Стимулирование развития в раннем детстве

Как уже отмечалось выше, именно в раннем детстве — в возрасте от двух до пяти лет — мозг ребенка достигает 90 процентов своего окончательного веса. И в этот же период закладывается IQ. Мы приводим несколько опробованных методик, которые придадут стартовое ускорение умственному развитию любого ребенка.

Раннее чтение

Вы не только можете — вы должны учить ребенка чтению еще до того, как ему исполнится два года, то есть тогда же, когда он учится говорить. Пробуя читать и говорить, ребенок вынужден распознавать целое, не разбивая его на составляющие. Начав говорить, он усваивает сразу целые фразы и аналогично будет легко схватывать целиком слова печатного текста. Одно-двухлетнему малышу бесполезно демонстрировать буквы или втолковывать фонетические тонкости чтения. Для этого возраста лучшим методом является использование ярких карточек или табличек с отдельными словами.

Существует множество методик обучения детей раннему чтению и другим наукам. Я отдаю предпочтение разработкам доктора Глена Домана, описанным в его книгах “Как научить ребенка читать” и “Как научить ребенка считать”.

Обучение нотной грамоте

Я настоятельно рекомендую с самого раннего возраста обучать детей чтению нот и игре на музыкальных инструментах. Как уже упоминалось, дети, буквально с пеленок знакомые с миром музыки, при тестировании стабильно показывают результаты значительно выше среднего уровня.

Воздействие музыки приводит к более интенсивному сообщению между различными отделами мозга, так как музыкальные навыки, обязанные правому полушарию, способствуют его воссоединению с левым. Значительная левосторонняя асимметрия мозга профессиональных музыкантов, обнаруженная в Дюссельдорфском университете с помощью сканирования, вне всякого сомнения, является результатом их ранних занятий музыкой. Даже простое прослушивание мелодий обязательно скажется на умственных способностях, если слушатель овладел “левосторонним пониманием” их нюансов.

Игра на фортепьяно

Несколько лет назад моя жена Сьюзен изобрела эффективный метод обучения детей в возрасте от года до пяти лет чтению нот и игре на музыкальном инструменте “с листа”. Абсолютный слух считается исключительно редким даром даже среди музыкантов. И все-таки, если вы начнете заниматься с ребенком игрой на фортепьяно достаточно рано и хотя бы по две—пять минут в день, то у него появится шанс стать обладателем абсолютного слуха.

1. Поставьте ребенка спиной к клавиатуре фортепьяно или другого клавишного инструмента.

2. Нажимайте на клавиши фортепьяно и одновременно произносите название нот: “ля”, “си” и т. д. Поначалу используйте только белые клавиши — бемоли и диезы пока могут подождать. (Однако вы должны назвать каждую ноту, которую ребенок озвучит по ошибке, даже если это бемоль или диез.)

3. После того как ребенок услышит ноту, которую вы сыграли, он должен “пробежаться” по клавиатуре и постараться отыскать ее, причем с первой попытки. Если он неправильно воспроизведет ноту, напойте ему верный вариант, чтобы продемонстрировать ошибку. Если же он угадал, подтвердите успех одобрительной улыбкой или хлопаньем в ладоши.

4. Перед каждым занятием устанавливайте на подставке для нот табличку размером примерно 8 ґ 15 сантиметров с записью основных и дискантовых тактов. Нота, которую вы собираетесь озвучить, должна быть четко выделена на табличке.

Не нужно специально привлекать внимание ребенка к табличке. Просто меняйте ее каждый раз, соответственно той ноте, с которой вы собираетесь его познакомить. Возможно, у вашего малыша уйдет несколько недель на то, чтобы уловить взаимосвязь таблички со звучащей нотой. И только когда он спросит, кратко объясните ему, что к чему.

5. Как только ребенок освоит бемоли и диезы, вы можете переходить к секвенции из двух-трех нот, то есть к звуковому ряду. Это довольно быстро разовьет у него умение играть простые мелодии и гаммы по нотной записи.

