Коммуникативная мотивация и развитие умственных способностей

Личностный подход к анализу умственной деятельности предполагает изучение ее в общей системе жизнедеятельности личности, в том числе и в системе социальных отношений. «Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу: эпоха открывается ориентацией в сфере человеческих отношений, затем следует развитие интеллекта. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов» (Эльконин Д.Б., 1973).

В теории Альфреда Адлера человек рассматривается как составная часть общества. А.Адлер был убежден, что постичь суть человеческой природы можно только через понимание его социальных отношений, так как человеку изначально присуща потребность в общении. Адлер утверждал, что человек с раннего детства испытывает бессилие перед более сильным взрослым, на основе которого формируется чувство неполноценности. Затем человек в течение всей своей жизни борется за достижение превосходства над другими. Причины комплекса неполноценности он видел в неполноценности органов, чрезмерной опеке или отвержении со стороны родителей.

«Продуктивность трудовой, познавательной,

мыслительной деятельности, жизнеспособность человека в

значительной мере зависят от его способности к общению, от коммуникативной компетентности» - пишет Л.Ф. Алексеева и далее: «Психологическое и личностное развитие человека находится в фундаментальной зависимости от общения с другими людьми, т.е. общение рассматривается как фактор психического и социального развития человека» (2003, С.5).

В психоаналитических теориях выдвигается тезис о том, что основной потребностью человека является жажда установления отношений с другими людьми. Представители этой школы (Д.В. Винникот, А.Балинт, М. Малер, М. Кляйн) считали, что на разных этапах возрастного развития существуют разные способы установлении

взаимоотношений с людьми (начиная с матери). С их точки зрения, младенец не ищет удовлетворения в оральном смысле, а находит удовлетворение в установлении отношений с матерью, связанных первоначально с кормлением. Другими словами, ребенок не столько сфокусирован на получении материнского молока, сколько на восприятии заботы о себе со стороны матери.

Развитие ребенка, по мнению аналитиков, зависит от того, каковы были главные объекты в мире ребенка, как он их переживал, и как их образы продолжают существовать в бессознательном прошлом взрослого. Анализируя опыты с шимпанзе, которые в отсутствие матери-шимпанзе привязывались к куклам, Боулби высказывал мысль, что привязанность является первоначальным устремлением у человека. Положения теории объектных отношений нашли свое подтверждение в работах Эриха Фромма, 1990, 1994; Карен Хорни, 1993, 1995 и других представителей школы неофрейдизма.

Э. Фромм (1990, 1994) называл пять экзистенциальных потребностей, которые заложены в природе человека и являются мощной мотивационной силой в жизни людей. И первой потребностью он называет потребность в

установлении связей, затем – потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности (тождества с самим собой), потребность в системе взглядов и преданности.

К. Хорни (1993) писала, что удовлетворение потребностей в безопасности играет главную роль в формировании личности ребенка и для него это важнее, чем удовлетворение физических потребностей. При фрустрировании потребности в безопасности у ребенка формируется установка базальной тревожности, и он испытывает внутриличностный конфликт. Подавленный, вытесненный конфликт в дальнейшей жизни проявляется во всех отношениях с другими людьми, влияет на формирование характера и в целом личности. Таким образом, человек - это изначально социальное существо, и от того, как будут складываться его отношения с другими людьми, зависит его общее психическое развитие. Первая социальная связь: это структура «мать-дитя», затем семья, школа, детский коллектив и т.д.

Появление речи как важнейшего средства общения ведет к усилению дифференциации мышления ребенка. Благодаря слову, картина мира, с одной стороны, становится более совершенной, а с другой стороны - более обобщенной, более дифференцированной. Присоединяясь к непосредственному образу предмета, слово выделяет его существенные признаки, вносит в него формы анализа и синтеза, которые непосредственно недоступны субъекту. Интегративная деятельность нервной системы человека осуществляется не только на основе непосредственных ощущений и впечатлений, но и путем оперирования словами. При этом слово выступает не только как средство выражения мысли, но и перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совершается и формируется с помощью слова.




В соответствии с положением о различном, функциональном значении внешних стимулов была высказана идея (Чирков В.П., 1997, 1998) о том, что социальный контекст, в котором действует личность, и межличностные отношения, составляющие его основное содержание, также могут быть контролирующими или информирующими (поддерживающими автономность).

