Глава 7: оценка и использование следователем и судом заключения эксперта-почерковеда
Общие положения
Любое заключение эксперта-почерковеда, независимо от характера его выводов, должно быть оценено как следователем, так и судом.
Основное содержание оценки заключения эксперта-почерковеда состоит в определении научной обоснованности и достоверности выводов эксперта, а также их доказательственного значения для конкретного дела[52]. Такая оценка производится следователем и судом по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и социалистическим правосознанием (ст. 71 УПК).
Глубокий и всесторонний анализ и проверка заключения эксперта-почерковеда, сопоставление его с другими доказательствами по делу, проверка соблюдения всех требований закона, относящихся к назначению и производству экспертизы, определенный уровень знаний в области судебного почерковедения, основанное на объективных данных, внутреннее убеждение, социалистическое правосознание следователей и судей являются гарантией правильной оценки заключения эксперта.
Оценка заключения эксперта-почерковеда распадается как бы на две взаимосвязанные части: первая заключается в тщательной, всесторонней и объективной проверке следователем и судом научной обоснованности, мотивированности заключения эксперта[53], достоверности его выводов, вторая — в определении ценности, значимости фактов, содержащихся в заключении эксперта, установлении их доказательственной силы, отношения, связи с другими собранными по делу доказательствами.
Без первой части оценочной деятельности следователя и суда не может быть осуществлена и вторая часть. Первая — предопределяет возможности оценки значимости фактов, установленных экспертом-почерковедом. Если проверка заключения покажет, что выводы эксперта не обоснованны, избрана ненадлежащая методика исследования, неправильно оценены признаки, то вторая часть оценки сведется лишь к признанию того, что данное заключение не имеет доказательственного значения В тех же случаях, когда проверка заключения показывает, что выводы эксперта научно обоснованны и достоверны, следователь и суд могут оценить их значение для доказывания.
Признавая исключительную важность правильной оценки заключения, подчеркнем, что она не является ни самоцелью, ни конечным итогом работы следователя и суда с заключением эксперта.
Оценка, в конечном счете, направлена лишь на определение пригодности и возможности использования фактов, установленных экспертом-почерковедом, в доказывании. Поэтому оценка предшествует использованию следователем и судом выводов эксперта.
Использовать заключение эксперта-почерковеда — это значит установить с его помощью какие-то новые факты, обстоятельства, имеющие значение для дела; обосновать обвинительное заключение, приговор, постановление о прекращении дела; основываясь на фактах, установленных экспертом, оценить другие доказательства; произвести новые следственные и судебные действия, позволяющие получить новые фактические данные.
Без использования доказательственных фактов, содержащихся в заключении эксперта-почерковеда, выявленных в результате проверки и оценки заключения, последнее теряет всякий смысл.
Из изложенного следует, что во всех случаях, когда по делу была проведена почерковедческая экспертиза, заключение эксперта должно быть обязательно подвергнуто тщательной, всесторонней и объективной проверке, а факты, установленные экспертом, оценены с точки зрения их отношения к делу и значимости и использованы в доказывании для обоснования выводов следователя и суда.
Следователю и суду необходимо руководствоваться принципами, обеспечивающими правильный подход к оценке заключения эксперта-почерковеда:
а) оценка должна производиться по внутреннему убеждению следователей и судей. Это значит, что никакое постороннее влияние не может предопределить их отношение к фактам, установленным экспертом;
б) внутреннее убеждение следователя и судей должно быть обоснованным и мотивированным, а не безотчетным, интуитивным, бездоказательным. В своей основе оно должно иметь фактические данные, содержащиеся в заключении, почерпнутые из теории судебного почерковедения, выражаться в разумной уверенности следователя и судей, что их выводы, вытекающие из проверки и оценки заключения эксперта, соответствуют истине;
в) оценка заключения эксперта должна производиться следователем и судом при строгом соблюдении требований закона, руководствуясь им и социалистическим правосознанием. Это значит, что следователь и суд проверяют соблюдение требований закона, относящихся к назначению и производству экспертизы;
г) фактические данные, содержащиеся в заключении эксперта-почерковеда, как и любые другие доказательства, не имеют заранее установленной силы. Их доказательственное значение зависит от конкретных обстоятельств дела, отношения к фактам, подлежащим доказыванию этими данными, степени категоричности выводов, наличия других доказательств, подтверждающих или опровергающих выводы эксперта.
Неслучайно поэтому в ст. 80 УПК указано, что заключение эксперта не является обязательным для лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда, однако их несогласие с заключением должно быть мотивировано. Это является, с одной стороны, дополнительной гарантией глубокой и правильной оценки, а с другой — материальной фиксацией оценочных суждений следователя и суда, раскрывающих содержание их критики заключения эксперта;
д) следователь и суд должны оценивать заключение эксперта-почерковеда, исходя из общих предпосылок судебного почерковедения, научных основ судебно-почерковедческой экспертизы. Это позволит им правильно определить возможности экспертизы на современном уровне ее развития, проверить научную обоснованность и мотивированность заключения, исходя из существующей методики и техники экспертного исследования.