Подобные занятия неплохо подготавливают детей к дальнейшему традиционному обучению музыке. Однако это не самоцель. Независимо от того, захочет или нет ребенок впоследствии стать музыкантом, развитие у него абсолютного слуха и умения читать и играть музыку “с листа” окажет существенное влияние на формирование интеллекта. По некоторым свидетельствам, таким образом можно увеличить IQ более чем на 10 баллов. Важно отметить, что часть мозга, которая при этом развивается более всего, является также определяющей и в понимании слов, и в развитии математических способностей.

13.10.4.Игра "Бархатное поглаживание"

Психологам давно известно, что даже легкая на первый взгляд психическая травма, перенесенная в первые два года жизни, может преследовать потом десятки лет. Большинство взрослых людей мучаются от того, что, обращаясь к раннему детству, очень плохо представляют, какими они тогда были. Вы можете многое сделать, чтобы избавить своего ребенка от такого рода навязчивых идей, подготовив его мозг для опережающего развития и реализации заложенного потенциала. Превосходным методом для этого является игра “Бархатное поглаживание”.

Возьмите какую-нибудь бархатную одежду или просто кусок качественного плотного бархата или шелка, желательно приятного цвета. Дайте ребенку потрогать, восхититься и насладиться приятным ощущением мягкой ткани. Затем скажите: “Сейчас я собираюсь подышать так, чтобы ощутить такую же бархатистость и почувствовать внутри медленные, ласковые, успокаивающие поглаживания. Вот так...”

Пусть ребенок понаблюдает за тем, как вы минуту-другую глубоко и спокойно дышите, наслаждаясь процессом. “М-м-м-м, все мое тело ощущает прикосновения бархата. А ты, Дженни, ты можешь дышать так, чтобы прочувствовать то же самое?”

Ваша конечная цель добиться, чтобы ребенок испытал приятное чувство во всем теле. В тот же день или когда будете выполнять дыхательное упражнение в следующий раз, вы можете спросить: “Ну а теперь, Дженни, ты ощущаешь эту бархатистость?”

Возможно, он скажет “да”. Но если куда-то ощущение еще “не добралось”, попросите ребенка описать, что он чувствует в этой части тела. В случае удачи он может даже вспомнить ситуацию в прошлом или настоящем, которая явилась причиной боли или дискомфорта. Но ни в коем случае ничего не подсказывайте, не наводите его на мысль о притаившейся в этом месте болезни или повреждении тела и т. п. — дети невероятно легко поддаются внушению, и ваши негативные предположения, даже и не высказанные вслух, могут привести к возникновению у малыша какой-нибудь проблемы.

Если ребенка действительно что-то беспокоит или вы выяснили это в ходе беседы, постарайтесь, чтобы он еще раз (или несколько раз) повторил дыхательное упражнение и добился ощущения бархатного поглаживания — тогда неприятные воспоминания сгладятся.

Если все идет хорошо и ребенок сохраняет интерес к игре, можно пойти дальше и попросить его вспомнить, когда он в первый раз почувствовал неприятное ощущение или боль. Не исключено, что вы будете удивлены тем, как давно это было! Но не стоит акцентировать его внимание. Продолжайте только в том случае, если ребенку интересно и он с готовностью выполняет упражнение.

Хороший способ усилить ощущение — использовать в игре приятные ароматы специй из ваших кухонных запасов, например корицы, ванили или мяты. После того как ребенок преодолеет свое беспокойство или проблему и снова возвратится к состоянию бархатного поглаживания, дайте ему понюхать специи — это дополнительное впечатление еще больше укрепит приятное ощущение. Если же при этом он сможет видеть свое отражение, то бархатное поглаживание ассоциируется у него с собственным образом. И, став взрослым, каждый раз, взглянув в зеркало, к нему всегда рефлекторно будут приходить умиротворенность и хорошее самочувствие, которые вы в нем заложили.

