История зарождения, становления и развития дактилоскопической экспертизы.
Если непосредственно рассмотреть термин "дактилоскопия", которая состоит из двух греческих слов: daktylos – палец и skopeo – смотрю, то дословный его перевод будет выглядеть как пальце рассмотрение. Использование этого термина для определения данной области знания вполне обоснованно, так как он в точности определяет предмет изучения, и выделяет его из общего числа исследуемых трасологией объектов. Однако папиллярные линии имеются не только на пальцах, но и на всей ладонной поверхности руки, образующие на различных её участках узоры и потоки линий в различных направлениях, которые также являются объектами исследования и идентификации. При этом необходимо отметить, что кроме папиллярных линий на ладони имеются и флексорные (сгибательные) линии, морщины, межпальцевые подушечки, флексорные линии пальцев, а также могут быть шрамы и особые приметы, изучением которых занимается подраздел дактилоскопии – пальмоскопия. Важное идентификационное значение имеют также поры (пороскопия), через которые выступает потожировое вещество и конфигурация самих папиллярных линий (эджескопия)
Папиллярные линии представляют собой линейные возвышения незначительной высоты и ширины, разделяемые бороздками и образующие сложные узоры на различных участках ладонной поверхности руки. Первые указания на наличие папиллярных линий были сделаны итальянским врачом, анатомом и натуралистом М. Мальпиги в 1686 г. Он давал описание, папиллярным линиям отмечая, что они образуют различные узоры. Однако его исследования в то время не получили практического применения в сфере борьбы с преступностью и сам автор вероятно преследовал другие цели. Интерес к ним появился намного позже, и был вызван обнаружением у папиллярных линий, ряда ценных свойств, благодаря которым в дальнейшем стало возможным регистрировать и идентифицировать преступников по отпечаткам и следам рук.
В 1823 г. в своей работе "О физиологическом исследовании органов зрения и строения кожи" чешский учёный – естествоиспытатель Я. Пуркинье отмечал, что папиллярные узоры на пальцах индивидуальны для каждого человека и выделил в них девять типов узоров. Индивидуальность – одно из свойств папиллярных узоров, то есть рисунок папиллярных линий не совпадает в деталях у разных людей и у одного человека на разных пальцах. Исходя из этого, чиновник английской администрации в одном из округов Бенгалии (Индия) В. Хершел в 1877 г. ввёл дактилоскопирование заключённых в целях регистрации, чем и было ознаменовано начало перехода от антропометрического метода регистрации к дактилоскопическому. Однако тогда данный метод не нашёл широкого применения, так как не была разработана должным образом классификация папиллярных узоров. Девяти типовая система была не удобной для регистрации и дактилоскопический метод, не слишком себя оправдывал. Более удобной оказалось система регистрации, предложенная Ф. Гальтоном, который подразделял папиллярные узоры на три основные группы. В 1893 г. он издал работу "Отпечатки пальцев", в которой обосновал значение следов пальцев рук для идентификации личности. Позже, в 1895 г. вышла ещё одна его работа под названием "Инструкция по отпечаткам пальцев". В этой работе в частности Ф. Гальтон излогает разработанною им методику исследования папиллярных линий, на основе деталей их строения, то есть им были определены частные признаки папиллярных линий. Разработанная Ф. Гальтоном система в том же году была одобрена правительством Англии и стала частично применяться.
Совершенствованием дактилоскопической системы регистрации занимались работники правоохранительных органов. В частности главным инспектором полиции в Калькутте Э. Генри в конце ХIХ века, было предложено различать четыре типа узоров: дуговой, петлевой, спиральный и сложный, которым придавались определённые обозначения, что позволяло осуществлять быстрый поиск регистрационной карты. После такого новшества преимущество дактилоскопического метода регистрации стало очевидным, и вскоре он полностью заменил антропометрический. Такой прогноз был предсказан ещё Г. Гроссом, основоположником науки криминалистики, который в своей работе "Руководство для судебных следователей как система криминалистики", писал: "В недавнее время способ выяснения тождества личности по папиллярным линиям признавался лишь дополнением к системе Бертильона, в настоящее же время, при развитии этого способа, благодаря трудам советника полиции Виндта в Вене и старшего советника Кеттига в Дрездене, он является серьёзным конкурентом системы Бертильона и весьма возможно, что способ этот вполне заменит последнюю систему". Разработанная Э. Генри система легла в основу и современной дактилоскопической регистрации.
Впервые, свойство восстанавливаемости папиллярных узоров продемонстрировал французский криминалист Э. Локар в середине ХIХ в. Он подвергал лёгкому ожогу свои ногтевые фаланги пальцев горячим металлическим предметом, кипящей водой, горячим маслом и наблюдал за тем, в каком виде заживут раны. Узоры в точности восстановились, подтвердив тем самым истинность этой теории.
Дальнейшее изучение свойств папиллярных линий привело к разработке методов идентификации личности по отобразившимся потожировым следам рук. Если дактилоскопический метод регистрации к концу ХIХ в. был официально введён, то механизм использования потожировых следов рук в целях идентификации ещё не находил широкого применения.
