СЕМИНАР 1. Предмет и метод науки логики
Ю.Д. Парунова
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГИКЕ
Симферополь – 2017
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Цель и задачи семинаров.
Целью семинарских (практических) занятий является закрепление теоретических знаний и их применение на практике в решении логических задач. Задачами семинарского занятия является контроль самостоятельной работы студентов, отработка навыков работы с учебной и научной литературой, практика публичных выступлений, приобретение навыков ведения дискуссии, решение логических задач. На семинарские занятия отводится 18 часов аудиторной работы.
Семинарское занятие состоит из двух частей. В начале семинара в форме фронтального опроса проверяется усвоение теоретического материала или обсуждение реферата. Эта часть семинара предполагает работу с рекомендованной учебной литературой. Вторая часть семинарского занятия посвящается решению логических задач. Теоретический минимум необходимый для решения задач приведён в данном пособии. Кроме этого на отдельных темах могут быть использованы такие методы работы как ролевая игра, представление презентаций, групповая дискуссия. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля индивидуальной подготовленности студентов, в завершении основных тем, таких как «понятие», «суждение», «умозаключение» преподаватель осуществляет контроль знаний в виде контрольных заданий на решение логических задач.
При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения, тематика сообщений, перечень логических задач, литература для подготовки к семинарам указаны в методических рекомендациях по подготовке к семинарским занятиям в данном пособии. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними.
Требования к сообщению в процессе групповой дискуссии.
Сообщение студента на семинаре в процессе фронтального опроса или групповой дискуссии должно включать в себя следующие компоненты:
1)Связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
2)Раскрытие сущности проблемы.
3)Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности юриста.
В выступлении должны быть как можно более полно освещены все аспекты вопроса. Сообщение должна отличать— самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них. Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными и перекликаться с юридической направленностью. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики, носить непротиворечивый характер. Должно присутствовать четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
Методические рекомендации по выполнению реферата
Реферат– это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной теме, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов, которая приучает студента к культуре научного труда. Его написанию предшествует изучение широкого круга научной литературы по логике, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Рекомендуемое время сообщения – 7 - 10 минут.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. план;
3. введение;
4. основная часть;
5. вывод;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
Во введении дается общая характеристика реферата:
· актуальность выбранной темы;
· цель и задачи работы;
· объект и предмет исследования;
· анализ литературы по данной теме.
Основная часть содержит материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. В конце каждой главы необходимо сделать вывод.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.
В заключении излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко отражать выполнение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно (4-5). При этом в списке обязательно должны присутствовать новейшие источники, изданные в последние 3 года.
Оформление реферата
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:
· на одной стороне листа белой бумаги формата А-4;
· размер шрифта-14; Times New Roman, цвет – черный;
· междустрочный интервал – полуторный;
· поля на странице – размер левого поля – 3 см, правого – 1 см, верхнего – 2 см, нижнего – 2 см;
· отформатировано по ширине листа;
· нумерация страниц текста – вверху страницы, справа арабскими цифрами;
· объем реферата 12-15 страниц.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (по темам)
Время: 2 часа
Цель занятия: определить предмет, структуру и задачи логики как науки, установить основные этапы развития логики.
Ключевые понятия: познание, мышление, логический закон, истина, язык, знак, логическая форма, логическая операция, формальная логика, математическая логика, диалектическая логика.
Вопросы для обсуждения:
1. Логика как наука о законах и формах правильного мышления.
2. История становления и развития логики как науки.
3. Понятие о логических формах мышления: понятиях, суждениях, умозаключениях.
4. Мышление и речь. Понятие знака и их виды.
5. Значение логики в деятельности юриста.
Темы рефератов:
1. Естественные и искусственные языки.
2. Мышление и язык.
Методические рекомендации:
Занятие носит теоретический характер. Проверка знаний проводится в виде фронтального опроса и групповой дискуссии на тему «Значение логики в деятельности юриста». При подготовке к семинарскому занятию необходимо уяснить следующий теоретический минимум.
Специфика логики как науки.
Древнегреческий философ Аристотель впервые систематизировал формы и правила мышления, заложив основы развития науки логики. В переводе с греческого logos – означает слово, мысль, разум. Логика – наука, которая изучает формы мышления с точки зрения их структуры, законы и правила получения выводного знания.
Объектом изучения логики как науки является мышление. Предметом логики выступает анализ правильности рассуждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых – необходимое условие для получения истинных заключений.
В этом состоит специфика логики как науки, изучающей мышление, в отличие от других наук, которые также делают объектом своего исследования мышление.
Мышление как объект логики. Содержание и форма мышления.
Мышление – это высшая по отношению к чувственной форма отражения бытия, состоящая в целенаправленном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.
Одно из основных понятий в логике – «содержание мышления» и «форма мышления». Содержание мышления – это все богатство наших мыслей об окружающем мире, конкретные знания о нем.
Форма мышления – это структура мысли, способ связи ее элементов. Наиболее широкие формы мышления, исследуемые логикой – понятие, суждение, умозаключение.
Понятие– форма мышления, в которой фиксируются наиболее общие признаки предметов мысли. Понятия «растение», «учитель» - разные по содержанию, но общие по своей логической форме, т.к. говоря, например, «растение» мы имеем ввиду не конкретное растение, а всякое растение вообще, в его наиболее общих чертах.
Суждение – форма мышления, в которой нечто утверждается или отрицается о предмете мысли. Например, «Всякое дерево – растение».
Умозаключение– форма мышления, в которой из двух и более связанных между собой суждений выводится новая мысль. Например,
Все учителя английского языка – филологи.
Иванов – учитель английского языка.
Следовательно, Иванов – филолог.
Еще одной важной категорией логики является категория «закон мышления».
Закон мышления – это внутренняя, необходимая, существенная связь между мыслями, рассматриваемая со стороны их формы.
К основным законам мышления (или законам логики) относятся:
1. Закон тождества.
2. Закон противоречия.
3. Закон исключенного третьего.
4. Закон достаточного основания.
Специфика этих законов в том, что они суть законы мышления; носят объективный характер; внутренне связаны между собой и обеспечивают соответствие мышления действительности. Рассуждать логически правильно – значит рассуждать, опираясь на законы логики.
Литература
Основная
1. Антюшин С.С., Михалкин Н.В. Логика: учеб. пособие– М.: РАП, 2013. – 256 с.
2. Гетманова А.Д. Логика для юристов. М.: Омега-Л, 2007. – 424 с.
3. Ивлев Ю. В. Логика для юристов. Учебник. М., 2010.
4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. М.: Юристь, 2001. – 256 с.
5. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2015. – 365 с.
6. Солодухин О.А. Логика для юристов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 384 с.
Дополнительная
1. Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить. – Харьков, 2009. – 512 с.
2. Гетманова А. Д. Логика. Углублённый курс. Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2008. – 192 с.
3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. – М., 2010. – 192 с.
4. Гусев Д. А. Логика. – М., 2010. – 376 с.
5. Карпинская О.Ю., Лященко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс-Логика. — М., 1997. – 135 с.
6. Маковельский А.О. История логики. – М., 2004. – 480 с.
Время: 2 часа
Цель занятия:усвоить особенности понятия как формы мышления
Ключевые понятия: понятие, анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение, объем понятия, содержание понятия.
Вопросы для обсуждения:
1.Понятие как форма логического мышления.
2.Основные методы образования понятий.
3.Классификация понятий по объему и содержанию.
4.Место и роль понятий в праве.
Темы рефератов:
1. Понятия в юриспруденции.
2. Отражение понятий в языке.
Логические задачи:
1. Установите объем и содержание понятий:
1. Преступление;
2. Государство;
3. Республика;
4. Монархия;
5. Федеративная республика;
6. Государственная Дума;
7. Конституция;
8. Президент.
2. Определите вид данных понятий по объему:
1. Кодекс; Уголовный кодекс РФ; Кодекс законов о труде РФ;
2. Право, Римское право, Административное право.
3. Мужчина; Гражданин Иванов И.И.; Кощей Бессмертный;
4. РГУП; Факультет РГУП; Юридический факультет РГУП.
5. Мойдодыр; Корней Чуковский; Детский писатель;
6. Президент РФ, действующий президент РФ, экс-президент РФ.
7. Газета, Крымская правда, многотиражная газета РГУП.
8. Республика, президентская республика, Франция.
Литература
Основная
1. Антюшин С.С., Михалкин Н.В. Логика: учеб. пособие– М.: РАП, 2013. – 256 с.
2. Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика. – Минск: Терра-системс, 1998. – 480 с.
3. Гетманова А.Д. Логика для юристов. М.: Омега-Л, 2007. – 424 с.
4. Иванов Е.А. Логика. – М.: Издательство БЕК, 2002. – 368 с.
5. Ивин А.А. Логика. – М.: Знание, 1998. – 248 с.
6. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. М.: Юристь, 2001. – 256 с.
7. Курбатов В.И. Логика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 283 с.
8. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. Учеб. пособие. М.: Юрайт, 2011. – 365 с.
Дополнительная
1. Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить. – Харьков, 2009. – 512 с.
2. Гетманова А. Д. Логика. Углублённый курс. Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2008. – 192 с.
3. Гусев Д. А.Логика. – М., 2010. – 376 с.
4. Карпинская О.Ю., Лященко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс-Логика. — М., 1997. — с 135.
Время: 2 часа
Цель занятия:усвоить основные приёмы логических операций с понятиями.
Ключевые понятия:отношения между понятиями: тождество, пересечение, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие; обобщение, ограничение, категория, род, вид.
Вопросы для обсуждения:
1. Отношения между понятиями. Круги Эйлера.
2. Определение понятий. Приемы, сходные с определением.
3. Деление понятий.
4. Обобщение и ограничение понятий.
Темы рефератов:
1. Определения и подобные ему операции.
2. Значение определений в науке и в мышлении человека.
Логические задачи:
1. Являются ли совместимыми понятия:
1. Невиновный, осужденный;
2. Конница, кавалерия;
3. Метр, единица измерения;
4. Килограмм, единица измерения длины;
5. Самолёт, крыло самолёта;
6. Преступление, преступник;
7. Адвокат, судья;
8. Способность, память;
9. Кодекс законов, Конституция;
10. Кража, грабеж;
11. Гражданское право, уголовное право;
12. Президентская республика, парламентская республика;
13. Право, административное право;
14. Осужденный, неосужденный;
15. Монархия, республика.
2. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:
1. Государство. Унитарное государство. Россия. Федеративное государство.
2. Ученый. Юрист. Общественный деятель.
3. Наказание. Лишение свободы на определенный срок. Исправительные работы.
4. Предприниматель. Депутат. Отец. Спортсмен. Легкоатлет.
5. Обязательные работы. Ограничение свободы. Вид уголовного наказания. Принудительные работы.
6. Еженедельник. Периодическое издание. Газета.
7. Кража. Мошенничество. Разбой. Преступление против собственности. Грабеж.
8. Населенный пункт. Село. Город. Город России. Столица;
9. Студент. Студент РГУП. Студент-юрист. Военнообязанный;
10. Память. Способность. Зрительная память. Хорошая память. Плохая память.
11. Закон. Конституция. Основной закон государства. Закон о праве собственности.
12. Право. Уголовное право. Гражданское право. Юрист. Адвокат.
13. Суд. Судья. Секретарь суда. Судебное заседание. Приговор суда.
14. Кот. Кот Бегемот. Млекопитающее. Фантастический персонаж. Примус Кота Бегемота.
15. Автомобиль. Автомобиль «Мерседес». Автомобиль белого цвета. Собственность гражданина России.
16. Самолёт. Самолёт ТУ134. Пассажирский самолёт. Грузовой самолёт. Винт самолёта. Крыло самолёта.
17. Окружность. Шар. Треугольник. Плоская фигура. Квадрат. Правильная фигура.
18. Юрист. Мужчина. Человек. Сын. Прокурор.
19. Тоталитарное государство. Демократическое государство. Франция. Президентская республика. Великобритания.
20. Мама. Бабушка. Внучка. Дочка. Сестра.
21. Недвижимость. Квартира. Автомобиль. Автомобиль «Мерседес». Собственность.
22. Режиссёр. Актёр. Музыкант. Поэт.
23. Квартира. Однокомнатная квартира. Квартира на втором этаже. Собственность гражданина России.
24. Преступление. Кража. Кража со взломом. Грабёж. Хищение. Хулиганский поступок.
25. Сделка, оформленная в письменном виде. Сделка в устной форме. Нотариально заверенная сделка. Покупка овощей на рынке. Проезд на такси.