Согласно теории Пиаже (1986), к 11 – 12 годам социальная жизнь делает шаг вперед, что в результате ведет детей к большему пониманию друг друга, а отсюда и к привычке иногда становиться на позиции, ими самими не разделяемые. Таким образом, ребенок учится пользоваться формальными рассуждениями. В сознании ребенка существуют разные формы построения межличностных отношений; они различаются по степени общности, по возможности их конкретизации при оценке и построении реальных отношений с другими людьми. В большей степени представлены те нормы построения отношений, которые оцениваются, по мнению Пиаже, по степени правильности действия как «хорошо» или «плохо», как воплощение категорий Добра и Зла.

Наблюдения за одаренными детьми показывают, что они легко приспосабливаются к новым ситуациям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеют тенденцию руководить играми или занятиями других детей; в общении со сверстниками проявляют инициативу; относятся к сверстникам и взрослым людям, как к равным себе. У одаренных детей рано проявляются независимость и лидерские черты.

Насколько межличностные отношения, существующие между людьми, влияют на характер их мотивационных состояний, какие особенности этих отношений оказывают наибольшее влияние на мотивацию, рассматривает в своей статье В.И. Чирков (1997). Он пишет: «Любая деятельность человека протекает в определенном социальном окружении

при взаимодействии с другими людьми. Это может быть семья, детский сад, школа, работа. В школе, например, если для учителя характерен контролирующий стиль, то, скорее всего, это вызовет у учеников падение внутреннего интереса к учебе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Учитель же, ориентированный на поддержание автономности у детей, будет усиливать их внутреннюю мотивацию, самоуважение и тенденцию к компетентности». Эта гипотеза была подтверждена в результате измерения в начале и конце учебного года зависимых переменных — внутренней мотивации и самоуважения детей. Были измерены: ориентация учителей на контроль или автономность, а также оценка детьми психологического климата в классе с точки зрения поддержки-подавления автономности.

В психологии известны эффекты сосуществования, соактивности, которые указывают на то, что другой человек имеет для субъекта особое значение. В процессе жизни у каждого человека постепенно формируется потребность в социальном взаимоотношении. Как и потребность в познании, потребность в социальном общении является специфически человеческой потребностью, помогающей ему войти в контакт с социальной средой, сохранив целостность своей личности.

Школьники, испытывающие дефицит в общении со сверстниками, имеют высокий уровень тревожности как межличностной, так и общей, низкую школьную мотивацию. Такие условия не позволяют школьнику реализовать свой даже очень высокий интеллектуальный потенциал. Длительная фрустрирующая ситуация не способствует развитию интеллектуальных способностей, ведет к социальной дезадаптации.

Нами с целью выявления детей с признаками нарушения школьной адаптации был проведен психологический мониторинг в школах г. Улан-Удэ.

Программа исследования включала на первом этапе анализ познавательной деятельности ребенка, а на втором -аффективно-личностных и мотивационных особенностей. Для этого было целесообразным применение «батарей» психодиагностических методик, которые в своей совокупности достаточно полно отражали бы особенности психической деятельности каждого ребенка, включая интеллектуальное развитие и межличностные отношения детей в классе. Кроме того, были использованы результаты непрямой оценки различных сторон личности каждого ребенка с помощью учителей, а именно, классных руководителей, приглашенных в качестве экспертов. В таблице 1 приведены результаты тестирования и анкетирования в одной из обычных общеобразовательных школ.

Из таблицы 1 видно, что в среднем звене (5-9 классы) заметно уменьшается число детей, которых можно отнести к группе нормы по социальной адаптации (11,3 %). Результаты данного исследования показали, что к группе нормы по социальной адаптации можно отнести в среднем по всей школе только 14,6 % детей, к группе нуждающихся в психологической поддержке - 52,2 %, к группе с неустойчивой адаптацией - 19,6 %, и к группе дезадаптантов - 10,2 % от числа всех учащихся школы. Результаты проведенных психологических мониторингов в других школах г. Улан-Удэ практически не отличались от результатов, приведенных в таблице 1.

