Типы личности как совокупности мотивов и черт

Высокоактивированная личность, обладающая чертами активности и экстернальности, жаждет вступать в поединки с физической и социальной окружающей средой. Она активна и ненасытна. Если ей свойственна также высокая потребность в значимости, она будет стремиться к поиску и решению различных проблем. Если для нее характерна высокая потребность в интенсивности, она может стремиться к активности, как таковой. И если ее отличает высокая потребность в разнообразии, ей будут свойственны любознательность, авантюрность и импульсивность.

Высокоактивированная личность, для которой характерны черты активности и интернальности, будет стремиться к воздействию, включая свое мышление и фантазии. Она будет мыслителем, мечтателем, отвечая на вызовы, бросаемые ограничениями со стороны разума и тела и не уделяя значительного внимания реальным событиям окружающего мира. Она будет отличаться тонкостью и сложностью. При высокой потребности в значимости она будет проводить много времени в размышлениях, при высокой потребности в интенсивности ее удел – переживания и эмоции, при высокой потребности в разнообразии – оригинальность и творческий подход.

Низкоактивированная личность с чертами активности и экстернальности будет вечно пытаться дать отпор социальным и физическим порокам и разрешать конфликты с помощью переговоров и контроля. Она будет демонстрировать конформизм и простоту во вкусах и увлечениях. Если она обладает страхом значимости, она будет пытаться упростить проблемы и избежать неопределенности. Если у нее будет высокий страх интенсивности, она проявит стремление успокаивающе воздействовать на потенциально разрушительные внешние условия. Если у нее будет выражен страх разнообразия, она постарается привнести рутину в окружающую ее среду, предпочитая знакомое и предсказуемое новому.

Низкоактивированная личность, отличающаяся активностью и интернальностью, будет консерватором с особым акцентом на собственном организме. Она будет сторонником золотой середины, тщательно избегая любых крайностей и излишеств. И будет стараться избегать любого напряжения, неважно, приятного или нет. Личность такого типа будет простой, несложной, лишенной противоречий. Если у нее выражен страх значимости, она будет демонстрировать отсутствие детализированных и разнообразных мыслей и грез. Обладая выраженным страхом интенсивности, она обретает налет аскетизма, избегая самих по себе переживаний. А если у нее выражен страх разнообразия, она заставит себя существовать согласованно и стабильно, что создаст образ надежности и стойкости, лишенных яркости.

Все четыре личностных типа являются зеркальным отражением друг друга. В том, что касается целей, ценностей и интересов, личности пассивного и активного типа идентичны. Однако, если мы проведем более тщательный анализ, мы обнаружим, что пассивные типы не могут реализовать на практике то, к чему стремятся. Если им свойственна высокая потребность в активации, они будет не столько творцами, сколько потребителями воздействия. Они часто будут оказываться в некомфортном положении, будучи вынуждены корректировать уровень активации, ставший слишком низким. Если им требуется низкий уровень активации, они не смогут активно и эффективно манипулировать миром или собою, чтобы поддерживать низкий уровень воздействия, скорее, им придется пытаться отвергать сложившуюся ситуацию и корректировать уровень активации, ставший слишком высоким.

Читая Мадди...

Признаюсь, что в процессе знакомства с трудом Сальваторе Р. Мадди, я испытывал противоречивые, в некотором смысле полярные чувства. С одной стороны, понимаешь, что "лучше поздно, чем никогда". И замечательно, что эта книга наконец выходит в русской редакции. Пожалуй, едва ли в России найдется много специалистов в области персонологии, которым было бы известно имя Мадди, хотя впервые эта работа увидела свет в США в 1968 году. Несомненно, что среди когда-либо издававшихся на русском языке книг эта представляет собой одно из самых обстоятельных и научно-респектабельных исследований в сфере психологии личности. Но, с другой стороны, возникает странное чувство растерянности и недоумения. Если мы только сейчас открываем для себя авторов, чьи работы были известны в мире уже более тридцати лет назад, то, пожалуй, для сохранения самоуважения, не стоит применять сравнительный анализ – средство теоретических построений, столь мастерски используемое Мадди – для оценки состояния отечественной психологии в этой сфере. Кроме того, почему-то за исключением имени В.Н.Мясищева не приходит на ум ни одно имя отечественного автора теории личности. Наверное, не было бы так печально, если бы существовала уверенность, что дело здесь только в чьем-то уме.

Само по себе появление монографии такого рода в шестидесятые годы XX века весьма симптоматично. Именно в это время, а точнее, в 1962 г., фактически совершена революция в методологии науки. Книга Т.Куна "Структура научных революций" положила начало новым исследованиям в науковедении, породила горячие споры относительно достоверности научного знания, природы доказательства и опровержения, критериев оценки научности теорий. В эти же годы радикальные изменения происходят и в психологической науке: формируется новое научное направление – "когнитивная психология". В 1960 г. увидел свет ставший классическим труд Дж.Миллера, Е.Галантера, К.Прибрама "Планы и структура поведения", а в 1967 г. – манифест когнитивистов "Когнитивная психология" У.Найссера. (Попутно отметил бы, что и по сей день предложенная когнитивистами парадигма является последним в истории психологии основанием для построения общепсихологических теорий и, пожалуй, единственной пока гарантией превращения психологии в "нормальную" науку.) Видимо, именно этот революционный дух шестидесятых побудил Мадди взяться за решение сложнейшей и грандиозной по масштабам задачи – систематизации посредством сравнительного анализа относящихся к сфере психологии личности подходов, концепций, теорий, и установления изъянов в существующем знании. Трудно не согласиться с Мадди в том, что "хорошую" теорию, можно было бы сказать, "нормальную" теорию, которую должна иметь "нормальная" наука, нельзя создать без учета имеющегося знания, без детального обсуждения как интеллектуальных достижений, так и ошибок предшественников. Руководствуясь принципом "если не я, то кто же, если не сейчас, то когда?", Мадди производит ревизию исследовательских позиций и пытается за многообразием теоретических взглядов на природу личности увидеть общие, инвариантные основания. Фактически, автор строит типологию теорий личности, предлагая три модели репрезентации: модель конфликта, модель самореализации и модель согласованности. Через призму этих моделей анализируются как доминирующие, наиболее существенные, персонообразующие тенденции и атрибуты личности (в терминологии Мадди, "ядро личности"), так и ведомые характеристики ("периферия личности" по Мадди). Таким образом, автор дифференцирует общий и частный уровни анализа личности, что, по его мнению, является необходимым условием построения "идеальной теории". Конечно, можно оспаривать тезис о том, что разведение ядерного и периферического планов является существенным требованием к построению теории, но важнее другое. Мадди озадачивает себя вопросами, которые, как правило, психологи не обсуждают, или по причине скептического, а зачастую, и просто настороженного отношения к методологии, или же из-за собственной интеллектуальной слабости. Согласно каким принципам должна строится полноценная с точки зрения науки, "хорошая" теория личности? Какие ожидания следует связывать с новой теорией и что она не должна и не может объяснять? На каких основаниях (типах знания) должна базироваться теоретическая конструкция? Эти вопросы действительно волнуют Мадди. И в книге можно найти подробное обсуждение критериев оценки теории, адекватной предмету изучения, что далеко не часто можно встретить в психологических работах.

