В каком отношении находятся понятия «богатый» и «бедный»?
А) Соподчинены. Б) Противоречивы.
В) Пересекаются. Г) Противоположны.
В каком случае неправильно определен вид отношения между понятиями?
А) Француз и художник - пересечение.
Б) Суслик и грызун - подчинение.
В) Хищение и грабеж - соподчинение.
Г) Прекрасное и безобразное - противоположность.
В каком случае неправильно ограничено понятие?
А) Адмирал – русский адмирал – адмирал Ушаков.
Б) Самолет – пассажирский самолет – самолет Ту -154.
В) Личность – выдающаяся личность - Эйнштейн.
Г) Университет – факультет – деканат.
В каком случае неправильно обобщено понятие?
А) Город – населенный пункт.
Б) Паспорт – документ.
В) Учащийся – студент.
Г) Береза – дерево.
27. В каком случае правильно дана оценка определению“Трансплантация – пересадка органов и (или) тканей на другой организм”?
А) Соразмерное определение.
Б) Слишком широкое определение.
В) Слишком узкое определение.
Г) «Круг» в определении.
28. В каком случае правильно дана оценка делению:“Художественная литература делится на лирику, драму, эпос и театр”?
А) Соразмерное деление. Б) Неполное деление.
В) Деление с лишними членами. Г) Скачок в делении.
29. В каком случае правильно дана оценка определению:«Меланхолик – человек, обладающий меланхолическим темпераментом»?
А) Соразмерное определение.
Б) Слишком широкое определение.
В) Слишком узкое определение.
Г) «Круг» в определении.
Тесты – вариант II.
ТЕСТ № 2
Укажите, какие понятия являются общими, а какие единичными
а | б | |
Понятие | Общее | Единичное |
1. Преступное деяние | ||
2. Тюменская область | ||
3. Национальная организация | ||
4. Организация Объединённых Наций | ||
5. Правовая норма | ||
6. Декабрист |
Укажите, какие понятия являются собирательными, а какие несобирательными
а | б | |
Понятие | Собирательное | Несобирательное |
7. Крупный учёный | ||
8. Законодательство | ||
9. Учебное заведение | ||
10. Судья | ||
11. Суд присяжных | ||
12. Европейский союз | ||
13. Европейская страна |
ТЕСТ № 3
Дайте полную логическую характеристику понятия по всем видам
Понятие 1 : УЧИТЕЛЬ
а) Единичное | б) Общее | ||
в) Универсальное | г) "Пустое" | ||
д) Положительное | е) Отрицательное | ||
ж) Относительное | з) Безотносительное | ||
и) Собирательное | к) Несобирательное | ||
л) Конкретное | м) Абстрактное |
Понятие 2: "СЛУЧАЙНОСТЬ"
а) Единичное | б) Общее | ||
в) Универсальное | г) "Пустое" | ||
д) Положительное | е) Отрицательное | ||
ж) Относительное | з) Безотносительное | ||
и) Собирательное | к) Несобирательное | ||
л) Конкретное | м) Абстрактное |
ТЕСТ № 4
Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида,
А какие - части и целого
а | б | |
Понятия | Род и вид | Часть и целое |
1. Государственная власть – Парламент | ||
2. Лицемерие – Двуличие | ||
3. Мечеть – Минарет | ||
4. Галактика – Созвездие | ||
5. Военно-морской флот – Эскадра | ||
6. Элементарная частица – Протон | ||
7. Система права – Гражданское право | ||
8. Преступление – Умышленное преступление | ||
9. Политическая структура – Партия | ||
10. Образное выражение – Поговорка | ||
11. Учебное заведение – Университет | ||
12. Живопись – Натюрморт | ||
13. Университет – Факультет университета | ||
14. Фрукты – Овощи | ||
15. Транспорт – Гужевой транспорт |
ТЕСТ № 5
Определите отношения между понятия
Понятия 1: ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ – УНИВЕРСИТЕТ
а) Сравнимость | б) Несравнимость | |
в) Совместимость | г) Несовместимость | |
д) Равнозначность | е) Контрадикторность | |
ж) Пересечение | з) Контрарность | |
и) Подчинение | к) Соподчинение |
Понятия 2: ЮРИСТ – СЛЕДОВАТЕЛЬ
а) Сравнимость | б) Несравнимость | |
в) Совместимость | г) Несовместимость | |
д) Равнозначность | е) Контрадикторность | |
ж) Пересечение | з) Контрарность | |
и) Подчинение | к) Соподчинение |
ТЕСТ № 6.
Определите вид отношений между понятиями и укажите схемы,
Соответствующие этим отношениям
Схемы:
Названия отношений:
2.1 Равнозначность
2.3 Соподчинение
2.5 Пересечение
2.2 Противоречие
2.4 Подчинение
2.6 Противоположность
Понятия | Схема отношения – № | Название отношения – № |
1. Юрист – Депутат парламента | ||
2. Прямая линия – Кривая линия | ||
3. Военный корабль – Эсминец | ||
4. Мать – Дочь | ||
5. Сильный – Слабый | ||
6. Рука – Верхняя конечность тела |
Тест №7
Определите, являются
ли данные примеры обобщения (ограничения) правильными или неправильными
а | б | |
Понятия | Правильное обобщение | Неправильное обобщение |
1. Преступление – Правонарушение | ||
2. Калий – Металл | ||
3. Товарное производство – Капитализм | ||
4. Халатность – Должностное преступление | ||
5. Месяц – Год | ||
6. Москва – Столица России |
а | б | |
Понятия | Правильное ограничение | Неправильное ограничение |
7. Циферблат – Цифра | ||
8. Религия – Буддизм | ||
9. Офицер – Майор | ||
10. Живая клетка – Организм | ||
11. Форма Государственного устройства – Республика |
ТЕСТ № 8
Укажите вид определения
Определение 1: Концерн – форма монополистического объединения с очень высоким уровнем концентрации и централизации капитала и производства.
а) Номинальное | б) Реальное | ||
в) Явное | г) Неявное | ||
д) Генетическое | е) Через ближайший род и видовое отличие | ||
ж) Контекстуальное | з) Индуктивное | ||
и) Аксиоматическое | к) Приём, заменяющий определение |
Определение 2: Этот знак - - есть квантор существования. Он символизирует выражения типа: "некоторые", "часть", "иногда", "доля", " не все" и т.п.
а) Номинальное | б) Реальное | ||
в) Явное | г) Неявное | ||
д) Генетическое | е) Через ближайший род и видовое отличие | ||
ж) Контекстуальное | з) Индуктивное | ||
и) Аксиоматическое | к) Приём, заменяющий определение |
ТЕСТ № 9