Особенности познавательной деятельности детей младшего школьного возраста
В настоящее время отдельные аспекты познавательной деятельности детей получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова. Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.
Социально-значимые качества личности формируются в деятельности, через познавательная активность.
Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного развития личности.
Термин «познавательная активность» разные ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.
Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по ее мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне преимущественно сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста.
Познавательная активность отражает определенный интерес старших дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора. Самсонова Е.Г. и И. Леонгард определяют следующие уровни активности в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта:
1) репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
2) поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
3) творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться ребенком, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.
Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде, особенно активно это происходит через использование проектной деятельности.
Эффективным средством повышения познавательной активности является использование ситуативного познавательного интереса , т.е. интереса к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу, учитывая психологическую закономерность: ребенок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности , действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания, но в тоже время, мы знаем, что ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно. К ситуативной мотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравится педагог, на его уроках всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность школьников.
Выводы по первой главе:
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализ свойств предметов и воздействию на них с целью изменения. Основное направление развития мышления в школьном возрасте - переход от наглядно-образного к словесно-логическому и теоретическому мышлению. В младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это сказывается на других психических функциях, которые осознаются и становятся произвольными.
В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребёнка. Одним из важных становится стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников. Это связано в первую очередь с учебной деятельностью и её успешностью.
Важное значение для успешной деятельности школьника и для формирования мышления имеет развитие познавательной активности.
Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка.
Познавательная деятельность школьника подразумевает , с одной стороны – действенный, а с другой – образный способы познания.