Но от сравнительного анализа не следует ждать больше, чем он может нам дать. В этом смысле я не разделяю оптимизм С.Р.Мадди, который видит в нем действенный прием, помогающий интегрировать наличное психологическое знание, чтобы сформировать необходимые условия для построения качественно новой, релевантной теории личности. Новая теория всегда имеет свои собственные основания. И те, базовые основоположения, которые образуют фундамент теоретической конструкции, никогда не являются следствием анализа других теорий. Иначе говоря, принципиально новое знание, которому придается статус теории, невыводимо из интеграции наиболее сильных элементов известных теоретических моделей. Ведь теории личности описывают и объясняют человеческую активность в разных модусах ее существования. Теория когнитивного диссонанса имеет отношение к содержательно иному классу эмпирических ситуаций, чем, например, теория К.Хорни. Включение этих теорий в единую процедуру сравнения представляется мне малопродуктивной затеей. По существу, автор производит три сравнительных анализа, которые только формально образуют один текст. Логично сопоставлять подходы, относящиеся к одному типу ("модели"), однако, если мы нацелены на поиск более мощных объяснительных средств, на построение общей теории личности, охватывающей широкий массив эмпирики, то нам необходимо найти общие основания для сравнения типов теорий. А это невозможно, поскольку, как уже было отмечено, подходы, входящие в разные модели ориентированы на трактовку различных по своей сути феноменов.

Не вполне оправданно, на мой взгляд, решение автора исключить из анализа теорию поля К.Левина. Полагаю, что его влияние на социальную психологию трудно переоценить. Именно работы Курта Левина во многом стимулировали экспериментальные исследования в области психологии личности и создали предпосылки для возникновения в конце XX века ситуационизма - исследовательского направления в русле социальной психологии. Российский читатель уже знаком с блестящей работой Л.Росса и Р.Нисбетта "Человек и ситуация", в которой представлено это направление. (В оригинальном издании, вышедшем в США в 1991 году, книга называется "Личность и ситуация".) Другое дело, что подход К.Левина не вписывается в обсуждаемые модели личности, равно как и теория "коллективного бессознательного" К.Г.Юнга.

Помимо этого, несколько сомнительным представляется рассмотрение технологии сравнительного анализа как альтернативы "доброжелательному эклектизму" и "тенденциозному фанатизму". Теории имеют авторство. Мне не известны психологические теории, которые бы создавались коллективно. Любой автор теории тенденциозен и, в той или иной степени, фанатичен. Он верит (что естественно) в правильность выбранного ракурса видения проблем. Верит в возможность на новом пути научного поиска обнаружить те решения, которые не были найдены другими. Поэтому он всеми доступными способами стремится утвердить свою теорию, доказать ее состоятельность, сохранить объяснительный ресурс, даже при наличии опровергающих ее фактов или логических аргументов. Один из таких способов - "наращивание допущений" (И.Лакатос) в ответ на опровержения. Здесь уместно вспомнить, что самое сильное влияние на развитие психологии, самое широкое приложение и самое громкое культурное эхо имела теория 3. Фрейда. Его личную нетерпимость и фанатичную преданность идеям психоанализа неоднократно отмечали историки науки. Думаю, что любой теоретик, имеющий претензию на построение теории, должен быть настроен доброжелательно-эклектично по отношению к единомышленникам, которые, как сказал мне однажды Н. Вересов, могут думать по-разному, но об одном и том же, и, вместе с тем, он с неизбежностью тенденциозно-фанатичен по отношению к собственному научному творчеству. Без амбиций теории не строятся. Да и сам Мадди - автор теории не спешит слушать советы Мадди - автора книги. Его подход к изучению личности, который описан в 8 и 10 главах, является достаточно односторонним и предполагает описание эффектов функционирования личности в терминах активации. Справедливости ради, следует отметить, что в истории психологии не было создано теории личности, которая не страдала бы однобокостью. Да это и вряд ли возможно. Любая теория так или иначе огрубляет, ограничивает и потому пародирует собой реальность. Что касается всей книги в целом, то она, как раз, лишена тенденциозности, присущей авторам теорий. Мадди ведет заинтересованный разговор со всеми, кто предложил свой взгляд на проблему личности. Текст книги - пространство полилога. Подобно стремлению землемера из романа Ф.Кафки во что бы то ни стало попасть в замок, Мадди с исключительной настойчивостью, пытается в этом пространстве изучить все существующие пути, ведущие к приращению нашего знания о природе человека.

"К несчастью, - отмечает Мадди, личность - это явление столь всеохватное и неопределенное, что описать его крайне сложно". К счастью, автор это понимает, а посему не пытается строго определить понятие "личность". Дефиниция, которую он дает, это, скорее, лишь обозначение темы разговора. ("Личность - это конкретная совокупность характеристик и стремлений, обусловливающих те общие и индивидуальные особенности поведенческих проявлений (мыслей, чувств и действий), которые обладают устойчивостью во времени и могут или же не могут быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека".) Если определяемое понятие "личность" заменить, например, на "волю" или "сознание", то определение не станет от этого бессмысленным. Очевидно, что для автора важна не формальная строгость определений, а понимание феноменологии личности, ее потенции и тенденции, механизмов функционирования. Собственно, труд Мадди - это не только опыт осмысления теоретических подходов и результатов эмпирических исследований личности. Эта книга о человеке, с его стремлением достичь идеалов и отчаянными попытками компенсировать природное несовершенство, призванном осуществлять жизненный выбор и принимающем на себя весь груз ответственности за свободу этого выбора, обреченном искать свое жизненное предназначение и поэтому вынужденном согласовывать между собой противоборствующие внутренние импульсы. Наконец, эта книга о том, как "низкое" и "высокое", сила и слабость, телесное и духовное сплетаются в единый клубок противоречивого, трагического, а иногда и трагикомического существования. Эта книга о живом человеке. Может быть личность - это лишь форма самообнаружения жизненности "Я" в мире социальных отношений? Или способ, посредством которого человек утверждает свое право быть человеком во всех точках культурного пространства, через которые прочерчена линия его судьбы?