ВЕРА И ЛЮБОВЬ

Любой специалист, объясняя родителям, как развивать детей, непременно приводит в пример подробный рассказ о собственном “отпрыске” — в качестве доказательства того, что его методы дают прекрасные результаты. Я не осмелюсь предложить свою семью как образец совершенства, хотя могу сказать, что моя дочка является членом MENSA, куда ее зачислили в трехлетнем возрасте, будучи самым молодым членом этой организации за всю историю ее существования. (MENSA объединяет людей, чей IQ соответствует уровню гениальности.)

Как отец я прекрасно понимаю, что сама по себе никакая методика не превратит ребенка в гения. Наши собственные невысказанные чувства, наша вера и наше правильное отношение к происходящему как ничто иное укрепляют в ребенке им же созданный собственный образ, а следовательно, и возможности.

Кому из родителей надо напоминать о том, что нужно любить своих детей и верить в них? Они инстинктивно вызывают у нас очарование. Мы не перестаем восхищаться их малейшими достижениями — особенно в первые несколько недель. И все же, когда начинают возникать проблемы, связанные с уходом, кормлением, с обучением дисциплине, очень легко забыть первоначальное изумление и позволить заползти в душу недовольству и раздражению. Сами того не осознавая, мы воспитываем у ребенка чувство, что он никому не нужен или что его не любят. А возникнув раз, такие мысли будут приходить вновь и вновь, лишая его уверенности в себе и тормозя развитие и обучение.

Я надеюсь, в этой книге мне удалось явственно доказать, что мы — люди — необыкновенные создания с огромным, если не сказать беспредельным потенциалом. Нас сдерживают только негативные ощущения. Так пусть у вашего ребенка не будет этих препятствий. Помните, что каждый день надо просто вглядываться в него, задумываясь над загадкой человеческой судьбы и неограниченностью возможностей. Восхищайтесь магией детства. Представьте себе, как здорово смотреть на жизнь свежим, детским взглядом, и ваше чувство изумления и жажда знаний передадутся вашему ребенку такими трудноуловимыми и загадочными путями, что вы едва ли сможете их понять. Малыш будет расти и развиваться, и ему непременно будут впору те удивительные башмаки, что вы припасли для него.

Глава 14

ВЕЛИКАЯ СИЛА

В кульминационный момент фильма “Звездные войны” Люк Скайуокер направляет свой космолет в запутанный лабиринт туннелей и проходов, пронизывающих Звезду Смерти, как улей. Перед Люком стоит невыполнимая задача: пролетая с головокружительной скоростью через узкие туннели, он должен сбросить бомбу в крохотную скважину, ведущую прямо к сердцу Звезды Смерти. Прицелиться нужно безошибочно — ведь он может сделать только одну попытку. В ожидании критического момента Люк лихорадочно хватается то за сканер, то за прибор наведения.

И вдруг, словно из небытия, раздается потусторонний голос его старого наставника — рыцаря Джеди Оби-ван Кеноби. “Примени Великую Силу”, — говорит Оби-ван.

Люк так и делает. Невзирая на возражения командира, он последовательно отключает все сложные приборы, успокаивается, расслабляется и позволяет Великой Силе действовать самой. Бомба падает точно в цель — Звезда Смерти взорвана, Галактика спасена от страшной тирании.

ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К СЕБЕ

Великая Сила — это не плод воображения постановщика фильма Джорджа Лукаса. Это реальный фактор. Мастера военного дела даже используют специальный термин для обозначения странной тактики Люка Скайуокера. Они бы сказали, что для бомбометания Льюк использовал “К-контроль”.

Ракета “Стингер” является одним из самый “умных” представителей современного “интеллектуального” арсенала оружия. Она выпускается прямо с плеча и наводится на цель с помощью инфракрасного сканера. Распознав цель, “Стингер” способна догнать и поразить даже реактивный истребитель.

