Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации.
Возраст | Навыки поведения |
От 6-ти до 12-ти месяцев 1 -2 года 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет | Совершенствуется ручная умелость. Он активно стучит, размахивает, бросает, перекладывает из одной руки в другую игрушки. Отдает игрушки. Пытается одеть кольцо на пирамидку. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку. Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал - в овальную. Повторяет изображение нескольких горизонтальных, вертикальных, округлых линий. Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест. Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч. Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует «простой» дом (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и цифры. Дорисовывает недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. |
Приложение 3.5.5
Батарея тестов для определения ведущей руки
(М.Г. Князева, В.Л. Вильдавский)
• Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: « Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
· Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
· Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
· Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой (ребенок выбирает ведущую руку).
· Построить колодец из палочек (спичек). Ведущая рука - которая используется более активно.
· Раскладывание карточек лото (карты). Все карточки (10-15) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки.
· Составление цепочек из скрепок. Ведущей считается та рука, которой ребенок пытается присоединить другую скрепку.
· Построить из кубиков дом (забор), сложить рисунок по образцу. Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая, поправляющая кубики, детали.
· Ребенка просят бросить и поймать мяч (теннисный) одной рукой. Мяч кладется прямо перед ребенком, и взрослый просит взять мяч, бросить и ему и поймать несколько раз. Активные действия выполняет ведущая рука.
· Ребенку предлагают нарисовать то, что он хочет или может (правой рукой, левой рукой). Рисунок, выполненный ведущей рукой, более четкий, пропорциональный, тремор значительно меньше, нет дополнительных штрихов.
Приложение 3.12.1
Развитие словаря
Возраст детей | |||
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Различают и называют части предетов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли - ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель | Употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги | Употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно, точно по смыслу | Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют разные части речи точно по смыслу |
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Приложение 3.13.1
Развитие грамматического строя речи
Раздел грамма- тика | Возраст детей | |||
3-4года | 4-5лет | 5-6лет | 6-7лет | |
Морфо-логия | Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за. | Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать | Совершенствуется умение согласовывать в предложения существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные | Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными, местоимения с существительными |
Слово-образова-ние | Употребляют существительные в форме ед., мн. ч., существительные, обозначающие животных и их детенышей, форму мн. ч существительных в родительном падеже (ленточек) | Образуют форму мн. ч. существительных, обозначающих детёнышей животных (по аналогии), употребляют эти существительные в им., род. п. (котята - котят), правильно используют форму мн. ч. род. п. существительных (яблок) | Образуют форму мн. ч. существительных, обозначающих детёнышей животных, однокоренные слова (по образцу) | Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова |
Синтаксис | Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении | Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений | Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью | Используют предложения разных видов |
Приложение 3.15.2
Примерная схема оценки уровней выполнения заданий
(диалог, пересказ)
Уровень выполнения заданий | Вид задания | |
Пересказ | Диалог | |
1 - хороший | Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. Пересказ составлен без нарушений грамматических и лексических норм. | Умеет слушать и понимать речь. Активен в общении. Умеет вовремя вступить в разговор. Использует невербальные и вербальные средства общения. Отвечает, точно следуя содержанию вопроса. Задает вопросы в процессе диалога. Отвечает аргументирование. Пользуется краткими и распространенными ответами. Грамматическое оформление фраз верное. |
2 - удовлетворительный | Пересказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, побуждения). Содержание текста передается полностью. Пересказ не содержит аграмматизмов. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, стереотипность оформления высказываний; единичные нарушения структуры предложений. | Умеет слушать и понимать речь. Недостаточно активен в общении. Не всегда вовремя вступает в диалог. Использует разнообразные речевые формы. Может отвечать кратко или распространенно. Иногда нарушается логичность и связность высказывания. Возможны неточности словаря. |
3 - низкий | Пересказ составлен по вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств; аграмматизмы. | Принимает участие в диалоге. Отвечает неохотно. Малоактивен, малоразговорчив. Требует постоянного побуждения к речи. Невнимателен. Часто не вовремя вступает в диалог. Преобладают односложные ответы. Не может последовательно излагать свои мысли. Словарь ограничен. Аграмматизмы; парафазии. |
Задание не выполнено | Пересказ даже по вопросам недоступен. | В диалог не вступает. |
Приложение 3.15.3
Примерная схема оценки уровней выполнения заданий
(рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ-описание)
Уровень выполнения заданий | Вид задания | |
Рассказ по серии сюжетных картинок | Рассказ - описание | |
1 - «хороший» | Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображённый сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учётом возраста детей). | В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определённая логическая последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств - к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.). |
2 - «удовлетворительный» | Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображённому сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз. | Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершённостью, в нём отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершённость одной-двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний. |
3 - «недостаточный» | Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или её конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия. | Рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен - в нём не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершённость ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений. |
4- «низкий» | Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображённому сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. | Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребёнок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно. |
Приложение 3.15.4
Характеристика уровней
Параметры | Низкий уровень | Пограничный уровень между средним и низким | Средний уровень | Пограничный уровень между средним и высоким |
Познавательная деятельность | Не проявляет интерес к учебной деятельности; учебные навыки не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий; проявляет упрямство | Проявляет избирательный интерес к учебной деятельности; учебные навыки не сформированы; на занятиях пассивен | Проявляет интерес к учебной деятельности; иногда на занятиях активен; учебные навыки сформированы | Проявляет интерес к учебной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях; учебные навыки сформированы |
Особенности поведения | Двигательно расторможен; повышенная утомляемость | Двигательно расторможенный, требует смены деятельности, быстро устает; внимание неустойчивое | Усидчив, распределяет внимание на протяжении всего занятия | Поведение организованное, усидчив; внимание устойчивое; активен на протяжении всего занятия |
Особенности памяти, мышления | Плохая зрительная и слуховая память; затрудняется в обобщении и классификации | Зрительная память развита лучше, чем слуховая; допускает ошибки в обобщении и классификации; затрудняется отвечать на вопросы причинно-следственного характера | Хорошая память, устойчивое внимание; самостоятельно обобщает понятия по родовому сходству, выделяет лишнее; может дать объяснение по наводящим вопросам | Быстро запоминает новый материал, не требует повторения; Самостоятельно рассуждает, классифицирует, делает обобщения и выводы. |
Речевое развитие | Системное нарушение речи. Диагноз: общее недоразвитие речи (II - Ш уровень) | Системное нарушение речи. Диагноз: общее недоразвитие речи (III уровень) | Диагнозы: НОНР; ФФНР. Дизартрия; Заикание | Диагнозы: ФФНР: ФНР |
Состояние эмоционально-волевой сферы | Снижение эмоционально-волевой сферы. Быстрая смена настроения: упрямы, плаксивы, агрессивны, замкнуты, бурно реагируют на положительную или отрицательную оценку своей деятельности | Эмоционально-волевая сфера в пределах нормы | Адекватно реагирует на оценку своей деятельности, умеет управлять своими эмоциями | |
Знания, умения, навыки | Представления об окружающем не сформированы | Представления об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний об окружающем мире | Представления об окружающем есть, путается в понятиях, сходных по родовому свойству (овощи и фрукты, дикие и домашние животные) | Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности |