Что производит на вас такое впечатление?
Если вы спросите, как же все-таки люди составляют свое мнение о других, они ответят, что либо не знают, либо сошлются на интуицию. По мнению психологов, оба эти ответа одинаково далеки от истины.
В действительности мы формируем наши представления об окружающих соотнося полученную информацию с тем, что нам известно. Необходимая информация поступает к нам самыми разными путями — из того, что мы слышим и видим, и даже на уровне запахов и ощущений. Поэтому, столкнувшись с тем, кто нетвердо стоит на ногах, чей язык заплетается и от кого пахнет спиртным, мы понимаем, что этот человек пьян. Однако, если бы в жизни своей мы никогда не видели никого в состоянии алкогольного опьянения, мы бы затруднились объяснить поведение такого человека. Но тот, кто прожил долгие годы рядом с алкоголиком, зачастую может абсолютно точно определить, пьян он или же нет, лишь услышав, как тот открывает входную дверь.
И хотя любой из нас проводит много времени, наблюдая и сравнивая, мы часто не отдаем себе отчета в том, откуда черпаем свои знания. Что мы действительно осознаем, так это то, что наши впечатления возникают очень быстро, и мы, как правило, не задумываемся о том, что лежит в их основе.
Суждения, к которым мы приходим, полностью зависят от тех «стереотипов», которые сложились в нашем сознании и хранятся в одном из его уголков. Очевидно, отличия одного человека от другого, заключающиеся в воспитании, образовании, жизненном опыте, в том, что мы читаем или смотрим по телевизору, — все это способствует формированию у нас определенного набора представлений. И более того, эти стереотипы укореняются в нашем сознании, и нужно приложить массу усилий, чтобы не считать молодого человека с короткой стрижкой и татуировкой, одетого как футбольный фанат, законченным хулиганом и потенциальным возмутителем спокойствия. Ведь на самом деле он может оказаться совершенно безобидным. Поскольку первые впечатления очень важны и сохраняются надолго, стоит проанализировать, какое представление у окружающих создаете вы сами при первом знакомстве. Хотя вы не в состоянии контролировать их реакции на собственный внешний облик, но вы можете самостоятельно его изменить. Незнакомые люди могут относиться с симпатией или антипатией к тому типу людей, к которому они вас причисляют, но вы можете постараться, чтобы сложившееся у них впечатление действительно соответствовало вашей индивидуальности.
О ЧЕМ ГОВОРИТ ВАША ОДЕЖДА?
Множество экспериментов, проводившихся психологами в течение долгих лет, подтверждает, что впечатление, которое у нас складывается о том или ином человеке, во многом зависит от его манеры одеваться. В одном эксперименте студентам показывали фотографии женщин, одетых по-разному, и в большинстве случаев они высказывали вполне определенные и в основном совпадающие суждения о характере этих женщин, их уме, вероисповедании, степени консервативности и об отношении к общепринятым нормам поведения. Когда же студентам показали фотографии, где были видны лишь лица тех же женщин, они часто не могли сказать ничего определенного.
Согласно результатам исследования, прохожие гораздо охотнее отвечали на вопросы психолога, выдававшего себя за эксперта по проблемам рынка, когда та была элегантно одета, чем когда она выглядела неопрятно. Эти примеры лишь подтверждают то, что каждому известно из собственного опыта. Вы тоже легко можете заметить, что получите гораздо более быстрый и вежливый ответ в магазине, появившись там в элегантном служебном костюме, чем если бы в выходной день вы явились туда с растрепанными волосами, в джинсах и футболке, волоча за собой ребенка.
Даже если ваша манера одеваться вас совершенно удовлетворяет, следует помнить, что в жизни бывают ответственные моменты, когда многое зависит от того впечатления, которое вы произведете. В повседневной жизни вы можете предоставить окружающим право думать о вас все, что им угодно, однако, чтобы лучше подготовиться к сложным ситуациям и составить более ясное представление о том, как вы выглядите со стороны — потратьте несколько минут, отвечая на предложенные вопросы. Помните, что не существует правильных или неправильных ответов. Но даже если вы живете на диком острове (где вообще не нужно никакой одежды), то все равно должны понимать, что отношение к вам окружающих во многом зависит от вашего вкуса.
Вопросы:
1. Покупка одежды:
а) является вашим любимым занятием;
б) составляет для вас суровую необходимость;
в) радует вас, только если вы в хорошем настроении.
2. Является ли одежда для вас:
а) отражением вашей индивидуальности;
б) защитой от холода и данью необходимым приличиям;
в) своеобразной маскировкой.
3. Вы одеваетесь, чтобы доставить удовольствие:
а) самому себе;
б) своему партнеру или кому-нибудь, кому хотите понравиться;
в) вашим постоянным сексуальным партнерам.
4. В выборе одежды мода является для вас:
а) основным критерием;
б) тем, чего следует избегать любой ценой;
в) несущественным критерием.
5. Вы подбираете свой гардероб:
а) так, чтобы иметь подходящие наряды на все случаи жизни;
б) так, чтобы одно можно было комбинировать с другим;
в) никак — просто покупаете вещи, которые вам нравятся.
6. Вы предпочитаете покупать одежду:
а) в обычных магазинах;
б) магазинах модной одежды;
в) в магазинах, торгующих со скидкой.
7. Вы тратите на одежду:
а) больше, чем следовало бы;
б) как можно меньше;
в) не больше, чем можете себе позволить.
8. Что вы делаете со старыми вещами?
а) выбрасываете, когда они снашиваются или рвутся;
б) любимые вещи донашиваете, пока те не расползутся по швам;
в) регулярно проверяете, ремонтируете и обновляете свой гардероб.
Проверьте свои ответы.
1. а) Любители покупок могут обладать подобранной со вкусом коллекцией нарядов, в которых они хорошо выглядят и прекрасно себя чувствуют. Но это почти всегда кончается битком набитыми шкафами и ногами, ноющими от усталости. И совершенно не важно, что вы можете позволить себе иметь столь богатый гардероб и это вас радует, — ведь окружающие могут недоброжелательно относиться к вашему хобби, обвинив в самолюбовании и даже сочтя жертвой моды!
б) Несмотря на то что вы равнодушны к мнению окружающих, возможно, стоит преодолеть отвращение к покупкам и уделять им больше времени, а не хватать первую попавшуюся вещь, более или менее вам подходящую. Другие люди не так рассеянны, как вы, и могут отнестись негативно к такому наплевательскому отношению к собственной внешности.
в) Проблема сводится к тому, что в то самое время, когда вы собрались за покупками, в магазинах может не оказаться того, что вы хотите, или того, что вам к лицу. В конце концов вы вполне можете купить то, что вам предлагают только потому, что пребываете в подходящем настроении, даже если в глубине души и сознаете, что это не совсем «ваша» вещь.
2. а) Если вашей основной задачей является выражение индивидуальности, то вы скорее всего недостаточно внимания уделяете соответствию вашего имиджа различным жизненным ситуациям. Бывают случаи, когда вам необходимо подчеркнуть один из аспектов вашей личности, затушевав какой-нибудь другой, например, для собеседования при приеме на работу. Думайте и об этом, совершая какую-нибудь покупку.
б) Вы упускаете возможность показать миру, каковы вы есть на самом деле, — одежда, играющая лишь функциональную роль, ничего не скажет о вас, кроме того, что вы совершенно не интересуетесь тряпками.
в) Что же вы скрываете? Если одежда не соответствует вашему истинному «я», незнакомые люди при встрече с вами будут смущены дисгармонией исходящих от вас сигналов. Не лучше ли приблизить вашу манеру одеваться к вашему внутреннему облику?
