Глава vii главное в упражнениях

Успех зависит от того, чего вы ищете и как вы ищете. Если вы сказали себе, что достигните успеха, то вы и достигните его, если только ваша воля находится в согласии с Великим Законом. Если же этого нет, если вы ищете лишь пустого удовлетворения для тела или чувств, или даже ума, то нельзя сказать, что вы действительно хотите, потому что вы в рабстве у своей низ­шей жизни и вы будете следовать за предметами чувств, куда бы они не повлекли вас. Но если вы скажете: «я хочу могущества, я хочу любви, я хочу знания». помните, что для этого нужно избрать истинный путь, чтобы и у других явилось больше силы и больше свободы, раз вы стали сильнее и свободнее, чтобы и у других было больше любви, раз вы сами можете давать так много, чтобы и у других было больше знания, потому что оно дано вам в изобилии. Если вы, обладая властью, удерживаете ее для того, чтобы чувствовать свое превосходство над другими, вы не повинуетесь Великому Закону, вы - раб низкой эмоции гордости, Если вы ищете любви других людей только для того, чтобы они хорошо думали и отзывались о вас и искали вашего общества, вы опять не повинуетесь Великому Закону и делаетесь рабом низкой эмоции гордости. И гордость ваша, сталкиваясь с различными «случайностя­ми» жизни, превратится в зависть, ревность, злость, ненависть и страх, вас начнут бросать противоположные ветры в разные стороны, вы утонете в оке­ане желаний и вы не сможете сказать: «я хочу». И это особенно верно, когда вы ищете чувственных удовлетворений или роскоши для тела; тогда вы несомненно становитесь рабом своих чувств. Тогда вы уж точно не сможете хотеть и нарастающие желания начнут заражать вашу душу подобно тому, как зараза поражает тело, и не будет в вас больше ни мира, ни силы.

Вы должны воспитывать все свои проводники - тело, чувства и ум, на­правляя их к правильной деятельности и удаляя от них все следы лени, уныния, тревоги и волнения всякого рода, добиваясь, чтобы они стали совершен­ными орудиями для выполнения вашей воли в тех областях, где им приходится работать.

В древней индусской книге о Йоге сказано, что у человека есть четыре больших врага на пути к удаче: вялое сердце, человеческие страсти, неясный ум и привязанность к чему бы то ни было, кроме Брахмана; то, что там подра­зумевается под словом «Брахман», мы можем перевести как Благой Закон.

Вялое сердце означает, что тело лениво и изнежено, что его деятельность нерадива или дурно отрегулирована, или слишком возбуждена.

Человеческие страсти означают, что чувства и эмоции обессилены и плохо дисциплинированы в своей деятельности.

Под неясным умом подразумевается ленивый или смутный и неукрощен­ный ум.

Что же нужно сделать для преодоления этих врагов? В каждом отдельном случае вам следует стремиться не к уничтожению, а к вполне уравновешен­ной деятельности.

Физическая тренировка заключается в подавлении неправильной деятельности тела. Она требует упорядоченного образа жизни с регулярными и верно соразмеренными упражнениями, питанием и отдыхом. Власть над естествен­ными наклонностями не уничтожает их силы, а лишь настраивает их на же­лаемый лад, и чувство жизненной силы увеличивается, а не уменьшается та­ким контролем. То же самое можно сказать и относительно ума. Он тоже нуждается в правильных и хорошо соразмеренных упражнениях, в питании и отдыхе. Его естественные стремления требуют также контроля и руководства, и при этом получается не убыль умственной энергии, а наоборот усиление ее. Упражнение есть нечто большее, чем простое применение способности. Человек разбивающий на дороге камни, применяет свои мускулы и, конечно, через некоторое время мускулы эти станут крепкими и сильными. Но человек. занимающийся ежедневно определенной системой упражнений, хотя бы в течение получаса, станет вскоре сильнее человека, который целый день колотит молотком. Точно так же человек, посвящающий свое время на изучение математики, литературы, языков, философии или другого предмета знания, упражняет свой ум, и мышление может сделаться для него легким делом. Но тот человек, который ежедневно в течение хотя бы короткого времени преднамерено выполняет определенную систему умственных упражнений, приоб­ретет вскоре больший контроль над своим умом, чем тот, который целый день просто читает или поверхностно думает. В действительности, необходимость тренировки и регулярного и целесообразного упражнения неизмеримо нужнее для ума, чем для тела, потому что на современной ступени развития большая часть наших телесных деятельностей находится под контролем, и тело послушно нашей воле, между тем как наш ум отличается полной непокорностью. и ленью, и разнузданностью. В четвертой главе настоящей книги были предложены различные упражнения. Они имеют ввиду дисциплинирование и успокоение тела. Спокойствие не означает сонливости или неподвижности. Оно означает правильность в движениях и вполне совместимо с подвижностью тела. Точно так же контроль над умом не означает сонливости и глупости. Он очначает ясно очерченную и правильную мысль, быстроту и силу ума, яркие и живучие идеи. Он противоположен опьянению и умственной распу­щенности. Но без предварительной тренировки, дающей спокойствие телу, контроль над умом становится очень и очень трудным.