3. Ограничьте и обобщите понятия:
1. Книга;
2. Планета;
3. Столица;
4. Город;
5. Животное;
6. Президент;
7. Следователь;
8. Закон;
9. Дружба;
10. Студент.
4. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:
1. Адвокат – это юрист.
2. Анатолий Фёдорович Кони - автор произведения «Судебные речи».
3. Административное правонарушение - посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
4. Демократ – человек демократических убеждений.
5. Прокурор – это не адвокат.
6. Терроризм – язва на теле человечества.
7. Кража – это преступление.
8. Солдат есть храбрый человек, который готов умереть за своё отечество.
9. Преступление – это преступное деяние.
10. Юрист – слуга закона.
5. Попробуйте дать определение данным понятиям:
Республика, государство, монархия, агрессия, ошибка, дисциплина, преступление, юрист, адвокат, прокурор.
6. Соблюдены ли правила деления в примерах, а если - нет, то какое правило нарушено?
1. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную.
2. Право делится на частное и публичное.
3. Судебные приговоры делятся на обвинительные приговоры с назначением наказания, подлежащим отбыванию заключённым; обвинительные приговоры без назначения наказания; обвинительные приговоры с назначением наказания и отсрочкой его исполнения.
4. Право делится на материальное, процессуальное и гражданское.
5. Договоры делятся на устные, письменные и безвозмездные.
6. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.
7. Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные.
8. Уголовные преступления делятся на тяжкие, умышленные, неумышленные и убийства.
9. Правовая ответственность делится на административную и дисциплинарную.
10. Монархии бывают абсолютные и парламентские.
7. Произведите деление данного понятия, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»:
1. Закон;
2. Общество;
3. Наука;
1. Понятие;
2. Право;
3. Юрист;
4. Государство;
5. Отношения между людьми;
6. Конституция;
Методические рекомендации:
Для подготовки к семинарскому занятию необходимо знать виды отношений между понятиями, правила обобщения, ограничения понятий, а также правила определения и деления понятий.
Отношения между понятиями.
Отношения между самими предметами находят отражение в отношениях между понятиями.
По содержанию между понятиями могут быть два вида отношений – сравнимость и несравнимость. Сравнимые- это понятия, имеющие в своем содержании общие существенные признаки, по которым они и сравниваются.
Несравнимые– понятия, не имеющие сколько-нибудь существенных в том или ином отношении существенных признаков. Например, «скрипка» и «собака».
Сравнимые понятия по объему имеют в свою очередь два основных вида отношений – совместимость и несовместимость.
Совместимые –это понятия, объемы которых полностью или частично совпадают.
Несовместимые - понятия, объемы которых не совпадают ни в одном элементе, но которые могут быть включены частично или полностью в объем большего для них понятия.
Между совместимыми понятиями складываются следующие отношения.
1. Отношения равнозначности (тождества) – в таком отношении находятся понятия, объемы которых полностью совпадают, хотя их содержание может различаться. Графически эти отношения изображаются так:
А=В |
где А и В – равнозначные понятия, а круг – это их объем. Например, «Санкт-Петербург» и «Ленинград».
2. Отношения подчинения– в таком отношении находятся понятия, одно из которых входит в объем другого, но не исчерпывает его, а составляет лишь часть. Графическое изображение такого отношения:
В |
А |
где А – подчиненное понятие, а В – подчиняющее. Например, «береза» и «дерево».
3. Отношения пересечения– это отношение существует между понятиями, объемы которых совмещаются лишь частично. Графически это изображается так:
А |
В |
где А и В – перекрещивающиеся понятия. Например, «студент» и «спортсмен».
Несовместимые понятия могут находиться в следующих отношениях.
1. Отношения соподчинения– данное отношение характеризует понятия, которые имеют общий род и, взятые в отдельности, подчинены ему как виды, а вместе – соподчинены и, следовательно, обладают одной и той же степенью общности. Графически:
С |
А |
В |
где А и В – соподчиненные видовые понятия, а общий круг – их родовое понятие. Например, «растительный мир» и «животный мир» - виды родового понятия «органический мир».