3. а) Следует лишь помнить, что если сами вы и пренебрегаете условностями, то другие-то — нет. Доведенная до крайности подобная философия может превратить вас в индивидуалиста и настроить против вас окружающих в тот самый момент, когда вам особенно необходимо произвести хорошее впечатление — например, в разговоре с вашим банковским поверенным или классным руководителем вашего ребенка.
б) Не удивляйтесь, если вам будут делать нескромные предложения, оценивая вашу сексуальную активность по внешнему виду. Вы должны быть готовы время от времени отражать нежелательные знаки внимания и, конечно, не можете претендовать на всеобщее одобрение. В судебных процессах, разбирающих дела об изнасиловании, английский судья частовыносил вердикт, что молодая женщина сама виновна в «преступной халатности», так как имела неосторожность ловить попутную машину в мини-юбке. Хотя борцы за права женщин, естественно, приходили в ярость от подобных приговоров, заметим, что судья, их выносящий, не одинок в своем мнении, свойственном многим вполне здравомыслящим людям.
в) Итак, ваши друзья в восторге от того, как вы одеты, ну а как насчет вас самих? Многим из нас необходимо, чтобы одежда создавала чувство комфорта и ощущение, что мы одеты подходяще к данному случаю. Возможно, вам следует чуть больше полагаться на собственное мнение и быть уверенным в том, что сами себе нравитесь.
4. а) Быть может, вы относитесь к моде как к безобидной забаве, но вполне ли вы уверены, что не являетесь ее жертвой? Некоторые психологи полагают, что женщины, чуткие к моде, легко подчиняются общепринятым установкам, тогда как дамы, стоящие на верхушке социальной лестницы, скорее творят сами, чем следуют общим тенденциям. Следует помнить, что иногда моду «заносит» и она вступает в противоречие с нашими понятиями о прекрасном, например, когда диктует с любым нарядом носить обувь фирмы «Доктор Мартинс». Нереальный мир высокой моды остроумно высмеял Денни Кейв фильме «Постучи по деревяшке», где сыграл роль французского модельера, движимого исключительно ненавистью к женщинам!
б) Полный отказ следовать моде может привести к тому, что вы всем своим видом будете сообщать окружающим: «Я вовсе не из тех, кто может попасть под влияние столь тривиальной вещи, как мода». Ведь явно устаревшая или эксцентрично старомодная одежда позволит другим — в той степени, в какой они захотят — отнести вас к той же категории, что и людей, следующих минутным капризам моды.
в) Вы, возможно, вовсе не так равнодушны к моде, как полагаете, — вам лишь нужно выбрать подходящую вещь из того, что есть в продаже. На самом деле существует не так уж много магазинов, чей ассортимент определяется новейшими модными тенденциями. По крайней мере, если уж вы так боитесь новизны, можно сочетать свой собственный стиль с тем, что предлагают магазины, не становясь рабом всяких новшеств ради них самих.
5. а) Специальные исследования показали, что люди чувствуют себя комфортно, когда одеты соответственно случаю. Но разве не забавно было бы хоть изредка нарушать это правило, оказавшись на какой-нибудь вечеринке единственной, кто не надел маленького черного платьица или не украсил себя модным шарфом?!
б) Вы ничем не рискуете, заняв такую позицию, однако, быть может, не производите никакого впечатления на окружающих. Все легко может кончиться тем, что вы всегда будете выглядеть почти одинаково, что бы на себя ни надели, и оставлять у других впечатление, что вы гораздо более подчинены условностям, чем на самом деле. Будет лучше, если вы не будете постоянно думать о том, какие цвета гармонируют с цветом ваших глаз и волос или какой стиль следует избрать, чтобы скрыть недостатки фигуры.
