ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой М.Н. Щербинин
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт гуманитарных наук
Кафедра философии
Халин Сергей Михайлович.
ЛОГИКА.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 030900.62 "Юриспруденция",
форма обучения – очная, заочная
Тюменский государственный университет
Халин Сергей Михайлович. ЛОГИКА. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030900.62 "Юриспруденция", форма обучения – очная, заочная Тюмень, 2011, 58 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Логика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой философии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой М.Н. Щербинин
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Халин Сергей Михайлович, 2011.
УМК. Рабочая программа для юристов-бакалавров.
Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи дисциплины
Программа курса «Логика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированных специалистов по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.
В программе излагается содержание курса традиционной формальной логики, с учетом современных требований. Особое внимание уделяется базовым разделам логики: основные законы логики, понятие, суждение, вопрос, умозаключение, теория аргументации (доказательство и опровержение). Важное место отводится связи логики с проблемами философии, права, повседневной жизнью человека.
Цели изучения дисциплины:
1) осмысление основных форм мышления, стимулирование студента к осознанному и ответственному усвоению логических знаний;
2) углубление процесса освоения логических особенностей собственного логического мышления;
3) формирование целостного восприятия логических особенностей познания студентом природной, социальной и внутри личностной реальности;
4) формирование логической культуры научного мышления.
Задачи изучения дисциплины:
1) изучение важнейших понятий, принципов логики;
2) анализ общих механизмов логического мышления;
3) выявление наиболее значимых логических особенностей мышления современного человека, специалиста и их осмысление;
4) формирование понимания современных логических проблем;
5) способствование образованию логических условий целостного системного представления о мире и месте человека в нем;
6) развитие способности самостоятельного логического мышления.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Курс «Логика» входит в число дисциплин, которые изучается во 2-м семестре. Опорой для курса служат знания, умения и навыки, приобретенные студентами-первокурсниками в средней школе, прежде всего в старших классах, особенно в отношении русского языка, математики, теоретических элементов других предметов. Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: Философия, История, Экономика, Профессиональная этика, Безопасность жизнедеятельности. Студент должен иметь представление об особенностях мышления представителей различных исторических периодов развития человечества, основных характеристиках культурного развития соответствующих эпох. Он должен иметь общие представления о таких важных сторонах жизни современного общества, как экономика, безопасность жизнедеятельности, профессиональная этика.
Будучи фактически философской дисциплиной, логика органично и неразрывно связана со всеми областями профессиональной деятельности человека и в первую очередь – их рациональным (теоретическим) познавательным аспектом. Как учебная дисциплина логика выступает определенным основанием эффективного использования возможностей мышления для любых других дисциплин социального цикла, и, прежде всего, правовых.
Таблица 1.
Тематический план (ОДО)
№ | Тема | недели семестра | Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. | Итого часов по теме | Из них в интерактивной форме | Итого количество часов/бал-лов | |||
Лекции* | Семинарские (практические) занятия* | Лабораторные занятия* | Самостоятель-ная работа* | ||||||
Модуль 1 | |||||||||
1. | Тема 1. Предмет и значение логики. Логика и язык. | 1-2 | - | 0-8 | |||||
2. | Тема 2. Основные законы (принципы) правильного мышления. | 3-4 | 0-8 | ||||||
3. | Тема 3. Понятие как форма мышления. | 5-7 | 0-13 | ||||||
4. | Тема 4. Суждение как форма мышления. | 8-9 | 0-11 | ||||||
Всего (часов/баллов) | 1-9 | 0-40 | |||||||
Модуль 2 | |||||||||
5. | Тема 5. Логическая структура вопроса. | 0-8 | |||||||
6. | Тема 9. Необходимые умозаключения, осно-ванные на отношениях между понятиями. Категорический силлогизм. | 11-13 | 0-16 | ||||||
7. | Тема 7. Необходимые умозаключения, осно-ванные на отношениях между суждениями. | 14-15 | - | 0-12 | |||||
8. | Тема 8. Правдоподобные умозаключения. Индукция и аналогия.. | 0-10 | |||||||
9. | Тема 9. Логические основы теории аргумен-тации. Доказательство и опровержение. | 17-18 | 0-14 | ||||||
Всего (часов/баллов) | 10-18 | 0-60 | |||||||
Итого (часов/баллов): | 0–100 | ||||||||
из них часов в интерактивной форме |
Тематический план (ОЗО)
№ | Наименование тем | Лекции | Семинары | Из них в интерак-тивной форме | Самост. работа |
1. | Предмет и значение логики. Логика и язык. | 0.5 | - | - | |
2. | Основные законы (принципы) правильного мышления. | - | |||
3. | Понятие как форма мышления. | 1.5 | - | ||
4. | Суждение как форма мышления. | 1.5 | - | ||
5. | Логическая структура вопроса. | 0.5 | - | - | |
6. | Умозаключение как форма мышления. | ||||
7. | Логические основы теории аргументации. Доказательство и опровержение. | ||||
Итого: |
Таблица 2.
