые также проводятся в игровой форме, потому что большинство качеств, важных для первоначального вхождения в школьное обучение (адаптация) закладываются не вне, а внутри ведущей деятельности дошкольника. Использование разного рода игр, игровых упражнений и заданий, наглядно - предметных занятий, различных видов практической и изобразительной деятельности создают оптимальные условия для развития личности ребенка. Они соответствуют его возрастным особенностям мышления и деятельности, стимулируют познавательную активность, тем самым способствуют умственному развитию; формируют навыки конструктивного общения, способствуют развитию произвольности психических процессов и поведения.
Принципы построения взаимоотношений педагога-психолога с детьми
Для наибольшей эффективности занятий психологического кружка педагог-психолог должен:
-Принимать ребенка таким» каков он есть.
-Не сравнивать ребенка с другими детьми, не выставлять его в невыгодном свете.
-Давать детям возможность самостоятельно решать проблемы и задачи.
-Формировать у детей потребность в оказании взаимопомощи.
-Быть терпеливым и доброжелательным ко всем детям.
-Не фиксировать внимание детей на неудачах, ненавязчиво переключать внимание детей на следующее задание, но для себя выяснить причины неудачи и провести индивидуальную работу.
-Использовать различные формы несловесной поддержки детей: улыбку, поглаживание по голове, пожатие руки, но не выражать свои симпатии в избыточной форме, не захваливать детей.
Литература
1. Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29 октября 1991 г. «Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь», 1991г., № 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002г., №37, 3/ 844.
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 октября 2002г., №1376 «Об утверждении перечня платных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования».
3. «Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования», утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь 9 ноября 2004г. № 66
4. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2003 год, -88 стр.
5. Анищенко О.А. Развиваем в игре: Пособие для педагогов и практических психологов дошкольных учреждений./О.А. Анищенко, Л.А.Вяткина, М.В. Малушко. - Мн.: «Асар», 2000 год, 112 стр.
6. Венгер Л.А. О диагностике умственного развития детей, поступающих в школу . //Дошкольное воспитание, 1977 год.
7. Гаврина С.Е., Kyтявина СЛ. Логика. Учебное издание.: 000 Издательство «Эксмо», 2002 год, 65 стр.
8. Гаврина С.Е. Топоркова И.Г. Развитие внимания ребенка. — Ярославль, изд-во «Академия развития», 1997 год
9. Горохова Л.А. Развиваем память, мышление.- Изд-во «Оникс» - СПб» Ил., 2004 г.
10. Готовность к школе// Под ред. Н.В. Дубровиной. М., 1995 год
11. Житко И.В., Ярмолинская М.М. Как подготовить ребенка к школе за 20 занятий: Практическое пособие,- Мн.: ЧУП «Изд-во «Юнипресс»,2005 год. -80 стр.- (серия «Обучение и развитие»)
12. Ксенда О.Г. Комплексы развивающих игр для дошкольников: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.-Мозырь: 000 ИД «Белый ветер», 2004 год.-86, (2)с.: ил.
13. Кушнир Н.Я. Диагностика психологической готовности ребенка к школе. Мн.,1991 г.
14. Мазурова М.В. Язепова Т.Н. Дружно играем - себя развиваем: Методическое пособие для педагогов д/с.- Мозырь: ИД «Белый ветер», 2000 год.-124 стр.
15. Михайлов З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990 г.
16. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1997 г.
17. Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет (Ил. Е.Карпович) .- М.: Изд-во «Эксмо», 2002 год.- 64 стр.
18. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990 год
19. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику.- СПб.: «Валери СПД», 2001 год.- 112 стр., Ил.
Пояснительная записка.
Тема психологической готовности ребенка к школе для психологии не нова. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, А. Керн, С. Штребнл, Я. Йирасек), в отечественной психологии опирается на труды Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.
Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики руки.
Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения в учебную деятельность. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной «неготовности» ребенка к школе является несоответствие степени созревания определенных мозговых структур нервно-психических функций задачам школьного обучения. (И.В. Дубровина, 1995, 1998).
Проявление подобнойнезрелости можно сгруппировать следующим образом:
Низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития мелкой моторики руки до незрелости логических форм мышления.
Низкий уровень развитие мотивационно - волевой сферы, в том числе, недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем произвольного внимания и запоминания и заканчивая проблемами произвольной регуляции поведения.
Низкий уровень социальной зрелости, т.е. несформированность внутренней позиции школьника, наличие коммуникативных проблем.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.
У дошкольников, не посещающих детский сад, зачастую встречается недоразвитие одного или нескольких компонентов психологической готовности к школьному обучению:
-социально-коммуникативный;
-мотивационно-потребностный;
-произвольной регуляции собственной деятельности;
-интеллектуальный;
-речевой.
Попадая в школу, они испытывают трудности в учебной деятельности. Для того, чтобы своевременно предупредить или устранить данные проявления в ДУ может быть организована работа, направленная на подготовку ребёнка к учению. Эту работу ведёт педагог-психолог ДУ, она должна быть целенаправленной, последовательной и системной.
Планируя проведение развивающих занятий, педагог-психолог должен чётко представлять себе уровень актуального развития каждого ребёнка, адекватно этому уровню планировать цели и задачи своей работы.
Цельюданной программыявляется: обеспечить психологическую и интеллектуальную подготовку старших дошкольников, не посещающих ДУ, к школьному обучению.
Задачи:
1. Стимулировать процессы восприятия, мышления, памяти, внимания, речи.
2. Расширять кругозор, повышать уровень осведомленности.
3. Развивать творческие способности.
4. Формировать навыки учебной деятельности.
5. Содействовать формированию иерархии учебных, познавательных, коммуникативных навыков.
6. Формировать у детей учебную мотивацию.
7. Оказывать каждому ребенку помощь в осознании своего «Я», повышения самооценки.
8. Формировать у детей навыки общения в различных ситуациях.
9. Оказывать консультативную помощь родителям по вопросам готовности детей к школе.
Принципы отбора содержания и реализации программы.
1. Антрополого-гуманистический принцип.
2. Принцип научности.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип доступности.
5. Принцип сознательности и активности.
6. Принцип систематичности и последовательности.
7. Деятельностный принцип.
8. Принцип природосообразности и индивидуализации.
Программа рассчитана на год обучения и охватывает детей дошкольного возраста (5-6 лет), не посещающих дошкольное учреждение.
Формы организации
Кружковая работа
Способы организации
Способы организации предполагают групповые занятия с использованием индивидуальных заданий в зависимости от уровня психического развития детей. Занятия могут включать:
- игры: развивающие, с правилами, словесные, подвижные
- упражнения творческого и подражательного характера
- свободное и тематическое рисование.
Количество детей в кружке
Наиболее оптимальной по численному составу является группа из 6-8 человек. Эффективность деятельности такой группы определяется приемлемой для каждого участника средней нормой времени и внимания, которое ему может уделить педагог-психолог. При численности группы более 10 человек часть детей остается пассивными наблюдателями.
Длительность занятий и их количество.
Занятия проводятся два раза в неделю, во вторую половину дня, продолжительность занятия — 25 минут.