Методика 9. «Опосредованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву)».
Цель: Методика предназначена для диагностики памяти у подростков.
Ход эксперимента: Нужно подобрать 15 слов, которые будут предложены для запоминания, а также потребуется набор карточек с картинками.
Слова для запоминания:
дождь | драка | встреча |
ответ | пожар | труд |
горе | игра | собрание |
сила | утро | сосед |
театр | отряд | праздник |
Набор карточек для опосредованного запоминания:
умывальник, лошадь, стул, топор, перья, телефон, тетрадь, лампа, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли, дерево, картина, самолет, домик, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ, мяч, картинки.
Слова можно давать довольно отвлеченными друг от друга.
Называется слово, на выбор карточки отводится 15-20 секунд, многие подростки осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора расспросить учащегося, почему он сделал именно этот выбор.
Затем следует занять ученика какой-нибудь другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему демонстрируются карточки, которые он выбрал для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.
Методика 10. «Диагностика опосредствованной памяти» [7]
Цель:Выявление уровня развития опосредованной слуховой памяти.
Оборудование: Материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка.
Ход эксперимента: перед началом обследования ребенку говорят следующие слова:
«Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».
После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.
Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.
Оценка результатов: За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов.
Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможная оценка – 0 баллов, Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни, к одному слову рисунка или записи.
Выводы об уровне развития:
• 10 баллов – очень высоко развитая опосредованная слуховая память.
• 8-9 баллов – высоко развитая опосредованная слуховая память.
• 4-7 баллов – средне развитая опосредованная слуховая память.
• 2-3 балла – низко развитая опосредованная слуховая память.
• 0-1 балл – слабо развитая опосредованная слуховая память.
Методика 11. В выявление преобладающего типа памяти [7]
Цель: выявить преобладающий тип памяти.
Ход эксперимента: Начинаем с прочтения слов первого ряда с интервалом в три секунды, затем испытуемые записывают запомнившиеся слова. Спустя десять минут показываем карточку со словами второго ряда (в течение тридцати секунд), записывают и отдыхают десять минут. Слова третьего ряда читаем вслух, а дети шепотом повторяют их и записывают. Через десять минут показываем карточки четвёртого ряд, которые затем зачитываем вслух. Учащиеся повторяют шепотом и «пишут» их в воздухе. Потом записывают на листочке.
Для запоминания вслух | При зрительном восприятии | При моторнослуховом | При комбинированном |
Трава Чашка Море Дом Банк Год Книга Лес Мяч Шкаф | Лампа Ночи Бревно Вода Глаз Гроза Озеро Заря Гриб Чашка | Сено Шутка Слива Утка Ягода Парта Жук Ветер Мед Заяц | Луна Капля Лиса Поле Марка Сыр Труба Пол Торт Спица |
Методика 12. Скорость протекания мышления. [6]
Цель: установить индивидуальные особенности скорости протекания мыслительного процесса у учащихся.
Ход эксперимента. Учащимся предъявляется написанная на плакате или на доске таблица слов с пропущенными буквами, например, такая:
п — ро з — р — о з — о — ок к — п — с — а
к—са д—р—во т—а—а к—с—а—ник
р—ка к—п—ль к—н—а у—и—ель
г — ра х — л — д к — ы — а у — е — ик
п—ле к—в—р п—е—а а—е—ь—ин
Ученики по команде начинают писать те полные слова, которые они сумели образовать, вставив пропущенные буквы. Учитель фиксирует время завершения работы каждым учеником.
Обработка полученных данных. Учитывают количество правильно написанных слов и затраченное время. Эти данные позволяют учителю судить о скорости протекания мыслительного процесса и о его качестве у каждого ученика.
Вариантом этой методики является задание вставить пропущенные буквы в слова изучаемого иностранного языка.
Методика 13. Сравнение.
Цель: установить уровень развития у учащихся умения сравнивать предметы, понятия.
Ход эксперимента. Учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета или понятия, например книга и тетрадь, линейка и транспортир, квадрат и треугольник, лошадь и корова и т. д. Каждый ученик на листке бумаги должен написать слева черты сходства, а справа - черты различия названных предметов, понятий. На выполнение этого задания дается 3 - 4 минуты, после чего листки собираются.
Обработка полученных данных. Составляется общий список черт сходства и черт различия названных предметов и устанавливается, какую часть из этого списка сумел написать ученик. Неверно названные черты сходства или различия вычитаются из правильно названных. Доля названных учеником черт сходства и различия из общего числа черт в процентах показывает уровень развития у ученика умения сравнивать, выделять свойства предметов.