Таблица 3.
Планирование самостоятельной работы студентов (ОДО)
№ | Модули и темы | Виды СРС | Неделя семестра | Объем часов | Кол-во баллов | |
обязательные | ||||||
Модуль 1. | ||||||
1. | Предмет и значение логики. Логика и язык. | подготовка к устному ответу; мозговому штурму, тестам, написание эссе | 1-2 | 0,5 0,5 0,5 1,5 | 0-1 0-1 0-1 0-2 | |
2. | Основные законы (принципы) логики. | подготовка доклада, к устному ответу, тестам; | 3-4 | 0-2 0-1 0-2 | ||
3. | Понятие как форма мышления. | подготовка к устному ответу; мозговому штурму, «круглому столу», тестам, терминологическому диктанту | 5-7 | 1,5 1,5 | 0-3 0-3 0-5 0-5 0-2 | |
4. | Суждение как форма мышления. | подготовка к собеседованию, устному ответу, тестам, терминологическому диктанту | 8-9 | 1,5 0,5 | 0-3 0-3 0-4 0-2 | |
Всего по модулю 1: | 0 - 40 | |||||
Модуль 2. | ||||||
5. | Логическая структура вопроса. | подготовка доклада, к устному ответу; тестам; | 0,5 0,5 | 0-3 0-1 0-2 | ||
6. | Необходимые умозаключения, основанные на отношениях между понятиями. Категорический силлогизм. | подготовка доклада, к устному ответу; мозговому штурму, «круглому столу», тестам, терминологическому диктанту; | 11-13 | 1,5 0,5 1,5 0,5 | 0-5 0-3 0-2 0-5 0-3 0-2 | |
7. | Необходимые умозаключения, основанные на отношениях между суждениями. | подготовка к устному ответу, мозговому штурму, «круглому столу», тестам, терминологическому диктанту | 14-15 | 0,5 0,5 | 0-3 0-1 0-3 0-4 0-1 | |
8. | Правдоподобные умозаключения. Индукция и аналогия. | подготовка доклада, к устному ответу, тестам; написание эссе; | 0,5 1,5 | 0-2 0-1 0-2 0-3 | ||
9. | Логические основы теории аргументации. Доказательство и опровержение. | подготовка доклада, к устному ответу, работе в группах (дуэли), тестам, терминологическому диктанту; | 17-18 | 0,5 0,5 | 0-3 0-2 0-4 0-3 0-2 | |
Всего по модулю 2: | 0 - 60 | |||||
ИТОГО: | 0 - 100 | |||||
Планирование самостоятельной работы студентов (ОЗО)
№ | Темы | Виды СРС | Объем часов |
обязательные | |||
1. | Предмет и значение логики. Логика и язык. | подготовка к устному ответу и тестированию | |
2. | Основные законы (принципы) правиль-ного мышления | подготовка к устному ответу и тестированию | |
3. | Понятие как форма мышления. | подготовка к устному ответу, тестированию и терминологическому диктанту | |
4. | Суждение как форма мышления. | подготовка к устному ответу, тестированию и терминологическому диктанту | |
5. | Логическая структура вопроса. | подготовка к «круглому столу» | |
6. | Умозаключение как форма мышления. | подготовка к устному ответу и терминологическому диктанту; | |
7. | Логические основы теории аргументации. Доказательство и опровержение. | подготовка к устному ответу и дискуссии | |
ИТОГО: |
4. Содержание дисциплины.
