Методика 14. «Анаграммы» (А. Зак)
Цель:выявить наличие или отсутствие у школьников одного из компонентов теоретического мышления - теоретического анализа.
Ход эксперимента. Учащимся предлагаются анаграммы (слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв). Они должны по данным анаграммам найти исходные слова.
1) лбко 4) еравшн 7) окамднри
2) раяи 5) ркдети 8) лкбуинак
3) упкс 6) ашнрри 9) рбкадоле
Обработка полученных данных. Через несколько минут после начала работы становится ясно, что учащихся можно разделить на две группы. Одни пытаются построить слова методом проб и ошибок. Каждую задачу (анаграмму) они решают как новую. У этих школьников отсутствует теоретический анализ.
Учащиеся из второй группы после некоторого размышления быстро находят ответы всех анаграмм. При решении нескольких первых задач они обнаруживают, что все анаграммы построены по одному общему признаку - надо брать буквы парами и читать их справа налево, например: лбко лб + ко бл + ок = блок. Обнаружив это общее правило (на эту деятельность и направлен их мысленный анализ), школьники быстро и без труда находят расшифровку всех анаграмм, что свидетельствует о наличии у них теоретического анализа.
Методика 15. «Переводчики» [6]
Цель: изучение гибкости мышления.
Ход эксперимента. Учащимся предлагаются две фразы в символической записи с их переводами на русский язык:
А 1В, «А съело В».
С: (А 1В), «С (специально) сделало так, чтобы А съело В».
Пусть теперь «2» означает «увидеть», а «3» — «иметь».
Задание: запишите этими символами приведенные ниже фразы (существительные можно обозначать первыми буквами слов).
Был у Вороны сыр. Ответ: В 3 С.
Заметила сыр Лиса. Ответ: Л 2 С.
Лиса постаралась попасться на глаза Вороне. Ответ: Л:(В2Л).
Ворона похвалилась сыром перед Лисой. Ответ: В:(Л2(ВЗС)).
Сыр стал у Лисы. Ответ: Л 3 С.
Обработка полученных данных. Показателем гибкости мышления является умение быстро переходить с одного способа рассуждений на другой. Поэтому те школьники, которые безошибочно справились с заданием, обладают гибким умом, у тех же, кто допустил ошибки, мышление, очевидно, недостаточно гибкое.
Методика 16. «Исключение»[4]
Цель: определение способности выделять существенное.
Ход эксперимента. Учитель предлагает школьникам ряд слов, в каждом из которых пять даются в скобках, а одно — перед ними. Ученики должны за специально введенное время (10 - 20 секунд) исключить из скобок (т. е. выделить) два слова, наиболее существенные для слова перед скобками.
Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). Ответ: растения, земля.
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). Ответ: берег, вода.
Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). Ответ: углы, сторона.
Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово). Ответ: глаза, печать.
Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказание). Ответ: игроки, правила.
Обработка полученных данных. Ученики, которые правильно выполнили задание, очевидно, обладают умением выделять существенное, т. е. способны к абстрагированию. Те, кто допустил ошибки (или просто не выполнил), не умеют отличить существенные и несущественные признаки, т. е. такая способность у них не развита.
Методика 17. Изучение творческого воображения (тест «Круги»).
Цель работы:изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов творческого воображения.
Экспериментальный материал: бланк с 20 кругами (диаметр каждого - 3 см); секундомер.
Описание методики: Испытуемому предлагается бланк с кругами и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу.
Инструкция: «На бланке нарисовано 20 кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один, два и более кругов для одного рисунка. Под каждым кругом подпишите что нарисовано. Рисуйте слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Не забывайте, что результаты Вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков».
Обработка результатов.
Для обработки результатов теста используются три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.
Для определения скорости подсчитывается общее количество рисунков.
Для определения гибкости рисунки группируются следующим образом:
а) рисунки, изображающие природу, те предметы, вещи, явления, которые существуют без вмешательства человека («Природа»);
б) предметы, которые человек изготавливает и использует в хозяйстве, т.е. предметы быта, домоводства («Быт»);
в) предметы, используемые в научно-технической деятельности («Наука и техника»);
г) предметы, используемые в спортивных занятиях («Спорт»);
д) предметы, которые не имеют практической ценности, используются для украшения (сюда же относятся рисунки, которые невозможно идентифицировать).
Все рисунки испытуемого распределяются по указанным группам, затем подсчитывается количество переходов между группами. Это и является показателем гибкости образного мышления и воображения.
Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.
За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в группе 1 - 2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы:
а) воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека);
б) несуществующие предметы и явления (жилой дом на другой планете);
в) редко актуализирующиеся вне познавательной деятельности понятия, образы, зрительные представления (ядра атомов, микроб под микроскопом).
