Укажите, к каким элементам аргументации относятся следующие ошибки

  а б в
  Ошибки К тезису К аргумен-тации К демонст-рации
1. Отсутствие необходимой связи между тезисом и аргументами.      
2. "Круг" в определении      
3. "Круг" в доказательстве      
4. Отсутствие строгой дизъюнкции в раздели-тельной посылке раздели-тельно-категорического умозаключения      
5. Отход от обсуждаемого положения, его "потеря" или подмена      
6. Использование в рассуждении недоказанного или ложного положения      
7. Попытка вывода из двух частных или двух отрица-тельных категорических суждений      
8. Использование в рассуждении положений, несовместимых друг с другом      
9. Непоследовательность      
10. Обращение к авторитету, или, наоборот, критика лиц      
11. Учетверение терминов      

ТЕСТ № 50

Определите вид аргументации (доказательства или опровержения)

а б в г д е ж
Доказа- тельство Опровер- жение Прямое Косвен- ное от против- ного   Косвен- ное по случаям Проце-дура обоснова-ния Проце-дура критики
             

Рассуждение:

"Если бы Успенский Ю.Л. действительно замыслил убийство, да

ещё так хитро и долго подготавливаемое, чтобы можно было поверить, что Галина Муранова покончила собой, то позвольте просить вас подумать, стал бы он накануне убийства давать в руки того, кто жаждет отмщения за дочь, столь грозное оружие против себя, стал бы он, повторяю, накануне смерти жены писать письмо её матери, предваряя, что он замыслил убийство её дочери?"

(Ораторские речи в суде. – ЛГУ, 1985. – С. 134)

ТЕСТ № 51

Определите вид аргументации (доказательства или опровержения), подчеркните тезис

а б в г д е ж
Доказа- тельство Опровер- жение Прямое Косвен- ное от против- ного   Косвен- ное по случаям Проце-дура обоснова-ния Проце-дура критики
             

Рассуждение:

"…В первой фигуре (силлогизма – С.Х.) средний термин занимает место субъекта в большей посылке и место предиката – в меньшей посылке. Докажем…, что меньшая посылка должна быть непременно утвердительной… Допустим, что меньшая посылка отрицательная. Тогда… и заключение должно быть отрицательным. Но в отрицательных суждениях предикат всегда распределён… Термин же распределенный в заключении, не может быть не распределён в большей посылке, где он является предикатом. А это значит, что большая посылка должна быть непременно отрицательной, так как предикаты распределены только в отрицательных суждениях. Итак, предположив, что меньшая посылка является отрицательной, мы с необходимостью приходим к заключению, что большая посылка является отрицательной. А известно, что из двух отрицательных посылок нельзя сделать заключение. Это значит, что наше предположение неверно: меньшая посылка не может быть отрицательной".

(Горский Д.П. Логика. – М., - 1963)

Ключи к тестам вариантов I и II.

Ключи к тестам варианта I.

Б, 2—В, 3—А, 4—А, 5—Б, 6—Г, 7—В, 8—А, 9—А, Г, В; 10—Г,

А, В; 12—Б, 13—А, 14—Б, 15—В, 16—В, 17—А, 18—Б, 19—В,

Г, 21—Б, 22—А, 23—Г, 24—В, 25—Г, 26—В, 27—А, 28—В,

Г, 30—Б, 32—Г, 32—Б, 33—А, 34—В)I; 35—Б, 36—А, 37—Б,

А, 39—Б, 40—Б, 41—А, 42—В, 43—А, 44—Б, 45—Г, 46—Б,

В, 48—В, 49—А, 50—Г, 51—А, 52—Г, 53—В, 54—А, 55—Б,

А, 57—Б, 58—Г, 59—В, 60—В, 61—В, 62—Б, 63—А, 64—Б,

В, 66—Б, 67—В, 68—В, 69—А, 70—А, 71—Б.

Ключи к тестам варианта II.