В литературе указывалось, что, оценивая заключение судебно-почерковедческой экспертизы, следователь и судьи не должны оценивать и ставить под сомнение общие научные положения, на которых основаны выводы эксперта-почерковеда[54]. Такое мнение является правильным, если речь идет о традиционных объектах почерковедческого исследования, которые в целях идентификации личности были исследованы апробированными многолетней практикой методами почерковедческого исследования. Так, нет нужды оценивать следователю и суду, например, самую возможность идентификации личности по подписям или цифровым записям. Однако в последнее время в практике судебно-почерковедческой экспертизы встречаются случаи решения экспертом вопросов неидентификационного характера (см. гл. IV). Научные основы такого исследования только формируются, поэтому оценка общих научных положений неидентификационных исследований на определенном этапе развития почерковедения может считаться вполне закономерной.
В последние годы интенсивно разрабатываются методики почерковедческого исследования с помощью электронно-вычислительных цифровых машин (ЭВЦМ). Эксперты-криминалисты могут использовать эти достижения кибернетики и при производстве конкретных экспертиз. В подобных случаях у следователя и суда возникает необходимость в оценке общих научных положений машинной формы исследования почерка.
Разумеется, со временем, если будет накоплен большой положительный опыт производства неидентификационных почерковедческих исследований и идентификации с помощью ЭВЦМ, у следователей и судей не будет оснований подвергать оценке и сомнению самую возможность подобных исследований.
В настоящее же время, отправляясь от научных основ почерковедческой экспертизы, следователи и судьи, как правило, должны анализировать и оценивать частные научные положения почерковедческой экспертизы, по поводу которых в литературе содержатся разнообразные сведения[55];
е) оценка заключения эксперта-почерковеда следователем и судом может производиться методами логического анализа и синтеза, сопоставления отдельных частей заключения между собой и с выводами эксперта, а также заключения с другими источниками доказательств, относящихся к тем же обстоятельствам дела, что и заключения эксперта-почерковеда.
Изучая и оценивая фактическую, логическую, методическую, грамматическую и иллюстрационную стороны заключения[56], следователь и суд смогут тщательно, всесторонне и объективно проверить и оценить заключение эксперта-почерковеда.
Использование следователем и судом заключения эксперта-почерковеда должно производиться с соблюдением условий, вытекающих из требований закона. Эти условия сводятся к следующему: а) для доказывания, установления определенных фактов по делу следователь и суд могут использовать заключение эксперта-почерковеда только в том случае, если выводы эксперта в результате их оценки признаны научно обоснованными и достоверными;
б) заключение эксперта-почерковеда может быть использовано, если оно признается относящимся к конкретному уголовному делу, т. е. пригодным устанавливать факты, имеющие значение для дела и входящие в предмет доказывания по данному делу;
в) можно использовать заключение эксперта, если не нарушены правила о допустимости данного источника доказательств, т. е. если оно пригодно с точки зрения всех требований УПК, относящихся к порядку назначения и производства экспертизы;
г) заключение эксперта-почерковеда должно использоваться в соответствии с доказательственным значением фактов, установленных экспертом. Например, сам по себе вероятный вывод эксперта о тождестве личности исполнителя текста документа не может использоваться в качестве достоверного факта. В совокупности же с другими доказательствами установленный в вероятной форме экспертом факт может быть установлен следователем и судом категорически, достоверно.
Одним из важнейших моментов оценки заключения эксперта является проверка соблюдения требований уголовно-процессуального законодательства, относящихся к назначению и производству экспертизы.
Следователь и суд должны обратить внимание на то, действительно ли нужны были специальные познания эксперта-почерковеда для установления каких-то фактов по делу, все ли необходимые вопросы были поставлены эксперту и на все ли он дал ответ, соблюдены ли требования ст. 84 УПК, предусматривающей порядок процессуального оформления вещественных доказательств по делу, произведена ли судебно-почерковедческая экспертиза в пределах предмета этой экспертизы, не вышел ли за пределы своей компетенции эксперт, предупрежден ли он об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и за отказ от дачи заключения.
Важно обратить внимание на то, имел ли эксперт-почерковед возможность ознакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы: если экспертизу производило несколько экспертов, то пришли ли они к одному или разным выводам.
Оценивая заключение эксперта, нужно проверить, соблюдены ли права обвиняемого при назначении и производстве судебной экспертизы, нет ли нарушений требований закона об условиях получения образцов и процессуальном оформлении ее результатов (ст. 186 УПК).
Обязательно надлежит проверить соблюдение требований ст. 191 УПК, регламентирующей содержание заключения эксперта.
Только после проверки соблюдения всех требований закона, относящихся к порядку назначения и производства экспертиз, следователь и суд могут приступить к более детальной проверке и оценке заключения.