Теоретические аспекты изучения мышления
Развитие представлений о мышлении в психологии в XVIII-XX веках
Ассоцианисты: Д. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли, Г. Эббингауз.
Ассоциативная психология как направление развивалась с IV в. до н. э. до 20-х годов XX века, пережив свой расцвет во втором периоде становления – с середины XVIII в. до начала XIX в. – чем обогатила новые психологические школы, сформировавшиеся на ее основе. Основной принцип ассоциативной психологии – принцип атомизма (элементаризма), берущий начало в английском материализме – все сложные психические явления необходимо разложить на элементы и объяснить их из связи этих элементов[1].
Структуралисты: В. Вундт, Э. Титченер.
Функционалисты: У. Джемс, Дж. Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Г. Спенсер, Г. Кэрр, Т. Рибо, Н. Ланге, Э. Клапаред, К. Штумпф.
Вюрцбургская школа: О. Кюльпе, О. Зельц.
Бихевиористы
Гештальтпсихологи: М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин, К. Дункер.
Психоаналитики: З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни.
Экзистенциалисты: В. Франкл, А. Ленгле, Дж. Бьюдженталь, И. Ялом, Р. Мэй, Л. Бисвангер, М. Босс, Е. Минковски.
Гуманисты: А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, Ш. Бюлер.
Деятели: А. Леонтьев, С. Рубинштейн, Л. Выготский.
Возрастные: Ж. Пиаже, А. Бандура.
Когнитивисты: Дж. Миллер, Дж. Брунер, У. Найссер, С. Герберт, А. Ньюэлл, К. Прибрам, Р. Солсо, Дж. Сперлинг, Б. Величковский.
Представления о мышлении в современной психологии
Теоретические представления о том, что мышление и эмоции тесно связаны, возникли задолго до введения в 1990-х годах в научный оборот термина «эмоциональный интеллект», который позже был с успехом популяризован Дэниелом Гоулманом[2].
Представление о типологиях мышления
Различные представления о мышлении сосуществуют в пределах отдельных концепций и по сей день, и редкий исследователь описывает этот психический процесс как монолитный. Рассмотрим некоторые типологии мышления и виды мышления, характерные для них.
Теоретический и практический виды мышления
Продуктивный и репродуктивный виды мышления
Наглядно-действенный, наглядно-образный и словесно-логический виды мышления
Аутистический, эгоцентрический и реалистический виды мышления
Индуктивный и дедуктивный виды мышления
Аналитический и интуитивный виды мышления
Полифонический и клиповый виды мышления
Заключение
Открытие феномена «эмоциональный интеллект» явилось результатом развития представлений о природе когнитивных и аффективных процессов и их взаимосвязи. Важнейшими достижениями в этом плане явились обогащение представлений об эмоциях, расширение представлений об интеллекте, а также встречное движение в исследованиях эмоций и интеллекта.
Использование такого рода психодиагностического инструментария, как опросники (в целях измерения уровня эмоционального интеллекта и степеней предпочитаемости стратегий поведения в конфликте) оказалось эффективным ввиду природы изучаемого явления, предопределяющей необходимость заданий, основанных на самоотчёте. Тип статистического критерия, применённого при обработке данных эмпирического исследования, был подобран в соответствии со спецификой групп данных и задач теоретического исследования.
Подводя итоги, можно сказать следующее:
1) Цели курсовой работы достигнуты посредством выполнения поставленных задач;
2) Гипотеза работы подтверждена анализом эмпирически полученных данных - обнаружены статистически значимые данные связи эмоционального интеллекта и стратегий поведения в конфликте по результатам анализа данных, полученных испытуемыми по всем психодиагностическим методикам. Учитывая содержание конструкта «эмоциональный интеллект», мы можем предположить, что отрицательная корреляционная связь, выявленная в ходе эмпирического исследования, выражается в следующем: чем выше показатель эмоционального интеллекта, тем меньше вероятность выбора любой стратегии поведения в конфликте, отличной от стратегии «Уклонение».
Список литературы
1. Блонский, П. П. Проблема реальности у Беркли. – Изд-е 2-е. – М.: Либроком, 2009. – 160 с. - Сер. «Из наследия мировой философской мысли: история философии».
2. Васильев, В. В. Методология Юма и его наука о человеческой природе // Историко-философский ежегодник’2012. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2013.
3. Власенкова, И. Н. Принцип ассоциации в психодиагностических исследованиях ХIХ-ХХI веков / И. Н. Власенкова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - №94. - С. 258–268.
4. Юм, Д. Трактат о человеческой природе / пер. с англ. С. И. Церетели; под общ. ред. И. С. Нарского. – Минск.: ООО «Попурри», 1998. – 720 с.
5. Ebbinghaus, H. Memory: A contribution to experimental psychology / translated by H. Ruger and C. Bussenius. – NY: Teachers College, Columbia Univ., 1913. – 142 p.
6. Hartley, D. Observations on Man, His Frame, his Duty, and his Expectations // Cambridge Library Collection – Philosophy. – Cambridge Univ. Press, 2013. – Vol. 1. – 538 p.
[1] Власенкова, И. Н. Принцип ассоциации в психодиагностических исследованиях ХIХ-ХХI веков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009
[2] Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2009