Некоторые показатели взаимоотношении
МЕЖДУ КОНСТРУКТАМИ
И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СИСТЕМ КОНСТРУКТОВ
...Мы можем упорядочить явления в соответствии с какой-то темой — или конструктом,— отнеся часть к одному полюсу конструкта, а другую часть — к противоположному, в зависимости от того, какой из этих полюсов более подходит для каждого явления. После этого мы можем перемешать явления и упорядочить их снова, но уже в соответствии с другим конструктом. С каждой такой перегруппировкой рассматриваемое явление все яснее высвечивается в психологическом пространстве. Или, другими словами, когда мы рассматриваем явление в рамках одного измерения, то оно — не более чем обычная точка, и все, что можно сделать с такой точкой,— это определить ее место в континууме. Но если найти место явлению в пространстве нескольких измерений, то оно приобретает психологическую значимость и уникальность.
Дж. Келли (102,118)
Цель данной главы — описать некоторые из используемых при интерпретации решеток показателей, не представленных нами ранее, и выяснить степень совпадения между ними. Путаница между различными показателями, разработанными для решеток, достигла ненормальных размеров, что частично объясняется их недостаточной теоретической обоснованностью. Ряд проблем порожден своеобразной магией цифр: они оказывают просто гипнотическое влияние на нас. Обычно мы предполагаем, что эти цифры отражают что-то важное для испытуемого, назвавшего их, и, следовательно, значат что-то и для нас. Невозможно поэтому устоять против соблазна изобретать все более и более сложные методы анализа и вводить меры, которые, по нашему мнению, позволят обнаружить некоторые основополагающие связи, структуры и процессы.
Показатели когнитивной дифференцированности
Интенсивность
По мнению Келли, «жесткий» конструкт позволяет делать однозначные предсказания, в то время как «рыхлый» конструкт приводит к предсказаниям неоднозначным. Баннистер (12) развил эту гипотезу в исследовании, посвященном изучению нарушений мышления. Он показал, что существует связь между величиной коэффициентов корреляции в ранговой решетке и «жесткостью» или «рыхлостью» организации системы конструктов. Свое операциональное определение он назвал баллом интенсивности. Балл интенсивности представляет собой сумму баллов взаимосвязи (р2х100) всех конструктов (без учета знака). Для решетки, приведенной в табл. 5 (с. 71), балл интенсивности равен 1199.
Интенсивность — один из показателей, позволяющих дифференцировать больных шизофренией с нарушением мышления (по крайней мере на материале восприятия людей) от больных с другими видами психических расстройств или лиц психически здоровых.
Чем меньше балл интенсивности (чем слабее коэффициенты корреляции), тем в большей степени нарушено мышление такого испытуемого («рыхлое» мышление) (19).
Келли не считал, что «рыхлый» тип конструирования (то есть использование пропозиционных конструктов) патологичен сам по себе. Он подчеркивал, что в некоторых ситуациях человек, воспринимающий различными способами социальные отношения, может оказаться в более выгодном положении. Сущность гипотезы Келли состояла в том, что наше мышление циклично: оно становится то «рыхлым», то «жестким», вновь «рыхлым» и так далее. Сначала мы стремимся получить общее представление, затем конкретизируем его и затем опять стараемся увидеть общую перспективу. Баннистер считает, что процессы конструирования у людей с нарушениями мышления исключительно «рыхлы» по своей структуре (особенно когда дело касается восприятия людей). Испытуемые с нарушениями мышления не способны четко мыслить и планировать свои действия.
Когнитивная сложность
Мера интенсивности, введенная Баннистером, сходна с мерой когнитивной сложности, предложенной Биери
(34). Он так определяет когнитивную сложность: «...способность конструировать социальное поведение на основе многочисленных параметров. Испытуемый с большей степенью когнитивной сложности обладает более дифференцированной системой измерений для восприятия поведения других по сравнению с испытуемым с меньшей степенью когнитивной сложности» (35, 185). Чем менее жестки отношения между конструктами (чем ниже коэффициенты корреляции), тем сложнее индивидуальная система конструктов человека. В таком случае можно предположить, что больные шизофренией с нарушениями мышления обладают наивысшей степенью когнитивной сложности: ведь они заполняют решетку случайным образом, а случайный порядок — самый сложный из всех математических вариантов заполнения. Этот парадокс разрешается при применении дополнительной меры согласованности, введенной Баннистером (см. главу 5, с. 133). Можно предположить, что психически здоровые испытуемые с высоким показателем когнитивной сложности в эксперименте Биери при повторном исследовании воспроизвели бы стуктуры своей системы конструктов (как это сделали психически здоровые испытуемые с высоким показателем когнитивной сложности в эксперименте Баннисте-ра), в то время как больные с нарушениями мышления не способны к этому. Следует отметить, однако, что Хонесс (91) не обнаружил связи между мерами интенсивности и когнитивной сложности (в исследовании, где в качестве испытуемых были отобраны люди, ведущие спокойную, размеренную жизнь).
В наши задачи не входит обзор литературы, посвященной проблеме когнитивной сложности, ставшей в настоящее время самостоятельной областью исследования. К наиболее поздним относятся работы Бонариуса (36), Крокетта (49), Адамс-Уэббера (1, 2). Мы ограничимся кратким обзором существующих показателей и обсуждением путаницы, связанной с ними.
Метод подсчета когнитивной сложности, предложенный Биери, широко используется и в наши дни. Он заключается в следующем. Каждый ряд решетки сравнивается с другим поэлементно. Если оценки полностью согласуются между собой, то им приписывается балл 1. Чем больше совпадение, чем выше балл, тем меньше мера когнитивной сложности. Для оценочной решетки в табл. 10 (с. 79) этот балл равен 28. Существуют и другие способы подсчета: так, Бонариус (36) в 1965 году предложил 10 таких способов. К ним относятся методы, основанные на анализе дисперсии числа и
содержания конструктов, параметрический и непараметрический факторный анализ и методы многомерного шкалирования. Один из относительно новых показателей— балл функционально независимого конструирования Ландфилда (114).
Пытаясь внести ясность в понятие когнитивной сложности, Ванной (212) ввел представление о его многомерности. Он показал, что различные индексы отражают различные аспекты когнитивной сложности. Адамс-Уэббер (2) сравнил дискриминантную валидность ряда показателей когнитивной сложности и обнаружил их функциональное сходство. Однако Куусинен и Нис-тедт (109) определили, что конвергентная валидность 4 мер когнитивной сложности, включая показатель Биери, невелика. Они обнаружили новую проблему: оказалось, что на интеркорреляцию мер влияет характер конструктов (выявленных или заданных). В работе Хонесса (91) установлено, что показатели коррелируют между собой только в том случае, когда существует сходство в методах их подсчета.
По мнению Крокетта (49), показатель когнитивной сложности, предложенный Биери,— это мера дифференцированное™, а не интегрированности. Смит и Лич (205) предложили операционные критерии их различения, причем разработанный ими иерархический показатель не коррелировал с мерой Биери. Меткалф (149), получив сходный результат, утверждал, что «...когнитивная дифференцированность—показатель того, как много конструктов испытуемый использует для различения элементов, в то время как когнитивная сложность отражает еще и иерархические отношения между конструктами» (149, 1306).
Главное здесь — не увязнуть в семантике терминов. Очевидно, что показатель когнитивной сложности Биери не измеряет ничего, что было бы в настоящий момент точно определено на теоретическом уровне. В понятии «когнитивная сложность» можно легко выделить по крайней мере два аспекта — показатели близости (или сходства) конструктов между собой и показатели, описывающие их интеграцию.
Показатели когнитивной интеграции Методики Хинкла и следствие организации
Хинкл (88) предпринял попытку исследования иерархической организации системы конструктов (иерархичность выводится из следствия организации). Разрабо-
тайные им импликативная решетка и решетка «сопротивления изменениям» подробно обсуждались выше (с. 82 — 93). Хинкл показал, что суперординатные конструкты имеют больше импликаций (а следовательно, и большую психологическую значимость), чем суборди-натные, и что первые сильнее сопротивляются изменениям. В отличие от других типов решеток импликативная решетка позволяет определить не только общий уровень интеграции, но и выяснить, какие именно конструкты доминируют над другими (например, А имплицирует Б, но Б не имплицирует А).
Показатели насыщенности
Франселла (66) использовала модификацию имплика-тивной решетки Хинкла для изучения интеграции внутри субсистемы конструктов. Показатель насыщенности разрабатывался на основании гипотезы Хинкла о том, что «общее число импликаций конструкта по отношению к возможному числу импликаций можно использовать как меру значимости данного конструкта». Франселла, однако, исследовала не отдельные конструкты, а субсистемы конструктов (например, субсистему, центр которой образован конструктом «я как заика»). При использовании биполярной импликативной решетки (с. 89) показатель насыщенности определяется простым арифметическим подсчетом реального количества импликаций (между конструктами данного испытуемого) и его процентного отношения к общему количеству возможных импликаций в решетке такого размера.