Тема 1. Предмет и значение логики. Логика и язык.
Мышление как предмет изучения логики. Понятие логической формы и логического закона. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Язык и его основные функции. Естественные и искусственные языки. Знак и его значение. Дескриптивные и логические термины.
Тема 2. Основные законы (принципы) правильного мышления.
Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность. Закон тождества. Закон непротиворечия (противоречия). Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.
Тема 3. Понятие как форма мышления.
Выражение понятий в языке. Приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Содержание понятия, признаки предметов и их виды. Объем понятия; класс, подкласс, элемент класса. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
Общие и единичные понятия, универсальные и с нулевым объемом. Конкретные и абстрактные понятия. Относительные и безотносительные, соотносительные и несоотносительные понятия. Положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные понятия. Отношения между понятиями. Совместимость и несовместимость, их виды.
Операции с объемами понятий: пересечение, объединение, разность классов, дополнение. Обобщение и формирование понятий. Ограничение и конкретизация знаний.
Деление понятий и его виды. Деление по видоизменению признака. Правила и ошибки деления. Классификация и ее виды. Определение (дефиниция) понятий и его виды. Явные и неявные определения. Правила и ошибки определения.
Тема 4. Понятие суждения. Простое суждение и его виды.
Суждение и предложение. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения. Виды простых суждений: атрибутивные, релятивные, экзистенциальные; категорические суждения. Распределенность терминов категорических суждений. Круговые схемы категорических суждений.
Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок (союзов): конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквивалентности и операции отрицания. Условия истинности сложных суждений (табличное определение).
Отношения между суждениями по истинности. Совместимость и несовместимость суждений, их виды. «Логический квадрат». Понятие модальности суждений. Виды модальности: алетическая, эпистемическая, деонтическая, аксиологическая.
Тема 5. Логическая структура вопроса и его виды.
Предпосылка вопроса и запрос. Виды вопросов: правильные и неправильные, простые и сложные, открытее и закрытые вопросы, др. Ответ и его виды. Правила и ошибки, связанные с вопросами и ответами на них.
Тема 6. Необходимые умозаключения, основанные на отношениях между понятиями. Категорический силлогизм.
Структура умозаключения: посылки, заключение, отношение следования. Понятие строгого (логического) следования. Дедукция, индукция, традукция. Понятие о необходимых (демонстративных) и правдоподобных умозаключениях. Непосредственные умозаключения.
Состав простого категорического силлогизма. Модусы силлогизма. Фигуры категорического силлогизма. Правильные модусы. Общие правила силлогизма. Правила фигур силлогизма. Простой сокращенный силлогизм (энтимема). Понятие о сложном и сложносокращенном силлогизме. Выводы из суждений с отношениями.
Тема 7. Необходимые умозаключения, основанные на отношениях между суждениями.
Чисто условные умозаключения. Условно-категорические умозаключения и их виды; modus ponens и modus tollens. Разделительно-категорические умозаключения и их виды: modus ponendo-tollens и modus tollendo-ponens. Условно-разделительные умозаключения, дилемма и ее виды.
Тема 8. Правдоподобные умозаключения. Индукция и аналогия.
