Игра «самый быстрый и точный»

Для игры потребуется несколько наборов счетных палочек разного цвета. (Их можно заменить, например зубочистками и другими простыми мелкими предметами, карандашами, шариками.) Палочки перемешиваются в равных количествах. Можно использовать один набор, тогда участники играют по очереди. Или несколько наборов – по количеству участников. Игра ведется на время. По команде ведущего игрок (или игроки) начинает быстро сортировать палочки на две кучки: одного какого-то цвета, разноцветные или на два разных цвета. Можно выбрать любой признак для сортировки. Побеждает игрок, который рассортировал палочки безошибочно и быстрее всех.

Игры для развития памяти

Память – одна из высших функций психики, обеспечивающая полноценное приспособление человека к окружающему миру. Память – это процесс запечатле-ния, сохранения и воспроизведения информации. Развитие памяти начинается у ребенка с момента рождения (по некоторым данным, даже в утробном периоде). Однако это процесс не спонтанный, а включенный в деятельность ребенка и существенно этой деятельностью обусловленный. А основной вид деятельности ребенка-дошкольника – игра. Следовательно, если мы будем определенным образом организовывать игру, то мы можем и управлять развитием памяти. Большинство родителей в той или иной степени организуют деятельность детей для развития памяти. Например, кому не знакома любимая игра детей, которую мы условно назвали «В артисты»!

Мама говорит своей дочке: «Скоро у папы день рождения. Давай выучим к его празднику стихотворение. Ты ему его расскажешь, и он очень обрадуется». Девочка с удовольствием и старанием учит стихотворение и затем «выступает» перед папой. Это сложная ролевая игра, а процесс выучивания стихотворения является прекрасной тренировкой памяти.

Существует много игр, специально разработанных для тренировки памяти.

Игра «Воспроизведение текста»

Группу детей разделить на две команды. Всей группе прочитать текст.

Ворона

Жила ворона. Прилетела она однажды на сельский двор, поклевала зерен пшеницы, остальное людям оставила; похватала отрубей в хлеве, остальное коровам оставила; полакомилась в огороде у бабки спелой клубникой, остальное бабке оставила; стащила из мешка у деда горбушку хлеба, остальное деду оставила; отщипнула у мальчика кусок пирога, остальное мальчику оставила; отведала из собачьей миски овсяной каши, остальное собаке оставила; хлебнула из кошачьего блюдца глоток молока, остальное кошке оставила.

В хлопотах у вороны незаметно весь день прошел. Вечером взгромоздилась ворона на сук дерева, почистила клюв, зевнула сладко и говорит:

– Вот какая я, ворона, великая кормилица. Сама наелась и мир накормила.

Затем дается 5 минут на то, чтобы вспомнить текст как можно ближе к оригиналу. Участвуют все дети, каждый в своей команде. Капитан команды воспроизводит текст. Какая команда точнее воспроизведет текст, та и выиграла. За ошибку считаются как пропуски в тексте, так и лишние добавления.

Для большей четкости работы можно предложить следующий способ. После прослушивания текста один участник команды воспроизводит, а остальные добавляют то, что запомнили, и так уточняется весь материал пересказа.

Другим вариантом этой игры является «Пересказ по кругу».

Все дети встают в круг и внимательно слушают текст, который читает ведущий, находящийся в центре круга.

Затем сразу начинают пересказ. Первый ребенок говорит первое предложение, второй, «по солнышку», говорит второе, и т. д., пока не будет пересказан весь текст.

Лесной воробей

В зимний день летал воробей в поисках корма и ничего не нашел, бедняга.

Вот и ночи время. Стал воробей искать себе места для ночлега. Взлетел он на вершину огромной сосны, не понравилось ему на сосне – высоко, что ли?

А ночь близко. Сумерки наступают. Забился в снег, под траву. И тут нехорошо – низко, что ли?

А ночь еще ближе. Потемнело кругом. Спрятался воробей в хмурый ельник, и в ельнике ему не по себе – иглы колются, что ли?

А ночь совсем близко. Вот-вот придет.

Прыгает воробей по веткам, перелетает с куста на дерево, с березы на рябину. Нигде не может найти подходящего места: там ему неудобно, там ненадежно, там ветрено.

Увидел он на опушке голый кустик лебеды, пристроился на тоненьком стебельке, поклевал семян.

– Ну, кажется, здесь в самый раз, – сказал. Зевнул, глаза закрыл и уснул. Тут и ночь наступила.

С большим интересом воспринимаются многими детьми разные варианты Игры «Слова и буквы».

Эта игра предназначена для детей школьного возраста. В этой игре ограничивается время.

1 вариант.Например, за 5 минут ребятам предлагается написать как можно больше названий животных, посуды, героев мультиков или профессий и т. п. Выиграет тот, у кого больше названий.

2 вариант.Другой вариант игры предполагает написание слов с указанным ограничением. Например, напишите как можно больше слов, где нет буквы А (или Е, К и т. д.).

3 вариант.Написать как можно больше слов, начинающихся и оканчивающихся на одну и ту же букву. Например, А – акула, автобаза, ангина, атака, айва, алгебра и т. д.

4 вариант.Можно выбирать слова по признаку: одна и та же буква встречается несколько раз. Например, буква О – около, молоко, долото, толокно, болото, золото, половодье и т. д.

5 вариант.Самый общеизвестный вариант игры – составить из букв одного слова как можно больше других слов.

Эти и многие другие варианты игры «Слова и буквы» могут широко использоваться в практике обучения детей русскому языку и литературе и эффективно развивают память на слова и речь ребенка.

Следующая игра, которую с удовольствием воспринимают дети, называется «Мнемический ряд».

Варианты здесь будут самые разнообразные.

1 вариант.Например, прочитайте ребенку ряд цифр (чем старше ребенок, тем длиннее ряд): 1, 7, 4, 5 . Предложите ребенку повторить этот ряд, но только с конца (5, 4, 7, 1 ).

2 вариант.Теперь, читая ряд цифр, предложите ребенку запомнить и повторить последнюю (или первую) букву в названии этой цифры (Ь не считать): 3, 9, 7, 0 . Соответственно ребенок должен назвать: И, Т, М, Л .

3 вариант.Попросите ребенка просчитать от 1 до 20 , пропуская каждую четвертую цифру. Такая работа тренирует не только память, но и внимательность.

Играть в мнемические ряды можно и в групповом варианте. Читайте группе детей слова, в которых они должны запомнить первую букву (или вторую, или количество слогов, или все слово, или ударный слог и т. д.). Предложите первому ребенку воспроизвести требуемую букву первого слова, второму – второго и т. д. Затем можно повторить это в разнобой.

Игра «Гений памяти»

Все участники игры (играть могут от двух и более человек) садятся за стол и определяют, кто начинает игру. Первый участник называет какое-либо слово, например, бабочка. Следующий по кругу повторяет названное слово и добавляет к нему любое другое. Например, бабочка, лес. Третий игрок повторяет два первые и добавляет еще одно: бабочка, лес, окно и т. д. Все по очереди друг за другом повторяют и добавляют названия различных предметов. Тот, кто не смог перечислить все предметы, выбывает из игры. В конце игры остается победитель, обладающий самой выдающейся памятью, – «гений памяти».

Игра «Вспомни движение»

В этой игре развивается двигательная память. Среди участников игры выбирается ведущий, а остальным участникам присваиваются номера по порядку. Участники игры становятся (или садятся) перед ведущим и по очереди демонстрируют ему какое-то движение. Например, как летит птица, или умывается человек, ест, плавает, движется какое-то животное или механизм и т. п. Все это происходит беззвучно. Ведущий внимательно смотрит и старается запомнить эти движения. Затем по названному взрослым руководителем игры номеру ведущий показывает движение, которое демонстрировал участник под соответствующим номером.