И все же, несмотря на все биты, байты и микрочипы “Стингера”, результат выстрела в значительной мере зависит от интуиции оператора наведения. Опытные стрелки говорят, что, прицелившись и услышав сигнал, что цель воспринята, они, прежде чем спустить курок, часто останавливаются и прислушиваются к себе: есть ли ощущение, что все правильно? На собственном боевом опыте они убедились, что, когда есть внутренние сомнения, обязательно промахнешься, зато уж если ты уверен, что все безошибочно, то наверняка поразишь цель.

Военные специалисты называют эту процедуру “К-контролем”, или кинестетическим контролем. Никто толком не знает, как и почему он работает. Каким-то непостижимым образом ум, глаз и все тело бессознательно объединяются с оружием для самого точного определения траектории. Поиск оптимального пути включает учет таких факторов, как размеры и конфигурация цели, скорость ее движения, скорость самого снаряда, выбор момента пуска, определение угла атаки и даже представляемая в мельчайших деталях картина поражения цели. Любая попытка сознательно просчитать задачу с таким количеством переменных была бы не под силу даже Эйнштейну. И тем не менее рядовые солдаты, включая даже неграмотных моджахедов, которые успешно использовали “Стингеры”, чтобы очистить небо Афганистана от русских вертолетов, легко справляются с этим и в самых трудных боевых условиях. Такова мощь Великой Силы.

Так что же такое Великая Сила? Ответ прост — мощь подсознания. В конце концов, никакой сознательный расчет не может соперничать с К-контролем. И все же это только половина правды.

Ни Люк Скайуокер, ни афганский моджахед не смогут поразить цель, положившись только на интуицию. Нужно потратить много дней, чтобы овладеть любым оружием, прежде чем позволить себе роскошь небрежного мастерства. Многим наверняка знакомы моменты рассеянного мечтания за рулем, когда вдруг неожиданно понимаешь, что уже приехал на место. Такая задумчивость представляет серьезную угрозу жизни, если за ней не стоит опыт и великолепная водительская подготовка. Только в этом случае Великая Сила благополучно доводит нас до “цели”.

Великая Сила — это волшебная свобода, приходящая с виртуозным овладением основами мастерства и техническими навыками. Это мощь, которая высвобождается, если левое и правое полушария работают в совершенной гармонии.

ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

Согласно Библии, Вселенная начала отсчет своего существования, когда Бог произнес слова: “земля”, “вода”, “небо”, “свет” и так далее. Древние египтяне, в свою очередь, считали, что Вселенная возникла буквально сразу же после речи Бога Пта — его “гекау”, то есть слов власти.

“И в самом деле, — утверждается в египетском тексте, возраст которого не менее 4000 лет, — каждое слово Бога, мысленно пройдя через его сердце и воплотясь в слова, оживало”.

Подобные истории о сотворении мира являются выразительными метафорами силы левого полушария мозга, ответственного за вербальное воплощение мыслей. Когда мы называем какую-либо вещь словом, то она становится более реальной. Именно слова вносят ясность и порядок в расплывчатые и непонятные представления.

Слова и картины

В своем знаменитом эксперименте русский психолингвист Лев Выготский предложил маленьким детям нарисовать крылья бабочек. Те дети, в лексиконе которых уже имелись слова для обозначения таких понятий, как “точка”, “линия”, “треугольник” и прочих простейших геометрических фигур, без затруднений довольно точно изобразили крылья по памяти. Те же, кому недоставало знаний, не смогли даже просто срисовать их с картинки.

Затем Выготский отобрал половину детей из тех, что не справились с заданием, и объяснил им необходимые термины. Остальные так и остались в неведении. Когда Выготский повторил опыт, то “просвещенные” дети нарисовали крылья так же хорошо, как и те, кто справился с заданием с первого раза. Дети, которые так и не узнали новых слов, выполнили задание не лучше прежнего.

Мы можем наблюдать подобный эффект при использовании методики просмотра образов, когда наше словесное описание фактически порождает мысленные образы и делает их все более живыми и ощутимыми. Слова буквально рисуют бытие Вселенной в границах нашего сознания.