Связь индукции с обобщениями. Структура индуктивного умозаключения. Полная и неполная индукция. Популярная индукция. Индукция через отбор. Понятие вероятности и вероятностной оценки индуктивных обобщений. Условия повышения вероятности истинности индуктивных выводов. Понятие о научной индукции. Принципы научной индукции. Индуктивные методы установления причинных связей: метод сходства, метод различия, метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Понятие о статистических выводах.
Умозаключение по аналогии и его структура. Виды аналогии: аналогия свойств и отношений; строгая и нестрогая аналогия (изоморфизм и гомоморфизм). Моделирование и аналогия. Достоверность заключений в выводах строгой аналогии и вероятностный характер нестрогой аналогии.
Тема 9. Логические основы теории аргументации. Доказательство и опровержение.
Факторы убеждающего воздействия: социальные, психологические, лингвистические, логические. Понятие о доказательстве и его структуре: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства: прямое и косвенное доказательство; процедуры, сходные с доказательством.
Структура опровержения и его виды: прямое и косвенное опровержение; процедуры, сходные с опровержением (критика). Правила и ошибки аргументации: в отношении тезиса, в отношении аргументов, в отношении демонстрации.
Планы семинарских занятий.
Часть 1-я.
1. Приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
2. Содержание понятия, признаки предметов и их виды.
3. Объем понятия; класс, подкласс, элемент класса. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
4. Общие и единичные понятия, универсальные и с нулевым объемом. Конкретные и абстрактные понятия. Относительные и безотносительные, соотносительные и несоотносительные понятия. Положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные понятия.
5. Отношения между понятиями. Совместимость и несовместимость, их виды.
Часть 2-я.
1. Операции с объемами понятий: пересечение, объединение, разность классов, дополнение.
2. Обобщение и ограничение понятий. Обобщение и формирование понятий. Ограничение и конкретизация знаний.
3. Деление понятий и его виды. Деление по видоизменению признака. Дихотомическое деление.
4. Правила и ошибки деления. Классификация и ее виды.
5. Определение (дефиниция) понятий и его виды. Явные и неявные определения. Правила и ошибки определения.
Часть 1-я.
1. Структура умозаключения: посылки, заключение, отношение следования.
2. Строгое (логическое) и нестрогое следование.
3. Понятие необходимых и правдоподобных умозаключений.
4. Непосредственные умозаключения. Превращение, обращение, противопоставление предикату.
5. Выводы по «логическому квадрату».
Часть 2-я.
1. Категорический силлогизм. Состав силлогизма.
2. Модусы силлогизма. Правильные модусы.
3. Фигуры категорического силлогизма.
4. Общие правила силлогизма. Правила фигур силлогизма.
5. Простой сокращенный силлогизм (энтимема).
6. Понятие о сложном и сложносокращенном силлогизме (полисиллогизме). Сорит и эпихейрема.
Темы докладов.
Модуль 1. Тема 2.
1) Правильное мышление и его признаки.
2) Закон тождества.
3) Закон непротиворечия.
4) Закон исключенного третьего.
5) Закон достаточного основания.
Модуль 2. Тема 5.
1) Предпосылка вопроса.
2) Виды вопросов. Улавливающие вопросы.
3) Ответ на вопрос и его виды.
4) Вопрос и проблема.
Тема 6.
1) Отношение следования и его виды.
2) Особенности дедукции, индукции и аналогии.
3) Аристотель — основоположник силлогистики.
4) Полные и сокращенные формы силлогизма.
5) Суждения с отношениями и выводы из них.
Тема 8.
1) Природа индуктивных обобщений.
2) Научная индукция и ее виды.
3) Статистические обобщения. Понятие о частоте признака.
4) Умозаключение по аналогии и моделирование.
Тема 9.
1) Убеждение и его виды.
2) Логика и другие факторы убеждающего воздействия.
3) Прямое и косвенное доказательство.
4) Процедуры, сходные с опровержением.
