Модудь 1. Общие представления о методологии науки
Тема 1. Науковедческие основы методологии
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Можно ли считать деятельность целесообразной, если нет уверенности в правильности или реальной достижимости поставленной цели?
2. Как соотносятся в педагогической деятельности цели и задачи?
3. Полезны ли в практической и исследовательской работе цели-идеалы, которые полностью осуществить невозможно?
4. Согласны ли вы со следующими высказываниями: «Цель оправдывает средства», «Цель определяет содержание и средства деятельности», «Великая энергия рождается только для великих целей»?
5. Попытайтесь выстроить «дерево целей» (по существу — систему задач) для психолого-педагогического исследования на тему «Пути преодоления перегрузки старшеклассников учебной работой» (тему можно изменить).
Тема 2.Методология научно-педагогического исследования.
Основные категории и язык педагогики
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Чем отличается категория от понятия? Перечислите основные категории педагогики.
2. Что такое содержание и объем понятия?
3. Структура научного знания. Какие элементы она включает.
4. Что такое закон? Почему в гуманитарной сфере чаще говорят о закономерностях, а не о законах.
Модуль 2. Методология научного исследования
Тема 3. Логическая структура исследования
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Объясните различия понятий: проблема, вопрос, проблемная ситуация.
2. Является ли проблема:
а) отражением знания;
б) отражением незнания или непонимания;
в) отражением возможных «точек роста» научного или практического знания;
г) выражением субъектного состояния исследователя (озадаченности, удивления)?
3. Проведите примерную конкретизацию следующих тем психолого-педагогических исследований:
а) роль учебной мотивации в развитии творческой деятельности учащихся;
б) развитие интеллектуальной одаренности в раннем юношеском
возрасте;
в) проблемы школьной отметки;
г) отношения сотрудничества в педагогическом процессе.
4. Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педа
гога: достижение успеха; возникшие трудности, которые удалось пре
одолеть; неудачи?
5. В психолого-педагогических исследованиях нередко возникают затруднения при определении и разграничении объекта и предмета. Объясните начинающим исследователям в популярной форме различия между объектом и предметом исследования.
6. Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, предмет) идет речь в следующих фрагментах:
коллектив педагогов и учащихся средней школы № 25 г. Тюмени;
процесс становления гимназии на базе средней школы с профильным обучением;
психолого-педагогические условия комплексной реабилитации хронически больных детей в оздоровительно-образовательном центре;
зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности.
3.Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в
следующих исследовательских темах:
формирование артистизма как элемент подготовки будущего педагога;
готовность к саморазвитию как цель образования;
использование новых информационных технологий в проблемном обучении.
7. Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в
котором выделен следующий предмет:
педагогические условия адаптации зарубежных гуманистических систем образования (в частности, вальдорфской школы Р. Штайнера) к особенностям российской действительности?
Тема 4. Взаимосвязь предмета и метода. Классификация
Методов исследования
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте сущность понятия «метод» в широком и узком смысле этого слова. Дайте определение понятию «научный метод».
2. Раскройте специфику научного познания и его основные отличия от стихийно-эмпирического.
3. На какие основные группы, в соответствии с классификацией В. П. Кохановского, разделяются методы научного познания? Охарактеризуйте каждую из групп методов.
4. Приведите классификацию основных методов психологии и педагогики по степени их общности.
5. Какие основные группы методов психолого-педагогического исследования вы знаете? Обоснуйте критерии, по которым выделены эти группы методов.
6. Перечислите известные вам общенаучные логические методы и приемы познания, раскройте сущность каждого из них.