ДВУНОГОЕ СОЗНАНИЕ

До настоящего момента мы рассматривали левое полушарие мозга почти как противника, как глушитель, который нужно выключить или перехитрить. Но гений, не способный перевести свое открытие на язык слов (или математических формул), не может по-настоящему творить. Гениальность бесполезна, если она необъяснима. Можно представить себе сознание как двуногое существо, напоминающее человека. Творческое правое полушарие и рассудочное левое представляют как бы две ноги — если они не будут действовать согласованно, то у воображаемого существа мало шансов куда-либо существенно продвинуться. Но в то же время обе ноги не могут переступать одновременно: пока одна выдвигается вперед, вторая стоит на месте и ждет своей очереди. Алекс Осборн, изобретатель метода мозговой атаки, предпочел сравнить процесс мышления с вождением автомобиля. “Мы никуда не уедем, если будем без конца давить на тормоза, — говорил он. — И одно только умение газовать ничего не принесет! Для того чтобы куда-то двигаться, нужно постоянно балансировать между творчеством и анализом, между левым и правым полушариями мозга”.

14.3.1.Прорыв через "бутылочное горлышко"

Многие читатели, начав изучать эту книгу, наверняка были похожи на людей, которые передвигаются осторожными, маленькими шажками. Если вы прилежно выполняли рекомендованные в нашей книге упражнения, то, скорее всего, сейчас шагаете уверенней и шире — но только правой ногой! Пока вы не научитесь ходить так обеими ногами, вы не сможете действительно продвинуться вперед.

Экономист ХVIII века Дэвид Рикардо выразил этот принцип в своем знаменитом Законе переменной пропорции, который более известен под названием Закона сокращающихся доходов. Он утверждает, что чем больше вкладывается средств в рост производства продукции, тем меньше будет отдача. Так происходит потому, что наши усилия в этом случае, как правило, являются односторонними. Например, увеличив вдвое численность работников на фабрике, но не заменив устаревший узел машины, через который должны проходить все собранные ими детали, в результате можно получить лишь гору заготовок, громоздящихся до потолка. Пролезть через это “бутылочное горлышко”, наняв еще больше людей, невозможно. Придется менять технику.

Это и есть принцип бутылочного горлышка — суть закона Рикардо: если прогресс в одной области создает узкое место в другой, то единственный способ преодолеть его — внести соответствующие усовершенствования. Аналогично занятия просмотром потока образов и вызываемое ими стимулирование деятельности правого полушария мозга помогут вам добраться только до ближайшего узкого места. Для того чтобы достигнуть уровня настоящего гения, нужно в определенной степени усовершенствовать и навыки левого полушария.

ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ, СЧИТАТЬ

К сожалению, в школе мы в большинстве своем научились успешно подавлять всякую любовь к словам и числам. В результате многие взрослые американцы не совсем в ладах с чтением, письмом и счетом. Сам по себе метод просмотра образов не поможет “пролезть через узкое бутылочное горлышко”. Нужно обязательно использовать левое полушарие мозга.

Мария Монтессори, о которой говорилось в главе 4, обратила внимание на необычайно серьезное и по-взрослому сосредоточенное отношение детей к игре, способное вызвать зависть у любого ученого. Непревзойденными мастерами чтения, счета и письма, как правило, становятся юные создания, воспринимающие занятия как игру (подобно Эйнштейну в молодости).

Веселая наука

У Эйнштейна был любимый дядя по имени Якоб, который в детстве учил его математике. “Алгебра — веселая наука, — говорил Якоб. — Мы пойдем на охоту за неизвестным зверем и потому назовем его Х. А когда мы выследим свою жертву и схватим ее, то дадим ей имя”.

Слова дяди Якоба запомнились Эйнштейну на всю жизнь. Они вобрали в себя все его отношение к математическим и прочим научным задачам, всегда казавшимся ему скорее головоломками, чем тяжелой работой. И потому Эйнштейн относился к своим занятиям математикой с той сосредоточенностью, с которой дети относятся к игре.