Завершая свои спекуляции, приведу мнение авторитетного персонолога А.Е.Бобкина, который считает, что знание работы Мадди может расцениваться как свидетельство профессиональной компетенции психолога, занятого проблематикой личности. Я не стал бы оспаривать это утверждение. Напротив, добавил бы: продолжение разговора на тему "Что такое личность?" возможно отныне после положительного ответа на вопрос: "А ты знаком с книгой "Психология личности" Сальваторе Р. Мадди?".

А.Ю.Агафонов,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии
Самарского государственного
университета

Список литературы

  • Abraham, К. The first pregenital stage of the libido. In K.Abraham, Selected papers. London: Institute of psychoanalysis and Hogarth Press, 1927 (a).
  • Abraham, K. The influence of oral erotism on character formation. In K.Abraham, Selected papers. London: Institute of psychoanalysis and Hogarth Press, 1927 (b).
  • Abraham, K. Contributions to the theory of the anal character. In K.Abraham, Selected papers. London: Institute of psychoanalysis and Hogarth Press, 1927 (c).
  • Abraham, K. Character formation on the genital level of libido development. In K.Abraham, Selected papers. London: Institute of psychoanalysis and Hogarth Press, 1927 (d).
  • Adelson, J. and Redmond, Joan. Personality differences in the capacity of verbal recall. J. Abnorm. Soc. Psychol., 1958, 57, 244-248.
  • Adier, A. Individual psychology. In C.Murchinson (ed.), Psychologies of 1930. Worchester, Mass.: Clark Univer. Press, 1930.
  • Adorno, T.W., Frenkel-Brunswik, Else, Levinson, D.J. and Sanford, D. The authoritarian personality. New York: Harper, 1950.
  • Adrian, E.D. The physiological basis of perception. In E.D.Adrian, et al. (Eds.) Brain mechanisms and consciousness. Oxford: Blackwell, 1954.
  • Akeret, R.U. Interrelationships among various dimensions of the self-concept. J. Counsel. Psychol., 1959, 6, 199-201.
  • Allport, F.H. Theories of perception and the concept of structure. New York: Wiley, 1955.
  • Allport, G.W. Personality: a psychological interpretation. New York: Holt, 1937.
  • Allport, G.W. The use of personal documents in psychological research. New York: Social Science Research Council, 1942.
  • Allport, G.W, Becoming: basic considerations for a psychology of personality. New Haven, Conn.: Yale Univer. Press, 1955.
  • Allport, G.W. Pattern and growth of personality. New York: Holt, Rinechart, and Winston, 1961.
  • Allport, G.W. The general and the unique in psychological science. J. Pers, 1962, 30, 405- 422.
  • Allport, G.W. and Cantril, H. Judging personality from voice. J. soc. Psychol., 1934, 5, 37-55.
  • Allport, G.W. and Odbert, H.S. Trait names: a psychological study. Psychol. Monogr., 1936, 47, No. 211, 1-171.
  • Allport, G.W. and Vernon, P.E. Studies in expressive move ment. New York: Macmillian, 1933.
  • Allport, G.W., Vemon, P.E., and Lindzey, G. A study of values (2nd ed.) Boston: Houghton Mifflin, 1951.
  • Anastasi, Anne. Psychological testing (2nd ed.) New York: Macmillian, 1961.
  • Anderson, J.E. Prediction of adjustment over time. In I.Iscoe, and H.A.Stevenson (Eds.) Personality development in children. Austin: Univer. Of Texas Press, 1960.
  • Angyal, A. Foundations for a science of personality. New York: Commonwealth Fund, 1941.
  • Angyal, A. A theoretical model for personality studies. J. Pers., 1951, 20, 131-142.
  • Ansbacher, H.L. and Ansbacher, Rowena. The individual psychology of Alfred Adler. New York: Basic Books, 1956.
  • Aronson, E. The effect of effort on the attractiveness of rewarded and unrewarded stimuli. J. Abnorm. Soc. Psychol., 1961, 63, 375-380.
  • Aronson, E. and Mills, J. The effect of severity of initiation on liking for a group. J. abnorm. soc. Psychol., 1959, 59, 177-181.
  • Atkinson, J.W. Studies in projective measurement of achievement motivation. Unpublished manuscript, Univer. of Mich., 2950.
  • Atkinson, J.W. Motivational determinants of risk-taking behavior. Psychol. Rev., 1957, 64, 359-372.
  • Atkinson, J.W. (Ed.) Motives in fantasy, action, and society. Princeton, N.J., Van Nostrand, 1958.
  • Atkinson, J.W. and Walker, E.L. The affiliation motive and perceptual sensitivity to faces. Atkinson, J.W. (Ed.) Motives in fantasy, action, and society. Princeton, N.J., Van Nostrand, 1958.
  • Bakan, D. The duality of human existence. Chicago: Rand McNally, 1966.
  • Bakan, P. Response-tendencies in attempts to generate random binary series. Amer. Psychol., 1960, 73, 127-131.
  • Barker, R., Dembo, Tamara, and Lewin, K. Frustration and regression: an experiment with young children. Univer. Iowa Stud. Child Well, 1941,18, No. 1, 1-314.
  • Benson, J.K. Alienation and academic achievement: an empirical study of the reactions of college students to academic success and failure. Unpublished doctoral thesis. Univer. of Texas, 1966.
  • Berger, E.M. The relations between expressed acceptance of self and expressed acceptance of others. J. abnorm. soc. Psychol., 1953, 47, 778-782.
  • Berger, E.M. Relationships among acceptance of self, acceptance of others and MMPI scores. J. counsel. Psychol., 1955, 2, 279-284.
  • Berger, Leslie and Everstine, L. Test-retest reliability of the Blacky Pictures Test. J. Proj. Tech., 1962, 26, 225-226.
  • Berlew, D.E. The achievement motive and the growth of Greek civilization. Unpublished bachelor's thesis. Middletown, Conn.: Wesleyan Univer., 1956.
  • Berlyne, D.E. The arousal and satiation of perceptual curiosity in the rat. J. Comp. Phisiol. Psychol., 1955, 48, 238-246.
  • Berlyne, D.E. Uncertainty and conflict: a point of contact between information-theory and behavior-theory concepts. Psychol. Rev., 1957, 64, 329-339.
