Как увеличить толщину внутренней оболочки сознания
Большинство воспитательных мер, применяемых по отношению к детям, способствует утолщению их эго-оболочки. В одной из последних статей в журнале “Capital Ideasmiths” моя жена, Сьюзен, перечисляет некоторые из способов, пользуясь которыми, родители и учителя манипулируют сознанием детей, даже не подозревая об этом. Например, как часто мы говорим своему чаду: “Не шали за столом!”.
“Процесс питания вызывает самые эмоциональные переживания у детей, — пишет Сьюзен. — Ну скажите, как же смышленому, любознательному человечку да еще и с пытливым умом не поиграть с апельсиновым желе? Но мать не желает смотреть на то, как “элегантно” студенистая масса шлепается в тарелку. К тому же сейчас самое время убрать со стола. Вот отсюда ее “не шали””!
В школе детям прививаются такие первейшие навыки, как “сидеть смирно” и “смотреть только на учителя”. Однако невозможно усваивать новые идеи, не обдумывая их, — а размышляя о чем-то, человек непроизвольно закатывает глаза, смотрит в окно или машинально что-то рисует. Не задуматься над идеей — значит просто запомнить факты, не поняв сути...
По мере того как дети взрослеют, они усваивают навязанные им правила. Они учатся игнорировать образы, естественным образом формирующие их мозг. Они стараются сидеть прямо, едят глазами учителя и... перестают грезить наяву.
КОНТРОЛИРУЕМАЯ СВОБОДА
Да, мы не можем позволить детям устраивать дома кавардак или игнорировать учителя в школе: когда ребенок подрастет, такая “свобода” превратится в опасную распущенность и недисциплинированность. Однако мы должны прививать детям правила общепринятой дисциплины методично — не устанавливая внутренние психологические заслоны, ограничивающие их воображение.
В этом нам поможет мозговое дзюдо; вспомните также описанный в главе 10 метод непринужденных заметок. Подобную манеру самовыражения нетрудно воспитать и у детей. Причем такие занятия не создадут излишний беспорядок дома и не нарушат рабочий ритм в классе.
МЕТОД МОНТЕССОРИ
На пороге нашего столетия Мария Монтессори, доктор из университета при Римской психиатрической клинике, работала над обучением детей с замедленным развитием. Она вскоре заметила, что “необучаемые дети”, играя или увлеченно занимаясь чем-то, проявляют просто поразительную способность концентрироваться. И только когда учитель силой пытается привлечь их внимание к менее интересным занятиям, они действительно начинают артачиться — не оправдывают возлагаемых на них надежд. Родители, чьи дети часами способны играть в видеоигры, думаю, поняли, что я имею в виду. Монтессори разработала новую систему классных занятий, когда дети самостоятельно могут переходить от одного вида деятельности к другому, выбирая то, что их больше всего привлекает. Она снабдила классы вспомогательными материалами и пособиями, обучение при помощи которых затрагивало все пять чувств.
Например, алфавит дети изучали с закрытыми глазами, пробуя буквы на ощупь, — буквы были сделаны из шершавой бумаги. Географические карты они складывали из деревянных кубиков и математические премудрости осваивали, также пользуясь кубиками, брусками и прочими строительными материалами. Учитель лишь обходил классную комнату, присматривая за ходом занятий, и следил, чтобы дети не слишком шумели и не мешали работать друг другу.
Хотя метод Монтессори был впервые успешно применен на занятиях с отстающими в развитии детьми, а также с детьми бедняков римских трущоб, в наши дни большинство родителей воспринимают его как роскошь, доступную только богатым семьям. Я могу лишь сожалеть о таком расхожем мнении, так как считаю, что этот метод прекрасно подошел бы для обучения всех без исключения детей.
Метод Монтессори широко распространен во многих странах, но в Соединенных Штатах он появился значительно позднее, чем в Европе, — только в 1975 году, когда разрешили открыть первую бесплатную школу Монтессори в Цинциннати, штат Огайо.
Сейчас в Соединенных Штатах уже около 3000 дошкольных учебных заведений и около 100 начальных школ используют этот метод обучения.
Обычно школы Монтессори удивляют всех тишиной в классах. Даже в дошкольных учебных заведениях дети часами поглощены своими занятиями. И необыкновенная сосредоточенность окупается сполна: все воспитанники овладевают чтением и письмом задолго до пяти лет.