Нелояльные приемы и аргументы
1. Подмена тезиса. Эта уловка имеет много разновидностей:
а) опровержениекакого-либо аргумента противника или обнаружение ошибки в доказательстве выдают за опровержение тезиса;
б) расширение или сужение тезиса. Тезис оппонента стремятся максимально расширить, а свой тезис незаметно сузить;
в) усиление или смягчение тезиса;
г) от сказанного с условием к сказанному, безусловно. Мысль, которая выдвигается с известными оговорками или верная при определенных условиях, подменяется той же мыслью, но взятой уже без оговорок.
2. Использование эмоционально окрашенных понятий. Одно дело — просто сообщать информацию, и совсем другое — облекать ее в такие эмоциональные слова, которые несут явную позитивную или негативную оценку. Сюда же относится так называемое "навешивание ярлыков". Рассмотрение по существу доводов противника подменяется их оценкой, а также оценкой самого оппонента.
3. «Повышение ставок». С помощью этой уловки вы пытаетесь взять своего противника "на испуг". Например, вы делаете вид, что соглашаетесь с его утверждением, но при этом с самым суровым видом добавляете: "Хорошо, сделаем так, как ты говоришь, но учти — за все возможные последствия отвечаешь ты!" После этого он поневоле задумается — а не взять ли свое утверждение обратно?
4. Поспешное обобщение и чрезмерное преувеличение. Если противник согласился с двумя-тремя примерами, можно приписать ему и согласие с общим положением. Например: "Вы согласны, что этот торговый работник — жулик?" — "Согласен". — "Ну вот, вы сами признали, что они там все жулики!"
5. Логическая диверсия. При угрозе поражения прибегают к следующему приему: резко меняют тему разговора, переходят на тему более знакомую, в которой чувствуют себя уверенно: "А не подойти ли нам к этому вопросу с другой стороны…"
6. «Уловка артиста» — выведение противника из психологического равновесия. Суть уловки проста: сказать человеку какую-нибудь гадость перед ответственным выступлением.
7. «Чтение в сердцах». Суть этой уловки состоит в том, что вместо того, чтобы разбирать доводы противника по существу, пытаются определить те тайные мотивы, по которым он их высказывает. Например: "Ты говоришь так из зависти!"
8. «Двойная бухгалтерия»(предвзятая интерпретация). Один и тот же аргумент признают истинным, когда это выгодно, и ложным, когда это невыгодно.
9. Аргумент к авторитету — ссылки на высказывания великих людей, которыми пытаются обосновать истинность своего тезиса или ложность тезиса противника. В принципе такие ссылки вполне допустимы — когда вы уже доказали свой тезис и лишь подкрепляете его ссылкой на авторитет. Другое дело, что ко всему надо подходить критически. Во-первых, и великие люди ошибались. Во-вторых, ссылка на истинное и авторитетное суждение будет правомочна тогда, когда она действительно имеет отношение к вашему тезису.
10. Аргумент к публике — обращение к слушателям с целью привлечь их на свою сторону и тем самым оказать психологическое давление на оппонента.
11. Аргумент к силе (к палке) — угроза неприятными последствиями и, в частности, угроза прямого физического насилия.
12. «Аргумент к городовому» — апелляция к власти учреждения или государственных органов. Например: "А ты не боишься, что твоими рассуждениями могут заинтересоваться компетентные органы?"
13. Аргумент к жалости — возбуждение в оппоненте сочувствия в надежде на то, что он смягчится, и не будет доводить спор до победного конца.
14. «Подмазывание аргумента» (аргумент к тщеславию) — свой довод сопровождаем комплиментом в адрес оппонента: "Вы же умный, проницательный человек…"
15. Аргумент к невежеству — использование в споре таких фактов и положений, о которых ваш оппонент заведомо ничего не знает, ссылка на сочинения, которых он не читал.
16. Дамский аргумент. Суть его состоит в следующем. В споре, желая защитить свое мнение, недобросовестный оппонент противопоставляет ему самое крайнее, самое нелепое из возможных мнений и приписывает его вам. Вы, конечно, его отвергаете, и тогда он делает вывод о том, что вы согласны с его мнением. Этот прием используют и мужчины. Например, как-то известного эстрадного певца А. Серова спросили: "Почему в Вашем репертуаре песни только о любви?" На что певец ответил: "А что я о колбасе петь должен?"
17. Аргумент к личности. Суть его состоит в том, что вместо разбора доводов противника переходят на обсуждение его личных особенностей —внешности, характера, поведения, т. е. переходят "на личности". Например: "С таким носом, а еще спорить лезет!"
Вопросы для самопроверки
172. Что называют аргументацией?
173. Что является логической основой аргументации?
174. Что такое доказательств?
175. Каковы функции тезиса, аргументов и демонстрации доказательства?
176. Как соотносятся доказательство и убеждение?
177. Назовите виды убеждений?
178. Что такое прямое доказательство?
179. В чем особенности косвенных доказательств?
180. Как строится косвенное доказательство от противного, или апагогическое?
181. Что такое косвенное доказательство по случаям, или разделительное?
182. В чем отличие опровержения от доказательства?
183. Как отличить прямое опровержение от косвенного?
184. Что такое косвенное опровержение от противного и по случаям (разделительное)?
185. Какой закон логики применяется в косвенном доказательстве и косвенном опровержении от противного?
186. Какие модусы разделительно-категорического умозаключения применяются в косвенном доказательстве и косвенном опровержении по случаям?
187. Перечислите основные правила и укажите характерные ошибки доказательства и опровержения?
188. В чем суть процедур, сходных с доказательством и опровержением?
189. Что такое критика доказательства, в частности, критика тезиса, критика аргументов и критика демонстрации?
190. Что такое спор?
191. Каковы по своему виду бывают споры?
192. Каковы условия рационального спора?
193. Перечислите условия цивилизованного (лояльного) спора.
194. Назовите нелояльные приемы и аргументы спора.