После того как Эйнштейн в возрасте шестнадцати лет представил себе оседланный луч света, ему понадобилось почти десять лет на изучение физики и на размышления о стремительном световом потоке. Причина поразительного терпения в преследовании одного и того же “зверя” на протяжении целых десяти лет заключалась в том, что сама “игра” была не менее занимательна, чем найденное решение.

14.5."БЫТЬ НА ГРЕБНЕ ВОЛНЫ"

Психолог Михали Шикшентмихали задался вопросом, почему в мире так много несчастных людей. Почему, несмотря на весь комфорт, роскошь и огромные возможности современного мира, “люди продолжают чувствовать, что их жизнь проходит впустую и вместо памяти о наполненных счастьем днях прожитые годы оставляют только скуку и тревогу?”

Шикшентмихали решил непременно найти ответ. За двадцать пять лет он опросил сотни людей во всем мире, самых разных профессий и судеб — артистов, спортсменов, шахматистов, дворников, с просьбой описать самые счастливые мгновения жизни и вспомнить, что привело их к этим минутам. С удивительным единодушием все повторяли примерно одно и то же.

“Лучшие минуты наступают тогда, — пишет Шикшентмихали в своей книге “Психология оптимального опыта”, — когда тело и дух человека неимоверно напряжены в сознательном усилии добиться чего-то сложного и трудного, но несомненно стоящего затраченных усилий... Ощущение счастья далеко не всегда приходит в тот же момент. Во время рекордного заплыва мускулы пловца мучительно ноют; легкие, кажется, готовы лопнуть; он дрожит на пределе возможностей — но потом будет вспоминать эти минуты как ярчайшее событие своей жизни”.

Шикшентмихали именует подобное экстремальное состояние “быть на гребне волны”, что ближе всего передает нам райское наслаждение. Шикшентмихали полагает, что оно наступает, когда мы полностью поглощены не слишком легкой, но и не слишком сложной для нас деятельностью. Если все очень просто, то быстро наступает скука, если непосильно — раздражение. Но при оптимальном соотношении вскоре приходит то состояние необременительной сосредоточенности, которое Мария Монтессори наблюдала у детей в игре.

Как удержаться на гребне

Ученые обнаружили, что удовольствие — основная составляющая силы мышления. Чем большее удовольствие доставляют нам умственные упражнения, тем сильнее эффект. Согласно Шикшентмихали, наш разум становится тем изощреннее, чем больше времени мы проводим “на гребне волны” (рис. 14.1). Радиотехники оценивают чистоту передачи сигнала отношением уровня сигнала к уровню шумов. Все очень просто: если сигнал намного сильнее шума, то он слышен отчетливо, если сигнал слишком слаб по сравнению с шумом, то слышен в основном фон (рис. 14.2).

Рис. 14.1. Чем дольше вы остаетесь на гребне волны — то есть в состоянии приятной сосредоточенности, — тем совершеннее будут ваши способности. Предположим, что диаграмма иллюстрирует случай с Алексом — мальчиком, который учился играть в теннис. Когда он делал только первые шаги (А1), то перебрасывание мяча через сетку было трудным, но увлекательным для него занятием. Но вот мастерство Алекса выросло, и ему уже скучно просто бросать мяч (А2). Чтобы вернуться на гребень волны, задачу необходимо усложнить, предложив игру против сильного игрока. Сначала противник настолько силен, что Алекс пропускает все мячи. Он раздражается, и ему перестает нравиться игра (АЗ). Остаться на гребне можно лишь продолжая тренироваться, стремясь достичь уровня противника (А4).

Когда человек находится на гребне волны, интенсивность его мышления усиливается, отношение уровня сигнала к уровню шума при этом увеличивается. Если мы пытаемся выполнить слишком трудное для нас задание, то обычно испытываем стыд, неуверенность и даже страх. Эти чувства создают постоянный обессиливающий фоновый шум, отвлекающий от работы. И точно так же, когда работа слишком примитивна, то разум вынужден бороться со скукой — и снова рабочий сигнал тонет в болоте шума.

