Ориентации (или типы) как совокупности черт

Рецептивная ориентация формируется на основе мазохистических паттернов поведения, которым научается ребенок, играющий пассивную роль в симбиотических отношениях с родителями. При такой ориентации человек предполагает, что источник всего хорошего находится вне его самого, и пребывает в состоянии пассивного ожидания. Типичные черты личности с такой ориентацией – это пассивность, слабохарактерность, склонность подчиняться и малодушие.

Эксплуатирующая ориентация проистекает из садистских паттернов поведения, которым научается ребенок, будучи доминирующей стороной в симбиотических отношениях с родителями. При этой ориентации человек уверен в том, что источник всего хорошего находится вне его самого, однако не столько ожидает его получения, сколько пытается взять его силой. Черты, типичные для личности с такой ориентации, – это агрессивность, эгоцентризм, склонность к лести и заносчивость.

Накапливающая ориентация основывается на поведенческих паттернах деструктивности, которым ребенок научился, реагируя на отчужденность родителя при отчужденно-деструктивном типе взаимоотношений. Личность с такой ориентацией мало верит в то, что из внешнего мира может быть почерпнуто что-то новое; она чувствует себя в безопасности, накапливая и сохраняя то, чем уже обладают. Типичные личностные черты при такой ориентации включают в себя упрямство, подозрительность, язвительность, отсутствие воображения, собственнический инстинкт.

Рыночная ориентация формируется на основе поведенческих паттернов отчужденности, которым ребенок научился, реагируя на деструктивность родителя при отчужденно-деструктивном типе взаимоотношений. При такой ориентации человек воспринимает себя как товар, который можно выгодно продать или обменять, который обладает определенной ценностью на рынке. Для такой личности характерны оппортунизм, противоречивость, беспринципность, отсутствие целей, расточительность.

Продуктивная ориентация проистекает из поведенческих паттернов, которым научился ребенок, чьи отношения с родителями строились на любви. При этой ориентации человек уважает самого себя и других, чувствует себя защищенным и находится в ладах с самом собой. Типичные черты такой личности отражают и потенциально благоприятные аспекты других ориентации (например, скромность, адаптивность, доверие, активность, гордость, уверенность в себе, практичность, терпение, преданность, гибкость, открытость к миру и новому опыту, дух экспериментаторства). Очевидно, что этот тип Фромм считает идеальным.

Теория Келли

Ядро личности

Тенденция ядра

Стремление прогнозировать и контролировать события своей жизни. Модель, используемая для объяснения природы человека, – это модель ученого, который формулирует конструкты, затем подвергает их проверке: прошедшие проверку конструкты принимаются, не прошедшие – отвергаются либо модифицируются.

Характеристики ядра

Конструкты – это абстракции или генерализации на основе конкретного опыта. Они дихотомичны (полюса имеют противоположные значения, например: хороший – плохой). Конструкты организованы в системы конструктов в соответствии с двумя иерархическими принципами. Во-первых, один конструкт может быть соподчинен другому, поскольку каждый полюс соподчиненного конструкта представляет собой часть контекста для обоих полюсов соподчиняющего. Во-вторых, целый конструкт может соответствовать одному полюсу другого конструкта и не иметь отношения к другому.

Прогнозируя события, человек отбирает конструкты, которые представляются ему релевантными, затем определяет, какой из полюсов каждого из конструктов он должен учитывать. Выбор полюса конструкта называется продуманным выбором: он отражает решение о том, какая из существующих альтернатив предлагает больше возможности для расширения и определения конструктной системы.

Хотя те конструкты, которые не подтверждаются реальными событиями, подлежат изменению либо устранению, Келли не говорит прямо о том, в чем сущность процедуры проверки конструктов. Однако он выделяет несколько эмоций, сопровождающих процесс опровержения и изменения конструктов. Тревога – это осознание того, что события, с которыми человек сталкивается, невозможно объяснить на основе существующей у него системы конструктов. Враждебность – это длительная попытка любой целью добиться подтверждения того социального прогноза, который, очевидно, уже не прошел проверку. Вина – это осознание удаления "Я" от собственной ролевой структуры.

Развитие

Развитие в концепции Келли не рассматривается, за исключением положений, касающихся конструирования событий, а также изменения и устранения конструктов. Природе значимых отношений в детском и взрослом возрасте внимания не уделяется.

Периферия личности

Келли не выделяет стилей личности, соотносимых с типичными конструктами или системами конструктов. Однако он все же проводит дифференциацию конструктов, которая может оказаться полезной при объяснении индивидуальных различий. Конструкты различаются по степени проницаемости (если конструкт проницаем, то впоследствии в него могут быть включены события, с которыми прежде человек не сталкивался) и упреждающей силы (упредительный конструкт включает в себя те события, которые не могут быть отнесены к другим конструктам). Кроме того, конструкты могут быть превербальными (не обладающими для своего выражения последовательностью словесных символов), всесторонними (включающими широкий спектр явлений), второстепенными (включающими узкий спектр явлений), подчиняющими (включающими другие конструкты в качестве своих элементов), подчинительными (включенными в качестве элемента в другие конструкты), жесткими (ведущими к неизменным прогнозам) или свободными (ведущими к различным прогнозам, тем не менее сохраняя свою тождественность).

Теория Мак-Клелланда

Ядро личности

Тенденция ядра

Стремление минимизировать значительные расхождения между ожиданиями и действительностью, максимизируя в то же время малые различия. Мак-Клелланд полагает, что люди стремятся к некоторой степени непредсказуемости жизни, чтобы избежать скуки, и, однако, остерегаются большой непредсказуемости, чтобы избежать страха.

Характеристики ядра

Ожидания – это когнитивные элементы, относящиеся к тому, каковы будут содержание и длительность событий будущего. Позитивный (приятный) и негативный (неприятный) аффект (эмоция) – это внутренние реакции соответственно, на большие и малые расхождения между ожиданиями и действительностью. Существуют внутренние механизмы, приводящие к тому, что позитивные аффекты обусловливают достижение, а негативные – избегание.

Развитие

Мак-Клелланд не выделяет стадий развития. Его идеи относительно развития сводятся к следующему: если родители могут обеспечить ребенку получение в определенной сфере деятельности такого опыта, для которого характерны малые расхождения между ожидаемым и действительным, у ребенка сформируется устойчивый паттерн поведения достижения. Если будут преобладать большие различия, для ребенка будут характерны устойчивые паттерны поведения избегания. Если расхождения практически не будет, ребенок останется равнодушным к этой сфере деятельности.

Периферия личности

Что касается конкретных периферических характеристик, то Мак-Клелланд говорит о мотивах, чертах и схемах. Мотив – это сильная аффективная ассоциация, отличающаяся антиципацией целевой реакции и основанная на прошлой связи определенных стимулов с позитивным или негативным аффектом. Существуют мотивы достижения, когда человек пытается действовать таким образом, чтобы его антиципация стала реальностью, и мотивы избегания, когда человек пытается предотвратить ситуацию, где его антиципация может обернуться реальностью. Мотивы достижения представляют собой устойчивые паттерны поведения, сформировавшиеся вследствие превалирования в опыте малых различий между ожидаемым и реальным. Мотивы избегания являются результатом больших расхождений между ожиданиями и реальностью. Мак-Клелланд перенимает понятие потребности Мюррея (например, потребности в аффилиации или власти), выдвигая предположение о том, что каждая из потребностей имеет две разновидности: достижения и избегания.

Черта – это выученная тенденция личности реагировать так, как она с успехом реагировала ранее в сходных условиях и при сходной мотивации. Черта имеет некоторое сходство с привычкой; считается, что она не обладает мотивирующей силой, поскольку ведет к повторяющемуся, а не к целенаправленному поведению. Не вполне ясно, как происходит формирование черты, и очевидно, что черта не является выражением описанной выше тенденции ядра. Список черт Мак-Клелландом не приводится.

Схема представляет собой когнитивный элемент, символизирующий прошлый опыт. Три основных класса схем – это идеи, ценности и социальные роли. Что касается их содержания, то Мак-Клелланд считает, что самые важные идеи и ценности связаны с экономическими, эстетическими, социальными, политическими, религиозными и теоретическими вопросами. Социальные роли соотносятся с возрастом, полом, позицией в семье, профессией и групповым членством. Не вполне ясно, как формируются схемы, хотя и подчеркивается, что они представляют собой социально передаваемый культуральный опыт. Схемы также не являются выражением тенденции ядра.

Типы личности Мак-Клелланд не выделяет.

Теория Фиске и Мадди

Ядро личности

Тенденция ядра

Стремление поддержать привычный (характерный для личности) уровень активации. В любой момент активация может быть ниже или выше привычного уровня, что приводит к поиску либо к избеганию дополнительной активации.

Характеристики ядра

Активация с психологической точки зрения рассматривается как возбуждение или напряжение, с физиологической – как возбуждение определенных мозговых центров. Обычный или характерный уровень активации – это типичный уровень активации, воспринимаемый человеком на протяжении дней. Уровень активации в любой момент детерминирован воздействием стимуляции, а именно: степенью интенсивности, значимости и разнообразия стимулов, поступающих из внутренних и внешних источников.

Когда уровень активации падает ниже обычного, поведение становится повышающим воздействие. Когда уровень активации превышает обычный, человек демонстрирует снижающее воздействие поведение.

Развитие

Особого внимания вопросам развития личности авторы не уделяют. Предполагается, однако, что ранний опыт сказывается на определении обычного уровня активации. Люди будут различаться по степени необходимой им активации в зависимости от привычного для них уровня активации. Если этот уровень высок, у человека сформируется потребность в интенсивности, значимости или разнообразии стимулов. Если уровень низок, будет сформирован страх интенсивности, значимости или разнообразия стимулов. Далее предполагается, что некоторые люди научаются успешно антиципировать требования активации (то есть они активны), тогда как другие вынуждены корректировать расхождение между актуальным и привычным уровнем (то есть они пассивны). Люди первого типа демонстрируют одновременно увеличивающуюся дифференциацию и интеграцию мышления, чувств и действия (предстоящее воздействие повышается благодаря дифференциации и снижается посредством интеграции). Кроме того, предполагается, что некоторые люди научаются полагаться на внешние источники стимуляции, а некоторые – на внутренние.

Периферия личности

Наши рекомендации