  • Berlyne, D.E. Conflict, arousal, and curiosity. New York: McGraw-Hill, 1960.
  • Berlyne, D.E. Motivational problems raised by exploratory and epistemic behavior. In S.Koch (Ed.) Psychology: a study or a science. Vol. 5. New York: McGraw-Hill, 1963.
  • Bernardin, A.C. and Jessor, R. A construct validation of the Edwards Personal Preference Schedule with respect to dependency. J. consult. Psychol., 1957, 21, 63-67.
  • Bieri, J. Compexity-simplicity as a personality variable in cognitive and preferential behavior. In D.W.Fiske and S.R.Maddi. Functions of varied experience. Homewood, Ill.: Dorsey, 1961.
  • Block, J. Some differences between the concepts of social desirability and adjustment. J. Consult. Psychol., 1962, 26, 527-530.
  • Blum, C.S. A study of the psychoanalytic theory of psychosexual development. Genet. Psychol. Monogr., 1949, 39, 3-99.
  • Blum, C.S. and Hunt, H.F. The validity of the Blacky pictures. Psychol. Bull., 1952, 49, 238-250.
  • Blum, C.S. and Kaufman, Jewel B. Two patterns of personality dynamics in male ulcer patients, as suggested by responses to the Blacky pictures. J. clinical Psychol., 1952, 8, 273-278.
  • Bradbum, N.M. and Berlew, D.E. Need for achievement and English industrial growth. Econ. Develpm. cult, change, 1961, 10, 8-20.
  • Brehm, J.W. and Cohen, A.R. Re-evaluation of choice alternatives as a function of their number and qualitative similarity. J. abnorm. soc. Psychol., 1959, 58, 373-378.
  • Brehm, J.W. and Cohen, A.R. Explorations in cognitive dissonance. New York: Wiley, 1962.
  • Breuer, J. and Freud, S. Studies in hysteria. Nerv. merit. Dis. Monogr., 1936, No. 61.
  • Bronson, C.W. Identity diffusion in late adolescents. J. abnorm. soc. Psychol., 1959, 59, 414-417.
  • Brophy, A.L. Self, role, and satisfaction. Genet. Psychol. Monogr., 1959, 59, 236-308.
  • Brown, N.O. Life against death. Middletown, Conn.: Wesleyan Univer. Press, 1959.
  • Brown, N.O. Apocalypse. Phi Beta Kappa address. Harper's, 1961, 222, 46-49.
  • Bruner, J.S. You are your constructs. Contemp. Psychol., 1956,1,355-358.
  • Bruner, J.S. Mechanism riding help. Contemp. Psychol., 1957, 2,155-157 (a).
  • Bruner, J.S. Neural mechanisms in perception. Psychol. Rev., 1957, 64, 340-358 (b).
  • Bruner, J.S. On knowing: essays for the left hand. Cambridge, Mass.: Harvard Univer. Press, 1962 (a).
  • Bruner, J.S. The creative surprise. In H.E.Gruber, G.Terrell and M.Wertheimer (Eds.) Contemporary approaches to creative thinking. New York: Atherton, 1962 (b).
  • Bruner, J.S. and Postman, L. Emotional selectivity in perception and reaction. J. Pers., 1947, 16, 69-77 (a).
  • Bruner, J.S. and Postman, L. tension and tension-release as organizing factors in perception, J. Pers., 1947,15, 300-308 (b).
  • Butler, J.M. and Haigh, G.V. Changes in the relation between self-concepts and ideal-concepts consequent upon client-centered counseling. In C. R. Rogers, R. F. Dymond (Eds.) Psychotherapy and personality change. Chicago: Univer. of Chicago Press, 1954.
  • Butler, J.M. and Rice, Laura. Adiencc, selfactualization, and drive theory. In J.M.Wepman and R.W.Heine (Eds.) Concepts of personality. Chicago: Aldine, 1963.
  • Butler, R.A. and Alexander, H.M. Daily patterns of visual exploratory behavior in the monkey. J. comp. physiol. Psychol., 1955, 48, 247-249.
  • Campbell, A., Converse, P.E., Miller, W.E. and Stokes, D.E. The American voter. New York: Wiley, 1960.
  • Campbell, D.T. and Fiske, D.W. Convergent and disriminant validation by the multitrait-multimethod matrix. Psychol. Bull., 1959, 56, 81-105.
  • Cannon, W.B. Bodily changes in pain, hunger, fear, and rage. New York: Appleton, 1929.
  • Cattell, R.B. Description and measurement of personality. New York: World Book, 1946.
  • Cattell, R.B. Personality: a systematic, theoretical, and factual study. New York: McGraw-Hill, 1950.
  • Cattell, R.B. Personality and motivation structure and measurement. New York: World Book, 1957.
  • Cattell, R.B. and Stice, G.F. Sixteen Personality Factor Questionnaire. (Rev. ed.) Champaign, Ill.: Inst. Pers. Abil. Test., 1957.
  • Chapanis, Natalia P. and Chapanis, A. Cognitive dissonance: five years later. Psychol. Bull., 1964, 61, 1-22.
  • Charen, S. Reliability of the Blacky Test. J. consult. Psychol., 1956, 20, 16.
  • Chodorkoff, B. Adjustment and the discrepancy between perceived and ideal self. J. clin. Psychol., 1954, 10, 266-268 (a).
  • Chodorkoff, B. Self-perception, perceptual defense, and adjustment. J. abnorm. soc. Psychol., 1954, 49, 508-512 (b).
  • Clark, C. The conditions of economic progress. (3rd ed.) London: Macmillian, 1957.
  • Cohen, A.R. Communication discrepancy and attitude change: a dissonance theory approach. J. Pers., 1959, 27, 386-396.
  • Cohen, A.R., Brehm, J.W. and Fleming, W.H. Attitude change and justification for compliance. J. abnorm. soc. Psychol., 1958, 56, 276-278.
  • Coleman, J.S., Campbell, E.Q., Hobson, Carol J., McPartland, J., Mood, A.M., Weinpeld, F.D. and York, R.L. Equality of educational opportunity. Washington, D.C.: U.S. Office of Education (Superintendent of Documents Catalog No. FS 5.238.38001), 1966.
  • Conant, J.B. On understanding science. New Haven, Conn.: Yale Univer. Press, 1947.
  • Cook, Peggy. Authoritarian or acquiescent: some behavioral differences. Amer. Psychologist, 1958, 13, 338.
  • Cortes, J.B. The achievement motive in Spanish economy between 13th and 18th centuries. Econ. Develpm. cult. change, 1960, 9, 144-163.
  • Cowen, E.L. and Beier, E.G. Threat expectancy, word frequencies, and perceptual precognition hypotheses. J. abnorm. soc. Psychol., 1954, 14, 469-477.