2. Отношения противоречия –это отношение существует между понятиями, из которых одно отражает наличие у предмета каких-либо признаков, а другое эти признаки отрицает, не заменяя их другими признаками. Графически:
А не-А |
где А и не-А – противоречащие понятия, а круг – их общий род. Например, «щедрость» и «нещедрость» -- с точки зрения отношения людей к материальным благам.
3. Отношения противоположности- в этом отношении находятся понятия, каждое из которых выражает наличие у предметов каких-либо признаков, но сами эти признаки носят противоположный характер. Графически:
А |
В |
где А и В – противоположные понятия. Например, «щедрость» и «скупость».
Литература
Основная
1. Антюшин С.С., Михалкин Н.В. Логика: учеб. пособие– М.: РАП, 2013. – 256 с.
2. Гетманова А.Д. Логика для юристов. М.: Омега-Л, 2007. – 424 с.
3. Ивлев Ю. В. Логика для юристов. Учебник. М., 2010.
4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. М.: Юристь, 2001. – 256 с.
5. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2015. – 365 с.
6. Солодухин О.А. Логика для юристов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 384 с.
Дополнительная
1.Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить. – Харьков, 2009. – 512 с.
2.Гетманова А. Д. Логика. Углублённый курс. Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2008. – 192 с.
3.Гусев Д. А.Логика. – М., 2010. – 376 с.
4.Карпинская О.Ю., Лященко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс-Логика. — М., 1997. — с 135.
Время: 2 часа
Цель занятия: выявить специфику суждения как логической формы.
Ключевые понятия: суждение, термины суждения, субъект, предикат, связка, логический квадрат, модальность.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность суждения как логической формы мышления.
2. Структура суждения.
3. Выражение суждения в языке. Суждение и предложение.
4. Классификация суждений. Простые суждения и их виды.
5. Распределённость терминов в простых суждениях.
6. Отношения между простыми суждениями.
7. Суждения в праве.
Темы рефератов:
1. Суждение и вопрос.
2. Виды суждений.
3. Логический квадрат.
Логические задачи:
1. Определите тип суждения по характеру предиката:
1. Логика как наука появилась в Древней Греции.
2. Москва больше Симферополя
3. А. Кони – знаменитый русский адвокат.
4. Первая Французская республика была провозглашена в 1792 году.
5. Аудитория 320 больше чем 204.
6. Студенты сдают экзамены.
7. Конституция РФ вступила в действие 25 декабря 1993 года.
8. Дети любят играть в подвижные игры.
9. У некоторых студентов отличная память.
10. Площадь Антарктиды почти вдвое больше территории России.
11. На Луне нет жизни.
12. Кант родился 22 апреля 1724 г. четвертым ребенком в семье
потомственного шорника.
13. Россия – федеративное государство.
14. Первая империя во Франции просуществовала 11 лет.
15. Алкоголь снижает уровень вменяемости личности.
16. Зенон Элейский – ученик Парменида.
17. Древнеиндийская логика распространилась во многих странах Востока.
18. Объем понятия «Столица России» полностью совпадает с объемом понятия «Москва».
19. Содержание понятия «студент» шире содержания понятия «студент РГУП».
20. Некоторые знаки не имеют значения.
Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом. Определите распределенность терминов.
1. Ни один преступник не избежит ответственности.
2. Благородный человек, по учению Конфуция, обладает человеколюбием.
3. Студенты юридического факультета изучают правовые науки.
4. Суждения бывают релятивными.
5. Виновные избегают ответственности.
6. Свидетели дают правдивые показания.
7. Преступники подвергаются наказанию.
8. Студенты иногда опаздывают на занятия.
9. Лень никогда не приводит к добру.
10. Прекрасное и полезное отчасти совпадают.
Отношения между суждениями.
Литература
Основная
1. Антюшин С.С., Михалкин Н.В. Логика: учеб. пособие– М.: РАП, 2013. – 256 с.
2. Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика. – Минск: Терра-системс, 1998. -480 с.
3. Гетманова А.Д. Логика для юристов. М.: Омега-Л, 2007. – 424 с.
4. Иванов Е.А. Логика. – М.: Издательство БЕК, 2002. – 368 с.
5. Ивин А.А. Логика. – М.: Знание, 1998. – 248 с.
6. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. М.: Юристь, 2001. – 256 с.
7. Курбатов В.И. Логика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 283 с.
8. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. Учеб. пособие. М.: Юрайт, 2011.- 365 с.
Дополнительная
1.Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить. – Харьков, 2009. – 512 с.
2.Гетманова А. Д. Логика. Углублённый курс. Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2008. – 192 с.
3.Гусев Д. А. Логика. – М., 2010. – 376 с.
4.Карпинская О.Ю., Лященко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс-Логика. — М., 1997. — с 135.
Время: 2 часа
Цель занятия: выявить специфику суждения как логической формы.
Ключевые понятия: суждение, субъект, предикат, термины суждения, дизъюнкция, конъюнкция, импликация, эквиваленция, модальность.
Вопросы для обсуждения:
1. Классификация суждений. Сложные суждения.
2. Конъюнктивные суждения.
3. Дизъюнктивные суждения.
4. Импликативные суждения.
5. Эквивалентные суждения.
6. Модальные суждения и их виды.
Темы рефератов:
1. Виды модальности: логические, онтологические, эпистемологические, аксиологические, временные.
2. Содержательная интерпретация модальностей необходимости, действительности, возможности.
3. Логические и физические модальности.
4. Логические зависимости между основными алетическими модальностями.
Логические задачи:
1. Переведите на символический язык сложное суждение:
1. Выборы закончились убедительной победой консерваторов и либералов, а лейбористы получили всего 60 парламентских мандатов.
2. Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делаем. (Лев Толстой. «Живой труп»)
3. Если мы хотим быть по-настоящему счастливыми, вместе с обузданием негативных мыслей и эмоций мы должны развивать и укреплять свои положительные качества.
4. Если мы не можем изменить обстоятельства, удручающие нас, то мы вполне можем изменить свое отношение к ним.
5. Не покупай кота в мешке, если тебе не нужен мешок.
6. Кто хочет что-нибудь сделать, находит средства. Кто не хочет ничего делать, тот находит оправдание.
7. Король лакея своего назначит генералом, но он не может никого назначить честным малым. (Р.Бернс).
8. Если я поеду в деревню тогда и только тогда, когда я сдам экзамен, то если я не сдам экзамен я останусь в городе.
9. Иль чума меня зацепит, иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид (А.С. Пушкин)
10.Если кто из гимназистов пропускал молебен, или опаздывал на занятия, или заставали классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и говорил, как бы чего не вышло. (А.П. Чехов)
2. Постройте таблицу истинности формулы:
(A ∨В)→(С →B);
(А∧В)∨(С→А);
(А∨В)∧(А∨С);
(А∧В)∨(А∧С)→(А∧В);
(А∨В)≡С;
((А≡В)∧С)→(С∧А);
(А∧В)→С;
(А∧В∨С)≡(А∨С);
((А→С)∧( В∨А))→В;
(А∧В)∨(С→(В∨А));
((А≡В)∨(С→А))→(А∨С);
(С→(А∨В))∧((В∧С)→А);
((А∧В∧С)∨(А∨В))→С);
(А∨В)∧(В∨С);
((А→В)∧С)→(C∨A);
(А→В)∧(С→В);
(А∨В)→(С∨В);
(А∨В)→(С∨В);
(А∨В)→( С∧В);
(А→(С∨В))∧((А∧С)→В);
((А∧В)∨С)→(С≡А);
(А∨В)→( С→(В∧А));
((А∧В∨С)≡(А∨С);
(А∧В∨С)→( А∨С);
(А∧В∨С)≡(А∨С∧В);
3. Установите, является ли выражение логическим законом.
