Письменная речь как объект криминалистического исследования
В |
процессе криминалистической экспертизы письма, производимой в целях идентификации личности, признаки письменной речи используются еще недостаточно. Эксперты нередко предпочитают ограничиться изучением лишь признаков почерка, классификация и методика исследования которых в основном разработаны и привычны почерковедам. Между тем использование признаков письменной речи дает дополнительные возможности для установления тождества и решения некоторых неидентификационных вопросов. Анализируя такие признаки, а в особенности — содержание документа, иногда можно получить представление о круге интересов автора, его профессии, возрасте, образовании. Это позволяет наметить круг людей, среди которых его надлежит искать, или выбрать наиболее вероятного исполнителя из числа подозреваемых.
Почерк — внешняя сторона письма, письменная же речь составляет его сущность и содержание. Навыки в области стиля, синтаксиса, орфографии оказываются в процессе письма в определенной мере связанными с двигательными навыками пишущего, а на все эти навыки воздействует его мышление. Письменная речь — сложный процесс, в котором мышление связано с двигательными навыками в единую сложно организованную систему. Это определяет необходимость комплексного исследования признаков, отображающих навыки движения (признаков почерка), и признаков, отображающих умственные навыки письменной речи.
Некоторым криминалистам такое комплексное исследование представляется нереальным. Они справедливо указывают на то, что автор и исполнитель того или иного документа не всегда одно и то же лицо. Исполнитель, т. е. человек непосредственно писавший документ, может попросту переписать текст, составленный другим лицом, являющимся автором его содержания. Может он его написать и под диктовку.
Если документ тщательно переписан, то уровень грамотности, особенности орфографии, пунктуации и другие признаки письменной речи в большинстве своем относятся не к исполнителю, а к автору. В документе, написанном под диктовку, его содержание и стиль изложения также характеризуют уже не исполнителя, а автора. В исследованиях машинописного текста понятие «исполнитель» принято всегда отделять от понятия «автор».
И все же признаки письменной речи можно использовать не только для решения вопроса об авторе рукописи, но и для идентификации ее исполнителя. Криминалистами разработаны методы, позволяющие довольно точно устанавливать, является ли исполнитель одновременно и автором. В этих случаях (а такие случаи составляют подавляющее большинство почерковедческих экспертиз) использование признаков письменной речи оказывается весьма полезным. Они дают возможность правильно оценить совпадение и различие почерка, установив его изменения или умышленное искажение, а иногда служат важным дополнением к признакам почерка. Признаки письменной речи целесообразно использовать в исследованиях искаженных почерков или текстов, выполненных печатным либо стилизованным шрифтом.
Навыки письменной речи отличаются от навыков устной речи. Письменная речь в отличие от устной лишена интонационных средств. Вместо интонационных здесь применяются такие средства выражения, как знаки препинания, абзацы, разрядка, подчеркивание, различие букв по размеру или цвету. Следует отметить, что расстановка знаков препинания в большинстве случаев регулируется нормой правописания, а все остальные упомянутые средства применяются произвольно и отражают индивидуальное отношение пишущего к сообщаемому. Единицы звуковой речи не соответствуют единицам речи письменной. Устная фраза воспринимается как целостный отрезок речи, написанное предложение — как набор единиц-слов. Письменная речь отличается от устной лексическим составом и своим строем. Криминалистическая экспертиза письма использует лишь те навыки и привычки речи, которые могут отображаться в рукописи.
Внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование письменной речи человека, действуют одновременно, переплетаясь между собой. Письменная речь, присущая каждому индивидууму, — продукт воздействия многих причин. Этим объясняется большое разнообразие ее признаков, отображающихся в рукописях.