Игра «Повтори танец»

Это групповая игра, направленная на развитие двигательной памяти. Группу детей делят на две команды и выбирают жюри для оценки результатов игры. Команды выстраиваются в две цепочки, как для эстафеты. Первые два участника каждой команды выходят на сцену (всего на сцене находятся четыре человека) и начинают танцевать под музыку. Движения танца совершенно произвольные. Можно танцевать под пение жюри и остальных участников игры. Жюри и члены команд внимательно наблюдают за танцующими. По команде ведущего «Стоп», танец прекращается. Танцоры покидают сцену, а на их место выходят следующие представители команд. Они должны повторить движения танцоров как можно точнее. Жюри оценивает результат и определяет победителя. Чьи участники были точнее в движениях, та команда и выиграла.

Игра «Идем в магазин»

В эту игру можно играть с достаточно маленькими детьми, для этого надо только менять задание игры. Название «Идем в магазин» достаточно условно. Ребенку предлагается взять на себя роль мамы или папы при выполнении какого-либо привычного домашнего дела. Например, «пойти в магазин». Он должен представить и рассказать всю последовательность своих действий: «Я одеваюсь, беру сумку, деньги. Иду по дороге. Вхожу в магазин. Смотрю, сколько стоят хлеб, сметана, молоко. Подхожу к кассе. Плачу деньги, получаю чек. Иду к прилавку. Получаю хлеб. И так далее…».

Можно предложить ребенку «собраться и пойти гулять», «отправиться, как папа, на охоту, рыбалку», «сводить, как мама, дочку к врачу», «поздравить бабушку с днем рождения» и т. п.

В этой игре наряду с памятью развиваются воображение, способности к выявлению причинно-следственных связей, ряд личностных качеств. Кроме этого в игре закрепляются типичные бытовые поведенческие схемы, позволяющие ребенку лучше адаптироваться в различной социальной обстановке.

При наличии нескольких игроков, игру можно преобразовать в ролевую, когда сюжет последовательных действий не просто рассказывается, а и воспроизводится в игровом поведении. Например, один ребенок играет роль мамы, а другой продавщицы, у которой мама покупает хлеб. Участие взрослого в самой игре во втором случае желательно, но не обязательно. Однако контролировать процесс игры, хотя бы со стороны, все же необходимо.

Развитие оперативной памяти, распределения и переключения внимания одновременно с тренировкой запоминания чисел происходит в игре «Найди число». Ребенку предлагается найти числа от 1 до 50 в домике, в котором они «живут».

игра «самый быстрый и точный» - student2.ru

Здесь имеется несколько вариантов.

1 вариант.Найти все «толстенькие» числа по порядку, а потом «тоненькие».

2 вариант.Найти в прямом порядке числа «толстенькие», а в обратном «тоненькие».

3 вариант.Найти в прямом порядке числа «толстенькие» и «тоненькие», но через одно. (Например, 1 – «толстенькие», 1 – «тоненькие», 2 – «толстенькие», 2 – «тоненькие», 3 – «толстенькие», 3 – «тоненькие» и т. д.).

4 вариант.Найти числа одного начертания в прямом порядке, а другого в обратном, но через одно. (Например, 1 – «толстенькие», 50 – «тоненькие», 2 – «толстенькие», 49 – «тоненькие» и т. д.).

Можно предложить и другие варианты. При наличии нескольких играющих можно включить элемент соревнования (кто быстрее найдет все числа) и разделить вариант на двоих (один ищет красные в обратном порядке, а другой – зеленые в обратном порядке).

Все вышепредлагаемые игры могут использоваться как с небольшой группой детей (от 2 человек) с участием взрослого, так и в коллективе детского садика или класса школы.

Человеческая психика имеет системное строение. Все функции в ней взаимосвязаны. Поэтому говорить о развитии только памяти можно лишь относительно. В активный процесс при данных играх включены и внимание, и мышление, и воображение. Мы разделяем игры по разделам по принципу психической функции, проявляющейся в данной игре с наибольшей активностью. С точки зрения такого подхода следующий раздел будет посвящен вниманию.