Все группы, представленные в таблице 1, включая и группу нормы, нуждаются в той или иной форме психологического сопровождения. Например, группа нормы нуждается, как минимум, в повышении компетентности в общении; группа, нуждающаяся в психологической поддержке – в работе по гармонизации межличностных отношений; группа неустойчивой адаптации – в групповой или индивидуальной

психокоррекции; группа дезадаптации – в индивидуальной психокоррекции и психотерапии, а также в привлечении других специалистов (врачей, дефектологов, социальных педагогов и т.д.). Все дети, имеющие низкий социометрический статус в школьном коллективе, отвергаемые другими детьми, вошли в группу дезадаптантов, которые ходили в школу без желания и с трудом справлялись со школьной программой.

Таблица 1 Дифференциация школьников по уровням социальной адаптации

    Количество учащихся, % Всего по школе, %
Уровни социальной адаптации 1-3 классы 5-9 классы 10-11 классы
1. Группа нормы 15,7 11,3 26,5 14,6
2. Группа, нуждающаяся в психологической поддержке 49,0 56,5 65,4 52,2
3. Группа неустойчивой адаптации 22,5 21,3 6,1 19,6
4. Группа дезадаптации 12,8 10,9 2,0 10,2

Таким образом, дефицит общения или нарушенные отношения со сверстниками и другими людьми неизбежно приводят к фрустрации у ребенка базовой потребности в общении, на основе которой формируется коммуникативная мотивация.

Результаты экспериментального исследования по группе студентов вуза (Орлов Ю.М. и Шкуркин В.И., 1981)

показали, что наибольшую связь с отношением к учению обнаруживают познавательные мотивы (корреляция равна +0,70), а также чуть в меньшей степени потребности в достижениях (+0,41), в аффилиации (+0,31) и в доминировании (+0,40). Значит, стимулирование этих потребностей в учебной деятельности студентов будет способствовать улучшению их отношения к учению и тем самым повышению продуктивности учебной

деятельностиО.Н.Арестова, Л.Н.Бабанин, А.Е.Bойскунский (2004) отмечают, что процесс объективации потребностей в виде мотивов носит индивидуальный характер и зависит от обстоятельств жизни конкретного субъекта. Например, потребность в общении может реализовываться у одних людей в виде мотивации сотрудничества, альтруизма, у других - в виде подавляющей, репрессивной позиции по отношении к другим.

Нами было проведено исследование личностных конструктов студентов с помощью метода репертуарных решеток Дж.Келли. Целью исследования было выяснить, какое место в системе личностных конструктов у студентов занимает общение. Выборка составила 74 студента разных курсов гуманитарного факультета Восточно-Сибирского государ-ственного технологического университета. Как видно из таблицы 2, в личностных конструктах студентов общение занимает по значимости достаточно высокое пятое место. Среди черт характера наиболее часто встречаемыми в системе личностных конструктов студентов оказались такие черты, которые относятся к сфере межличностного общения (доброта, отзывчивость, доброжелательность, вежливость) (см. табл.3).

Изучение ценностных ориентаций студентов гуманитарного факультета также подтвердила большую значимость для молодых людей таких ценностей, как «наличие

хороших и верных друзей» (у девушек – на 5-ом месте, у юношей – на 2-ом месте). Результаты исследования, проведенные с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича и представленные в таблице 4, позволяют выявить различия в терминальных и инструментальных ценностях между девушками и юношами. Выборка составила 40 юношей и 40 девушек.

Так, такие терминальные ценности, как «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа», любовь», «счастливая семейная жизнь» в системе мировоззрения юношей и девушек занимают практически одинаковые позиции.

Таблица 2 Личностные конструкты студентов

Конструкты Ранг
характер
возраст
внешний вид
интеллект
общение
семья
пол
дружба
любовь
статус
работа
национальность

В системе инструментальных ценностей выявились следующие различия между юношами и девушками. У девушек первые места занимают такие инструментальные ценности, как аккуратность, честность, образованность, жизнерадостность, чуткость и терпимость, а у юношей -эффективность в делах, твердая воля, смелость в

отстаивании своих взглядов, образованность,

независимость и высокие запросы.

Различия в системе ценностей между юношами и девушками показывают, что для девушек более важными категориями являются межличностные отношения. Этот вывод подтверждается при исследовании у молодых людей потребности в общении с помощью опросника «Потребность в общении» (Ильин Е.П., 2000). Мы получили достоверную разницу (t = 4,426 при р ≤0,001) между юношами и девушками. У девушек потребность в общении оказалось намного выше (25,1 балл), чем у юношей (19,4 балла).

