Вопрос и его роль в познании.

ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВОПРОСА

С суждениями тесно связана такая форма мышления, как вопрос. Вопросы обладают особыми логическими свойствами. Без теории вопроса логика была бы неполной. По утверждению английского философа Р.Коллингвуда, логика, обращающая внимание только на ответы и пренебрегающая вопросами, — ложная логика.

Искусство задавать вопросы, вести мысль к правильному ответу — необходимый элемент логической культуры.

И. Кант писал: «Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. Если вопрос сам по себе бессмысленен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для спрашивающего, он имеет иногда тот недостаток, что побуждает неосторожного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) козла доит, а другой держит под ним решето».

Вопросы возникают там, где есть познавательная неопределённость. Вопрос не является суждением, ибо для суждения характерно утверждение или отрицание чего-либо, в то время как вопрос не выражает ни утверждения, ни отрицания. Поэтому к вопросам в отличие от суждений, неприменима истинностная характеристика: они не являются истинными или ложными. Однако, хотя сам по себе вопрос не выражает суждения, в его основе всегда лежит суждение или даже совокупность суждений. Раздел логики, изучающий вопросы, называется эротетическая или интеррогативная логика. В ней «единицей мысли» выступает комплекс, состоящий из вопроса и ответа.

Вопросом называется форма мышления, представляющая собой запрос, требование о некоторой недостающей (отсутствующей) информации. В языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Так, не являются вопросами риторические вопросительные предложения. Они не содержат побуждения к ответу и по своей сути являются суждениями. Например, в риторическом вопросительном предложении «Какой же студент не любит получать отличные оценки на экзамене?» содержится утверждение, что каждый студент любит получать отличные оценки на экзамене, а вовсе не вопрос.

В риторическом вопросительном предложении «Какой он юрист?» содержится утверждение, что он не юрист или плохой юрист, а вовсе не вопрос.

В составе всякого вопросы различают предпосылку и запрос. Предпосылка вопроса — это содержащаяся в формулировке информация об уже известном. Это и есть то суждения или совокупность суждений, на которые опирается, которые подразумевает вопрос.

Запрос — это содержащаяся в формулировке вопроса информация о том, что отсутствует и что требуется найти. Запрос — это своеобразное знание о незнании (неизвестном).

Пример: «Перестал ли Джон бить свою жену?». Здесь предпосылка заключена в подразумеваемом суждении о том, что Джон обычно бил свою жену. Требование уточнить эту информацию (слово «ли» вместе с особым строем предложения и особой интонацией при произнесении) — запрос.

С каждым вопросом связан ответ. Ответ на вопрос представляет суждение или совокупность суждений, в которых заключается искомая информация.

Взаимодействие вопроса и ответа — типичная форма диалога в общении между людьми. Поэтому одной из важнейших функций вопроса нужно признать коммуникативную функцию. Исключительно велика роль вопроса и как средства информационного поиска. Вопрос — могучий стимулятор развития знания. Человек как бы задает миру вопросы, исследуя действительность — получает ответы, затем выдвигает новые вопросы и т.д.

Во второй половине XX века актуализировались исследования природы вопроса в связи с использованием ЭВМ в так называемом диалоговом режиме.

Глава 2.

ВИДЫ ВОПРОСОВ

Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим основные виды вопросов.

1. По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы.

Вопросы, в которых информацию требуется уточнить, называются уточняющими, или закрытыми,а также«ли»-вопросами. Закрытыми они называются, потому что по своей форме предполагают ограниченное количество ответов. «Ли»-вопросами — из-за наличия, как правило, в вопросительном предложении частицы «ли». Например: «Верно ли, что в Тюменском университет работает около 2 тысяч преподавателей?». Иногда частицы «ли» может и не быть, как например в вопросе: «Ты придешь завтра на тренировку?»).

Вопросы, в которых выражено требование дать новую информацию, называются восполняющими, или открытыми, а также «что?»-вопросами. Они называются открытыми, так как множество ответов здесь самими вопросом не ограничено, а «что?»-вопросами их называют потому, что запрос в таких вопросах связан с вопросительными местоимениями типа «Что?», «Когда?», «Почему?», «Где?» и т. п. Например: «Какие автономные округа включает в себя Тюменская область?».

2. По правельности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные.