  • Cronbach, L.J. and Meehl, P.E. Construct validity in psychological tests. Psychol., Bull, 1955, 52, 281-302.
  • Crowne, D.P. and Marlowe, D. A new scale of social desirability independent of psycho-pathology. J. consult. Psychol., 1960, 24, 349-354.
  • Crutchfield, R.S. Conformity and character. Amer. Psychologist, 1955, 10, 191-198.
  • Davis, A. and Dollard, J. Children of bondage. Washington, D.C: Amer. Council on Education, 1940.
  • De Charms, R., Morrison, H.W., Reitman, W. and McClelland, D.C. Behavioral correlates of directly and indireclty measured achievement motivation. In D.C.McClelland (Ed.) Studies in motivation. New York: Appleton-Century-Crofts, 1955.
  • Dember, W.N. Response by the rat to environmental change. J. comp. physiol. Psychol., 1956, 49, 93-95.
  • Dember, W.N. Alternation behavior. In D.W.Fiske and S.R.Maddi (Eds.), Functions of varied experience. Homewood, Ill.: Dorsey, 1961.
  • Dennis, W. Spontaneous alternation in rats as an indicator of persistence of stimulus effects. J. comp. Psychol., 1939, 28, 305-312.
  • Dreikurs, R. Individual psychology: the Adlerian point of view. In Wepman, J.M. and Heine R.W. (Eds.), Concepts of personality. Chicago: Aldine, 1963.
  • Duffy, Elizabeth. Activation and behavior. New York: Wiley, 1963.
  • Edwards, A.L. Erwards Personal Preference Schedule. New York: Psychol. Corp., 1963.
  • Edwards, A.L. The social desirability variable in personality assessment and research. New York: Dryden, 1957.
  • Elliot, Lois L. Effects of item construction and respondent aptitude on response acquiescence. Educ. Psychol. Measuremt., 1961, 21, 405-415.
  • Emerson, R.W. The selected writing of Ralph Waldo Emerson. (Ed. by J.W.Atkinson). New York: Modern Library, 1940.
  • Eriksen, C.W. Perceptual defense as a function of usacceptable needs. J. abnorm. soc. Psychol., 1951, 46, 557-564 (a).
  • Eriksen, C.W. Some implications for TAT interpretation arising from need and perception experiments. J. Pers., 1951, 19, 283-288 (b).
  • Eriksen, C.W. Defense against ego-threat in memory and perception. J. abnorm. soc. Psychol., 1952, 47, 430-435.
  • Eriksen, C.W. Psychological defenses and ego strength in the recall of completed and incompleted tasks. J. abnorm. soc. Psychol., 1954, 49, 45-50.
  • Eriksen, C.W. Perception and personality. In J.M.Wepman and R.W.Heine (Eds.) Concepts of personality. Chicago: Aldinc, 1963.
  • Eriksen, C.W. and Brown, С.Т. An experimental and theoretical analysis of perceptual defense. J. abnorm. soc. Psychol., 1956, 52, 224-230.
  • Eriksen, C.W. and Davids, A. The meaning and clinical validity of the Taylor Manifest Anxiety Scale in the hysteria-psychastenia scales from the MMPI. J. abnorm. soc. Psychol., 1955, 50,135-137.
  • Erikson, E.H. Childhood and society. New York: Norton, 1950.
  • Erikson, E,H. The problem of ego identity. Amer. Psychoanal. Ass., 1956.
  • Ehrlich, D., Guttman, L., Schonbach, P., and Mills, J. Postdecision exposure to relevant information. J. abnorm. soc. Psychol., 1957, 54, 98-102.
  • Esies, S.C. Judging personality from expressive behavior. J. abnorm. soc. Psychol., 1938, 33, 217-236.
  • Eysenck, H.J. Dimensions of personality. London: Routledge and Kegan Paul, 1947.
  • Feldinger, I. and Maddi, S.R. The motivational status of measures of the need for variety. Unpublished manuscript. Chicago, 1968.
  • Fenichel, O. The psychoanalytic theory of neurosis. New York: Norton, 1945.
  • Festinger, L. The motivating effect of cognitive dissonance. In G.Lindzey (Ed.), Assessment of human motives. New York: Holt, Rinehart, and Winston, 1958.
  • Festinger, L. and Carlsmith, J.M. Cognitive consequences of forced compliance. J. abnorm. soc. Psychol., 1959, 58, 203-210.
  • Fink, D.R., jr. Negative evidence concerning the generality of rigidity. J. abnorm. soc. Psychol., 1958, 57, 252-254.
  • Fiske, D.W. Effects of monotonous and restricted stimulation. In D.W.Fiske and S.R.Maddi (Eds.), Functions of varied experience. Homewood, Ill.: Dorsey, 1961.
  • Fiske, D.W. Problems in measuring personality. In J.M.Wepman and R.W.Heine (Eds.) Concepts of personality. Chicago. Aldine, 1963.
  • Fiske, D.W. and Maddi S.R. (Eds.), Functions of varied experience. Homewood. Ill.: Dorsey, 1961.
  • Freedman, M.B. and Bereiter C. A longitudinal study of personality development in college alumnae. Merrill-Palmer Quarterly, 1963, 9, 295-302.
  • Freeman, C.L. The facilitative and inhibitive effects of muscular tension upon performance. Amer. J. Psychol., 1933, 45, 17-52.
  • Freeman, С.L. The optimal muscular tension for various performances. Amer. J. Psychol., 1938, 51, 146-150.
  • Freeman, C.L. The relationship between performance level and bodily activity level. J. exp. Psychol., 1940, 26, 602-608.
  • French, Elizabeth C. Some characteristics of achievement motivation. J. exp. Psychol., 1955, 50, 232-236.
  • French, Elizabeth C. Motivation as a variable in work partner selection. J. abnorm. soc. Psychol., 1956, 53, 96-99.
  • Freud, Anna. The ego and the mechanisms of defense. New York: Int. Univer. Press, 1946.
  • Freud, S. Quelques considerations pour une etude comparative des paralysies motrices organiqucs ct hysteriques. Arch. De Neurologic, 1893, 26, 29-43.
  • Freud, S. Beyond the pleasure principle. London: International Psychoanalytic Press, 1922.
  • Freud, S. Character and anal erotism. In S. Freud. Collected papers. London: Institute for Psychoanalysis and Hogarth Press, 1935. Vol. 2 (a).
  • Freud. S. Instincts and their vicissitudes. In S. Freud. Collected papers. London: Institute for Psychoanalysis and Hogarth Press, 1935. Vol. 2 (b).