Показатель насыщенности коррелировал с улучшением состояния заик в ходе терапии. Эта мера оказалась значимо меньше (р<0,001) у тех заикающихся, чья речь в ходе лечения улучшилась на 50% или более, по сравнению с теми, у кого не наблюдалось значительного улучшения, и с теми, кто преждевременно прервал лечение. Хонесс (93) установил, что корреляция тест-ритест' для этой меры равна 0,79 (N=24).
По мнению Франселлы, показатель насыщенности отражает степень констелятивности конструктов. Последняя определяется Хинклом как такое отношение между данным конструктом и другими конструктами, при котором полярное положение по данному конструкту предполагает полярное положение по другим конструктам. Противоположностью констелятив-
1 Корреляция между двумя тестированиями одной и той же группы людей через некоторый промежуток времени.— Прим. ред.
ности является пропозициональность1. Пропозициональное мышление не позволяет делать выводы о связях рассматриваемых конструктов (о паттернах следствий данных конструктов, то есть не дает возможности создавать суперординатные конструкты).
Эти определения позволяют уяснить способ работы как отдельных конструктов, так и систем и субсистем конструктов. Подобные подсистемы не являются только констелятивными либо только пропозициональными: они относительно констелятивны или пропозици-ональны. Таким образом, импликативные решетки предоставляют исследователю возможность делать вероятностные заключения о связанности конструктов (или их полюсов). Осуществление этой процедуры требует довольно много времени, но она, по-видимому, дает и наиболее значимые результаты.
Экстремальные оценки
Интерес к изучению того, насколько людям свойственна тенденция использовать экстремальные точки биполярных шкал в противоположность центральной зоне, привел к появлению относительно самостоятельной области исследования. Некоторые авторы полагают, что тенденция использовать экстремальные точки шкалы указывает на патологию или дезадаптацию (157, 9, 81). Другие считают ее показателем личностной значимости шкал. Последнее подтверждается тем фактом, что наиболее экстремальные оценки обычно выносятся по выявленным, а не по заданным конструктам (см. 151, 112, 113, 29, 30, 213).
Бонариус (37) предлагает одно из наиболее сложных объяснений того, почему оценки по одним конструктам экстремальнее, чем по другим. Его модель получила название модели взаимодействия. Степень экстремальности оценки определяется взаимодействием между измеряемым объектом (элементом), человеком, выносящим оценку, и полюсами конструкта, задающими шкалу. Бонариус указывает на связь этой гипотезы с идеями Кронбаха (51), который, опровергая современные ему представления, подчеркивал, что ответы испытуемого на вопросы теста не определяются исключительно содержанием вопросов.
Показатели упорядоченности
Ландфилд и Барр (115) описали меру, названную ими показателем упорядоченности. Испытуемые оценивали
1 См. предисловие к данной книге (с. 19).— Прим. ред.
элементы (людей) по 13-балльным шкалам, заданным биполярными конструктами. Центральной точке приписывалось значение «ноль», а точкам по обе стороны от нее — значения от 1 до 6. Предположив (правда, с этим можно и не согласиться), что чем более экстремальна оценка элемента, тем более он значим, эти исследователи пришли к выводу о том, что суперординатные конструкты должны получать более экстремальные оценки. Показатель упорядоченности Ландфилда вычисляется следующим образом. Сначала подсчитывает-ся число различных уровней экстремальности. Так, например, если элементы по конструкту ригидный — гибкий получили оценки 0, 2, 4 и 5, то это число равно 4. Полученная цифра умножается на разность между самой высокой и самой низкой оценкой. В данном случае эта разность равна 5, а показатель упорядоченности конструкта — 20. Таким же образом подсчитыва-ются и показатели упорядоченности элементов.
Лейтнер, Ландфилд и Барр (120) на основе объединения показателей упорядоченности с баллом функциональной независимости конструирования (114) пытаются предсказывать поведение индивидов в группе.
Суперординатность
Представление о суперординатности — следствие теоретического положения о системной организации конструктов.
«Индивидуальны не только конструкты, но и иерархическая система, в которую они объединяются... Один конструкт может включать в себя другой в качестве одного из своих элементов... При этом конструкт, который включает в себя другой конструкт, можно назвать суперординатным, а включаемый конструкт — субординатным» (102, 56—58).