(( (А→В)∧(С→В))∧ (А∨С))→В;
(((А→В)∧(А→С))∧ (В∨С))→А;
(А→В)→((С→А)→(С→В));
(( (А→В)∧(А→С))∧А)→(В∨С);
(А→В)→((В→С)→(А→C));
((А∧В)→С) ≡ А→(В→С);
(А→(В→С))→((А→В)→(А→С));
(( (А→В)∧(А→С))∧ (В∨С))→ →А;
(А∨В)≡(А∧В)∨(А∧В);
(А→(В→С))≡(В→(А→С));
((А→В)∧(В→С))→(А→С);
(А→(В→С))≡((А∧В)→С);
(А∧(В∨С)≡(А∧В)∨(А∧С);
А∨(В∧С)≡(А∧В)∧(А∧С);
((А∨В)∧ С)→(В∧С)∨А;
(А∨(В∧С))≡А∨(В∧С);
(А→С) → ((А→В)∧(В→С));
((А≡В)∧(В≡С))→(А≡С);
(А→В)→((В→С)→(А→С));
(А→В)∧(С→В) ≡ ((А∨С)→В);
(А∧В)∨С≡А∧(В∨С);
(А→(В→С)≡(А∧В)→С;
((А∨В)∨С)→(А∨(В∨С));
((А∧В)∧С) →(А∧(В∧С));
((А→В)∧(В→С))→(А→С);
Методические рекомендации:
При подготовке к данной теме необходимо уметь отличить между разными видами сложных суждений и их значения лжи и истины при различных комбинациях входящих в их состав простых суждений.
Сложные суждения.
Сложные суждения образуются из нескольких простых суждений.
Истинность или ложность сложного суждения определяется истинностью или ложностью составляющих его суждений.
Элементами структуры сложных суждений являются составляющие его простые суждения. Связь между ними осуществляется при помощи логических союзов «и», «или», «если… то», «тогда и только тогда… когда».
В соответствии с этим выделяют следующие виды сложных суждений.
Соединительные суждения – (конъюнктивные) –суждения, объединенные логическим союзом «и». Например: «Осуществление прав и свобод гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Соединительные суждения являются истинными только в том случае, когда истинны все входящие в его состав простые суждения.
Разделительные суждения – (дизъюнктивные) –суждения, образующиеся посредством логической связки «или». Различают слабую дизъюнкцию, характеризующуюся тем, что объединяемые ею суждения не исключают друг друга. Общая формула: А или В. Например: «Мудрая книга, оставленная человеком после его смерти, более полезна, чем дворец или часовня на кладбище» (или чем то и другое вместе).
Сильная дизъюнкция образуется логической связкой «либо… либо», в ней составляющие суждения исключают друг друга. Например: «О мертвых либо хорошо, либо ничего». Общая формула: «А либо В».
Разделительные суждения являются ложными, когда все суждения входящие в его состав являются ложными (слабая дизъюнкция), а также и в случае когда все суждения являются истинными (сильная дизъюнкция)
Условные суждения – (импликативные) -суждения, объединенные логическим союзом «если…то». Формула: «Если А, то В». «Если будет солнечная погода, То мы пойдем в лес». Условные суждения приобретают ложное значение в одном случае – когда из истинного суждения вытекает ложное.
Равнозначные суждения – (эквивалентные) –суждения, объединенные с взаимной условной зависимостью. Логическая связка – «Если и только если…то». Формула: «Если и только если А, то В». Например: «Если и только если ты будешь прилежно учиться, ты сумеешь достичь хороших результатов на экзамене».Равнозначные суждения являются истинными, когда все суждения, входящие в его состав, имеют одинаковый знак (либо все ложные, либо истинные).
Модальность суждений
Суждения различаются по модальности. Модальность – это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о логическом или фактическом статусе суждения, его регулятивных, оценочных, временных характеристиках.
Выделяют:
o Алетическую модальность – она выражает характер связи между мыслимыми предметами, а следовательно. Между субъектом и предикатом суждения. Выражается словами «возможно», «случайно». Разновидности алетической модальности:
· ассерторические суждения или суждения о реальном факте. Например: «В стране N действительно осуществляется курс на рыночное ведение хозяйства».
· проблематические суждения или суждения о возможности чего-либо. Например: «В стране N возможно осуществление курса на рыночное ведение хозяйства».
· аподиктическое суждение или суждение о необходимости чего-либо. Например: «В стране N необходимо осуществление курса на рыночное ведение хозяйства».
o Деонтическая модальность – распространяется только на деятельность людей, нравственные и правовые нормы их поведения в обществе. Выражается словами «разрешается», «запрещается», «обязательно». Разновидности деонтической модальности:
· Суждения о наличии или отсутствии какого-либо права. Например: «Каждый имеет право на образование».
· Суждения о наличии или отсутствии какой-либо обязанности. Например: «Соблюдение закона – обязанность каждого гражданина».
o Эпистемическая модальность – характеризует степень достоверности знания. Она выражается