Государственные механизмы стимулирования производства знаний
В настоящее время государство активно участвует в финансировании научно-исследовательской деятельности в большинстве стран мира. При этом степень участия государства весьма значительно различается по странам. В развитых странах большая часть расходов на финансирование научно-исследовательской деятельности в настоящее время приходится на частный сектор, при этом доля государственного участия продолжает неуклонно сокращаться.
Стимулы, предоставляемые частными механизмами стимулирования интеллектуальной и творческой деятельности, в настоящее время являются недостаточно привлекательными для предпринимателей. Это же отчасти подтверждается неоднозначной статистикой подачи патентных заявок и выдачи патентов, не обнаруживающей четкой тенденции к росту активности предпринимателей в части патентования результатов интеллектуальной и творческой деятельности. Невостребованность механизмов, способствующих производству результатов интеллектуальной и творческой деятельности и последующему трансферу технологий, в значительной степени объясняется неразвитостью конкурентной среды и конкурентных отношений во многих отраслях российской экономики. Существующие условия позволяют предприятиям выживать даже при сравнительно небольшом объеме инвестиций в научно-исследовательскую деятельность и коммерциализацию ее результатов.
Следуя подходу С. Маурера и С. Скотчмера, можно выделить четыре основные формы государственного участия в производстве знаний:
• финансирование производства знаний в рамках общественного сектора;
• премии;
• гранты;
• конкурсные закупки.
Финансирование производства знаний в рамках общественного сектора
Финансирование производства знаний в рамках общественного сектора (in-house production), охватывающего университеты, научно-исследовательские институты, государственные лаборатории и т.п., — наиболее традиционная форма участия государства в стимулировании научно-исследовательской деятельности. Исторически европейские монархи финансировали деятельность придворных ученых, к числу которых принадлежали, в частности, Архимед, И. Кеплер и Ж. Лагранж. По своим институциональным характеристикам эта форма основана на заключении с исследователями долгосрочных контрактов, имеющих значительную отношенческую составляющую.
Сравнительным преимуществом производства знаний внутри общественного сектора по сравнению с системой, основанной на правах интеллектуальной собственности, является обеспечение свободного доступа к результатам интеллектуальной и творческой деятельности. Соответственно минимизируются издержки «мертвого груза», связанны», с монопольным ценообразованием. В качестве дополнительного преимущества исследователи выделяют возможность государства определять стратегические направления научно-исследовательской деятельности, что особенно важно в отношении продуктов, являющихся чистым общественным благом. Наконец, предполагается, что централизованное финансирование научно-исследовательской деятельности способствует координации работы исследователей и минимизации издержек дублирования.
Сравнительными недостатками производства знаний внутри общественного сектора являются опосредованная связь между получаемыми результатами и рыночным спросом и связанные с этим проблемы коммерциализации результатов НИД. Известно, что государство является не самым эффективным предпринимателем и недостаточно гибко реагирует на меняющиеся потребности рынка. Производство знаний в рамках общественного сектора в развитых странах не является основной формой государственного стимулирования НИД. Как отмечают С. Маурер и С. Скотчмер, в настоящее время в США лишь 30% государственных средств, перечисляемых на финансирование НИД, направляется на производство знаний в рамках общественного сектора. Оставшиеся средства идут на привлечение ресурсов частного сектора с использованием механизмов премий, грантов и конкурсных закупок.
Премии
Премии (prizes) — ex-post механизм стимулирования НИД, основанный на вознаграждении исследователей на основе полученных результатов. Наиболее известный пример — Нобелевская премия, ежегодно вручаемая за выдающиеся достижения в области естественных наук. Важность механизма премирования в стимулировании НИД иллюстрируется многочисленными историческими примерами. В частности, премия, объявленная в 1795 г. и имеющая целью удовлетворение нужд наполеоновской армии, подвигла Н. Аппера на изобретение способа консервации продуктов путем стерилизации тары в условиях повышенной температуры. Институт премирования распространен и в России. Примером могут служить именные научные премии, учреждаемые Правительством Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургским научным центром РАН: премия имени А.Ф. Иоффе в области физико-математических наук, премия имени И.П. Павлова в области биологии и медицины, премия имени С.Ф. Ольденбурга в области гуманитарных и общественных наук, премия имени Д.И. Менделеева в области химических наук, премия имени А.П. Карпинского в области наук о Земле, премия А.Н. Крылова в области технических наук.