Качественный анализ позволяет дифференцировать все оригинальные рисунки на несколько групп:
1) по степени самостоятельности:
- репродуктивные, передающие существующие, известные образы:
- конструктивные (творческие), передающие необычные или несуществующие образы;
2) по степени обобщенности:
- конкретные рисунки, изображающие предметы;
- обобщающие ряд зрительных представлений и образов; служащие символом какого-то абстрактного понятия (гранит науки, колесо истории, злость, смерть, печаль);
3) по степени эмоциональности:
- нейтральные (фонтан, Эйфелева башня);
- эмоционально окрашенные, юмористические («Я дарю вам солнце», «Автобус в час «пик»).
Интерпретация результатов.
Конкретные рисунки говорят, в основном, о богатстве образов памяти, сформированности умения быстро актуализировать в кратковременной памяти образы редко встречающихся предметов или явлений.
Обобщающие рисунки являются результатом оперирования более сложными образами, синтезирующими данные чувственного и абстрактного отражения действительности.
Конструктивные (творческие) рисунки являются результатом работы фантазии, воображения. Именно эти рисунки можно считать проявлением оригинальности как качества мыслительной деятельности, творческой активности в процессе выполнения задания.
Выводы: На основе качественной интерпретации рисунков сделать вывод об уровне развития и характере творческого воображения.
Методика 18. Познавательная потребность[6]
Цель: установить интенсивность познавательной потребности у учащихся.
Обработка полученных данных. Сумму баллов, полученных учеником на все вопросы, следует разделить на 5 (число вопросов). Получим показатель интенсивности познавательной потребности I.
Если 3,5<I ≤ 5, то можно считать, что у данного ученика сильно выражена познавательная потребность;
если 2,5< I ≤ 3,5, то она выражена умеренно, а если I ≤ 2,5, то познавательная потребность выражена слабо
Порядок проведения. Учитель на основе наблюдений, бесед с другими учителями, с родителями школьника должен выбрать ответы на вопросы следующей анкеты:
Вопросы | Возможные ответы | Балл |
1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора — для младшего школьника, несколько часов подряд для подростка и т. д.)? | а) Часто б) Иногда в) Очень редко | |
2. Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? | а) Помучиться, но самому найти ответ б) Когда как в) Получить готовый ответ от других | |
3. Много ли читает школьник дополнительной литературы? | а) Постоянно, много б) Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает в) Мало или совсем ничего не читает | |
4. Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? | а) Очень эмоционально б) Когда как в) Эмоции ярко не выражены (надо учитывать общую эмоциональность школьника) | |
5. Часто ли задает вопросы? | а) Часто б) Иногда в) Очень редко |
Методика 19. Познавательный интерес[7]
Цель: установить характер и силу познавательного интереса учащихся.
Порядок проведения. Учащимся без специального предупреждения и подготовки предлагается написать сочинение на одну из следующих тем (по выбору): 1. Что я знаю о языке. 2. Что я знаю о математике. 3. Чем я люблю заниматься. 4. Мой выходной день.
Обработка полученных данных. Сочинения анализируются, во-первых, по выбору темы, во-вторых, по самому их содержанию. Такой анализ позволяет установить характер интереса ученика (развлекательный; связанный только со школьной программой; широкий познавательный) и судить о силе этого интереса.
Методика 20. «Что нам интересно?»[6]
Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей учеников.
Порядок проведения. Ученикам предлагают ответить на вопросы следующей анкеты:
1. Что больше всего вас привлекает в школе? а) Общение с товарищами; б) получение отметок; в) общественная работа; г) узнавание нового; д) сам процесс учения; е) самостоятельная работа;
ж) другое (укажите, что именно).
2. Какой учебный предмет вам кажется наиболее трудным? (Назовите его и, если можно, объясните, в чем именно заключается трудность.)
3. Какой учебный предмет вам кажется наиболее интересным? (Назовите его и укажите, в чем именно состоит ваш интерес к этому предмету, что больше всего вас интересует в этом предмете.)
4. Какой из учебных предметов вы считаете самым полезным для своей подготовки к жизни после окончания школы? (Назовите его и укажите, почему именно этот предмет вам наиболее полезен.)
5. Какие учебные предметы, по вашему мнению, можно было бы не изучать и почему?
6. Какие учебные предметы надо было бы, по вашему мнению, включить в обучение и почему?
Обработка полученных данных. Анализ содержания ответов позволяет установить характер учебно-познавательных мотивов ученика, наличие у него определенных склонностей.