  • Freud, S. On the transformation of instincts with especial reference to anal erotism. In S.Freud. Collected papers. London: Institute for Psychoanalysis and Hogarth Press, 1935. Vol. 2 (c).
  • Freud, S. Some character types met with in psychoanalytic work. In S.Freud. Collected papers. London: Institute for Psychoanalysis and Hogarth Press, 1935. Vol. 2 (d).
  • Freud, S. The infantile genital organization of the libido. In S.Freud. Collected papers. London: Institute for Psychoanalysis and Hogarth Press, 1935. Vol. 2 (e).
  • Freud, S. The ego and the id. London: Institute for Psychoanalysis and Hogarth Press, 1927.
  • Freud, S. Civilization and its discontents. New York: Norton, 1930.
  • Freud, S. New introductory lectures to psychoanalysis (tr. W.J.H.Sprott). New York: Norton, 1933.
  • Freud. S. The problem of anxiety. New York: Norton, 1936.
  • Freud, S. Totem and taboo. New York: Norton, 1952.
  • Frick, J.W., Guilford, J.P., Christenscn, P.R. and Merrifcld, P.R. A factor-analytic study of flexibility in thinking. Educ. Psychol. Measmt, 1959, 19, 469-496.
  • Fromm, E. Escape from freedom. New York: Rinehart, 1941.
  • Fromm, E. Man for himself. New York: Holt, Rinehart, and Winston, 1947.
  • Fromm, E. The sane society. New York: Rinehart, 1955.
  • Fromm, E. The art of loving. New York: Harper, 1956.
  • Calambos, R. Suppression of auditory nerve activity by stimulation of efferent fibers to cochlea. J. Neurophysiol., 1956, 19. 424-431.
  • Calambos, R., Sheatz, G. and Vernier, V.G. Electro-physiological correlates of a conditioned response in cats. Science, 1956, 123, 376-377.
  • Gelfand, D.M. The influence of self-esteem on rate of verbal conditioning and social matching behavior. J. abnorm. soc. Psychol., 1962. 65, 259-265.
  • Clover, E. Notes on oral character formation. Int. J. Psychoanal., 1925, 6, 131-154.
  • Clover, E. Einige probleme der psychoanalytischen Characterologie. Internationale Zeitschrift fuer Psychoanalyse, 1926, 12, 326-333.
  • Clover, E. The etiology of alcoholism. Proc. Royal Soc. Med., 1928, 21, 1351-1356.
  • Goldman, Frieda, Breastfeeding and character formation. J. Pers., 1948, 17, 83-103.
  • Goldman, Frieda. The problem of "orality" and of its origin in early childhood. J. ment. Sci., 1951, 97, 765-782.
  • Goldstein, K. The organism. Boston: Beacon Press, 1963.
  • Gore, P.M. and Rotter, J.B. A personality correlate of social action. J. Pers., 1963, 31, 58-64.
  • Granick, S. and Scheflen, Norma A. Approaches to reliability of projective tests with special reference to the Blacky Pictures Test. J. consult. Psychol., 1958, 22, 137-141.
  • Granit, R. Receptors and sensory perception. New Haven, Conn.: Yale Univer. Press, 1955.
  • Griffin, G.A. and Harlow, H.F. Effects of three months of total social deprivation on social adjustment and learning in the rhesus monkey. Child. Develop., 1966, 37, 533-547.
  • Guilford, J.P. Personality. New York: McGraw-Hill, 1959.
  • Guilford, J.P. and Zimmerman, W.S. The Guilford-Zimmerman temperament Survey. Beverly Hills, Calif.: Sheridan Supply Co., 1949.
  • Guilford, J.P. and Zimmerman, W.S. Fourteen dimensions of temperament. Psychol. Monogr., 1956, 70, No. 10.
  • Haber, R.N. and Alpert, R. The role of situation and picture cues in projective measure ment of the achievement motive. In J.W.Atkinson (Ed.) , Motives in fantasy, action, and society. Princeton, N.J.: Van Nostrand, 1958.
  • Hall, C.S. and Lindzey, G. Theories of personality. New York: Wiley, 1957.
  • Hall, C.S. and van de Castle, R.L. an empirical investigation of the castration complex in dreams. J. Pers., 1965, 33, 20-29.
  • Harlow, H.F. Learning and satiation of response in intrinsically motivated complex puzzle performance by monkeys. J. comp. physiol. Psychol., 1950, 43, 289-294.
  • Harlow, H.F. Mice, monkeys, men, and motives. Psychol. Rev., 1953, 60, 23-32.
  • Harlow, H.F., Harlow, Margaret K., Dodsworth, R.O. and Arling, G.L. Maternal behavior of rhesus monkeys deprived of mothering and peer associations in infancy. Proc. Amer. Philos. Soc, 1966, 110, 58-66.
  • Harlow, H.F., Harlow, Margaret K. and Meyer, D.R. Learning motivated by a manipulation drive. J. exp. Psychol., 1950, 40, 228-234.
  • Hartmann, H., Kris, E. and Loeweinstein, R.M. Comments on the formation of psychic structure. In Anna Freud et al. (Eds.), The psychoanalytic study of the child. Vol. 2. New York: Intern. Universities Press, 1947.
  • Havener, P.H. and Izard, С.Е. Unrealistic self-enhancement in paranoid schizophrenics. J. consult. Psychol., 1962, 26, 65-68.
  • Hebb, D.O. Drives and C.N.S. (conceptual nervous system). Psychol. Rev., 1955, 62, 243-254.
  • Hendrick, I. The discussion of the "instinct to master". Psychoanal. Quart., 1943, 12, 561 - 565.
  • Hernandez-Peon, R., Sherrer, H. and Jouvet, M. Modification of electric activity in the cochlear nucleus during "attention" in unanesthetized cats. Science, 1956, 123, 331-332.
  • Heyns, R.W., Veroff, J. and Atkinson, J.W. In J.W.Atkinson (Ed.), Motives in fantasy, action, and society. Princeton, N.J.: Van Nostrand, 1958.
  • Hilgard, E.R. Theories of learning (2nd ed.). New York: Appleton-Century Crofts, 1956.
  • Howes, D. and Solomon, R.L. A note on McGinnies, emotionality and perceptual defense. Psychol. Rev., 1950, 57, 229-234.
  • Howes, D. and Solomon, R.L. Visual duration threshold as a function of word probability. J. exp. Psychol., 1951, 41, 401-410.
  • Hunt, H.F. Problems in the interpretation of "Experimental neurosis". Psychol. Rev., 1964, 15, 27-35.
  • Huntley, C.W. Judgments of self based upon records of expressive behavior. J. abnorm. soc. Psychol., 1940, 35, 398-427.
