Восстановите энтимему, если это возможно. Укажите фигуру и модус. Если восстановление невозможно, укажите, почему.
Заметки Джона о беге с барьерами вызвали большой интерес у артистов хора, из чего можно было заключить, что некоторые из тех, кто приветствовал Джона на тренировке утром, пели в хоре.
Для зачётного задания выбираются пять видов заданий.
Критерий оценки:
Максимальная сумма балов, которая может быть набрана – 12.
За выполнение заданий 1–3 начисляется от 0 до 2 баллов.
За выполнение заданий 4, 5 начисляется от 0 до 3 баллов.
Оценка «зачёт» – 6–12 баллов.
Оценка «незачёт» – ниже 6 баллов.
3.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)
Примерный перечень вопросов для подготовке к зачёту:
1. Общая характеристика понятия.
2. Содержание и объем понятия.
3. Отношения между понятиями.
4. Обобщение и ограничение понятия.
5. Определение как логическая операция. Виды определения.
6. Правила определения.
7. Деление как логическая операция. Правила деления.
8. Общая характеристика суждения. Суждения простые и сложные.
9. Классификация суждений по качественной и количественной характеристикам.
10. Распределенность терминов в суждении.
11. Отношения между категорическими суждениями. (“Логический квадрат”).
12. Операции с суждениями (непосредственные умозаключения).
13. Виды сложных суждений.
14. Основные законы логики.
15. Общая характеристика умозаключения. Виды умозаключений.
16. Простой категорический силлогизм.
17. Фигуры и модусы категорического силлогизма.
18. Общие правила категорического силлогизма.
19. Первая фигура категорического силлогизма, ее правила и модусы.
20. Сведение модусов второй, третьей и четвертой фигур к модусам первой фигуры с использованием правил обращения.
21. Сведение модусов второй, третьей и четвертой фигур к модусам первой фигуры методом приведения к противоречию.
22. Энтимема.
23. Полная и неполная индукция. Популярная и научная индукция.
24. Общая характеристика доказательства.
25. Структура доказательства.
26. Доказательство и опровержение.
Контрольно-измерительные материалы – практические задания
Выразите круговыми схемами отношения объёмов понятий.
1) Вязание на спицах; увлечение; опасная связь; игра в карты. 2) Игра в крокет; игра с мячом; увлечение; великолепный удар. 3) Морской простор; сила ветра; то, что приводит в движение воздушный шар; полёт к сердцу Африки; озеро Виктория. 4) Странствия по свету; всепоглощающая страсть; то, что захватывает; экспедиция в экваториальную Африку. 5) Блестящий успех; открытие постоянного сообщения Земля – Луна; блестящий успех страуса Джона; сообщения о блестящих успехах. 6) Талант страуса; большие способности к бегу; таланты членов сборной Австралии по бегу; способности к аналитическому мышлению. 7) Шторм; роскошный пейзаж; поразительные явления природы; то, что заставляет содрогаться; моря и океаны; озеро Эри. 8) Морское путешествие; путешествие вокруг света; путешествие с морскими свинками; путешествие с морскими свинками, которое закончилось неудачно. 9) Морское путешествие; героический поступок; поступок, требующий упорства; достижение Северного полюса. 10) Участник Полярной экспедиции; путешественник; опытный путешественник, побывавший на экваторе; экспедиция в экваториальную Африку.
Назовите ближайшие род и вид по отношению к следующим понятиям.
Обвинительный акт; симпатия; приближение к цели путешествия; лесной массив; фальшивая справка; отчисление; блестящие успехи на спортивном поприще; антипатия к перьям; взрыв аплодисментов; обожание.
3. Какие правила нарушены в этих определениях.
1) Образование – важнейший социальный институт; 2) мускусная мышь – это воплощение всех лучших качеств мыши; 3) морская свинка – олицетворение стихии моря; 4) морская свинка не хомяк; 5) настоящая морская свинка в тонкости знает административное право. 6) Слон – это тот, с кем нежелательно встречаться на узенькой тропинке. 7) Слон – это не тот, кто произошёл от мыши, вследствие раздувания её самодовольства. 8) Слон – это тот, кто воплощает в себе все качества слона. 9) Слон – это живая гора, которая начинает ворочаться, только если её пощекотать в носу или за ухом. 10) Слон – это тот, кто дружит с бегемотом, и стал таким большим от избытка дружелюбия.