Методика для диагностики учебной мотивации школьников
Методика разработана нами на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В. Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных нами дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации). Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность.
Проводится три серии испытаний.
Первая серия. Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.
Вторая серия. Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
Третья серия. Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.
При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.
Методика состоит из 22 утверждений:
1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
3. Хочу окончить школу и учиться дальше.
4. Хочу быть культурным и развитым человеком.
5. Хочу получать хорошие отметки.
6. Хочу получать одобрение учителей и родителей.
7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
9. Хочу быть лучшим учеником в классе.
10. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше
всех.
11. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
12. Не хочу получать плохие отметки.
13. Люблю узнавать новое.
14. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
15. Люблю думать, рассуждать на уроке.
16. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
17. Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
18. Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
19. Люблю решать задачи разными способами.
20. Люблю все новое и необычное.
21. Хочу учиться только на «4» и «5».
22. Хочу добиться в будущем больших успехов.
Ключ к методике:
I и 2 - мотивы долга и ответственности;
3 и 4 - самоопределения и самосовершенствования; 5 и 6 - благополучия; 7 и 8 - аффилиации; 9 и 10 - престижа;
II и 12 - избегания неудачи;
13 и 14 - учебно-познавательные (содержанием учения); 15 и 16 учебно-познавательные (процессом учения);
17 и 18 – коммуникативные;
19 и 20 - творческой самореализации;
21 и 22 - достижения успеха.
Методика для диагностики учебной мотивации студентов
Методика разработана нами на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина (Ильин Е.П., 2000, С. 434). К 16 утверждениям вышеназванного опросника мы добавили утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г. Леонтьевым (2002, С.194), а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные нами в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-
познавательные,
широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.
Кластерный анализ позволил нам создать иерархизированную систему выделенных нами утверждений и распределить их по группам (мотивам). Получилась горизонтальная древовидная схема кластеров, представленная в приложении 1. Всего выделено 2 больших кластера, состоящих из 10 и 24 утверждений. В первый кластер вошли две группы социальных мотивов: престижа (утверждения: 8,9,14,29,30) и избегания неудачи (утверждения: 6,10,12, 13,19,31).
Второй кластер составили 2 группы мотивов. В первую группу вошли мотивы долга и ответственности. Это утверждения: «Быть постоянно готовым к очередным занятиям», «Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться в числе отстающих», которые объединены с утверждением «Учусь, чтобы дать ответы на актуальные вопросы будущей профессии».
Во вторую группу вошли учебно-познавательные, коммуникативные, когнитивно-профессиональные мотивы, а также мотивы самоутверждения и творческой самореализации
Мотивы самоутверждения и благополучия
объединяются с утверждением «Хочу иметь диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими» и далее на более высоком уровне обобщения они объединяются с утверждением «Учусь, чтобы заводить знакомства с образованными и интересными людьми». Все утверждения данной группы можно отнести к коммуникативным мотивам, так как все они так или иначе связаны с отношениями с другими людьми.
Утверждения, характеризующие учебно-
познавательные, когнитивно-профессиональные,
профессиональные мотивы и мотивы творческой самореализации, объединены на более высоком уровне обобщенности с утверждением «Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности». Поэтому данные утверждения, по нашему мнению, можно отнести к группе мотивов достижения успеха или профессиональной самореализации. Мотивы достижения успеха (профессиональной самореализации) и
коммуникативные мотивы объединяет мотив «Стремление к научной деятельности».
Кластерный анализ позволил выявить группы ведущих мотивов учебной деятельности, их иерархическую структуру. Однако этот анализ не показывает внутренние связи между всеми выделенными мотивами. Такую информацию мы получили в результате факторного анализа. В результате факторизации методом главных компонент с Varimax – вращением были получены пять факторов. Факторизация подтвердила выводы кластерного анализа о структуре мотивации учебной деятельности студентов. Выборка для факторизации составила 220
человек. Кумулятивный процент дисперсии, описываемый пятью факторами, составил 57,3 %.
На основании содержательного анализа в окончательный вариант опросника вошли 34 утверждения, характеризующие 7 мотивов учения студентов. Апробация методики проводилась на выборке студентов третьего курса и школьников 11-го класса.
Ретестовая надежность опросника измерена нами с интервалом времени в четыре месяца (выборка составила 92 человека). Коэффициенты корреляции по Пирсону были значимыми при р<0,001 и находились в пределах 0,671-0,720. Дискриминативная надежность мотивационных шкал опросника вычислялась по алгоритму четырехклеточной корреляции на выборке в 225 человек. Для каждого утверждения опросника был рассчитан f – коэффициент. В окончательный вариант опросника вошли те утверждения, для которых f – коэффициент был выше, чем 0,154, и находился в пределах от 0,240 до 0,745 при р<0,01.
Критериальная валидность была вычислена на выборке из 102 человек. В качестве внешнего критерия была взята текущая академическая успеваемость студентов. Выявлена значимая корреляция (по Пирсону) успеваемости студентов с показателями учебно-познавательной
мотивации (r=0,405 при р<0,01), творческой мотивации (r=0,254 при р<0,05), коммуникативной мотивации (r=0,207 при р<0,05). Конкурентная валидность вычислялась корреляцией с родственными методиками. По шкале мотивации избегания неудачи (родственная методика -опросник Т.Элерса [3, С.630]) коэффициент корреляции составил 0,293; по шкале учебно-познавательной мотивации коэффициент корреляции с тестом Р.Амтхауэра составил 0,421, с методикой ШТУР – 0,322; по шкале творческой мотивации (с тестом Р.Амтхауэра) - 0,224.
ОПРОСНИК
Инструкция: Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас. 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.
№ | Мотивы учения |
Учусь, потому что мне нравится избранная профессия | |
Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности | |
Хочу стать специалистом | |
Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности | |
Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии | |
Чтобы не отставать от друзей | |
Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания | |
Потому что хочу быть в числе лучших студентов | |
Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте | |
Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми | |
Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого | |
Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке | |
Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу | |
Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива | |
Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих | |
Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем | |
Успешно учиться, сдавать экзамены на «4 и «5» | |
Просто нравится учиться | |
Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его |
Быть постоянно готовым к очередным занятиям | |
Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы | |
Чтобы приобрести глубокие и прочные знания | |
Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности | |
Любые знания пригодятся в будущей профессии | |
Потому что хочу принести больше пользы обществу | |
Стать высококвалифицированным специалистом | |
Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью | |
Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей | |
Быть на хорошем счету у преподавателей | |
Добиться одобрения родителей и окружающих | |
Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой | |
Потому что знания придают мне уверенность в себе | |
Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение | |
Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими |
При интерпретации результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.
Ключ к опроснику:
Шкала 1. Коммуникативные мотивы:14,10,32,7,6.
Шкала 2. Мотивы избегания:13,6,12,15,19
Шкала 3. Мотивы престижа: 8,9,29,30,34
Шкала 4. Профессиональные:4,5,26,1,2,3
Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27,28
Шкала 6. Учебно-познавательные:22,23,24,17,18,20,21.
Шкала 7. Социальные:25,31,33,16,11.