  • Hyman, H.H. and Sheatsley, P.B. "The authoritarian personality - a methodological critique. In R.Christie and Marie Jahoda (Eds.), Studies in the scope and method of "the authoritarian personality". New York: free Press, 1954.
  • Iwahara, S. Studies in spontaneous alternation in human subjects: III. A developmental study. Jap. Psychol. Res., 1959, 8, 1-8.
  • Jackson, D.N. and Messick, S. Content and style in personality assessment. Psychol. Bull., 1958, 55, 243-252.
  • Jacob, P.E. Changing values in college. New York: Harper, 1957.
  • Jasper, H.H. Reticular-cortical systems and theories of the integrative action of the brain. In the H.F.Harlow and C.N.Woosley (Eds.), Biological and biochemical bases of behavior. Madison, Wis.: Univer. of Wisconsin Press, 1958.
  • Jones, E. The life and work of Sigmund Freud. New York: Basic Books, 1955. Vol. 1.
  • Jones, H.E. Consistency and change in early maturity. Vit. Hum., 1960, 3, 17-31.
  • Kagan, J. and Moss, H.A. Birth to maturity: a study in psychological development. New York: Wiley, 1962.
  • Katz, D., Sarnoff, I. and McClintock, С. Ego defense and attitude change. Hum. Rel., 1956, 9, 27-45.
  • Katz, I. The socialization of acade micmotivation in minority group children. In D.Levine (Ed.), Lincoln, Neb.: Univer. of Nebraska Press, 1967.
  • Kelly, E.L. Consistency of adult personality. Amer. Psychologist, 1955, 10, 659-681.
  • Kelly, G.A. The psychology of personal constructs. New York: Norton, 1955. Vol. 1.
  • Kelly, C.A. Europe's matrix of decision. In M.R.Jones (Ed.), Nebraska symposium on motivation. Lincoln, Neb.: Univer. of Nebraska Press, 1962.
  • Keniston, K. The uncommitted: alienated youth in American society. New York: Harcourt, Brace, and World, 1966.
  • Kleitman, N. Sleep and wake fullness. Chicago: Univer. of Chicago Press, 1939.
  • Kleitman, N. and Ramsaroop, A. Periodicity in body temperature and heart rate. Endocrinology, 1948, 43, 1-20.
  • Koestler, A. The lotus and the robot. London: Hutchinson, 1960.
  • Kris, E. Psychoanalytic explorations in art. New York: Int. Univer. Press, 1952.
  • Kuffler, S.W. and Hunt, С.С. The mammalian small nerve fibers: a system for efferent nervous regulation of muscle spindle discharge. Proc. Assoc. Res. Nerv. Ment. Dis., 1952, Vol. 30.
  • Kuhlen, R. Age differences in personality during adult years. Psychol. Bull., 1945, 42, 333-358.
  • Lawless, R.H. and Engstrand, R.D. Alternation in the human stylus maze. Psychol. Rec., 1069, 10, 101-106.
  • Lazarus, R.S., Eriksen, C.W., and Fonda C.P. Personality dynamics in auditory peceptual recognition. J. Pers., 1951, 19, 471-482.
  • Leksell, L, The action potential and excitatory effects of the small ventral root fibers to skeletal muscles. Acta Physiol. Scand., 1945, 10, Suppl. 31.
  • Lindzey, C and Heineman, P.S. Thematic Apperception Test: a note on reliability and situational validity. J. proj. Tech., 1955, 19, 36-42.
  • Linton, R. The cultural background of personality. New York: Appleton-Century, 1945.
  • Lowell, E.L. A methodological study of projectively measured achievement motivation. Unpublished master's thesis. Middletown, Conn.: Wesleyan Univer., 1950.
  • McKinnon, D.W. The violations of prohibitions in the solving of problems. Unpublished doctoral dissertation. Cambridge, Mass.: Harvard Univer., 1933.
  • McKinnon, D.W. The nature and nurture of creative talent. Amer. Psychologist, 1962, 17, 484-495.
  • McKinnon, D.W. Personality and realization of creative potential. Amer. Psychologist, 1965, 20, 273-281.
  • McKinnon, D.W. and Dukes, W. Repression. In L.Postman (Ed.), Psychology in the making. New York: Knopf, 1962.
  • Maddi, S.R. Exploratory behavior and variation-seeking in man. In D.W.Fiske and S.R.Maddi (Eds.), Functions of varied experience. Homewood, Ill.: Dorsey, 1961 (a).
  • Maddi, S.R. Unexpectedness, affective tone, and behavior. In D.W.Fiske and S.R.Maddi (Eds.), Functions of varied experience. Homewood, Ill.: Dorsey, 1961 (b).
  • Maddi, S.R. Affective tone during environmental regularity and change. J. abnorm. soc. Psychol., 1961, 62, 338-345 (c).
  • Maddi, S.R. Humanistic psychology: Allport and Murray. In J.M.Wepman and R.W.Heine (Eds.), Concepts of personality. Chicago: Aldine, 1963.
  • Maddi, S.R. Motivational aspects of creativity. J. Pers., 1965, 33, 330-347.
  • Maddi, S.R. he seeking and avoiding of variety. Unpublished manuscript, Chicago, 1968.
  • Maddi, S.R. and Andrews, Susan. The need for variety in fantasy and self-description. J. Pers., 1966, 34, 610-625.
  • Maddi, S.R. and Berne, Naomi. Novelty of productions and desire for novelty in active and passive forms of the need for variety. J. Pers., 1964, 32, 270-277.
  • Maddi, S.R. and Propst, Barbara. Activation and personality. Unpublished manuscript read at АРА convention. Philadelphia, 1963.
  • Maddi, S.R., Propst, Barbara, and Feldinger, I. Three expressions of the need for variety. J. Pers., 1965, 33, 82-98.
  • Maddi, S.R., Charlens, A.M., Maddi, Dorothy, and Smith, Adrienne. Effects of monotony and novelty on imaginative productions. J. Pers., 1962, 30, 513-527.
  • Mandler, C. and Kessen, W. The language of psychology. New York: Wiley, 1959.
  • Maslow, A.H. Deficiency motivation and growth motivation. In M.R.Jones (Ed.), Nebraska symposium on motivation. Lincoln, Neb.: Univer. of Nebraska Press, 1962.
  • Maslow, A.H. Some basic propositions of a growth and self-actualization psychology. In Perceiving, behaving, becoming: a new focus for education. Washington, D.С.: Yearbook of the Association for Supervision and Curriculum Development, 1962.
  • Matarazzo, J.D. and Saslow, G. Psychological and related characteristics of smokers and nonsmokers. Psychol. Bull.: 1960, 57, 493-513.