Но точно так же, как не существует только элементов и только конструктов, не существует и конструкта, который был бы только суперординатным или только субординатным, так как «...отношения между конструктами время от времени могут меняться на противоположные. Например, «умный» может включать в себя такие определения, как «хороший» и «оценивающий», а «глупый» означать «плохой» и «описывающий». При другом типе включения «умный» будет иметь отношение только к конструкту «оценивающий— описывающий», а «глупый» — к конструкту «хороший— плохой». Таким образом, человек систематизи-
рует свои конструкты, объединяя их в конкретные иерархии, которые в дальнейшем снова могут быть перестроены. Подолгу ли вынашивает он свои представления, или они внезапно озаряют его, в любом случае для лучшего предвидения событий человек создает иерархическую систему конструктов» (102, 57—58).
Суперординатность, таким образом, относительное понятие. Конструкт считается более или менее супер-ординатным в течение большего или меньшего времени. Было предпринято несколько попыток операциона-лизации этого теоретического представления в терминах решеток. Некоторые из них построены на логических следствиях теории личных конструктов, в то время как Другие (например, когнитивная сложность) базируются непосредственно на технике репертуарных решеток.
В 1967 году Баннистер и Салмон опубликовали работу (24), посвященную исследованию 10 показателей суперординатности.
(I) Число экстремальных оценок при работе с
6-балльной шкалой.
Баннистер и Салмон при обосновании этого показателя исходили из предположения, что использование испытуемыми экстремальных оценок указывает на значимость для них данной категории.
(II) Диапазон пригодности конструкта.
Испытуемые оценивали элементы по каждому конструкту с помощью 6-балльной шкалы. Им предоставлялась возможность отказаться от оценки в том случае, если элемент лежал вне диапазона пригодности конструкта, то есть оба полюса конструкта оказывались нерелевантными. Диапазон пригодности каждого конструкта определялся подсчетом числа тех случаев, в которых отказы от оценки отсутствовали.
(III) Балл взаимосвязи с наиболее значимым кон
структом (якорный метод).
Способ его подсчета описан на с. 72. Под наиболее значимым конструктом имеется в виду такой конструкт, который наиболее тесно связан со всеми конструктами решетки.
(IV) Часть дисперсии, объясняемая данным кон
структом.
(См. способ подсчета на с. 72.) При этом конструкты фактически ранжируются в соответствии с обобщенной степенью их близости ко всем остальным конструктам, вместе взятым.
(V) Сопротивление изменениям.
Эта мера, введенная Хинклом, отражает степень, в
in
которой испытуемый готов измениться по отношению к данному конструкту (см. с. 86).
(VI) Иерархизация.
Эта процедура также предложена Хинклом (см. с. 50).
(VII) Нагрузки по первому фактору, определенные
методом «главных компонент» .
Данная мера представляет собой математически обоснованный способ выявления количества и силы связей между конструктами. Так как первый фактор обычно объясняет значительную часть общей дисперсии, предполагается, что нагрузка по этому фактору даст представление о значимости конструкта. Предполагается также, что эта мера будет тесно связана с мерой, отражающей связь с наиболее значимым конструктом (то есть III мера).
(VIII) Нагрузка по всем компонентам, выделенным
методом «главных компонент».
Эта мера сходна с предыдущей. Для каждого конструкта подсчитываются нагрузки по всем значимым компонентам. Предполагается, что данный показатель отражает относительную значимость каждого конструкта.
(IX) Неравномерное распределение элементов по
полюсам конструкта (оценивалось по 6-балльной
шкале).
В предыдущей работе Баннистера и Салмон был отмечен любопытный факт: если испытуемым предоставить свободу в использовании конструкта, то по одним конструктам они будут распределять элементы более неравномерно, чем по другим. Баннистер и Салмон предположили, что степень неравномерности коррелирует с суперординатностью, однако вопрос о характере и знаке этой корреляции остался открытым до сих пор.
(X) Субъективная оценка значимости.
Испытуемым предлагалось высказать свое мнение о
степени суперординатности конструктов.
С этой целью у 10 испытуемых были выявлены 14 конструктов. Затем каждый испытуемый оценивал с помощью этих конструктов 20 элементов, описанных на 20 карточках,— по одному на каждой карточке. Перед испытуемым выкладывалось 7 больших карточек с
символами: « + + + », « + +», « + », « —», «—», «---------------- »,
<не подходит». Положительный полюс конструкта записывался на листке бумаги и помещался рядом с
См. главу 5.