Для значительного успеха в сосредоточении некоторая доля суровости настоятельно необходима. Причина этой необходимости коренится в основном правиле процесса Привило это следующее: тело должно быть спокойно, а ум подвижен.

Обыкновенно люди употребляют свою умственную энергию лишь для служения физическому телу или тому, что находится в связи с ним. Течение мысли беспрепятственно и думается легко, когда налицо физический двигатель, как, например, при чтении книги. Приводить доводы легко, когда течение мысли закрепляется письменно или когда мысль побуждается разговором, Игра в шахматы легка, когда мы имеем перед собой шахматную доску, но играть с завязанными глазами будет уже делом гораздо более трудным. Привычка думать только в связи с физической деятельностью и физическим стимулом вообще настолько велика, что особое усилие мысли сопровождается обыкновенно стягиванием бровей, сжиманием губ, а иногда и с расстрой­ством мускульных, нервных и органических отправлении. Дурное пищеварение людей науки вошло почти в пословицу. Ребенок, одоле­вая какое-нибудь умственное усилие, проделывает самые поразительные гримасы. Мальчик, учась писать, следует нередко за движениями пера своим язы­ком. Этого не следует допускать при упражнениях в сосредоточении. Высокая степень умственной сосредоточенности положительно вредна для тела, если оно не приведено к полному спокойствию. Мускульное и нервное напряжение не есть сосредоточение ума, и успех в упражнении не отмечается какими-либо физическими или иными ощущениями. Натянутость между бровями не означает сосредоточения и, кроме того, сосредоточение на подобном ощуще­нии не бывает благотворным. Контроль над умом не достигается пылким уси­лием, точно так же, как нельзя удержать горсть воды, зажимая ее крепко в кулаке. Контроль над умом достигается постоянным, неторопливым и спокойным упражнением при отсутствии эмоциональных волнений и возбужде­ния. Постоянное, неторопливое, спокойное упражнение означает регулярные периодические усилия в течение долгого времени.

Время, посвящаемое ежедневно этому упражнению, может длиться от пяти до пятидесяти минут. Качество работы важнее количества ее. Пять минут хорошей работы помогают успеху и составляют приобретение. Пятьдесят ми­нут небрежной работы не достигают этого. Периодичность может составлять один, два и три раза в день. Один раз хорошо исполненное упражнение озна­чает успех; три раза посредственно исполненное результата не даст. Но уп­ражнение следует делать непременно ежедневно, хотя бы один раз и всегда до отдыха или удовольствия, а не после них. Его следует исполнить возможно раньше, не откладывая до тех пор, пока более легкие и доставляющие удовольствия обязанности будут выполнены. Известная строгость правила при этом необходима и лучше всего самому наложить ее на себя. Определенная выдержка не всегда совпадает с отсутствием волнений в человеческой жизни. И все же, для достижения успеха ум должен быть спокоен и свободен от жела­ний, всегда влекущих за собой волнующие вожделения, опасения, сомнения, ожидания, приятные и мучительные чувства и мысли. Идеал, к которому мы стремимся, должен быть ясно изображен в уме и дол­жен постоянно стоять перед ним. Подобное господствующее настроение бу­дет устремлять всякую мысль, желание и деятельность под свое руководство. Как путешественник следует за звездой через чащи леса и по непроторенным дорогам, точно так же, имея постоянный идеал, можно безошибочно пройти через все затруднения и сложные условия жизни.