В начале ХХ в. определились два основных направления развития дактилоскопии, это – совершенствование дактилоскопической системы регистрации и разработка наиболее эффективных приёмов, методов и средств работы со следами рук в целях идентификации личности. Наиболее сложным оказалось второе направление в силу того что, отображение следов рук проявляется в различных условиях и выявление, фиксация, исследование таковых следов требует особого подхода к каждому случаю с использования специальных технических средств.
Одним из первых, кто осуществил идентификацию по следам рук, был английский врач Г. Фолдс. В конце ХIХ в. он работал в одной из больниц Токио и изучал папиллярные линии пальцев рук, а объекты своих исследований он коллекционировал. В один из случаев, при осмотре места происшествия по делу о краже, Г. Фолдс изъял с места преступления потожировые следы пальцев рук и сравнил со следами, которые имелись в его коллекции. Исследовав их, он пришёл к категорическому выводу, что данные следы принадлежат одному из работников дома, где была совершена кража. Возможность использования следов рук в криминалистических целях Г. Фолдс описал в статье, опубликованной в журнале "Нейчер" в 1880 г. Он писал: "Если на месте преступления обнаружены отпечатки пальцев, они могут привести к обнаружению преступника. Я уже дважды проверил это на практике… Если узоры папиллярных линий были заранее известны, то у вас, без сомнения, будет доказательство более верное, чем злополучное родимое пятно в дешёвых бульварных романах… У всех опасных преступников после вынесения им приговора отбирать отпечатки пальцев и хранить их. Если случится, что через некоторое время за вновь совершённое преступление будет арестован тот же преступник, но под другой фамилией, то путём сравнения отпечатков пальцев можно будет установить подлинное его имя".
Впервые, в качестве доказательств, отпечатки пальцев были допущены в 1905 г. по делу об убийстве в одном из районов Лондона Депфорде. Дактилоскопическая экспертиза была проведена экспертом Коллинзом. Следы пальцев рук, ему предоставил расследовавший это дело детектив-инспектор М. Макнетен, который позже успешно использовал заключение эксперта в суде.
В начале ХХ в., дактилоскопия успешно развивается и в Америке. Наиболее ярким случаем использования следов рук в доказывании по уголовному дело, является дело о краже в салоне моды в 1911 г. в центре Нью-Йорка. Представший перед судом профессиональный взломщик Сесар Челла, был уверен в удачном для него исходе судебного расследования, так как обвинение не располагало достаточными доказательствами его вины и более того многочисленные подкупленные свидетели указывали на его алиби, пока детектив Дж. Форо не представил следы пальцев с места преступления принадлежавшие подсудимому. Судья, который не имел никакого представления о дактилоскопии, усомнился в исследованиях Форо и его утверждении об идентичности следов пальцев с места преступления и пальцев подсудимого, и предложил ему прямо на судебном заседании найти одного из присутствующих в зале человека по следам рук. Для этого испытания он под стражей изолировал Форо в отдельном кабинете и пригласил пятнадцать человек, которых попросил оставить по одному отпечатку пальца на оконном стекле, при этом, чтобы каждый запомнил местоположения своего следа. Одному из них было предложено оставить след на стекле письменного стола. После этого в зал привели Форо и судья попросил его указать какой из отпечатков пальцев на окне соответствует отпечатку на стекле письменного стола. Через несколько минут Форо дал правильный ответ, после чего судья вынес обвинительный приговор, а изумлённый зал аплодировал Форо словно после удачного фокуса. Это был первый случай на американской земле, когда судья признал в качестве доказательства отпечатки пальцев.
Труды вышеуказанных и иных основоположников дактилоскопии составили основу отечественной системы регистрации и методов работы со следами рук. Здесь, дактилоскопический метод был усовершенствован и занял достойное место в системе отечественной криминалистики. Основоположникам дактилоскопии в России по праву считается В. И. Лебедев, который в 1909 г. составил первую инструкцию по "пальцепечатанию", и благодаря которому в 1912 г. в России официально была введена дактилоскопическая система регистрации. Он же первым в России начал производить дактилоскопические экспертизы. Пионером в этой области также является С. П. Митричев, который в своё время писал: "Можно без преувеличения сказать, что только с развитием дактилоскопии, криминалистика встала на твёрдую научную основу". Здесь не возможно не отметить выдающегося отечественного учёного-криминалиста Якимова И. Н., который внёс большой вклад в становлении и развитии отечественной криминалистики. В своих трудах Якимов И. Н. охватывает широкий круг проблем криминалистики, в том числе и дактилоскопии. В 1924 г. вышла его работа "Практическое руководство к расследованию преступлений". Книга состояло из трёх частей, и в первой, которая называлось "Технические способы регистрации преступников", автор уделил особое внимание дактилоскопическому методу. Кроме этого большой вклад в развитие дактилоскопии внесли такие учёные как Семеновский П. С., Макаренко М. П., Грановский Г. Л., Князев А. И. и др.