в) Возможно, вам следует уточнить, какой стиль является вашим? Ибо обладание кучей разностильных, неподходящих друг к другу вещей говорит о том, что вы еще не знаете, о чем именно должна говорить окружающим ваша одежда, да и они, пожалуй, еще не определились в своем отношении к вам. Другая неожиданность, часто наблюдаемая при таких импульсивных покупках, заключается в том, что принесенная домой вещь, столь привлекательная в магазине, вдруг оказывается совершенно ненужной.
6. а) Цены в обычных магазинах одежды почти всегда умеренные, и риск выбросить деньги на ветер сведен здесь до минимума. Однако, несмотря на это, одеваясь в таких магазинах постоянно, вы навряд ли привлечете к себе внимание в толпе. Вы будете хорошей ходячей рекламой владельцу подобного магазина, но кто же, однако, будет рекламировать вас самих?
б) Спросите себя сами — купили бы вы этот костюм или же те туфли, если бы на яркой этикетке отсутствовало название известной фирмы или фамилия модельера? Если да, то о вас можно сказать, что вы играете наверняка, совсем как покупатель обычного розничного магазина. Однако, в отличие от предыдущего примера, вы можете производить впечатление человека, помешанного на этикетках, и, глядя на вас, окружающие даже могут подумать, что ярлычки действуют на вас гипнотически. Ведь вы скорее оплачиваете дорогостоящую рекламу, а не высокое качество одежды.
в) Неужели вы один из тех мудрых людей, что могут найти жемчужину среди отбросов и стать обладателем действительно хорошей вещи, слегка ее переделав? Если же нет, то, быть может, ваша уцененная одежда не очень-то вам и идет и, если только дешевизна не является единственным вашим критерием, следует расширить круг своих поисков.
7. а) Спору нет, одежда очень важна, однако спросите себя, почему вы на нее так тратитесь? Вы могли бы прекрасно выглядеть и с меньшим количеством нарядов, и никто бы вас не осудил, увидев дважды в одном и том же платье!
б) Покупка дешевой одежды часто создает лишь видимость экономии — такая одежда быстро теряет форму, плохо стирается и очень скоро расползется по швам. Почему бы не рискнуть, купив немного дороже те вещи, которые подходят именно вам? Тем более их не придется обновлять столь же часто, и потому расходы ваши не возрастут, если вы спланируете свой бюджет как долгосрочный.
в) В том случае, когда бюджет ваш ограничен, вы должны быть уверены в том, что одежда, которую вы покупаете, действительно стоит затраченных денег. «Последний крик моды», возможно, действительно не для вас, так как быстро проходит, однако не стоит и слишком уж перестраховываться. Иногда надо идти на риск, если вы хотите, чтобы одежда действительно отражала истинные стороны вашей натуры.
8. а) Это довольно рискованный способ сохранять свой элегантный вид. Своевременная ревизия и приведение в порядок своих носильных вещей могли бы сэкономить ваши деньги, к тому же вы смогли бы выбирать из большего количества нарядов. Или вы счастливы лишь тогда, когда надеваете что-нибудь новенькое? Если вы заметили, что часто покупаете как бы несколько версий одной и той же вещи, то, возможно, рискуете прослыть «покупкоманом».
б) Вы уютно чувствуете себя в старых любимых вещах. Но другим они вряд ли будут столь же милы. Быть Может, вам и все равно, как вы выглядите, но не удивляйтесь тогда, если другие сочтут вас человеком прижимистым, неряшливым и неуверенным в себе.
в) Время, посвященное содержимому вашего шкафа, вовсе не потрачено впустую, поскольку частично касается ваших отношений с окружающими. Оторванные пуговицы, дырки и отпоровшиеся края люди часто склонны расценивать как небрежность, проявляющуюся и во всем остальном, а подобная оценка, конечно, не прибавит вам уважения. Однако не стоит впадать и в другую крайность и проявлять излишнюю педантичность в мелочах. Не удивляйтесь, если люди не столь мелочные могут быть просто подавлены вашей безупречностью!