Постоянное упражнение и отсутствие волнения или тревоги - вот два главных условия для успеха, и не являются ли они естественными спутниками воли? Если вы сказали «я хочу» не только на словах, но и на деле, и в мыслях, и в чувствах, вы будете всегда употреблять свои силы для достижения своей цели, вы будете всегда свободны от возбуждения, которое постоянно сопровождает различные желания,

Если вам нужен свет, говорит индусская пословица, что толку лишь говорить, о лампе? Если вы больны, говорит другая пословица, можете ли вы вылечить свою болезнь, перечисляя названия лекарств? Скрытое сокровище не обнаружится, если вы скажете ему: «Выходи!» Вы должны найти место, где оно скрыто, удалить камни и затем копать. И если вы будете работать и упражняться таким образом, «ничего не желая и ни к чему не привязываясь, кроме Брахмана», тогда вы победите и будете обладать такой силой, такой любовью и таким знанием, о каких ни царь на своем троне, ни пылкий любовник со своей возлюбленной, ни ученый в своем рабочем кабинете не могут даже и мечтать. Потому что Великий Закон есть источник всякой власти, всякого знания и всякой любви, и когда ваше сознание «не привязано ни к чему, кроме Брахмана», успех будет обеспечен вам и теперь, и во все времена. В далеком будущем, говорите вы? Но разве это будущее не несомненно? Смотрите, я показываю вам Истину! Ниже ада, Выше Неба, далее самых отдален­ных звезд. Далее, чем вечная обитель Брахмы. Ранее начала и не имея конца, Как пространство вечное, и как верность верная, Установлена Сила божественная, направленная к добру. И лишь ее законы пребывают. (Свет Азии) А то. что достоверно, равносильно тому, что уже свершилось, и если вы не хоти­те смотреть вдаль, даже и без того успех будет за вами. А когда проводники ваши не будут господствовать над вами, и вы не будете более ни слугой своего тола, ни рабом своих чувств, когда у вас не будет иной привязанности, кроме Великого Закона, тогда жить в нем, разделять его могущество, его блажен­ство и его мудрость станет вашей жизнью, вашей силой и вашим счастьем. И все, подчиненные тому же Закону - а нет никого вне его - выиграют от этого до чрезвычайной степени. Для того, чтобы найти Брахмана, ищите внутри себя при помощи Тех, кто искал ранее вас и уже нашел, ибо воистину существуют Те, которые знают и могут учить. Повинуйтесь Закону и сохраняйте ум свой открытым, стремитесь всегда признавать Закон в других, старайтесь помощью медитации понять природу того, что внутри вас, вне вас и над вами.

Глава VIII МЕТОДЫ МЕДИТАЦИИ

Если вы теперь перейдете от упражнений в сосредоточении к упражнени­ям в медитации, цель ваша может быть троякой. Она может заключаться в желании поднять ваше сознание, чтобы оно в нормальном состоянии тяготе­ло к более возвышенным и утонченным предметам, чтобы абстрактные мыс­ли и сверхличные чувства все более владели вашей душой. Медитация может иметь целью привлечь благословение из высших миров или усилие поднять­ся в благоговении к самому Богу. И затем, она может преследовать развитие характера и приобретение таких положительных качеств, которыми вы жела­ли бы обладать, сознательное отношение к этим качествам и к тому влиянию, которые они могли бы иметь на вашу жизнь, если бы были вам присущи. Возьмем сначала влияние медитации на развитие характера. Так как этот воп­рос служит темой моей будущей книги, то здесь я ограничусь одним лишь примером. Возьмем качество незлобливости.

Упражнение 11.

Сядьте спокойно и обдумайте, что означает незлобливость. Должна быть незлобливость в действии, чтобы никому не повредить; незлобливость в речи, чтобы не было сказано слова, причиняющего боль, чтобы не были распространяемы недобрые слухи, чтобы ничего не было сказано о другом, что могло бы вызвать против него предубежденное мнение или дало бы повод к лож­ным толкам, чтобы ничего не было сказано, что могло бы побудить другого человека к неразумному поступку; незлобливость в мыслях, чтобы никто не пострадал от недобрых или нечистых вибраций вашего ума, чтобы ваша мысль не послужила для кого-нибудь толчком к заблуждению или ошибке и чтобы вы сами не были вовлечены в жестокое суждение или недоброжелательную критику. Как бы по вашему мнению выразилась незлобивость в жизнях вели­ких людей, которыми вы восхищаетесь, или в поступках, мыслях и словах Учителя? Как бы выразилось это качество, если бы вы стояли в Его присут­ствии? Как незлобивость повлияла бы на вашу собственную повседневную жизнь при встречах с лицом, которое вы не любите, или когда вы наталкива­етесь на неприятные явления, когда кто-либо преграждает вам путь или ста­рается повредить вам, когда обстоятельства не таковы, какими, по-вашему, они должны быть? Как бы вы обращались с теми, кого вы любите, если бы обладали этим качеством, как оберегали бы свободу их действия, которая на­рушается так часто, несмотря на любовь? Такими и иными способами могли бы вы медитировать над качеством незлобивости, чтобы затем внести это настроение в свою повседневную жизнь, где бы оно не замедлило проявиться в поступках и мыслях ваших. Продолжая таким образом спокойно работать над строением вашего характера, внося в него одно качество за другим, вы нашли бы свою жизнь совершенно изменившейся после нескольких месяцев серьезных усилии. Обратимся теперь к поднятию вашего сознания на выс­шую ступень, к приведению его в такое состояние, которое сделает для него более доступными наиболее возвышенные мысли и наиболее утонченные чувства. Это потребует различных методов, смотря по тому, преследуете вы утончение мысли или чувств. Если вы стремитесь к более возвышенным чувствам, вы должны как бы поднять свои собственные чувства к кому-нибудь стоящему над вами, к тому, кого вы признаете выше себя. В этом будет заклю­чаться первоначальный акт благоговения. Если же вы намерены более работать по пути мысли, тогда вы начнете с углубления в суть идеи и постараетесь сделать ясной и определенной ту область вашего сознания, которая еще ту­манна. Начнем с метода благоговения.