карточкой с символом « + + +», а отрицательный по
люс— рядом с карточкой с символом «-------------- ». Испыту
емого просили положить карточку с названием элемен
та на соответствующее ему место на большой карточке.
Для построенной таким образом решетки подсчитыва-
лись меры суперординатности (I, II, IX).
Испытуемые затем заполняли ранговую решетку: в ней использовались все те же 14 конструктов и 8 элементов, диапазон пригодности которых оказался наиболее широким. Подсчитывались меры III, IV, VII и VIII.
Показатели сопротивления изменениям подсчитывались по методу Хинкла (см. с. 86). Конструкты предъявлялись испытуемому попарно. Его спрашивали, на каком из нежелательных полюсов он предпочел бы оказаться, если бы ему пришлось измениться по одному из конструктов.
При проведении процедуры иерархизации инструкция менялась: испытуемого просто спрашивали, почему он выбрал именно этот полюс. Опрос продолжался до тех пор, пока испытуемый не прекращал порождать новые конструкты. Процедура повторялась в отношении каждого из 14 конструктов. Показателем иерархизации служило общее число дополнительных конструктов, выявленных таким образом. Баннистер и Салмон считают эту меру наименее валидной из применявшихся ими (см. обсуждение трудностей, имплицитно присущих процедуре иерархизации, на с. 16—17).
В табл. 18 приведены интеркорреляции 10 показателей суперординатности. Для 14 конструктов каждого испытуемого подсчитывались 10 показателей (или рангов) суперординатности, что позволило выявить корреляции между показателями суперординатности для каждого испытуемого индивидуально. Баннистер и Салмон считают самой примечательной чертой этих индивидуальных матриц большой разброс величин и направлений интеркорреляций показателей. Индивидуальный разброс, безусловно, выравнивает корреляции при их усреднении. Некоторые из близких к нулю средних коэффициентов корреляции, приведенных в табл. 18, действительно отражают близкие к нулю корреляции и в индивидуальных матрицах (как, например, количество экстремальных оценок (I) и величина нагрузок по всем компонентам (VIII)). Но в других случаях дело обстоит не так. Из анализа усредненной матрицы корреляций следует, что устойчивые тенденции к положительной корреляции существуют только между (а) мерами, отражающими общее количество связей данного конструкта с другими конструктами; (б) показателями,
из
построенными н а выявлении более или менее осознаваемых самими испытуемыми суперординатных отношений между конструктами. Таким образом, показатели суперординатности, полученные в результате предварительной статистической обработки, коррелируют между собой, коррелируют и показатели суперординатности, полученные на основе прямого опроса испытуемых. Связующим звеном между этими двумя типами показателей является, по всей видимости, только «диапазон пригодности конструкта».
Комментируя описанное выше исследование, Банни-стер и Мэир (21) утверждают, что «путаница будет продолжаться до тех пор, пока разнообразные операциональные определения положений теории не будут логично обоснованы с точки зрения самой теории» (с. 206).
Артикуляция
Маклуф-Норрис, Джоунс и Норрис (148) описали показатель интеграции системы конструктов, основанный на корреляциях между конструктами. Конструкты, значимо коррелировавшие между собой (попарно) на уровне р<0,05, образовывали первичные кластеры. Оставшиеся конструкты классифицировались следующим образом. (I) Конструкт, значимо коррелировавший с одним или несколькими конструктами первичного кластера, получал название «ответвляющегося». (II) Конструкт, значимо коррелировавший с одним или несколькими конструктами двух или нескольких кластеров, получал название «связующего». (III) «Изолированным» назывался конструкт, не коррелирующий (на значимом уровне) ни с одним другим конструктом.
Исследователи сравнивали решетки, заполненные испытуемыми, страдающими обсессивным неврозом2, с решетками психически здоровых испытуемых. Между ними были обнаружены существенные различия.
«Концептуальная структура психически здорового человека артикулирована. Она включает в себя по крайней мере два различных кластера, объединенных посредством связующих конструктов. Концептуальная же структура больного обсессивным неврозом не артикулирована— это монолит, состоящий либо из одного доминирующего кластера с вторичными образованиями, либо из сегментов, образованных несколькими не имеющими связующих конструктов кластерами» (148, 271).
Эта мера очень интересна, однако в настоящее время еще слишком мало известно об отличиях артикулированной системы конструктов от неартикулирован-ной. Какой будет система, если взять какой-нибудь другой уровень значимости (кроме р<0,05)? Какие конструкты кластеризуются на уровне значимости, скажем, р<0,01? Становится ли система более интегрированной по мере снижения уровня значимости?