  • May, R. Contributions of existential psychotherapy. In R.May, E.Angel, and H.F.Ellenberger (Eds.), Existence: a new dimension in psychiatry and psychology. New York: Basic Books, 1958.
  • McCleary, R.A. and Lazarus, R.S. Autonomic discrimination without awareness. J. Pers., 1949, 18, 171-179.
  • McClelland, D.С Personality. New York: Dryden, 1951.
  • McClelland, D.C. Risk taking in children with high and low need for achievement. In J.W.Atkinson (Ed.), Motives in fantasy, action, and society. Princeton, N.J.: Van Nostrand, 1958.
  • McClelland, D.C. The achieving society. Princeton, N.J.: Van Nostrand, 1961.
  • McClelland, D.C., Atkinson, J.W., and Clark, R.A. The projective expression of needs: III. The effect of ego-involvement success and failure on perception. J. Psychol., 1949, 27, 311-330.
  • McClelland, D.C., Atkinson, J.W., Clark, R.A., and Lowell, E.L. The achievement motive. New York: Appleton-Century-Crofts, 1953.
  • McClelland, D.C., Sturr, J.F., Knapp, R.H., and Wendt, H.W. Obligations to self and to society in the United States and Germany. J. abnorm. soc. Psychol., 1958, 56, 245-255.
  • McCinnies, E. Emotionality and perceptual defense. Psychol. Rev., 1949, 56, 244-251.
  • Medinnus, C.R. and Curtis, E.F. The relation between maternal self-acceptance and child acceptance. J. counsel. Psychol., 1963, 27, 542-544.
  • Melendy, Mary R. Maiden wife, and mother: how to attain health, beauty, happiness. Chicago: Amer. Literary and Musical Assn., 1901.
  • Miller, N.E. and Dollard, J.C. Social learning and imitation. New Haven, Conn.: Yale Univer. Press, 1941.
  • Mitchell, C.D., Raymond, E.J., Ruppental, G.C. and Harlow, H.F. Long term effects of total social isolation upon behavior of rhesus monkeys. Psychol. Rep., 1966, 18, 567-580.
  • Monroe, Ruth. Schools of psychoanalytic thought. New York: Holt, 1955.
  • Montgomery, К.С. The role of exploratory drive in learning. J. comp. physiol. Psychol., 1954, 47, 60-64.
  • Morgan, Christiana D. and Murray, H.A. A method for investigating fantasies: The Thematic Apperception Test. Arch. Neural. Psychiat., 1935, 34, 289-306.
  • Mowrer, О.Н. An experimental analogue of "regression" with incidental observation on "reaction formation". J. abnorm. soc. Psychol., 1940, 35, 56-87.
  • Murray, H.A. Explorations in personality: a clinical and experimental study of fifty men of college age. New York: Oxford, 1938.
  • Murray, H.A. Thematic Apperception Test. Cambridge, Mass.: Harvard Univer. Press, 1943.
  • Murray, H.A. Toward a classification of interaction. In T.Parsons and E.A.Shils (eds.), Toward a general theory of action. Cambridge, Mass.: Harvard Univer. Press, 1954.
  • Murray, H.A. Preparations for the scaffold of a comprehensive system. In S.Koch (Ed.), Psychology: a study or a science. New York: McGraw-Hill, 1959. Vol. 3
  • Murray, H.A. and Kluckhohn, C. Outline of a conception of personality. In C.Kluckhohn, H.A.Murray and D.M.Schneider (Eds.), Personality in nature, society, and culture. (2nd ed.) New York: Knopf, 1956.
  • Murstein, B.I. The relation of Famous sayings Test to self- and ideal-self-adjustment. J. consult. Psychol., 1961, 25, 368.
  • Neugarten, Bernice L. A developmental view of adult personality. In J.E.Birren (Ed.), Relations of development and aging. Springfield, Ill.: Thomas, 1964.
  • Neuman, G.G. and Salvatore, J.С. The Blacky Test and psychoanalytic theory: A factor-analytic approach to validity. J. proj. Tech., 1958, 22, 427-431.
  • O'Connel, W.E. The adaptive function of wit and humor. J. abnorm. soc. Psychol., 1960, 61, 263-270.
  • O'Leary, J.T. and Cohen, L.A. The reticular core - 1957. Physiol. Rev., 1958, 38, 243-276.
  • Peabody, D. Authoritarianism scales and response bias. Psychol. Bull., 1966, 65, 11-23.
  • Peck, R.F. And Havighurst, R.J. The psychology of character development. New York: Wiley, 1960.
  • Peters, R.S. The concept of motivation. New York: Humanities Press, 1958.
  • Phillips, W.S. and Greene, J.E. A preliminary study of the relationship of age, hobbies and civil status to neuroticism among women teachers. J. educ. Psychol., 1939, 30, 440-444.
  • Postman, L., Bruner, J.S., and McGinnies, E. Personal values as selective factors in perception. J. abnorm. soc. Psychol., 1948, 43, 142-154.
  • Rado, S. Obsessive behavior. In S.Arieti (Ed.) American handbook of psychiatry. New York: Basic Boob, 1959, Vol. 1.
  • Rank, O. The trauma of birth. New York: Harcourt and Brace, 1929.
  • Rank, O. Will therapy and truth and reality. New York: Knopf, 1945.
  • Raven, B.H. and Fishbein, M. Acceptance of punishment and change in belief. J. abnorm. soc. Psychol., 1961, 63, 411-416.
  • Razik, T.A. Bibliography of creativity studies and related areas. Buffalo, N.Y.: State University of New York at Buffalo, 1965.
  • Reich, W. Character formation and the phobias of childhood. Int. Psychoanal., 1931, 12, 219-230.
  • Reich, W. Charakteranalyse. Berlin: Selbstverlag des Verfassers, 1933.
  • Reimanis, C. Childhood experience memories and anomie in adults and college students. J. indiv. Psychol., 1966, 22, 56-64.
  • Reisen, A.H. Stimulation as a requirement for growth and function in behavioral development. In D.W.Fiske and S.R.Maddi (Eds.), Functions of varied experience. Homewood, Ill.: Dorsey, 1961.
  • Robinson, Sandra A. and Hendrix, V.L. The Blacky Test and psychoanalytic theory: Another factor-analytic approach to validity. J. proj. Tech. Pers. Assessment, 1966, 30, 597-603.
  • Rogers, C.R. A theory of therapy, personality, and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework

Наши рекомендации