Практикум №6: работа над орфографическими ошибками.
Совет №1.Чтобы исправить ошибку на правило «безударная гласная в корне слова», нужно подобрать проверочное слово, например: волна – волны. Но чтобы не допускать подобные ошибки впредь, нужно «отработать» механизм проверки такой орфограммы. Как это сделать? Нужно подобрать САМОСТОЯТЕЛЬНО не менее 5 примеров слов с такой орфограммой и проверить их.
Задание№1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова к тем из них, в корнях которых пропущена безударная гласная в корне.Произведите работу над ошибками, используя совет №1.
Мука, без которой жить нельзя
Наверное, каждый ч…ловек в какой(то) период своего сущ…ствования нач…нает задумываться над в…просом: «В чем(же) заключается ист…нный смысл моей ж…зни?» Даже у того, кто всю свою ж..знь стр…мился лиш… к мат…риальным благам, к б…гатству, в опред…ленный м…мент в…зникает вопрос: «Зачем, собственно, все это б…гатство нужно?»
Для одних в…прос о смысле ж…зни как ле…кое обл…чко на ясном небе, оно п…явится и и…чезнет. А для других этот в…прос – самая большая мука, ж…ть без которой нельзя.
Почему так часто случа…тся, что обр…сти ответ, пр…стой, яс…ный, на него все(же) не удает…ся?
Лев Толстой, например, ощутил, что утратил смысл жизни, когда был п…сателем с м…ровым именем. Что(же) вызвало кризис, который чуть (не)пр…вел его к сам…убийству? Я думаю, что так пр…изошло потому, что в…прос о смысле ж…зни показался ему (не)разрешимым, к тому(же) рас…матривался им в отрыве от самой «ж…вой» ж…зни. Кроме того, в ж…зни каждого человека должен быть об…зательно какой(нибудь) нравстве…ый идеал, выше и це…ее, чем его собстве…ые нужды. Должен быть в душе каждого ч…ловека такой ф…нарик, который осв…тил(бы) ж…зненную су…ту и помог сделать ж…знь осмысле…ой.
Совет №2. Чтобы проверить написание слова, в корне которого чередующаяся гласная, необходимо ПРОЧИТАТЬ СПРАВОЧНИК с приведённым в нём правилом написания слов с такой орфограммой. Например: заберу – забирать. Но чтобы не допускать подобных ошибок впредь, нужно «отработать» механизм проверки такой орфограммы. Как это сделать? Нужно САМОСТОЯТЕЛЬНО выписать в памятку (создать свой собственный справочник!) все примеры слов с чередующейся гласной в корне слова и запомнить их.
Задание №2. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Составьте свой словарик слов, в написании которых вы испытываете затруднения.
Сила красоты
Красота-это п…чать, которой пр…рода
пом…чает свои наибол…е соверше…ые тво…ения.
Оноре де Бальзак
«Красота – все кр…сивое, что д…ставляет эст…тическое и нравстве…е насл…ждение» — это опред…ление кр…соты, да…ое в словаре С.Ожегова.
…На краше…ую скамейку …етнего сада, на черне…ые чугу…ые его реш…тки падают последние летние лучи. Наши сердца зам…рают на мгновенье, что же заворажива…т нас?
Мы любим см…треть на падающий первый снег, мя…ко и тихо ложащ…йся на со…ую землю. Мы с восторгом следим за (круго)светным пут…шествием парящих в далеком небе обл…ков. Мы пр…слушиваемся к бараба…ной дроби со…ого осе…его дождя. Мы очарова…ы красотой многоликой пр…роды. И тогда нам каж…тся, что и в человеке «должно быть все пр…красно»: мысли, душа, дела… А главное, чтобы красивый человек был бы добр, сердеч…н и умен. Ведь красота «без добра зловеща». «Добрая» красота пок…ряет ум и сердце людей, воспитыва…т в них чу…ство высокого, гумма…ого.
«Недаром Гейне приходил в Лувр, часами просиж…вал около статуи Венеры Мило…кой и плакал», — писал в главе « Иску…тво видеть мир» (из сборника «Золотая роза») К. Паустовский. «О чем? О поруга…ом с…вершенстве человека». О том, что человек забыл о той красоте, которая жила у него в сер…це, забыл и пер…стал быть великим…
А в Дрезденской га…ерее есть много картин, «перед которыми просто опас…но останавливат…ся» Они не отпускают от себя. Они долго удерж…вают вн…мание человека. И чем дальше, тем «шире нар…стает» в человеке «душевное волнение». И это переживание длит…ся до тех пор, пока человек «уже с трудом сдержива…т слезы». В чем же причина этих «(не)проливающихся слез»? Наверное, в том, что человек вдруг открыва…т для себя горькую правду: он, к сож…лению, (не)совершенен, не такой, каким мог(бы) стать, если(бы) умел слышать и понимать красоту…
«Совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремит..ся к красоте, силе и благ…родству собстве…ых помыслов», по словам К.Паустовского, отраже…ы в полотнах великих мастеров прошлого. И в основе каждого из сюжетов великой картины, книги, музыкального произв…дения, конечно, красота.
«Красота – это больше, чем с…размерность и г…рмония, это сила, которая «спасет мир». И я согласен с Ф.Дост…евским, сказавшим это, потому что верю в спасительную силу красоты.
Совет №3. Подобную информацию о других орфограммах также запишите САМОСТОЯТЕЛЬНО в свой справочник, предварительно обратившись за помощью или в орфографический словарь (если это непроверяемое слово, требующее запоминания), или в справочник по орфографии и пунктуации.
Задание№3.Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов. Внесите слова, написание которых вызывает у вас затруднение, в свой словарик-справочник и запомните их написание.
Почему мы любим музыку?
Уже давно о…звучала м…лодия, соч…ненная много лет назад А. В…вальди, уже устало пощ…лкивает и ш…пит старый бабушкин пр…грыватель, а я все сижу, не шелохнувшись и завороже…о смотрю на тоненькую музыкальную иголочку, которая сумела извлеч… на свет дивные звуки. Мне так хорошо и ле…ко сейчас, только сер…це возбужде…о стучит, стучит в такт отзвучавш…й мелодии.
Вот так, наверное, настоящий к…мпозитор, упое…ый вд…хновением, отдает своему детищу – музыкальному пр…изведению всего себя без остатка: все свои душевные силы, все свои знания, ф…нтазию, ум. Но главное, я думаю, он отдает ей свое сер…це, свою душу.
Я представляю себе бессо…ые ночи, горячий блеск в его воспале…ых глазах, стопки — века исписа…ых нотных листов, разброса…ых повсюду!... и вот она родилась, в мучениях и радости, бе…мертная мелодия…
Пройдут годы, столетия и даже тысячи лет, а мелодия будет жить, пробуждать в ч…ловеке «чувства добрые», великие мысли, желание стать еще пр…краснее и чище душою.
Неле…кий труд – слушать музыку! Слушатель, если он хоч…т понять замысел комп…зитора, музыканта, тоже должен отдать ей свои душевные силы, уметь страдать, уметь плакать.
Д.Кабалевский говорил, что «одно из самых чудесных свойств музыки… с…стоит в том, что, чем больше душевных сил мы отдаем ей, тем больше сил в ней черпа…м». Вот поэтому мы, наверное, и любим музыку.
VI. Пунктуационные нормы.