Тест № 1: 1— б,в; 2—а; 3—б,д; 4—а; 5—е; 6—б,в; 7—а; 8—б,в; 9—б,в; 10—а; 11— б,д; 12—б,в; 13—а; 14—б,д; 15—б,д.

Тест № 2: 1—а; 2—б; 3—а; 4—б; 5—а; 6—а; 7—б; 8—а; 9—а; 10—б;

А; 12—а; 13—б.

Тест № 3: понятие 1 — в, е, ж, м; понятие 2 — в, е, ж, м.

Тест № 4: 1—б; 2 — ни то, ни другое; 3—б; 4—б; 5—б; 6—а; 7—б; 8—а; 9—б; 10—а; 11—а; 12—а; 13—б; 14 — ни то, ни другое; 15—а.

Тест № 5: понятие 1 — а, в, и; понятие 2 — а, в, и.

Тест № 6: 1—1.2, 2.5; 2—1.6, 2.2; 3—1.3, 2.4; 4—1.3, 2.4; 5—1.5, 2.6; 6—1.1, 2.1.

Тест № 7: 1—а; 2—а; 3—б; 4—а; 5—б; 6—а, либо б; 7—б; 8—а; 9—а;

Б; 11—б.

Тест № 8: определение 1 — б, в, е; определение 2 — а, г, з.

Тест № 9: определение 1 — б, д; определение 2 — б, д.

Тест № 10: 1—а; 2—б; 3—б; 4—а; 5—а; 6—а; 7—б; 8—б.

Тест № 11: пример 1 — б, г, е; пример 2 — а; пример 3 — б, в, е, ж, з.

Тест № 12: 1—а; 2—а; 3—б; 4—а; 5—а; 6—а; 7—б; 8—а; 9—а; 10—б (возможно а); 11—б.

Тест № 13: 1—в; 2—б; 3—в; 4—б; 5—в; 6—б; 7—а; 8—б; 9—б.

Тест № 14: 1—5; 2—6; 3—5; 4—5 (или 1); 5—2; 6—1; 7—1.

Тест № 15: 1—2, Ав; 2—5, О; 3—1, А; 4—6, Iв; 5—3, I; 6—4, Е.

Тест № 16: 1—б, 3; 2—г, 1; 3—а, 2; 4—в, 5; 5—а, 6; 6—б, 3.

Тест № 17: 1 — а-5, б-нет, в-3, г-8; 2 — а-6, б-4, в-нет, г-7; 3 — а-8, б-нет, в-1, г-5; 4 — а-7, б-2, в-нет, г-6; 5 — а-1, б-8, в-нет, г-3;

А-2, б-нет, в-7, г-4; 7 — а-4, б-нет, в-6, г-2; 8 — а-3, б-5,

В-нет, г-1.

Тест № 18: 1—б; 2—б; 3—а; 4—а; 5—а.

Тест № 19: 1—б; 2—б; 3—а; 4—б; 5—б; 6—б.

Тест № 20: 1—б; 2—а; 3—а; 4—б; 5—б; 6—а (возможно б); 7—б; 8—а; 9—б.

Тест № 21: 1—в, б; 2—а, а; 3—б, в; 4—д, д; 5—б, а.

Тест № 22: 1—8; 2—6; 3—1; 4—11 (А^В^С ); 5—10; 6—2; 7—11 (А→В).

Тест № 23: 1—а; 2—б; 3—в; 4—а (возможно б); 5—б; 6—а; 7—б; 8—б (возможно а); 9—б.

Тест № 24: 1—3; 2—5; 3—4.

Тест № 25: 1—б, г; 2—а, б; 3—а, д; 4—б, а; 5—а, в.

Тест № 26: 1—а; 2—б; 3—б; 4—а; 5—а; 6—а; 7—а.

Тест № 27: 1—в; 2—а; 3—а; 4—б; 5—а; 6—а; 7—в; 8—а.

Тест № 28: 1—в (возможно а); 2—а (возможно в); 3—б, а; 4—б; 5—в;

Б; 7—б; 8—в; 9—б.

