Обзор методической литературы и педагогического опыта

В данных изданиях рассматриваются понятия: состояние, психическое состояние, саморегуляция психических состояний; дана характеристика основных особенностей психических состояний, их виды и структура.

1. Абульханова, К.А. О субъекте психической деятельности [Текст]/ К.А. Абульханова. – М.: Наука, 1973. – С. 288

2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – С. 335.

3. Абульханова-Славская, К.А. Категория деятельности в современной психологии [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская//Психологический журнал. – 1980. – ТЛ. - №4. – С.11-28.

4. Арлычев, А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание [Текст]/ А.Н. Арлычев. – СПб., 1992. – С.16-19.

5. Батоцыренов, В.Б. Понятие «саморегуляция»: терминология и основные подходы/ В.Б. Батоцыренов// Вестник Забайкальского государственного университета. – 2011. - №6 (73). – С. 67-72.

6. Габдреева, Г.Ш. Практикум по психологии состояний [Текст]: учебное пособие / Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров // под ред. проф. А.О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480с.

7. Габдреева, Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием [Текст]: Монография/ Г.Ш. Габдреева. – Казань: Изд-во КГУ, 1981. – С. 19-23.

8. Дикая, Л.Г. Психические состояния и эффективность деятельности [Текст]/ Л.Г. Дикая// Психологический журнал. - 1982. – Т.3. - №6. - С. 154-157.

9. Зейгарник, Б.В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии[Текст]/ Б.В. Зейгарник// Вестник МГУ. – Серия 14. – Психология, 1981. - №2. – С.9-14.

10. Зейгарник, Б.В. Саморегуляция в норме и патологии [Текст]/ Б.В. Зейгарник, А.Б. Холлюгорова, Е.С. Мазур// Психологический журнал. – 1989. – Т.10. - №2. – С.122-132.

11. Ильин, Е.П. Психология воли [Текст]/ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – С.104.

12. Кириленко,Т.С. Теоретические аспекты проблемы психических состояний человека[Текст]/ Т.С. Кириленко// Проблемы философии. – Киев, 1989. - №79. – С.121-127.

13. Киршбаум, Э.И. Психические состояния [Текст]/ Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та. - 1990. - С. 143.

14. Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст] / О.А. Конопкин. – М.: Наука, 1980. – С.256.

15. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) [Текст]/О.А. Конопкин// Вопросы психологии. – 1995. - №1. – С. 5-12.

16. Конопкин, О.А. Стилевые особенности саморегуляции деятельности [Текст]/ О.А. Конопкин, В.М. Моросанова// Вопросы психологии. – 1989. - №5. – С. 8-26.

17. Левитов, Н.Д. Психология характера[Текст]/ Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1969. – 424 с.

18. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д.Левитов. – М.: Просвещение, 1964. – 344 с.

19. Левитов, Н.Д. Проблема психических состояний [Текст]/ Н.Д. Левитов// Вопросы психологии. – 1955. - №2. – С. 16-26.

20. Микшик, О. Методологические вопросы изучения личности и ее саморегуляции [Текст]/ О. Микшик// Психология личности в социалистическом обществе. – М.: Наука, - 1990. – С. 33-47.

21. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности [Тескт]/ Ю.А. Миславский// Вопросы психологии. – 1988. - №3. – С. 71-78.

22. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения [Текст]/ Т.А. Немчин// Л.: Ленинградский университет, - 1983. – 167 с.

23. Панкратова, Т.М. Саморегуляция в социальном поведении: учебн. пособие [Текст]/ Т.М. Панкратова//Яросл. гос ун-т им. П.Г. Демидва. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 112 с.

24. Певнева, А.Н. Психические состояния личности [Текст]: практическое руководство/ А.Н. Певнева // Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2011. – 48с.

25. Прохоров, А.О. Методы психической саморегуляции [Текст]/ А.О. Прохоров. – Казань: КГПИ, 1990. – 107 с.

26. Прохоров, А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе [Текст]/А.О. Прохоров. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991. – 168 с.

27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.

28. Сосновикова, Ю.Л. Психические состояния человека, их классификация и диагностика [Текст]/ Ю.Л. Сосновикова. – Горький: Изд-во ГГПИ, 1975. – 117 с.

29. Шаров, А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия [Текст]/ А.С. Шаров. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. – 358 с.

В данных изданиях описывается саморегуляция психичесеких состояний в подростковом возрасте:

1. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович// Вопросы психологии. – 1978. - №4. – С.23-35.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/ Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е издание. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1997. – С. 352.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. – С.464.

4. Борисова, С.В. Психическое здоровье студентов профессиональных технических училищ как фактор психологической адаптации к процессу обучения: диссертация на соискание степени кандидата психологических наук: 19.00.07. – Москва, 2009. – 185с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/464.

5. Ванюхина, Н.В. Особенности психических состояний детей подросткового возраста [Текст]: автореферат/ Н.В. Ванюхина. – Казань, 2004. – 9 с.

6. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст]/ Л.С. Выготский. -М.: Эксмо, 2005. – 1136 с.

7. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка [Текст]/ Л.С. Выготский// Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Педагогика, 1982. – С.161-165.

8. Выготский, Л.С. Педология подростка. Соч. [Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. – Т.4. – С. 5-242.

9. Гапонова, С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве вуза [Текст]: автореферат/ С.А. Гапонова. – Нижний Новгород, 2005. – 52 с.

10. Генинг, Г.Н. Особенности психических состояний младших школьников [Текст]: автореферат / Г.Н. Генинг. – Казань, 1997.- 9с.

11. Еланцева, С.А. Особенности готовности юношества к трудным ситуациям студенческой жизни и возможности ее формирования в вузе [Текст] / С.А. Еланцева // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. - № 1 (5). – 2012. – Серия «Педагогика и психология». – С.74-82.

12. Еланцева, С.А. Особенности эмоциональной саморегуляции у студентов, овладевающих специальностью педагога-психолога [Текст]/ С.А. Еланцева // XIX Ершовские чтения: межвузовский сб. научно-методич. статей / отв. ред. В.М.Кашлач. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2009. – С.19-21.

13. Еланцева, С.А. Формирование психологической готовности юношества к трудным ситуациям студенческой жизни как здоровьесберегающая деятелньость в условиях вуза [Текст]/ С.А. Еланцева, Е.А. Кукуев, Н.В. Карпова// Здоровьесберегающая деятельность в процессе профориентации и профессионального образования: коллективная научная монография/ под ред. Т.Н. Ле-ван, - Новосибирск: СибАК, 2013. – С.28-55.

14. Киселевская, Н.А. Саморегуляция учебной деятельности как средство профилактики неблагоприятных психических состояний студентов [Текст] / Н.А. Киселевская // Известия Иркутского государственного университета. - №8. – 2014. – С. 34-38.

15. Киселевская, Н.А. Стили саморегуляции учебной деятельности и их формирование у студентов вуза [Текст]: диссертация/ Н.А. Киселевская, 2005. – С. 141.

16. Киселевская, Н.А. Саморегуляция учебной деятельности и психического состояния студентов [Текст]/ Н.А. Киселевская// Ступени: Науч. журнал. - №3. – Иркутск, 2002. – С.57-61.

17. Киселевская, Н.А. Обучение студентов вуза рефлексии в процессе повышения уровня саморегуляции учебной деятельности [Текст]/ Н.А. Киселевская// Ступени: Науч. журнал. - №4. – Иркутск, 2003. – С. 156-159.

18. Киселевская, Н.А. Проблема саморегуляции психического состояния в современном обществе [Текст]/ Н.А. Киселевская// Здоровье и образование: Тезисы докл. област, науч.-практ. конф. – Иркутск, 2001. – С.75-80.

19. Киселевская, Н.А. Саморегуляция учебной деятельности и психического состояния студентов [Текст]/ Н.А. Киселевская// Ступени: Науч. Журнал. - №4. – Иркутск, 2002. – С. 57-61.

20. Круглова, Н.Ф. Психические особенности саморегуляции подростка в учебной деятельности [Текст] /Н.Ф. Круглова // Психологический журнал. – 1994. – Т.15. - №2. – С.66-73.

21. Круглова, Н.Ф. Панов, В.И. Регуляторно-когнитивная структура учебной деятельности и школьная неуспешность// Прикладная психология. – 2001. - №5. – С.40-50.

22. Клиническая структура психических расстройств у студентов Томских ВУЗов [Текст]/ Л.Т. Шершнева, И.Е. Куприянова, З.А. Ситдиков// Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2005. - №3.- С. 28-29.

23. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст]/ Под редакцией А.Г. Рузской. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1997. – 384 с.

24. Льдокова, Г.М. Негативные психические состояния студентов в ситуациях с неопределенным исходом: Монография/ Г.М. Льдокова. – Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», - 2006. – 160 с.

25. Льдокова, Г.М. Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной деятельности [Текст] /Г.М. Льдокова, А.Н. Панфилов // Концепт. –№01. – 2013. – С. 1-11.

26. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте [Тескт]/ Ю.А. Миславский// Науч.-исслед. институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.

27. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности [Тескт]/ Ю.А. Миславский// Вопросы психологии. – 1988. - №3. – С. 71-78.

28. Мухрыгина, О.И. Роль ценностей в саморегуляции психических состояний студентов [Текст] / О.И. Мухрыгина // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология» - №1. – 2007. – С.10-17.

29. Осницкий, А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности [Текст]/ А.К. Осницкий. – М.: Знание, 1986. – 80 с.

30. Осницкий, А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся [Текст]/ А.К. Осницкий// Вопросы психологии. – 1992. - №1. – С. 52-59.

