Конспекты игр и практических занятий для детей средней группы
Дидактические игры
КОНСПЕКТ 44. ИГРА «КУКЛА МАША ОБЕДАЕТ»
Цели: обучающая, познавательная, адаптационная.
Задачи: формирование эстетического вкуса, закрепление знаний детей о столовой посуде, активизация речи, воспитание культуры поведения во время еды, заботливого отношения к игрушкам.
Игровой материал и наглядные пособия: стол, стул, кукла, скатерть, набор посуды (можно обычной, неигрушечной) - чайной, столовой (тарелки, ложки, вилки и пр.), кухонная (кастрюля, сковорода, половник).
Форма работы: групповая или индивидуальная.
Форма занятия: игровая в сочетании с приобретением практических навыков.
Описание и приемы проведения игры. Игра проводится в игровом уголке. Надо накрыть игрушечный стол для кормления куклы: постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол.
Итак, на столе стоит посуда. Кукла Маша сидит за столом.
«Дети, Машу надо покормить обедом, - говорит кто-нибудь из взрослых и показывает на стол, за которым сидит кукла. - А здесь стоит посуда (показать на набор посуды). Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда. Если посуда выбрана правильно, вы хлопаете в ладоши, если ошибка - грозите пальчиком».
Поочередно по приглашению воспитателя дети находят нужный предмет. «Саша, что ты поставишь Маше на стол? Я поставлю вот это, - говорит Саша. - Как это называется? Тарелка глубокая для супа». В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а Саша ставит перед куклой тарелку. По просьбе взрослого дети находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки (глубокую и мелкую), вилку, ложку (большую и маленькую), хлебницу, чашку; правильно их называют и красиво расставляют на столе. 'и забывают поставить стакан с салфетками. При каждом правильном действии дети хлопают в ладоши. В конце игры педагог просит детей пожелать Маше приятного аппетита, а одному из детей велит после обеда куклы убрать все со стола. При этом необходимо подчеркнуть важность его работы.
Советы воспитателю
- По такому плану проводят и другие игры с куклой: «Оденем куклу на прогулку», «Купание куклы», «День рождения куклы». Эти игры с куклами способствуют усвоению детьми последовательности действий, установлению взаимосвязей между ними и позволят использовать их для самостоятельной творческой игры, содержание которой будет значительно богаче и интереснее.
КОНСПЕКТ 45. ИГРА «ЧТО КОМУ?»
Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.
Задачи: развитие умения соотносить орудия труда с профессией людей, воспитание интереса к труду взрослых, желания помогать им; обогащение словарного запаса, расширение кругозора.
Игровой материал и наглядные пособия: предметы для труда людей разных профессий - набор медицинских инструментов «Доктор Айболит», набор инструментов для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка), набор кухонной посуды, стиральная машина, утюг, пылесос, рубанок и др.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: беседа в сочетании и игровыми элементами.
Описание и приемы проведения игры. У воспитателя на столе приготовлены различные предметы. Дети делятся на две команды. Воспитатель приглашает к своему столу по одному участнику из каждой команды. Ребенок берет какой-либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что надо для работы. Например, ребенок показал и назвал молоток. Дети хором отвечают: «Он нужен для работы столяру и плотнику». Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для труда людям разных профессий. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.
Советы воспитателю
Для закрепления этого занятия во время прогулки можно показать работу дворника и по возможности помочь ему в уборке территории. Можно также проводить эту игру как соревнование между разными группами.
КОНСПЕКТ 46. ИГРА «ЧТО ЭТО ЗВУЧИТ?»
Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.
Задачи: развитие у детей слухового внимания, умения обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит), сообразительности, выдержки.
Игровой материал и наглядные пособия: ширма; различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, звучит пианино и т. д. Можно использовать все звучащее, что находится в группе.
Форма работы: групповая или индивидуальная.
Форма занятия: игровая.
Описание и приемы проведения игры. Один из воспитателей находится за ширмой. Он играет на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. Потом воспитатель, например, будет листать книгу, а дети снова отгадывают. Так можно использовать несколько звучащих предметов.
Советы воспитателю
Предметы остаются за ширмой, потому что звуки можно повторять несколько раз. Такую игру можно проводить и на прогулке. Там внимание ребят обращается на следующие звуки: птицы поют, машина сигналит, трактор работает и др.
Подвижные игры
Подвижные игры проводятся ежедневно в разное время дня. Подбор игр, так же как и в младших группах, осуществляется с учетом времени дня, времени года, состояния погоды, проведенных и предстоящих занятий (например, перед физкультурными и музыкальными занятиями и после них подбираются более спокойные игры). Во время прогулки возможны разнообразные игры: более подвижные, требующие много свободного места, игры небольшими группами, а также игры детей с различными предметами - мячами, обручами, кеглями и т. п.
При выборе времени для проведения подвижных игр необходимо учитывать характер самостоятельной игровой деятельности детей. В этом возрасте они могут увлеченно играть в творческие игры и с неудовольствием переключаются на организованную подвижную игру Не следует прерывать творческую игру детей. Бывает так, что дети не сразу могут развернуть творческую ролевую игру,
оГие не знают, чем заняться. В этом случае удобно организовать подвижную игру уже на прогулке.
Для детей 4-5 лет подвижные игры необходимо проводить течение дня, и, кроме того, должны иметь место игры с разными игрушками. Количество повторений заданий или игровой ситуации - до 5 за одну игру.
КОНСПЕКТ 47. ИГРА «ЛИСА В КУРЯТНИКЕ» (НАРОДНАЯ)
Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.
Задачи: развитие умения выполнять движения по сигналу ведущего, координации, физической силы и выносливости; знакомство с русскими народными традициями; формирование взаимовыручки и поддержки.
Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.
Описание и приемы проведения игры. На одной стороне зала находится курятник, в котором есть насест. В роли насеста выступает гимнастическая скамейка, на которую дети могут залезть с ногами. В курятнике на насесте сидят куры - ноги не должны находиться на полу.
На противоположной стороне площадки - нора лисы. Все свободное место - двор. Один из играющих назначается лисой, остальные - куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, бегают по двору, хлопают крыльями, клюют зерна. По сигналу: «Лиса!» - куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу. Не успевшую спастись она уводит в свою нору. Игра возобновляется.
Советы воспитателю
Перед игрой нужно объяснить детям, как эта игра возникла, ее правила. К такой игре очень хорошо привлекать детей пассивных, малоподвижных.
КОНСПЕКТ 48. ИГРА «ЗАЙЦЫ В ЛЕСУ»
Цели: развивающая, воспитательная.
Задачи: развитие наблюдательности, умения во время игры быстро перестраиваться, подвижности, ловкости, быстроты; формирование взаимовыручки и поддержки.
Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.
Форма работы: групповая. Форма занятия: игровая.
Описание и приемы проведения игры. Для игры при помощи считалочки выбирают зайцев и лису, остальные дети - деревья. На противоположных сторонах площадки проводят линии - это поля. На одном из них перед началом игры собираются зайцы. Дети, изображающие деревья, встают друг от друга на расстоянии, позволяющем им взяться за руки.
Лиса живет в норе. Зайцы вбегают в лес: им нужно перейти с одного поля на другое, но за ними охотится лиса. Она старается поймать зайцев и увести в свою нору. Перемещаться по лесу лисе мешают деревья: дети берут друг друга за руки, приседают, наклоняются, машут руками. Зайцы между деревьями проходят свободно. Игра заканчивается, когда все зайцы перейдут на противоположную сторону.
Советы воспитателю
В этой игре количество зайцев и лис может быть разное, в зависимости от числа играющих. Чем больше лис, тем труднее зайцам пробежать по лесу. Весь ход игры зависит от деревьев.
КОНСПЕКТ 49. ИГРА «СТАДО» (НАРОДНАЯ)
Цели: развивающая, обучающая, познавательная.
Задачи: развитие ориентировки в пространстве, физической силы и выносливости, быстроты реакции; формирование взаимовыручки, коллективного духа, знакомство с народными традициями.
Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.
Описание и приемы проведения игры. Дети выбирают пастуха и волка, все остальные - овцы. Дом волка - в середине площадки, а у овец два дома находятся на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок, пастушок.
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая.
Гони стадо в поле
Погулять на воле.
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - овцы бегут в дом – на противоположную сторону площадки. Волк должен остановить бегущих овец. Пастух встает на пути волка, защищая свое стадо. Все, кого запятнал волк, выходят из игры.
Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит. Пастух только заслоняет овец от волка, но не должен задерживать его рукой.
Советы воспитателю
Игру можно проводить несколько раз не только в помещении, но и на свежем воздухе, пока дети сами не смогут распределять роли и не будут хорошо знать текст.
КОНСПЕКТ 50. ИГРА «КУКЛЫ-МАРИОНЕТКИ»
Цели: развивающая, воспитательная.
Задачи: развитие координации движений, взаимодействия с партнером, чувства ритма.
Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.
Описание и приемы проведения игры. Игра проводится в виде эстафеты между парами по два игрока. Первый ребенок стоит в обездвиженной позе. Второй ребенок приподнимает ступню первого игрока и переставляет ее вперед - таким способом он ведет его к цели, делая по одному шагу. Передвижение сопровождается энергичной музыкой. Побеждает та пара, которая первой дойдет до цели и вернется назад.
Сюжетные игры
КОНСПЕКТ 51. ИГРА «КУПИ БЫЧКА» (НАРОДНАЯ)
Цели: развивающая, воспитательная, коррекционная. Задачи: развитие умения пользоваться мячом, координации движений, сообразительности; знакомство с народными традициями.
Игровой материал и наглядные пособия: мяч.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.
Описание и приемы проведения игры. Перед проведением этой игры можно рассказать детям об истории возникновения игры, о ее правилах.
На ровной площадке чертят круг, встают за его чертой на расстоянии 1 шага друг от друга. Водящий - хозяин - встает в центр круга. На земле перед ним лежит маленький мяч. Водящий прыгает на одной ноге по кругу, свободной прокатывая мяч, приговаривает -«Купи бычка!» Он старается мячом осалить кого-то из играющих Тот, кого осалили, берет мяч, встает в центр круга на место водящего и продает своего бычка. Если мяч выкатывается за круг, никого не задев, водящий приносит его, встает в круг и продолжает водить. Играющие не должны заходить за круг, а водящий может бить мячом с любого расстояния, не выходя за пределы круга. Дети могут уворачиваться от мяча, но не сходя с места.
Советы воспитателю
В эту игру рекомендуется играть и зимой на снежной площадке, прокатывая льдинку или другой предмет. Игра проходит интересно, когда удары мячом проводятся внезапно.
КОНСПЕКТ 52. ИГРА «КОШКА И МЫШКА В ЛАБИРИНТЕ»
Цели: развивающая, адаптационная, воспитательная.
Задачи: развитие ловкости, быстроты реакций; формирование взаимовыручки.
Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.
Описание и приемы проведения игры. Воспитатель объявляет, что сегодня дети будут учиться выбираться из лабиринта. Для этого им надо помочь мышке. Потом при помощи считалки выбираются мышка и кошка, и начинается игра.
Играющие встают рядами по 5-10 человек и берут друг друга за руки. Между этими рядами мышка убегает от кошки. Как только кошка начинает догонять мышку, по сигналу ведущего играющие опускают руки, поворачиваются направо или налево и перестраиваются в перпендикулярные ряды. Кошка вновь оказывается далеко от мышки. Внимание: играющие открывают ворота только для мышки!
Кошка может поймать мышку как в круге, так и за кругом. Когда кошка все-таки изловит мышку, они вместе встают в один из рядов, а играющие выбирают другую пару.
Советы воспитателю
Если кошка долго не может поймать мышку, то выбирается новая пара.
КОНСПЕКТ 53. ИГРА «КАТАНИЕ НА КАРУСЕЛИ» (НАРОДНАЯ)
Цели: развивающая, познавательная, воспитательная. Задачи: развитие умения двигаться и останавливаться по сигналу, соотносить действия с сюжетом потешки, координации движений; знакомство с народными традициями.
Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.
форма работы: групповая.
форма занятия: игровая.
Описание и приемы проведения игры. Воспитатель объясняет суть игры: «Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:
Еле-еле-еле-еле (Карусель медленно движется в правую сторону.)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом (Темп речи и движений постепенно ускоряется.)
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали,
Побежали, побежали! (На слова «побежали» карусель меняет направление движения.)
Тише, тише, не спешите, (Темп движений постепенно замедляется.)
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два (пауза), (На этих словах все останавливаются.)
Вот и окончена игра. (Кланяются друг другу.)
Игра заканчивается тем, что дети хлопают в ладоши друг другу и разбегаются. Потом они снова собираются в круг, и игра начинается заново.
Правила игры.
1.Дети должны крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движений круг не обрывался.
2.Надо поворачиваться лицом в сторону движения «карусели».
3.Необходимо подчиняться общему темпу движений и дружно, хором произносить слова.
4.
Советы воспитателю Предварительно нужно хорошо выучить текст и научиться произносить его в соответствии с движениями. Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей играть и выполнять игровые правила в коллективе.
Эту игру полезно проводить с детьми разных возрастов, где старщие могут опекать младших, а малыши - держаться за старших и гордиться своим участием в общей игре. Воспитатель во время игры следит за тем, чтобы дети умели правильно двигаться по изображаемому кругу. Он также должен обратить их внимание на технику безопасности во время кружения карусели, смоделировать такую ситуацию, когда качели или карусель могут выйти из строя. Главное - быть внимательными собранным, обязательно соблюдать правила игры. Такие обучающие правила помогут им правильно вести себя на настоящей карусели.
КОНСПЕКТ 54. ИГРА «ПИЛОТЫ И ПАРАШЮТИСТЫ»
Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.
Задачи: развитие быстроты, выносливости, коммуникативных навыков, умения работать в команде, воображения.
Игровой материал и наглядные пособия: различные игрушечные самолеты современных марок - пассажирские, грузовые; для парашютистов надо приготовить эмблемы, которые можно самим изготовить на уроках рисования.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.
Описание и приемы проведения игры. Воспитатель распределяет роли пилотов, парашютистов, стюардесс, радиста, диспетчера. Остальные дети занимают места пассажиров. Один самолет везет простых пассажиров, другой - команду парашютистов. Самолеты совершают один круг полета, другой, каждый из пилотов старается как можно быстрее произвести посадку, а парашютисты - правильно приземлиться. Можно организовать соревнования между самолетами. В конце полетов воспитатель предлагает провести парад и продемонстрировать мастерство каждого участника игры.
Советы воспитателю
После приземления можно предложить детям рассказать о том, что они видели внизу, какие пейзажи они запомнили, как понравились в небе парашютисты. Парашютисты же могут пофантазировать о том, что они ощущали во время полета, что видели и др.
КОНСПЕКТ 55. ИГРА «РАБОТА В САДУ»
Цели: обучающая, развивающая, воспитательная.
Задачи: обучение детей трудовым навыкам, знакомство с садом, с правильным выращиванием саженцев; воспитание любви к земле и труду.
Игровой материал и наглядные пособия: груши, яблоки, сливы; садовое лото: картинки с изображенными маленькими кустиками, лопатой, лейкой, граблями и иным, фишки.
Форма работы: групповая или индивидуальная.
форма занятия: игровая.
Описание и приемы проведения игры. Перед началом игры воспитатель приносит в группу фрукты и обращает внимание детей на то, какие они румяные, крупные, вкусные на вид. А затем предлагает посмотреть приготовленные картинки с изображенными маленькими кустиками: «Это саженцы», - объясняет воспитатель и раздает другие картинки, на которых изображены инструменты для садовых работ или сами действия, а к ним - фишки.
По этим картинкам дети должны самостоятельно выбрать те работы в саду, которые они начали бы выполнять в первую очередь. Если кто-то из детей затрудняется, воспитатель помогает наводящими вопросами. И они заполняют те клеточки в карточке, которые соответствуют работам в саду. Воспитатель не должен влиять на их выбор. Дети сами делают его.
Картинки на карточках последовательно заполняются ребятами по тому принципу, какие работы они производили в какую очередь и т. д. Когда дети справятся с заданием, воспитатель просит кого-нибудь рассказать по порядку все, что надо сделать в саду, чтобы на столе были всегда такие румяные и вкусные фрукты.
Советы воспитателю
Весной на прогулке обратить внимание детей на растущие деревья вокруг детского сада. А если имеются и фруктовые насаждения, то можно закрепить занятие. Можно предложить детям вспомнить загадки про фрукты, а с более старшими детьми можно посадить какое-нибудь дерево и потом ухаживать за ним.