Упражнение 12.

Изберите свой идеал и остерегайтесь, чтобы в нем не было ничего, способного внушать даже тень сомнения Остановившись на таком идеале, создайте в уме его образ, сосредоточьте на нем ваше внимание и дайте мысли вашей подходить к нему со всех сторон, чтобы все его качества могли вызвать в вас постоянное восхищение Если вы поклоняетесь Богу, Он будет вызывать в вас благодарность как податель всех благ, и благодарность ваша будет изли­ваться неограниченно и безусловно; в образе Создателя, Отца и Покровителя, Его тайна и величие пробудят в вас радостное благоговение, доверие и надежду; в образе Спасителя, Его сострадание возбудит самопожертвование; в образе Вечной Жертвы, Его вездесущность вызовет сочувствие ко всему. Зная ценность этого метода, индусы имеют длинные списки качеств, перечисляющие различные свойства божественной Сущности.

Есть, однако, некоторая опасность, чтобы такое обилие определений не свелось к простому повторению слов и не утерялось бы живое чувство перед свойствами божественного Идеала.

Простое повторение смутно понятых слов и фраз может повести лишь к некоторого рода умственному и нравственному гипнозу. Необходимо сознательно рассмотреть каждое качество, которое вы избрали для медитации и взять это качество во всех его видах и соотношениях. Сначала можно поставить ряд вопросов для того, чтобы дать толчок мысли, но когда мысль определится, необходимо углубиться в данное качество, рассматривая его с разных точек зрения. Вопросы эти могут быть таковы, почему божественный Идеал проявляет такое-то качество - скажем, бесстрашие? Как? Перед чем? Когда? В какой мере? Каким образом? С каким результатом?

Ряд качеств можно легко извлечь из любой св. книги той или другой рели­гии. Одного подобного качества вполне достаточно для нескольких дней ме­дитации. Подготовление к такому процессу медитации так прекрасно изобра­жено в одной из древних санскритских книг, что я не могу не предложить читателям перевода этого места. Направляя свое воображение, человек может совсем освободиться от влияния замкнутой комнаты и, окружив себя картиной красоты и мира, насладиться тихим созерцанием любимого Образа. Пусть он найдет в своем сердце широкий океан нектара, И в нем прекрасный остров из драгоценных каменьев, Где песок горит ярким золотом и самоцветными переливами. Где прекрасные деревья окаймляют его берега мириадами цветов, А внутри растут редкие кусты и деревья, вьющиеся растения и тростники, Изливая по всем направлениям благоуханье, сладкое для чувств. Кто желает отведать от сладости божественного совершенства, тот должен представить на острове том чудесное дерево, на широко раскинутых ветвях которого растут плоды всех идей. Четырех Велики Учения, которые держат весь мир. Там плоды и цветы не ведают смерти и горя. Среди них пчелы жужжат и птицы поют им так нежно. Под сенью этого мирного свода Храм из рубинов ярко сияющих виден. И тот, кто моля будет искать, найдет на престоле чудесном Того, Кого горячо возлюбил, пребывающим там, Пусть остановит он мысли свои, как поведал Учитель, на Божественном Образе том, со всеми знаками Его и знамениями. Христианин изберет, как предмет своего поклонения, наверно, Христа и представит Его в обстановке евангельских рассказов. Если при этом употребляется символ, нужно обратить тщательное внимание на все его подробности, в смысле формы и цвета. Если употребляется музыка или пение, нужно не менее считаться со всеми нотами, как в отдельности, так и в совокупности. Но замечено, что большинство людей предпочитают в подобной медитации видимое изображение звуковому.

Наши рекомендации