Тест № 29: 1—е, в, а (возможно б); 2—д, г, а; 3—д, г, б; 4—д, в, а;

Е, в, а; 6—е, в, а; 7—д, в, а; 8—е, г, в, а.

Тест № 30: 1—б; 2—а; 3—б; 4—а; 5—б; 6—а; 7—б.

Тест № 31: 1—б; 2—а (возможно б); 3—б; 4—б; 5—б; 6—а.

Тест № 32: 1—б; 2—а; 3—б; 4—а; 5—а; 6—б.

Тест № 33: 1—в; 2—б; 3—г; 4—б.

Тест № 34: 1—б, 3-я; 2—а, 1-я; 3—б, 2-я; 4—б, 1-я; 5—а, 2-я.

Тест № 35: 1—в; 2—а; 3—а; 4—а; 5—б; 6—в; 7—б.

Тест № 36: 1—2; 2—6; 3—2.

Тест № 37: 1—а; 2—а; 3—б; 4—а; 5—б.

Тест № 38: 1—ж; 2—г; 3—б. 4—е; 5—в; 6—е; 7—а.

Тест № 39: 1—б; 2—в; 3—а; 4—б; 5—в; 6—б.

Тест № 40: 1—3; 2—3; 3—4.

Тест № 41: 1—б, в-5; 2—а, в-1; 3—а, в-4.

Тест № 42: 1—а, в-4; 2—б, в-2; 3—а, в-4.

Тест № 43: 1—б; 2—б; 3—в.

Тест № 44: 1—б; 2—в; 3—а.

Тест № 45: 1—д; 2—б; 3—а; 4—г; 5—в.

Тест № 46: 1—2 (с элементами 4); 2—3; 3—5.

Тест № 47: 1—б; 2—а; 3—б (с элементами в–индукции); 4—б; 5—в.

Тест № 48: 1—в; 2—а; 3—б; 4—б; 5—в; 6—б; 7—а; 8—в; 9—б.

Тест № 49: 1—в; 2—б; 3—б; 4—в; 5—а; 6—б; 7—в; 8—б; 9—в; 10—б; 11—в.

Тест № 50: б, г.

Тест № 51: а, г.

Подборки для терминологического диктанта.

Модуль 1. Тема 3.

Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, содержание понятия, признак, объем понятия, класс, подкласс, элемент, общие и единичные понятия, универсальные, с нулевым объемом, конкретные и абстрактные понятия, относительные и безотносительные, соотносительные и несоотносительные понятия, положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные понятия, отношения между понятиями, совместимость, несовместимость, пересечение, объединение, разность классов, дополнение, обобщение, ограничение, деление, классификация, пределение (дефиниция).

Тема 4.

Суждение, предложение, простые и сложные суждения, распределенность терминов, круговые схемы, сложные суждения, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность, отрицание, табличное определение, совместимость, несовместимость суждений, «логический квадрат», модальность суждений, алетическая, эпистемическая, деонтическая, аксиологическая.

Модуль 2. Тема 6.

Умозаключение, посылки, заключение, отношение следования, строгое следование, дедукция, индукция, традукция, необходимые (демонстративные) и правдоподобные умозаключениях, непосредственные умозаключения, категорический силлогизм, модус, фигура, правильный модус, энтимема, сложный и сложносокращенный силлогизм.

Тема 7.

Условные умозаключения, условно-категорические умозаключения, modus ponens, modus tollens, разделительно-категорические умозаключения, modus ponendo-tollens, modus tollendo-ponens, условно-разделительные умозаключения, дилемма.

Тема 9.

Аргументация, доказательство, опровержение,тезис, аргументы, демонстрация, прямое и косвенное доказательство; процедуры, сходные с доказательством,прямое и косвенное опровержение; процедуры, сходные с опровержением, критика доказательства, круг в доказательстве, самоубийственный аргумент, ссылка на авторитет, аргумент к публике, потеря тезиса, подмена тезиса, ложный аргумент, предвосхищение аргумента, критика оппонента.

Наши рекомендации