Вопросы для собеседования.
Модуль 1. Тема 4.
1) Каково соотношение таких форм мышления, как понятие и суждение?
2) И чем сходство и в чем различие простых и сложных суждений?
3) Как определяется истинность суждений?
4) Как зависит употребление одних суждений от употребления других суждений?
5) Какими признаками, помимо правильного строения и наличия определенного содержания, обладает всякое суждение (модальность)?
Вопросы для мозгового штурма.
Модуль 1. Тема 1.
Возможно ли мышление без логики?
Тема 3.
Существует ли предел делению понятий?
Модуль 2. Тема 6.
Нужно ли различать непосредственные и опосредованные умозаключения, или все умозаключения являются опосредованными?
Тема 7.
Можно ли считать дилемму простой суммой двух условно-категорических умозаключений?
Модуль 2. Тема 9.
Доказать (опровергнуть) можно все. — Существуют положения (тезисы), которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть.
Тема 7.
Условные суждения (импликация) являются основным видом сложных суждений.
Тесты.
Модуль 1. Тема 1.
Тесты – вариант I.
Что означает слово “logos”?
А) Человеческое слово вообще. Б) Всеобщий закон, основа мира.
В) Закон, мысль, слово, смысл. Г) Беседа, суждение.
Что такое мышление?
А) Это целенаправленное, опосредованное и обобщенное воспроизведение связей и отношений предмета.
Б) Это целостное воспроизведение предмета, непосредственно
воздействующего на органы чувств.
В) Это чувственный образ ранее воспринятого предмета.
Г) Это субъективный образ объективного мира.
4. Назовите основные формы абстрактного мышления:
А) Понятие, суждение и умозаключение.
Б) Законы, формы и приемы мышления.
В) Анализ, синтез, обобщение.
Г) Вопрос, гипотеза и теория.
ТЕСТ № 1
Тема 2.
Тесты – вариант I.
8. Какой логический закон выражает требование ясности
Мышления?
А) Закон тождества. Б) Закон непротиворечия.
В) Закон исключенного третьего. Г) Закон достаточного основания.
Тема 3.
Тесты – вариант I.
Неправильно?
А) Город Тюмень - это единичное, конкретное и положительное понятие.
Б) Студент - это общее, конкретное и положительное понятие.
В) Сервиз - это общее, конкретное и положительное понятие.
Г) Не подготовившаяся к занятиям студенческая группа - это единичное, абстрактное и отрицательное понятие.
21. В каком отношении находятся понятия “студент” и “наркоман”?
А) Тождественны. Б) Пересекаются.
В) Подчинены. Г) Соподчинены.
ТЕСТ № 2
ТЕСТ № 3
ТЕСТ № 4
А какие - части и целого
а | б | |
Понятия | Род и вид | Часть и целое |
1. Государственная власть – Парламент | ||
2. Лицемерие – Двуличие | ||
3. Мечеть – Минарет | ||
4. Галактика – Созвездие | ||
5. Военно-морской флот – Эскадра | ||
6. Элементарная частица – Протон | ||
7. Система права – Гражданское право | ||
8. Преступление – Умышленное преступление | ||
9. Политическая структура – Партия | ||
10. Образное выражение – Поговорка | ||
11. Учебное заведение – Университет | ||
12. Живопись – Натюрморт | ||
13. Университет – Факультет университета | ||
14. Фрукты – Овощи | ||
15. Транспорт – Гужевой транспорт |
ТЕСТ № 5
ТЕСТ № 6.
