Тема: Наука в системе общественного производства

Цель проведения занятия:выяснить необходимость и условия научных исследований в условиях производства.

Вопросы для изучения:

1. Наука как форма общественного сознания.

2. Теоретические основы развития науки.

3. Методология научных исследований.

4. Формы и методы научного познания.

5. Методология психологического исследования.

Занятие проводится в форме метода адаптивного обучения.Заявленная цель семинарского занятия может быть достигнута путем выяснения уровня индивидуальной подготовки студентов, выдачи индивидуальных заданий для каждого студента по базовым темам. Каждый студент, получает определенное ролевое задание - вопрос из плана семинара и практическое задание.

При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предполагается использование принципа интерактивного обучения: «активность всех обучаемых» - построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения.

Семинарское занятие №2

Тема: Организация науки и научных исследований

Цель проведения занятия: рассмотреть сущность и особенности организации науки и научных исследований.

Вопросы для изучения:

1. Действующие организационные стадии научно-исследовательского процесса и его алгоритм.

2. Особенности разработки программы научного исследования и ее структура.

3. Современное информационное обеспечение научно-исследовательского процесса.

По итогамрассмотрения каждого из обозначенных вопросов, предполагается презентация результатов деятельности студентов – индивидуальных и групповыхв форме «представления варианта реализации решения»,предусматривающего итог своей деятельности:

- при рассмотрении теоретических и смоделированных вопросов - решения обсуждаются, из них выбираются лучшие;

- при решении заданных практических задач, обозначенных в практикуме, каждый из студентов отчитывается о проделанной работе индивидуально.

Семинарское занятие №3

Тема: Научные исследования в техносфере

Цель проведения занятия:выяснить необходимость и условия научных исследований в техносфере.

Вопросы для изучения:

1. Научный потенциал общества.

2. Научный труд и его оценка обществом и государством.

3. Подготовка научных кадров в России.

4. Опыт подготовки научных кадров за рубежом.

5. Система аттестации научных кадров.

6. Противоречия развития науки, общества и государства

Занятие проводится в форме дискуссии- форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной преподавателем.

При проведении семинарского занятия в интерактивной форме – дискуссии - предлагается использование принципа «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование жизненных ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.

Семинарское занятие №4

Тема: Организация научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в вузе

Цель проведения занятия:рассмотреть особенности организации научно-исследовательской работы студентов .

Вопросы для изучения:

1. Выбор темы и ее обоснования в НИР. Постановка цели, задач и выбор методов исследования (кейс-стади).

2. Презентация научно-исследовательских работ студентов.

3. Оформление источников информации при выполнении НИР. (кейс-стади).

По итогамрассмотрения каждого из обозначенных вопросов, предполагается презентация результатов деятельности студентов – индивидуальных и групповыхв форме «совместно-взаимодействующая»,предусматривающая выбор из прозвучавших предложений определенных аспектов групповых решений, и выработку на их основании общего для всего коллектива итога.

В случае отсутствия студента на аудиторных занятиях по любым уважительным или неуважительным причинам, а также получения неудовлетворительных результатов на первоначальных этапах промежуточного аттестационного контроля знаний по работе над учебной дисциплиной, обучаемый дополнительно творчески работает и оформляет реферат по темам пропущенных занятий, предоставляя его в соответствии со стандартными требованиями на проверку, и защищает аналитические материалы своей самостоятельной индивидуальной работы перед ведущим преподавателем.

Семинарское занятие № 5

Наши рекомендации