31. Петрова, Н.С. Проблемы мотивационной саморегуляции обучающихся в профессионально-педагогическом вузе [Текст] / Н.С. Петрова // Соврееменный менеджмент: мотивационный комплекс – маркетинговое управление – система контроля – инфокоммуникационное обеспечение процессов и систем менеджмента: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь-декабрь 2009). – Волгоград: Центр прикладных научных исследований, 2009. – С. 21-22.

32. Петрова, Н.С. Рефлексия и саморегуляция как взаимообусловленные процессы в профессиональном обучении студентов [Текст] / Н.С. Петрова// Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Материалы 16-й Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2010). – Екатеринбург: РГППУ, 2010. – С. 171-172.

33. Петрова, Н.С. Специфика формирования умений и навыков саморегуляции на основе рефлексии у студентов в процессе обучения [Текст] / Н.С. Петрова // Подготовка кадров технического профиля в региональной системе непрерывного профессионального образования: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: ПГТА, 2010. – С. 64-66.

34. Подростковый возраст. Особенности развития психики подростка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://referatreferatovich.ru/referaty/psihologiya/podrostkovyy-vozrast-osobennosti-razvitiya-psihiki-podrostka/ (дата обращения: 10.04.2017).

35. Сборцева, Т.В. Психологические условия обучения саморегуляции в критических ситуациях в юношеском возрасте [Текст]: диссертация …канд. психол. наук/Т.В. Сборцева, Череповец, 2002. – 170 с.

36. Улановская, Л.С. Диагностика структуры индивидуального стиля саморегуляции психических состояний студентов [Текст]: автореферат / Л.С. Улановская. – Москва, 2011. – 31 с.

37. Черкевич, Е.А. Особенности саморегуляции психических состояний личности в подростковом возрасте [Текст] /Е.А. Черкевич // Омский научный вестник. – 2007. - №2 – С.259-263.

38. Черкевич, Е.А. Формирование саморегуляции психических состояний подростков [Текст]: диссертация / Е.А. Черкевич. – Омск, 2007. – 187с.

В данных источниках даются различные трактовки понятию «психолого-педагогические условия»:

1. Буякас, Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов-психологов [Текст]/ Вестник Московского Университета, Серия 14: Психология. – 2005. - №2. – С.9-16.

2. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст]/ Н. Ипполитова,Н. Стерхова// GeneralandProfessionalEducation. – 2012. - №1. – С. 8-14.

3. Карпенко, Л.А. Психология. Словарь [Текст]/ Л.А. Карпенко. – М.: Политиздат, 1990. – С. 494.

4. Конюхов, Н.И. Словарь – справочник по психологии [Текст]/ Н.И. Конюхов. – Воронеж: Изд-во НПО Модэк, 1996. – С. 160.

5. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия»[Текст]/ Б.В. Куприянов, С.А. Дынина// Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. – 2001. - №2. – С. 101-104.

6. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://didacts.ru/termin/formirovanie.html (дата обращения: 06.06.2017).

7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов/ С.И. Ожегов; под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование». – 2007. – 640 с.

8. Оксанич, С.И. Психолого-педагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья студентов медицинского колледжа [Текст]: автореферат/ С.И. Оксанич. – Самара, 2007. - 10с.

9. Сборцева, Т.В. Психологические условия обучения саморегуляции в критических ситуациях в юношеском возрасте [Текст]: диссертация …канд. психол. наук/Т.В. Сборцева, Череповец, 2002. – 170 с.

В данной литературе рассматривается технология личностно-ориентированного подхода:

1. Реализация личностно-ориентированного подхода в практике воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://studme.org/1993062524118/pedagogika/realizatsiya_lichnostno-orientirovannogo_podhoda_praktike_vospitaniya (дата обращения: 10.04.2017).

2. Технология личностно-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://sundekor.ru/kursovaya-2/prepodavatelyu/tekhnologiia-lichnostnoorientirovannogo-obucheniia/ (дата обращения: 12.02.2017).

Уточнение темы

Тема научного исследования – это формулировка предполагаемого, желаемого конечного результата исследования. В нашей работе желаемым конечным результатом должна являться сформированность способности к саморегуляции психических состояний у студентов СПО в процессе обучения.

Тема научного исследования:

· отвечает профилю будущей специальности студентов;

· является актуальной для практики работы образовательных учреждений;

· соответствует состоянию и перспективам развития системы образования и науки в целом и направлениям инновационной деятельности образовательных учреждений города, региона;

· сформулирована в русле комплексной научной темы вуза или кафедры.

· Отвечает требованиям к определению тем:

· новая тема, т.е. изученная мало;

· в какой – то степени повторяются уже проводившиеся учеными исследования, но в новых условиях;

· тема выбрана в русле исследований научного руководителя.

· Тема диссертационного исследования: «Формирование способности к саморегуляции психических состояний у студентов СПО в процессе обучения».

Наши рекомендации