Тест №7
Определите, являются
ли данные примеры обобщения (ограничения) правильными или неправильными
а | б | |
Понятия | Правильное обобщение | Неправильное обобщение |
1. Преступление – Правонарушение | ||
2. Калий – Металл | ||
3. Товарное производство – Капитализм | ||
4. Халатность – Должностное преступление | ||
5. Месяц – Год | ||
6. Москва – Столица России |
а | б | |
Понятия | Правильное ограничение | Неправильное ограничение |
7. Циферблат – Цифра | ||
8. Религия – Буддизм | ||
9. Офицер – Майор | ||
10. Живая клетка – Организм | ||
11. Форма Государственного устройства – Республика |
ТЕСТ № 8
Укажите вид определения
Определение 1: Концерн – форма монополистического объединения с очень высоким уровнем концентрации и централизации капитала и производства.
а) Номинальное | б) Реальное | ||
в) Явное | г) Неявное | ||
д) Генетическое | е) Через ближайший род и видовое отличие | ||
ж) Контекстуальное | з) Индуктивное | ||
и) Аксиоматическое | к) Приём, заменяющий определение |
Определение 2: Этот знак - - есть квантор существования. Он символизирует выражения типа: "некоторые", "часть", "иногда", "доля", " не все" и т.п.
а) Номинальное | б) Реальное | ||
в) Явное | г) Неявное | ||
д) Генетическое | е) Через ближайший род и видовое отличие | ||
ж) Контекстуальное | з) Индуктивное | ||
и) Аксиоматическое | к) Приём, заменяющий определение |
ТЕСТ № 9
ТЕСТ № 10
Предмета на части.
а | б | |
Примеры: | Деление понятия | Расчленение на части |
1. Изобразительное искусство делится на живопись, скульптуру и графику. | ||
2. Право собственности заключает в себя владение, пользование и распоряжение вещью. | ||
3. Палеозойская эра в истории Земли делится на кембрий, силур и девон. | ||
4. К основным элементам музыки относятся ритм, лад, темп и тембр. | ||
5. Самолёты делятся на монопланы и бипланы. | ||
6. Сделки совершаются устно или в письменной форме. | ||
7. Правоохранительные нормы делятся на диспозицию и санкцию. | ||
8. Атомы делятся на протоны, нейтроны и электроны. |
ТЕСТ № 11
Тема 4.
Тесты – вариант I.
30. Каким по качеству и количеству является суждение:“Ни один российский автомобиль не соответствует европейским экологическим стандартам”?
А) Общеутвердительное. Б) Общеотрицательное.
В) Частноутвердительное. Г) Частноотрицательное.
31. Найдите субъект и предикат в суждении“Каждый человек имеет право на жизнь”.
А) S - “каждый человек”, P - “право на жизнь”.
Б) S - “право на жизнь”, P - “человек”.
В) S - “человек”, P - “жизнь”.
Г) S - “человек”, P - “право на жизнь”.
32. Какова распределенность терминов в суждении:“Некоторые женщины - автомобилисты”?
А) S и P - распределены.
Б) S и P - не распределены.
В) S - распределен, а P - не распределен.
Г) S - не распределен, а P - распределен.
ТЕСТ № 12
ТЕСТ № 13
ТЕСТ № 14
В категорическом суждении
Схемы:
Суждения | Схема № |
1. Люди - не ангелы. | |
2. Среди людей встречаются флегматики. | |
3. Человек не живёт два века. | |
4. Ни один вопрос студента не должен остаться без ответа. | |
5. Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души ненавидеть зло. (Шиллер) | |
6. Всякое преступление есть общественно-опасное деяние. | |
7. Маршал Жуков – выдающийся полководец второй мировой войны. |
ТЕСТ № 15
ТЕСТ № 16
ТЕСТ № 17
ТЕСТ № 18
ТЕСТ № 19
ТЕСТ № 20
ТЕСТ № 21
Укажите, какая таблица соответствует логическому союзу.