Игры для развития внимания

Внимание – основное психическое свойство человека. Внимание – одна из самых «больных» проблем родителей и школьников. «Он у вас такой невнимательный!» – типичное восклицание учителей на сетование родителей, что у ребенка плохие оценки.

Внимание представляет собой механизм концентрации, сосредоточения высших психических функций и сознания на конкретном объекте или ситуации. Благодаря вниманию, не вся воздействующая на человека информация «пропускается» в сознание, а только значимая для личности.

Внимание характеризуется направленностью и объемом, т. е. в поле внимания всегда оказывается ограниченное число объектов. Чем меньше ребенок, тем меньше объектов он одновременно может удерживать в «поле внимания». Но даже взрослый не может концентрировать свое внимание более чем на пяти объектах.

Внимание также характеризуется устойчивостью, т. е. временем сохранения внимания на объекте. Чем большее значение имеет для человека объект внимания, тем устойчивее оно удерживается. Сохранение внимания на конкретном объекте тем меньше, чем младше ребенок.

Наконец, внимание характеризуется переключае-мостью, т. е. скоростью, с которой оно переносится с одного объекта на другой. В детстве у ребенка преобладает непроизвольное внимание, т. е. невольная сосредоточенность на объекте или явлении, имеющих для ребенка эмоциональное значение.

Внимание привлекается ко всему, что для ребенка интересно. Следовательно, интерес – мощнейший фактор концентрации внимания. Если предмет или ситуация не интересны для человека, а обратить внимание на это необходимо (например, скучное, неинтересное объяснение учителя), то внимание сосредотачивается с помощью волевого усилия. Такое внимание, которое направляется усилием воли, называется произвольным .

Высшей формой внимания является переход произвольного внимания в наблюдательность – сознательное целенаправленное сосредоточение психической активности на конкретном объекте. Чем более развито у ребенка произвольное внимание, тем легче ему учиться. Так как произвольное внимание связано с развитием воли, то оно слабо проявляется у детей и подростков. В этих возрастах вообще слабая волевая регуляция. Следовательно, чтобы привлечь внимание ребенка, нужно ориентироваться на его непроизвольную форму, т. е. привлекать внимание с помощью интереса.

Игра интересна ребенку – значит, с помощью ее можно тренировать внимание. Ниже мы предлагаем ряд игр, которые помогут не только тренировать непроизвольное внимание, но и перестраивать его в произвольную форму и целенаправленное наблюдение.

Классической и доступной в любых условиях игрой, развивающей внимание, является игра «Что пропало?».

В эту игру можно играть с одним ребенком и с несколькими. На какой-то поверхности (стол, стул, пол) раскладываются несколько мелких предметов в пределах 15–20 штук. Это могут быть карандаши, монеты, бижутерия, мелкие игрушки, миниатюрные предметы быта (наперсток) и т. п. Детям предлагается несколько секунд внимательно рассмотреть предметы и их расположение и выйти из комнаты. Затем возможны несколько вариантов продолжения игры.

1 вариант.Несколько предметов убирается. Задача ребенка – определить, какие предметы исчезли.

2 вариант.Несколько предметов перекладывают на другие места. Задача ребенка – определить, какие предметы переложены.

3 вариант.К имеющимся предметам добавляется еще несколько новых. Ребенок должен определить, какие предметы появились.

4 вариант.Ряд предметов убирают и на их место кладут новые. Ребенок должен определить, какие предметы убраны и какие новые появились.

Еще одна распространенная игра-тренировка внимательности «Картинки-загадки» .

Ребенку предлагаетя рассматривать специальные картинки и решать поставленные задачи: найти несколько одинаковых предметов, или в общем сюжете отыскать конкретные предметы (рис. на с. 87–89).

Не менее занимательны для тренировки внимания различные лабиринты (рис. на с. 90–91).

Наши рекомендации