Что они думают? — Ничего не понимаю, наверное, я совсем тупица. — И что я здесь делаю? — Неужели они не видят, как мне тяжко? — Это плохая идея, мне никогда не объяснить, что я имел в виду. — Меня все ненавидят. — Что они думают? — Ничего не понимаю, наверное, я совсем тупица. — И что я здесь делаю? — Неужели они не видят, как мне тяжко? — Это плохая идея, мне никогда не объяснить, что я имел в виду. — Меня все ненавидят. — Что они думают? — Ничего не понимаю, наверное, я совсем тупица. — И что я здесь делаю? — Неужели они не видят, как мне тяжко? — Это плохая идея, мне никогда не объяснить, что я имел в виду. — Меня все ненавидят. — Что они думают? — Ничего не понимаю, наверное, я совсем тупица. — И что я здесь делаю? — Неужели они не видят, как мне тяжко? — Это плохая идея, мне никогда не объяснить, что я имел.

а)

Что они думают? — Ничего не понимаю, наверное, я совсем тупица. — И что я здесь делаю? — Неужели они не видят, как мне тяжко? — Это плохая идея, мне никогда не объяснить, что я имел в виду. — Меня все ненавидят. — Что они думают? — Ничего не понимаю, наверное, я совсем тупица. — И что я здесь делаю? — Неужели они не видят, как мне тяжко? — Это плохая идея, мне никогда не объяснить, что я имел в виду. — Меня все ненавидят. — Что они думают? — Ничего не понимаю, наверное, я совсем тупица. — И что я здесь делаю? — Неужели они не видят, как мне тяжко? — Это плохая идея, мне никогда не объяснить, что я имел в виду. — Меня все ненавидят. — Что они думают? — Ничего не понимаю, наверное, я совсем тупица. — И что я здесь делаю? — Неужели они не видят, как мне тяжко? — Это плохая идея, мне никогда не объяснить, что я имел.

б)

Рис. 14.2. При низком отношении уровня сигнала к уровню шума сигнал теряется на фоне шума (а). При высоком отношении “сигнал — шум” сигнал воспринимается отчетливо (б).

Кроме всего прочего, люди, подхваченные волной, испытывают то состояние увлеченности, когда время останавливается, тревога уходит и кажется, что вокруг не существует ничего, кроме любимого дела. Все 126 бит сознательного внимания заняты. Ни одна негативная или отвлекающая мысль не может просочиться в сознание.

В такие минуты мышление становится сфокусированным, как луч лазера. Настольная лампа — некогерентный источник света. Поток ее излучения очень слаб и не влияет на окружающий мир. Но если упорядочить его, привести все волны к одной частоте и выровнять их по фазе, то “ах!” — это будет уже луч лазера (рис. 14.3). Когерентный свет намного мощнее обычного. Он может все: заживить микроскопическую рану на роговице глаза или разрушить вражеский спутник. Сила лазерного луча в его упорядоченности и фокусировке.

Рис. 14.3. Обыкновенный свет (сверху) некогерентен. Волны случайны и не синфазны. Луч лазера (внизу) когерентен. Фазы всех волн согласованы. Ученые установили, что “мозговые” волны тоже способны приходить в состояние лазерной когерентности, особенно когда мы переживаем моменты творческих озарений.

Разум тоже обретает могучую силу, если он упорядочен и сосредоточен. Люди в состоянии на гребне волны работают с такой скоростью и выносливостью и демонстрируют такие невероятные таланты, что временами их способности кажутся сверхчеловеческими. Именно будучи на гребне, Моцарт создавал шедевры за одну ночь, Бейб Рут забил шестидесятый гол в бейсбольном сезоне 1927 года, скалолазы штурмовали стену Эль Капитан в Йосемитском национальном парке, хирурги проводили “марафонские” операции. Но они осознавали свои высочайшие достижения, только когда все уже было позади. Это состояние сверхпродуктивности мы в своем “Проекте возрождения” называем творческим горением.

Наши рекомендации