Сравнительным недостатком стимулирования НИД с помощью премий является сложность установления оптимальной цены (величины премии) в условиях, когда результат НИД неизвестен заранее. В случае, если величина премии установлена заранее (пример — Нобелевская премия), возникает риск недоинвестирования ресурсов в НИД (в случае, если величина премии меньше оптимальной) или, напротив, избыточного инвестирования (если размер премии слишком высок). В случае, если спонсор (государство) обязуется установить размер премии после оценки полученных результатов, возникает риск оппортунистического поведения со стороны спонсора. Возможный вариант решения проблемы установления оптимальной цены связан с предоставлением исследователю права ex-post выбора между вознаграждением или получением прав интеллектуальной собственности на результаты НИД. В этом случае выплата премии, по сути, означает выкуп государством патента на результат НИД (buy-out). Изобретатели фотографии Л. Дагер и Ж. Ньепс в 1839 г. уступили исключительные права на свое изобретение в обмен на премию, предполагающую ежегодный доход в объеме 10 000 франков.
Гранты
Гранты (grants) — ex-ante механизм стимулирования НИД, основанный на предоставлении исследователю ресурсов на разработку представленной идеи, доведение ее до стадии инновации. При выборе грантополучателя спонсор, как правило, ориентируется на репутацию исследователя и качество предложенной идеи. Система грантов активно используется в России. Пример — Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) — «самоуправляемая государственная организация, целью которой является поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки, содействие повышению научной квалификации ученых, развитие научных контактов, в том числе поддержка международного научного сотрудничества в области фундаментальных исследований. Средства Фонда формируются за счет государственных ассигнований, составляющих 6% от средств, выделяемых на науку в бюджете Российской Федерации. Все виды грантов присуждаются Фондом на конкурсной основе, независимо от ученого звания, ученой степени, места работы, должности и возраста ученого».
Сравнительным недостатком системы грантов является отсутствие механизма, обеспечивающего получение желаемых результатов. Отчасти данная проблема может решаться в условиях повторяющихся трансакций — исследователь, не оправдавший доверие спонсора, не сможет рассчитывать на получение следующего гранта. Тем не менее, являясь достаточно эффективным инструментом для финансирования незначительных инноваций, гранты не вполне подходят для финансирования крупных долгосрочных проектов, не связанных с повторением трансакций. Сравнительным преимуществом системы грантов является минимизация издержек дублирования усилий благодаря ex-ante отбору исследователей, получающих финансирование.
Конкурсные закупки
Система конкурсных закупок (contests) направлена на минимизацию рисков, характерных для грантов и премий. В рамках данной системы предполагается проведение спонсором открытого конкурса, на который несколько исследователей или исследовательских групп представляют свои проекты с вариантами решения поставленной задачи. Финансирование получает один из исследователей по факту выполнения работ (или в несколько этапов). Примером являются государственные закупки на осуществление научно-исследовательских работ, активно практикуемые в России. В отличие от системы грантов система конкурсных закупок обеспечивает более полную привязку финансирования к полученным результатам, а следовательно, обеспечивает лучшую защиту от оппортунистического поведения. В отличие от системы премирования конкурсные закупки исключают дублирование усилий, поскольку финансирование получает лишь один из исследователей. Наконец, выдвижение в качестве одного из критериев отбора (параметра конкуренции) ценового предложения позволяет частично решить проблему установления оптимальной цены, характерную для государственных механизмов стимулирования НИД.
Смешанные механизмы производства знаний
В последнее время получают активное распространение механизмы, сочетающие преимущества системы интеллектуальной собственности с государственным финансированием. Примером является предоставление исследователям и разработчикам, занятым в общественном секторе, прав интеллектуальной собственности на полученные результаты при одновременном государственном финансировании их деятельности. Использование такого механизма в США стало возможным благодаря принятию в 1980 г. Закона Байя-Доула, в результате которого права на результаты интеллектуальной деятельности, финансируемой из государственного бюджета, были переданы университетам-разработчикам.
Смешанный механизм позволяет сочетать основное преимущество механизма интеллектуальной собственности — рыночную направленность и максимальные стимулы к коммерциализации с преимуществами государственного финансирования — интернализацией внешних эффектов в случае, когда общественные выгоды превышают частные, возможностью влиять на долгосрочные приоритеты НИД и минимизацией издержек дублирования.
Сравнительные преимущества и недостатки различных механизмов
Обобщим сравнительные преимущества и недостатки различных механизмов стимулирования НИД. Общим сравнительным преимуществом частных механизмов является их непосредственная связь с рыночным спросом, которая в итоге обеспечивает минимизацию издержек коммерциализации продуктов интеллектуальной деятельности. Общим недостатком систем интеллектуальной собственности и коммерческой тайны являются издержки дублирования усилий исследователей. Дополнительный недостаток режима интеллектуальной собственности связан с монопольным ценообразованием и издержками «мертвого груза».