Схемы:
а | б | в | г | д |
А В | А В | А В | А В | А В |
и И и и Л л л Л и л Л л | и Л и и И л л И и л Л л | и И и и Л л л И и л И л | и И и и И л л И и л Л л | и И и и Л л л Л и л И л |
Названия союзов | Схема №___ | Символ |
1. Импликация | ||
2. Конъюнкция | ||
3. Строгая дизъюнкция | ||
4. Эквивалентность | ||
5. Дизъюнкция |
ТЕСТ № 22
А v В
3. А В
4. А → В
5. А ↔ В
6. А → В
7. А ^ В
А v А
9. А А
10. А → В
Иная форма (какая?)
Суждения | Форма №___ |
1. Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно. | |
2. Когда б на то не божья воля – Не отдали б Москвы. (Лермонтов) | |
3. Познанья путь и долог и тяжёл… | |
4. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. | |
5. Шторма бояться – в море не ходить. | |
6. Преступное деяние могло быть совершено в состоянии физиологического или патологичес-кого аффекта. | |
7. Если желающих выступить нет, то прения по докладу прекращаются. |
ТЕСТ № 23
ТЕСТ № 24
1. 2. 3.
(А ^ В) →С (А ^ В) →С (А ^ В) →С
4. 5. 6.
Суждения | Форма № |
1. Если самолёт терпит аварию, то лётчик должен либо катапультироваться, либо попытаться посадить машину. | |
2. Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая жизнь супругов и сохранение семьи стало невозможным. | |
3. Если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство, то течение срока исковой давности приостанавливается. |
ТЕСТ № 25
ТЕСТ № 26
ТЕСТ № 27
ТЕСТ № 28
Модуль 2. Тема 5.
Тесты – вариант I.
- К какому виду относится следующий вопрос:«Нынешний король Франции лысый?»
А) Бессмысленный вопрос. Б) Провокационный вопрос.
В) Неопределенный вопрос. Г) Безотносительный вопрос.
44. К какому виду относится следующий вопрос:«По каким дням Вы бьете свою жену (подругу)?»
А) Бессмысленный вопрос. Б) Провокационный вопрос.
В) Неопределенный вопрос. Г) Безотносительный вопрос.
ТЕСТ № 29
Определите, к каким видам относятся данные вопросы
а | б | в | г | д | е | |
Вопросы | Пра-вильный | Непра-виль-ный | Закры-тый | Откры-тый | Прос-той | Слож- ный |
1. Верно ли, что холодное оружие бывает колющим или режущим? | ||||||
2. Кто открыл Антарктиду? | ||||||
3. Какой вид энергии используется в летающих тарелках? | ||||||
4. Принимали ли вы участие в выборах в Государственную Думу? | ||||||
5. Нужно ли различать истинные и ложные, краткие и развёрнутые, полные и неполные ответы? | ||||||
6. Был ли Аристо-тель греком и автором поэмы "Одиссея"? | ||||||
7. Является ли Россия членом Совета Европы? | ||||||
8. Когда родился поэт Сергей Есенин и произошло ли это в селе Константинове? |
Тема 6.
47. Найдите заключение в следующем рассуждении:«Быков не является прокурором, так как все прокуроры - юристы, а Быков не является юристом».
А) Здесь заключением будет суждение «Быков не является юристом».
Б) Заключение - «Все прокуроры - юристы».
В) Заключение - «Быков не является прокурором».
Г) Здесь вообще нет заключения.
48. Найдите большую посылку в следующем силлогизме:
«Некоторые юристы – депутаты, значит, некоторые юристы – избранники народа, все депутаты – избранники народа».
А) Здесь большей посылкой будет суждение «Некоторые юристы - депутаты».
Б) Большая посылка - «Некоторые юристы – избранники народа».
В) Большая посылка - «Все депутаты – избранники народа»
Г) Здесь вообще нет большей посылки.
ТЕСТ № 30
ТЕСТ № 31
ТЕСТ № 32
ТЕСТ № 33
Установите с помощью "логического квадрата", выводится ли второе суждение из первого в следующих парах
а | б | в | г | |
Суждения | Выводится по подчи-нению | Выводится по противо-речию | Выводится по противо- положности | Не выводит |