Как научиться мыслить масштабно
Недавно я познакомился с женщиной, занимающейся подбором персонала для одной из крупнейших промышленных организаций США. Каждый год на протяжении четырех месяцев она посещает студенческие городки высших учебных заведений в поисках кандидатов для дальнейшего обучения на курсах подготовки руководящих работников низшего звена. Отношение многих старшекурсников к своей будущей жизни, по ее собственным словам, разочаровывает:
– Каждый день я беседовала с 8–12 старшекурсниками, лучшими студентами в своих группах. Все они проявляли определенный интерес к работе в нашей компании. Моей главной целью было определение уровня мотивации будущих выпускников, сможет ли этот человек через несколько лет организовать реализацию крупного проекта, возглавить предприятие или его отдел либо внести другой существенный вклад в работу компании. Должна признать, что личные цели будущих выпускников меня разочаровали. Вы не поверите, но из всех наших предложений двадцатидвухлетних юношей и девушек больше всего интересовало… пенсионное обеспечение. Вопрос об этом задавали мне чаще всего. На втором месте стоял вопрос: «Придется ли мне часто ездить в командировки?» Кажется, что для этих молодых людей слово «успех» было синонимом слова «стабильность». Можем ли мы рисковать, доверяя нашу компанию подобным людям? Я не могу понять, почему в наши дни
так много молодых людей при ближайшем рассмотрении оказываются ультраконсерваторами, не желающими смотреть в будущее? Ведь каждый новый день приносит все больше и больше возможностей. Экономика и наука развиваются невиданными темпами, население быстро растет. Казалось бы, даны все условия для успешной карьеры, а им как будто все равно, – сказала собеседница.
Большинство людей не склонны мыслить масштабно, а это значит, что на самом верху конкуренция гораздо меньше, чем вам может показаться.
Когда речь идет об успехе, людей измеряют не в сантиметрах и килограммах, не в научных степенях и родословных, а в масштабе мышления. Именно масштабом мышления определяется уровень достижений. Итак, рассмотрим, как можно увеличить масштаб мышления.
Задайте себе вопрос: «В чем моя главная слабость?» Не исключено, что главная человеческая слабость – самоуничижение. Люди, образно говоря, продают себя по дешевке.
Недооценка себя может проявляться по-разному. Вот Джон видит объявление о работе. Это именно то, что он так долго искал, но Джон не решается участвовать в конкурсе, потому что думает: «Не стоит и пробовать, все равно я не годен для этой работы». Джиму нравится Джейн, но он не решается позвонить ей и назначить свидание, потому что уверен, что не достоин этой девушки. Том предполагает, что господин Ричарде с удовольствием купил бы у него товар, но так как господин Ричарде – «большая шишка», Том не осмеливается позвонить ему. Пит заполняет заявление о поиске работы и в графе «На какой начальный заработок вы рассчитываете?» указывает скромную сумму, считая, что не достоин большего.
На протяжении тысячелетий философы призывают: «Познай себя». Но, кажется, этот мудрый призыв большинство людей понимают исключительно так: «Познай себя с плохой стороны». Самооценка большинства людей состоит из длинного мысленного перечня недостатков, несоответствий и неудач.
Конечно, очень полезно знать свои недостатки и слабые места, чтобы работать над их исправлением. Но если мы не знаем о себе ничего, кроме недостатков, то ничего хорошего нас не ждет. Ведь в этом случае наша ценность так незначительна!
Вот упражнение, которое поможет вам верно оценить себя. Его действенность не раз проверена мной на тренингах для руководящего персонала и торговых работников.
1. Определите пять своих главных достоинств. Попросите кого-нибудь из людей, относящихся к вам объективно и дружественно, помочь вам. Это может быть ваш супруг, непосредственный руководитель, преподаватель, то есть хорошо знающий вас интеллигентный человек, готовый непредвзято оценить вас. (В списке достоинств часто указывают образование, опыт работы, мастерство, гармоничную семейную жизнь, те или иные личностные черты, инициативность, положительные психологические установки.)
2. Когда список готов, напишите рядом с каждым вашим достоинством имена трех людей, добившихся больших успехов, чем вы, при этом не обладая данным достоинством в такой же степени.
Выполнив это упражнение, вы обнаружите, что превосходите многих преуспевающих людей как минимум по одному показателю.
Если человек использует в повседневной речи слова «онтология» или «коннотация», то это означает, что у него большой словарный запас. Но обязательно ли в лексиконе этого человека присутствуют слова, характерные для масштабного мышления? К сожалению, нет. В основном люди, склонные к частому употреблению редких и иностранных слов, бывают властолюбивыми и заносчивыми, а заносчивость – чаще всего признак узкого мышления.
Важен не объем словарного запаса, не количество используемых слов, а воздействие слов и фраз на мышление – как свое собственное, так и окружающих.
Очень важно понять: мы не мыслим словами и фразами, мы мыслим только образами и картинками. Слова – это сырье для мыслей. Наш удивительный прибор – мозг – автоматически преобразует услышанное или прочитанное слово в образ. Когда вы слышите: «Джим купил дом на ранчо», перед вашим мысленным взором предстает определенная картинка.
Но если вам говорят: «Джим купил двухэтажный дом», то вы видите совсем другую картинку. Мысленный образ зависит от слов, при помощи которых мы называем предметы и даем определения.
Когда мы говорим или пишем, то становимся чем-то вроде проектора, показывающего серию
«фильмов» или «слайдов» в головах слушателей или читателей. Представьте, что вы сообщаете группе людей: «Как ни жаль, но мы потерпели неудачу». Какие образы возникнут в головах слушателей? Они увидят поражение, разочарование и горе, выражаемые словом «неудача». Если же вы скажете им: «У меня есть новая идея, она должна сработать», что будет тогда? Слушатели почувствуют надежду и прилив энергии, необходимые для новых попыток.
Скажите: «У нас проблемы», – и в уме людей возникнет образ чего-то тяжелого и неприятного. А теперь скажите: «Нам предстоит доказать, что мы способны преодолевать трудности». Это создаст образ, близкий к спорту, ассоциирующийся с чем-то приятным. Скажите: «У нас большие расходы», – и все увидят поток денег, утекающий неизвестно куда, чтобы никогда не вернуться. Но скажите: «Мы сделали значительные инвестиции», – и люди увидят сопровождающийся положительными эмоциями образ чего-то, что возвращается с прибылью.
Вы поняли, что значит уметь создавать у себя и окружающих положительные, оптимистические, устремленные в будущее мысленные образы? Чтобы мыслить масштабно, необходимо использовать такие слова и фразы, которые создают масштабные, позитивно окрашенные мысленные образы.
Перед вами таблица. В ее левой колонке приведены примеры фраз, создающих негативно окрашенные образы, в правой – примеры фраз, создающие масштабные, позитивные образы. Обратите внимание на образы, возникающие у вас при чтении этих фраз.