Организация исследования познавательной деятельности
Основной целью экспериментальной части нашей исследовательской работы являлось изучение динамики познавательных процессов у детей в процессе реализации проектной деятельности.
Для изучения динамики познавательной деятельности в процессе выполнения исследовательских проектов совместно с психологом образовательного учреждения мы провели исследование познавательной активности детей.
Бюджетное образовательное учреждение Калачинского муниципального района Омской области «Репинская средняя общеобразовательная школа» расположено по адресу с. Репинка, ул. Зеленая 36, Калачинского района, Омской области. Дата образования школы – 1976 год. Педагогический состав школы - 23 человека.
Для эффективной организации образовательного процесса оборудовано 17 учебных кабинетов, кабинет обслуживающего труда, мастерские, спортивный зал.
В школе 17 классов-комплектов с числом учащихся 155 человек. Школа имеет структурное подразделение Воскресенскую основную общеобразовательную школу. В учебном процессе используется видеотехника, электронные издания. В школе есть большая библиотека (книжный фонд свыше 10 тысяч), актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка. Пришкольный участок ежегодно занимает призовые места в районных конкурсах.
Приоритетными направлениями работы школы на сегодняшний день являются:
1. Совершенствование образовательного процесса на основе внедрения передовых педагогических технологий.
2. Усиление личностной направленности образовательного процесса.
3. Совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие навыков здорового образа жизни.
4. Обновление образовательных стандартов (переход начальной школы к новому образовательному стандарту, подготовка к переходу общей основной школы к новому образовательному стандарту).
В работе с обучающимися школа руководствуется Законом РФ «Об образовании» , Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями комитета по образованию и областного управления образования, внутренними приказами, в которых определён круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.
Учебный план школы составлен на основании базисного учебного плана и сохранил в необходимом объёме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого.
Школьный компонент распределён на изучение предметов по базисному учебному плану и на индивидуальные и групповые занятия с целью углубления, расширения и коррекции знаний обучающихся, с целью более глубокой подготовки к государственной итоговой аттестации с участием ТЭК и единому государственному экзамену.
На первой ступени обучения (1-4 классы) используются учебные планы развивающего обучения УМК «Школа России».
Учебный план предусматривает выполнение государственной функции школы - обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребёнка в процессе обучения.
Главным условием для достижения этих целей является включение ребёнка на каждом учебном занятии в деятельность с учётом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач школы на каждой ступени обучения.
В начальной школе работает стабильный коллектив учителей. Они успешно решают задачи первоначального становления личности ребенка, выявления и развития его способностей, формируют у школьников умение и желание учиться.
Учащиеся 1- 4 классов занимаются по УМК «Школа России». Кроме основного, базового образования, УП включает занятия по немецкому языку.
С 2008 года с целью обеспечения возможности единого старта шестилетних первоклассников, развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирования его готовности к систематическому обучению в Воскресенской ООШ открыта группа предшкольного образования для детей 5-6 лет, занятия ведутся по программе «Предшкольная пора».
На второй ступени обучения продолжается формирование познавательных интересов обучающихся и их самообразовательных навыков. Педагогический коллектив ставит перед собой следующие задачи:
- заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на третьей ступени обучения;
- создать условия для самовыражения обучающихся на учебных и внеурочных занятиях;
- подготовить выпускников 9-х классов к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации с участием ТЭК.
С учётом этого на второй ступени обучения был расширен и обогащен учебный план путём введения следующих индивидуально-групповых занятий: информатика –5- 8 классы, практикум по математике –9 класс, практикум по русскому языку – 9 класс.
На третьей ступени обучения завершается образовательная подготовка обучающихся.
По желанию родителей и обучающихся ведутся индивидуально-групповые занятия: практикумы по русскому языку, математике, физике, истории, биологии, обществознанию, целью которых является подготовка к успешной сдаче ЕГЭ.
Формы организации учебного процесса:
- уроки (классно-урочная система);
- лекции, семинары, практикумы;
- консультации;
- занятия по выбору;
- олимпиады, конкурсы;
- предметные недели;
- открытые уроки;
- научно-исследовательская деятельность обучающихся.
Для проведения исследования мы выделили группы по 10 человек: экспериментальную и контрольную. В группах было проведено исследование уровня сформированности познавательной активности детей.
На втором этапе эксперимента в первой группе началась реализация проекта, дети второй группы в занятия не включались.
В ходе проведения эксперимента мы проводили наблюдение за участниками экспериментальной группы.
Методы исследования: формирующий эксперимент, диагностика, наблюдение.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников были выделены следующие критерии и показатели:
- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
- эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к педагогу, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений учащиеся не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности мы остановились на четырех заданиях, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания - конструирование фигурок из бумаги (оригами) и составление узоров из кубиков (по типу кубиков Кооса). Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов - прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.
Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали сказку и складывали оригами испытуемые в парах, а рассматривали картинки и складывали узор из кубиков по одному (в присутствии и при участии экспериментатора).
Также в ходе проведения исследования педагогом проводилось наблюдение за проявлением учебно-познавательной активности.
В качестве единиц проявления внешней активности детей можно выделить следующие их реакции на деятельность педагога:
- двусторонняя активность (ребенок сам стремится ответить на поставленный педагогом вопрос, и это стремление выражается поднятием руки и удовлетворением со стороны педагога этого стремления). При этом активность ребенка может завершиться правильным или неправильным ответом;
- односторонняя активность (отвечает, и высказывается если его попросят);
- активность на уровне микрогруппы (ребенок может не проявлять активности на уровне, однако может вести активную работу внутри группы), например , берет инициативу в свои руки, организует выполнение задания внутри группы либо берет инициативу в свои руки и сам все выполняет, остальные члены группы наблюдают за его работой, выполняет действие, высказывает свою точку зрения во время обсуждения вопроса внутри группы;
- отклонения от процесса обучения. Отвлечение от занятия другими занятиями, разговором с товарищем не по теме обсуждения вопроса, сонливость на занятии.
Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что дети обоих групп - контрольной и экспериментирующей находились примерно на одном уровне развития познавательной активности. Результаты исследования покажем в таблице 1.
Таблица 1. Показатели уровня сформированности познавательной активности на констатирующем этапе эксперимента
Наблюдение велось на всех занятиях, проводимых в ходе эксперимента. Проводился анализ изменения соотношений между отдельными видами активности ребенка на занятии с учетом различных внешних факторов, влияющих на данную активность
В процентном отношении результаты диагностики можно представить в виде таблицы 2.
Таблица 2 - Результаты констатирующего этапа
Критерии и показатели
Констатирующий этап
Когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность)
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
КГ
5%
65%
30%
ЭК
10%
65%
25%
мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность)
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
КГ
20%
31%
49%
ЭК
23%
33%
44%
эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач)
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
КГ
2%
33%
65%
ЭК
-
31%
69%
действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка)
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
КГ
10%
58%
32%
ЭК
22%
53%
25%
В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень сформированности познавательной активности, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента. Эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
57 % испытуемых показали средний уровень. Эти дети, испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Лишь 13% детей имеют высокий уровень сформированности познавательной активности. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития. С этой целью нами был проведен второй этап эксперимента с применением метода проектов.