Корректный вопрос — это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Корректный вопрос соответствует всем требованиям логики (определенность, точность, непротиворечивость, обоснованность).

Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречивого суждения, или суждения, смысл которого не определен.

На логически корректный вопрос можно дать ответ в виде истинного суждения, снижающий познавательную неопределенность. На логически некорректные вопросы такого ответа дать нельзя.

Различают несколько типов логической некорректности вопросов.

Бессмысленные вопросы:

1) Вопросы, построенные грамматически или семантически неправильно («Хотели бы вы попасть назад в будущее?»). Все выражения, входящие в формулировку вопроса, имеют определенные смыслы или значения, однако между этими выражениями нет согласования. Еще пример: «Что горячее: квадратное или синее?».

2) Вопросы, содержащие выражения, ни смысл, ни значение которых не известны. («Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?»).

Провокационные вопросы — вопросы, предпосылки которых являются ложными суждениями и спрашивающий знает об этом. Провокационные вопросы называют еще улавливающими. Посредством провокационных вопросов ставят в затруднительное положение логически не подготовленных людей, запутывают оппонентов. Например: «Перестал ли ты заниматься рэкетом?» — если спрашивающий знает, что собеседник никогда им не занимался.

При ответе на провокационный вопрос нельзя говорить «да» или «нет». Нужно прямо сказать, что вопрос является провокационным и указать на ложность его предпосылки. Провокационным может быть и вопрос экзаменатора: «Как ограничить понятие «ТГУ»?», поскольку спрашивающий знает, что это понятие единичное и дальше его ограничить невозможно.

Недоопределенные вопросы.

В формулировке недоопределенного вопроса содержатся многозначные термины, и из контекста не ясно, в каком из значений они употребляются в данном случае.

Пример: «Вы за или против передачи земли народу?»

Здесь не ясно, что понимается под народом, под передачей. Продать?

Дать бесплатно?

К недоопределенным можно отнести и безотносительные вопросы. Отношение, условие в вопросе определяются ситуацией. Если этого нет, то на вопрос можно ответить по формуле «и да, и нет». В самом деле, разве возможен определенный, однозначный ответ на вопрос «Полезен или вреден дождь?»?

Тавтологичные вопросы.

На вопрос данного типа нельзя дать ответа, снижающего познавательную неопределенность, поскольку таковой нет.

Пример: «Между кем и кем была русско-японская война?»

Или: «Как зовут Марью Ивановну?»

3. По структуре вопросы подразделяются на простые и сложные. Простымназывается вопрос, который не включает в себя в качестве составных частей других вопросов. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «Если…, то…». По логическим союзам устанавливается вид сложного вопроса. Сложные вопросы могут быть конъюнктивными, а также смешанными: конъюктивно-дизъюнктивными, импликативно-конъюктивными и т.д.

Например: «Кем, где, когда и из какого оружия был убит президент США Джон Кеннеди?». Это сложный конъюнктивный вопрос, состоящий из четырех простых.

Примером дизъюнктивного вопроса может служить следующий: «Это было самоубийство или убийство?»

Пример импликативного вопроса: «Если вы бывали в Италии, то почему не посетили Францию по безвизовому обмену?».

Пример эквивалентного вопроса: «Мы сдадим экзамен по логике тогда и только тогда, когда будем усердно готовиться?».

Пример смешанного вопроса: «Кто из присутствующих опознал организатора преступления или его пособника, и как они на это отреагировали?»

4. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на т.н. узловые и наводящие.

Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса.

5.В зависимости отпреоблоданияпозновательной или коммуникативной функции различаются исследовательские и информационные вопросы.

Вопросы, направленные на получение нового знания (вопросы, на которые пока еще нет ответа), называют исследовательскими. Основная цель информационных вопросов состоит в приобретении (передаче от одного лица другому) уже имеющихся сведений.

Вопрос «Быть или не быть?», с которым Гамлет обращается к себе, — исследовательский, поскольку ответ на него еще не известен. А вопрос: «Ты перед сном молилась, Дездемона?», с которым Отелло обращается к жене, при всей своей зловещей значительности воспринимается ею как информационный, потому что ответ на него («Да, дорогой мой») состоит лишь в простой констатации известного Дездемоне факта.

Наши рекомендации