Причина и следствие (последовательная пресуппозиция)
«Если вы будете заниматься кулинарией, то быстро станете хорошим поваром».
Это утверждение предполагает, что одно влечет другое, служит его причиной.
Сложная равнозначность
«Путешествуй по всему миру – расширяй свои взгляды!»
Фраза предполагаете, что одно означает другое, полностью тождественно ему.
Время
«При следующей попытке вам будет намного легче с этим справиться».
Фраза предполагает влияние времени и опирается на то, что «следующая попытка» непременно произойдет. Разум сосредоточивается на словах «легче», не подвергая сомнению вопрос возможности «новой попытки».
Порядковые числительные
«Свинина была третьим пунктом меню».
Утверждение предполагает существование последовательности, упорядоченности, существования первого и второго блюда.
ИЛИ» (невольный выбор)
«Вам завернуть или оставить без упаковки?»
Вопрос предполагает, что вы уже решили купить эту вещь.
Смягчение
Люди часто отмечают, что вопросы Метамодели кажутся им похожими на допрос и могут вызвать у собеседника обиду. Как нам сохранить раппорт, задавая подобные вопросы, особенно когда речь идет о повседневной жизни, а не психотерапии?
Секрет кроется в применении того подхода, который мы называем «смягчением». Это значит, что вы задаете свой вопрос так, чтобы он не оскорбил собеседника, не привел к спору. Этой «смягченной» техникой виртуозно владеет известный герой телесериала, детектив Коломбо. Он ловко задает самые провокационные вопросы, сохраняя при этом простодушный вид, явно показывая, что не намерен обижать собеседника. Чтобы воспользоваться этим приемом, вам достаточно просто видоизменить свой вопрос, оформить его так, чтобы скрыть глубину и важность, ни в коем случае не нарушить раппорт. Вы должны придать ему прозрачный, неугрожающий, заслуживающий доверия либо даже наивный вид. Ваша задача заключается в том, чтобы получить необходимые сведения и, что еще важнее, одновременно укрепить раппорт. Вот несколько примеров распространенных смягчений:
«Мне очень хочется хорошенько все понять. Что именно вы имеете в виду, когда говорите о..?»
«Просто интересно: а почему Х означает Y?»
«Очень интересное замечание. И что, так всегда бывает?»
«Вы не могли бы представить себе – хотя бы на мгновение! – что случится, если..?»
Попробуйте применить на практике вопросы Метамодели со смягчениями и без них. Обращайте внимание на то, насколько разные реакции они вызывают.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗМЕНЕНИЯ
Описанные языковые приемы НЛП предлагают вам мощные инструменты для изменений. С опытом вы сможете уверенно пользоваться ими в любых обстоятельствах. Не осознавая процесса перемен и вашего «участия» в нем, собеседники вряд ли окажут большое сопротивление.
Как мы уже убедились, Метамодель восстанавливает связь языка с переживаниями. Вы можете использовать ее для того, чтобы:
– собирать сведения;
– уточнять смысл;
– определять ограничения;
– выявлять возможности выбора;
– лучше формулировать результаты;
– разрывать и даже устанавливать раппорт;
– улучшать свои взаимоотношения;
– решать проблемы;
– добиваться важных озарений.
Некоторые примеры, которыми мы пользовались на этом уроке и предыдущих занятиях предполагают дальнейшее развитие возможных приложений моделей языка. Вы можете опробовать их самостоятельно и наблюдать за полученными результатами.
Вы можете заметить, например, что, при обсуждении проблем собеседника с использованием вопросов Метамодели, у собеседника временами складывается впечатление, что проблема решается сама собой. Точнее говоря, этот человек действительно сам решает проблему, переживая неожиданные прозрения. По существу, в этом процессе они создают новые нейрологические цепочки, которые обретают новое содержание под влиянием ваших наводящих вопросов. Собеседник начинает видеть проблему с иной точки зрения, в новом свете. Это означает, что вы можете применять Метамодель как технику решения проблем. Для этого вам достаточно поставить вопросы Метамодели к «формулировке проблемы». С другой стороны, Метамодель поможет вам уточнить цели, поставленные на втором уроке, то есть подвергнуть формулировки результатов дополнительной проверке. Вы можете применять Метамодель и к себе, и к другим.
СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:
РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ
Не бывает неудач, есть только опыт
Начинающим нередко нужно время, чтобы понять языковые модели и освоить их на практике. Если модель не дается достаточно долго, в мыслях человека могут запечатлеться неприятные воспоминания, отмечающие очередную «неудачу». Однако период, когда что‑то «не дается», образует неотъемлемую часть самого процесса обучения (особенно в тех случаях, когда вы хотите поднять новые навыки до уровня неосознаваемой компетентности). Вспоминайте эту пресуппозицию, когда вас одолевают сомнения. Даже если то, что вы делаете, не приносит ожидаемого результата, вы, по меньшей мере, накапливаете полезный опыт.
Этот принцип относится не только к общению, но и ко всем прочим сферам жизни. Если вы меняете свое поведение, чтобы изменить их результат и со временем достичь желаемой цели, меняется и весь смысл того, что сначала казалось вам неудачами. Пробные попытки неразрывно связаны с самой сущностью процесса, процесса обучения. Эта пресуппозиция перекликается с четырехступенчатой моделью успеха (см. второй урок):
1. Решите, чего вы хотите.
2. Сделайте что‑нибудь.
3. Посмотрите, что получится.
4. Меняйте подход, пока не добьетесь желаемого результата.
Эта модель подразумевает, что вы не всегда добиваетесь желаемого с первой попытки, но вполне можете воспринимать подобные «неудачи» как полезный «опыт», который поможет вам рано или поздно достичь намеченного результата. Метамодель обладает большим преимуществом: она обеспечивает прекрасную обратную связь и приносит много опыта.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
– Составьте список тех случаев из прошлого, которые вы считаете неудачами (судя по своим ощущениям в то время и сейчас). Поразмышляйте о том, чему вы научились благодаря тем событиям и как этот опыт может помочь вам достичь текущих целей.
– Выберите те конструкции Метамодели, которые, по вашему мнению, вам удастся легко распознать, и старайтесь замечать их в повседневном общении. Как и в случае модели Милтона, не старайтесь запоминать формальные названия этих конструкций.
– Убедившись, что без труда выявляете эти конструкции, придумайте реакцию на них, основываясь на приведенных в этой главе примерах, но видоизменяя их в зависимости от обстоятельств. На этом этапе не высказывайте свои вопросы вслух. Преждевременное, незрелое применение вопросов Метамодели может испортить ваши взаимоотношения с окружающими! Сначала почувствуйте уверенность в себе, укрепите свои знания о конструкциях и возможных откликах на них.
– Вспомните любую проблему или сложность, которую вам нужно разрешить. Сформулируйте ее, то есть запишите простыми, привычными словами, а затем примените к проблеме вопросы Метамодели (видоизменяйте подходящие вопросы и пропускайте те, которые выглядят неуместными). Мысленно представьте, что отвечаете на вопросы человека, который ознакомил вас с этой проблемой в реальной жизни. Обратите внимание на то, как проблема постепенно вырисовывается все яснее, а ее формулировка уточняется. Будьте готовы к неожиданным озарениям, хотя они, скорее всего, придут не сразу, а немного погодя, когда вы хорошо обдумаете проблему.
УРОК ОДИННАДЦАТЫЙ
ДАВНЫМ‑ДАВНО, ВО ВРЕМЯ ОНО...
В этой главе:
– Простые и сложные метафоры
– Метафоры как средство общения
– Слабые стороны пользования метафорами
– Разработка сложных метафор
Метафора указывает на нечто другое, имеет иное, небуквальное значение. По существу, она помогает понять что‑то малопонятное в терминах известного, того, что нам знакомо. Например, выражение «Джон – „молоток“!» сообщает нам нечто о Джоне, а «Ребенок – просто картинка!» – о малыше. В целях доступности изложения мы на время позабудем о школьных уроках грамматики и пока что не будем отличать метафоры от сравнений («Джон похож на молоток»). Приведенные утверждения позволяют нам лучше узнать Джона и ребенка, так как мы уже кое‑что знаем о молотках и картинках. Кроме того, метафоры предлагают особый взгляд на события и поступки. Сегодня мы подробно поговорим о метафорах и их немаловажной роли в общении.
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ МЕТАФОРЫ
В НЛП в понятие «метафора» включаются сравнения, аналогии, аллегории, шутки, иносказания и сюжетно организованные рассказы. Любое из этих средств можно применить для улучшения общения, решения проблем, выявления возможностей и достижения других полезных результатов.