Общим преимуществом государственных механизмов является отсутствие монопольного ценообразования, возможность влияния на стратегические направления НИД, возможность корректировки рынка в случае экстерналий (значительных, например, при фундаментальных исследованиях). Отдельные формы государственной поддержки, такие, как финансирование производства в рамках общественного сектора и конкурсные закупки, также позволяют избежать издержек дублирования усилий. Общим недостатком государственных механизмов является финансирование производства знаний за счет неизбирательного налогообложения, когда НИД оплачивает все общество, а пользоваться ее результатами могут отдельные группы. Дополнительный недостаток — недостаточная привязка результатов НИД к потребностям рынка и вытекающие из этого проблемы коммерциализации. Использование смешанных механизмов позволяет избежать издержек, связанных с дублированием усилий исследователей, определением оптимальной цены и коммерциализацией результатов НИД. В то же время при смешанной системе сохраняются издержки, связанные с неизбирательным налогообложением и монопольным ценообразованием. Сравнительные издержки использования альтернативных механизмов сведены в табл. 11.1.
Таблица 11.1.
Издержки использования альтернативных механизмов стимулирования научно-исследовательской деятельности
Издержки | Частные механизмы | Государственные механизмы | Смешанные механизмы | ||||
ИС | КТ | ФОС | П | Г | КЗ | ||
Монопольное ценообразование | + | - | - | - | - | + | |
Определение оптимальной цены | - | - | + | + | + | + | - |
Дублирование усилий | + | + | - | + | + | - | - |
Нецелевое налогообложение | - | - | + | + | + | + | + |
Примечания: ИС — интеллектуальная собственность; КТ — коммерческая тайна; ФОС — финансирование общественного сектора; П — премии; Г — гранты; КЗ — конкурсные закупки.
Нетрудно видеть, что альтернативные механизмы стимулирования НИОКР в неодинаковой степени эффективны применительно к различным классам исследований, причем отдельные механизмы вообще не имеют смысла применительно к конкретным классам производства знаний. Например, патентная система практически неприемлема для стимулирования фундаментальных исследований. Более того, в отношении таких результатов фундаментальных исследований, как открытия, научные теории и математические методы, правовая охрана в рамках положений патентного права не предоставляется в законодательном порядке. Также, очевидно, неэффективно применение чистых механизмов государственного финансирования производства знаний в рамках общественного сектора для стимулирования обширного круга прикладных исследований и разработок, обладающих высокой степенью исключаемое™ и конкурентности. Как было показано выше, в этом случае более эффективными являются смешанные механизмы Наконец, если в случае частных механизмов направления научно-исследовательской деятельности определяет рынок, то в случае государственных — государство. В этом смысле соответствующие механизмы являются взаимодополняющими: частные механизмы обеспечивают удовлетворение краткосрочных потребностей, а государственные — долгосрочных стратегических целей.
Таблица 11. .2
Сравнительная эффективность альтернативных механизмов по отношению к различным классам НИР
Классы НИР | Частные механизмы | Государственные механизмы | Смешанные механизмы | ||||
ИС | КТ | ФОС | П | Г | КЗ | ||
Фундаментальные исследования | - | - | + | + | + | +/- | -/+ |
Прикладные исследования | + | + | +/- | + | + | + | + |
Экспериментальные разработки | + | + | - | + | + | +/- | + |
Взаимодополняемость альтернативных систем можно проследить, ранжировав их по степени корректировки рыночного механизма. В этом случае за свободным рынком последует режим коммерческой тайны, предполагающий минимальное вмешательство со стороны государства, далее — режим интеллектуальной собственности, за ним — государственное финансирование и, наконец, смешанный механизм.
11.3.Стимулирование авторов и лиц, содействующих созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности, созданных в порядке выполнения служебного задания.
Экономическое стимулирование организаций и предприятий, создающих и использующих объекты промышленной собственности, и других правообладателей этих объектов является важным элементом, воздействующим на инновационную восприимчивость и способствующим переходу на преимущественно инновационный путь развития.
Основным источником стимулирования предприятий и организаций является чистая прибыль, уровень которой во многом зависит от действующей системы налогообложения. Законом Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» (ст. 5) предусмотрено уменьшение налога на сумму прибыли, фактически использованную на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, в процессе которых в основном и создаются изобретения, полезные модели, промышленные образцы и другие объекты интеллектуальной собственности. При этом сумма льготируемой прибыли может достигать 50% балансовой прибыли.