Глобальные компьютерные сети, появившиеся в 60-х годах, видоизменили совместную деятельность и общение между людьми. Компьютерные сети представляют собой новый этап в развитии внешних средств интеллектуальной деятельности, познания и общения. Применение компьютерных сетей ведет к значительным структурным и функциональным изменениям в психической деятельности человека.

Таблица 3 Черты характера в личностных конструктах студентов


Ранг Черты характера
Доброта, отзывчивость
Доброжелательность, вежливость
Оптимистичность
Ответственность, надежность
Уравновешенность, выдержанность
Естественность, открытость
Самостоятельность
Общительность
Честность
Целеустремленность
Чувство юмора
Щедрость
Аккуратность
Открытость
Трудолюбие

Эти изменения, как пишут О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е.Bойскунский, «…затрагивают

познавательную, коммуни-кативную и личностную сферы, трансформируются операциональное (исполнительское) звено деятельности, пространственно-временные

характеристики взаимодействия субъект-субъект и субъект-информационная система, процессы целеполагания, потребностно-мотивационная регуляция деятельности» (2004).

Таблица 4

Ценностные ориентации студентов по методике М. Рокича

Ценности девушки юноши
терминальные инструментальны е терм инстр 1 терм инстр
активная деятельная жизнь аккуратность

жизненная воспитанность 13 7 5 15


мудрость     17 3 16 4 18 12 6 13 5 8 15    
здоровье высокие запросы
интересная работа жизнерадостност ь
красота природы и искусства исполнительност ь
любовь независимость
материально обеспеченная жизнь непримиримость к недостаткам у себя и других
наличие хороших и верных друзей образованность
общественное признание ответственность
свобода, независимость рационализм
счастливая семейная жизнь самоконтроль
счастье других смелость в отстаивании своих взглядов
творчество твердая воля
уверенность в себе терпимость
развитие широта взглядов
развлечения честность
продуктивная жизнь эффективность в делах
познание чуткость (заботливость)

Эти изменения позволяют говорить о деятельности человека в Интернете как новом виде психической реальности, новом виде деятельности, который сочетает в

себе свойства различных традиционно выделяемых в психологии видов деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, творческой). Выделенные авторами типы мотивов репрезентируют основные описанные в психологии виды мотивационной направленности личности: продуктивную, социально-коммуникативную, познавательную, развивающую. Эти виды мотивации проявляются в различных видах направленности деятельности пользователя Интернета: помощь другим пользователям, интеллектуальная и творческая самореализация, поиск референтной группы, аффилиативные тенденции, социальное самовыражение и так далее.

Респонденты с выраженной коммуникативной мотивацией предпочитают обычному общению работу в Интернете. Их интересы в значительной степени связаны с неформальным общением посредством Интернета, поиском общения с интересными людьми. Другую группу составляют респонденты, мотивация которых связана с различными вариантами личностного самоутверждения (аффилиация, самооценка, достижения статуса и авторитета, компетентная помощь, социальное самовыражение). Этих респондентов характеризует более деловой подход к Интернету, они осознают его ограничения как формы общения.

Работа в Интернете, по сути, является не личностной целью, а средством самоутверждения и достижения профессиональных, деловых целей. Причем средством универсальным, так как с его помощью возможно самоутверждение в различных сферах - личностной, познавательной, социальной, профессиональной. Таким образом, мы являемся свидетелями того, как технические электронные средства позволили человеку беспредельно расширить сферу своего общения. Электронная коммуникация становится массовым явлением, но

обезличенное общение в Интернете таит в себе и некоторые негативные последствия.

Таким образом, коммуникация является одной из основных форм активности человека, а коммуникативная мотивация возникает на основе глубинных человеческих потребностей в общении и не может не оказывать влияние на деятельность и поведение человека. Коммуникативные мотивы, являясь составной частью деятельностной мотивации, входят в структуру мотивации человека и способствуют достижению успеха в разных видах деятельности и, тем самым, развитию способностей к этим деятельностям.

Поэтому на развитие общих умственных способностей в учебной деятельности оказывает свое влияние и коммуникативная мотивация, которую можно целенаправленно строить. Причем, на основе знаний о межличностных и межгрупповых взаимодействиях в практической психологии активно развиваются такие отрасли, как психологическое консультирование, различные виды групповой психотерапии, непосредственно направленные на работу с коммуникативной сферой человека и способствующие развитию его личности.

Наши рекомендации