Фразы «Джон – „молоток“!», «Этот учитель – просто мечта», «Учебный год был настоящим марафоном» – примеры простых метафор. Они помогают экономить слова и делают нашу речь более запоминающейся, живописной. Удачная метафора способна вызвать воодушевление либо, напротив, остудить пыл, так как собеседник связывает ее с соответствующими мысленными образами. Короче говоря, метафора помогает эффективнее достигать намеченного результата общения.
Многие простые метафоры и сравнения превратились в устойчивые клише и потому уже мало способствуют общению. Например, выражение «белый, как простыня» возникло в те времена, когда еще не было цветного постельного белья, и, следовательно, в наши дни почти лишилось метафорического содержания, а представителям молодого поколения может и вовсе показаться бессмыслицей. Сходным образом фразы «льет, как из ведра» или «сам черт не разберет» остаются вполне понятными для тех, кто хорошо с ними знаком, но могут вызвать совершенно непредсказуемые ассоциации у другого человека, не встречавшегося с подобными оборотами речи. При этих оговорках устойчивые клише все же могут значительно обогатить ваш арсенал общения, сделать язык более живым и красочным. Впрочем, какими языковыми средствами вы бы ни пользовались, пусть они не отвлекают вас от намеченного результата.
НЛП чаще имеет дело со сложными метафорами: аналогиями, аллегориями и сюжетами. В частности, мы пользуемся историями с несколькими смысловыми уровнями. Они не всегда охватывают какое‑либо четкое содержание и, скорее, призваны раскрыть и активизировать еще не доступные ресурсы слушателя. В целом, сложные метафоры стимулируют мышление. В некоторых случаях они вовлекают в поле рассмотрения проблему, ранее не известную ни рассказчику, ни слушателю, так как обращаются непосредственно к подсознанию. Сюжетный рассказ беспрепятственно отвлекает осознающий разум и вызывает переход в «даунтайм». Кроме того, он помогает избежать преждевременной критики и рационализации.
В терапии метафоры помогают вызывать транс и общаться с погруженным в транс пациентом. В повседневном общении и простые, и сложные метафоры способны передать желаемое содержание, не вызывая обид, споров и возражений. В некоторых обстоятельствах они могут перевести человека на невероятные уровни творческих взлетов и способствовать решению самых трудных задач.
Метафоры стимулируют правое полушарие, целостное мышление. В отличие от абстрактных языковых конструкций и номинализаций, они возбуждают воображение и легко превращаются в зрительные образы и прочие чувственные ощущения. Каждый из нас способен мысленно увидеть, услышать и ощутить «молоток». Это намного проще, чем вообразить себе понятия «молодец», «парень с характером» и другие номинализированные описания личности. Метафора возводит мосты между «картами» мышления. У каждого она может вызывать разные ассоциации, но любое использование слов с большой сенсорной нагрузкой повышает наши шансы на взаимопонимание.
Помимо прочего, мы ассоциируем метафоры с подсознательными мыслями и, в частности, с тем, что происходит, когда мы «вынашиваем» решение проблемы, не обдумывая ее осознанно. Обычно это происходит, когда мы думаем о чем‑то совершенно другом. Подсознание как бы пытается связать текущие проблемы и трудности с любыми событиями из обширной базы данных, предоставляемых самой жизнью, едва лишь в них содержится хоть намек на подсказку. При этом метафора играет роль связи, катализатора ассоциации, «резонатором» этого загадочного мыслительного процесса.
Она как бы «предлагает» прозрения осознающему разуму, от которого зависит поиск решений и перемен.
Итак, не следует недооценивать значимость метафор не только в изящной словесности, но и во многих сферах достижения «человеческого совершенства». Великие учителя и знаменитые ораторы умели передать с помощью простых историй и на их примере глубочайшие истины, оказывать влияние на слушателей, воодушевлять их. Во многих культурах особое место занимает традиция устного сказительства как для детей, так и для взрослых. Наконец, именно метафоры подтолкнули многих ученых к величайшим открытиям и изобретениям.
Как ни печально, в последние десятилетия мы позабыли об искусстве метафор и устных повествований. На Западе их место заняли радио, телевидение и эрзац‑культура, характерная для нынешнего образа жизни в ускоренном темпе. Впрочем, любой из нас может заново освоить искусство образного, метафорического повествования. Помимо одной лишь функции развлечения, метафоры суть мощное средство общения и обучения, приближения и ускорения положительных перемен. Слова «Давным‑давно, во время оно...» почти незамедлительно переводят большинство из нас в подобие транса, заставляют подсознание раскрыться и делают это намного действеннее, чем более «объективные», формализованные формы общения.