Для субъектов хозяйствования, включенных в перечень высокотехнологичных предприятий тем же законом (ст. 4), предусмотрена льгота в виде предоставления Совету Министров Республики Беларусь права снижать (но не более чем в 2 раза) ставку налога на прибыль, полученную от реализации продукции (работ, услуг).
Основными критериями оценки высокотехнологичных предприятий, утвержденными Министерством экономики и Государственным комитетом по науке и технологиям, являются:
- для оценки технологий — новизна, технический уровень и преимущества по сравнению с аналогами;
- для оценки продукции — технический уровень по сравнению с аналогами и патентная защищенность продукции.
Высокие показатели по этим критериям могут обеспечить изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
Налоговые льготы предусмотрены для малых и средних предприятий. Так, прибыль предприятий промышленности численностью работающих до 200 чел., сферы науки и научного обслуживания численностью до 100 чел., строительства и других отраслей производственной сферы, общественного питания и бытового обслуживания численностью до 50 чел. облагается налогом по ставке 15%, что значительно ниже налоговых изъятий для других предприятий.
По ставке 15% облагаются лицензионные вознаграждения и роялти, полученные в качестве вознаграждения за использование или предоставление права использования объектов интеллектуальной собственности иностранными юридическими лицами, получающими доходы из источников в Республике Беларусь и не осуществляющими свою деятельность через постоянное представительство.
Государственная система стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности, созданных в порядке выполнения служебного задания, принятая в Республике Беларусь, включает:
- вознаграждение авторам (соавторам) за создание объектов промышленной собственности;
- вознаграждение авторам (соавторам) за использование объектов промышленной собственности;
- вознаграждение лицам, содействующим созданию и использованию объектов промышленной собственности.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.03.1998 г. № 368 утверждено Положение о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов). Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2003 г. № 1684 в Положение внесены изменения и дополнения.
В соответствии с Положением автору (соавторам) объекта промышленной собственности выплачивается единовременное вознаграждение за создание и вознаграждение за использование объекта промышленной собственности.
Единовременное вознаграждение за создание объекта промышленной собственности выплачивается патентообладателем в размере не менее 10 базовых величин минимальных заработных плат за один объект в трехмесячный срок после выдачи патента.
Вознаграждение за использование объекта промышленной собственности выплачивается при условии факта использования в трехмесячный срок от даты подписания акта об использовании объекта промышленной собственности и при последующем использовании в трехмесячный срок после окончания каждого года, в котором был использован объект промышленной собственности.
Вознаграждение за использование служебного объекта промышленной собственности выплачивается на основании договора с нанимателем, получившим патент, или его правопреемником в размере не менее 10% от прибыли, остающейся после уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, ежегодно получаемой патентообладателем от его использования, а также поступлений, приходящихся на данный объект промышленной собственности от заключенных лицензионных соглашений.
Вознаграждение за использование объекта промышленной собственности, полезный эффект от которого не выражен в прибыли, выплачивается автору (соавторам) за каждый год использования в размере не менее 15 базовых величин.
Вознаграждение лицам, содействующим созданию и использованию объекта промышленной собственности, выплачивается в следующих размерах:
- за содействие созданию объекта промышленной собственности — не менее 4 базовых величин для лиц, содействующих созданию одного объекта;
- за содействие использованию объекта промышленной собственности — не менее 3% от прибыли, остающейся после уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, за первые три года использования объекта промышленной собственности (в том числе от продажи лицензии на данный объект), считая начало исчисления трехгодичного срока с 1 января года, следующего за годом начала использования объекта промышленной собственности, или не менее 10 базовых величин за каждый объект промышленной собственности, полезный эффект от которого не выражен в прибыли.
К числу содействующих созданию и использованию объекта промышленной собственности относятся лица, участвующие в разработке, выявлении и правовой защите объектов промышленной собственности; в осуществлении мер по использованию объекта промышленной собственности и заключению лицензионных соглашений.
Тактика определяет порядок организации практической работы по реализации стратегических задач и политики организации. Для решения тактических задач помимо соответствующих специалистов и структур по управлению объектами интеллектуальной собственности организация должна иметь соответствующие документы, определяющие роль и место интеллектуальной собственности в системе ценностей организации.
Справедливое вознаграждение авторов и лиц, содействующих созданию объектов интеллектуальной собственности, является ключевой проблемой мотивации творческого труда «работников знаний».