1 Здесь — степень структурированности и связности системы
конструктов.— Прим. ред.
2 Обсессии (от лат. obsessio — осада, охватывание) —
разновидность навязчивых состояний, выявляющихся в переживани
ях и действиях, не требующих для своего возникновения определен
ных ситуаций (например, навязчивое мытье рук; страх перед числом
«3», потому что в слове «рак» три буквы; страх наступить на черту
или трещину и т. п.). Обсессии наблюдаются у многих больных,
которым свойственны обычно скрупулезность, педантизм, склонность
к формализму наряду с душевной инертностью, тревожной неуверен
ностью в себе.—Прим. ред.
Интегрированность восприятия себя и других
Маклуф-Норрис и Норрис (147) исследовали также и структуру отношений между представлениями испытуемого о себе, своем идеале и о других людях. Предложенный этими авторами показатель основывается на учете расстояний между элементами, определяемых ЭВМ по программе Слейтера INGRID для анализа главных компонент (198). Эти расстояния можно подсчитать и без использования компьютера, взяв за основу интеркорреляции элементов. Их можно подсчитать также и при стандартном анализе главных компонент.
Маклуф-Норрис и Норрис размещали все элементы в системе координат, образованной двумя осями — «идеальное Я» и «актуальное Я». На рис. 4 приводится
Рис. 4. Схема, на которой показаны расстояния между всеми элементами в пространстве двух осей «актуальное Я» и «идеальное Я» по данным оценочной решетки, заполненной испытуемым, у которого, как видно из схемы, изолированное «актуальное Я». Обработка проводилась по программе INGRID — анализ главных компонент— Слейтера. (Рисунок взят из работы 155.)
размещение элементов (людей) внутри этой системы координат. «Актуальное Я» изолировано, окружающие более или менее близки к «идеальному Я», а некоторые из них далеки как от «актуального», так и от «идеального Я». Данный испытуемый, следовательно, знает, каким бы он хотел быть и каким бы он не хотел быть, а также чем он не является. Ему неясно только то, чем он, собственно, является в настоящее время. Авторы описывают и другие методы исследования образа «Я» с помощью решетки и способы интерпретации взаиморасположений элементов (155). Применяя эти методы, необходимо помнить, что оси «актуальное Я» и «идеальное Я» не всегда расположены ортогонально, как это изображено на рис. 4.
Конфликт
Хинкл (88) связал представление об импликативных дилеммах (с. 89) с теорией конфликтов. Двойственные отношения между конструктами наблюдаются в том случае, когда оба полюса конструкта имплицируют какой-либо полюс другого или когда оба полюса двух конструктов имплицируют друг друга.
Баннистер и Мэир (21) полагают, что в импликатив-ной решетке «связи между полюсами конструктов, указываемые испытуемым (в серии разнесенных во времени парных сравнений), могут пересекаться и приводить к противоречивым следствиям. Например, конструкт «А+А —» может имплицировать соответствующие полюса конструктов «В + В —» и «С + С —». Однако впоследствии при сравнении с четвертым конструктом может выясниться, что положительный полюс конструкта «С + » имплицирует отрицательный полюс конструкта «Z—», тогда как «А + » имплицирует «Z + ». С этих позиций можно рассмотреть такие психологические понятия, как, например, «конфликт» (21, 96).
Логические несоответствия внутри решетки, измеря-
ющей сопротивление изменениям (см. с. 84), можно исследовать, не прибегая к помощи ЭВМ. Баннистер и Салмон (23) предложили метод подсчета показателя, названного ими «нетранзитивностью». Если испытуемый утверждает, что в паре конструктов А и Б он скорее предпочтет измениться по конструкту Б, чем по конструкту А, а в паре конструктов Б и С он скорее предпочтет измениться по конструкту С, чем по конструкту Б, то логично ожидать, что при сравнении конструктов А и С он предпочтет измениться по конструкту С, а не по конструкту А. Ниже приведена система подсчета, позволяющая выявить все случаи, когда X сопротивляется изменениям в большей степени, чем Y. В ее основе лежит очевидное логическое требование: если X в большей степени сопротивляется изменениям, чем Y, то X должен в большей степени сопротивляться изменениям и по всем тем конструктам, по которым Y оказывается тоже более устойчивым.
После того как испытуемый оценит все возможные пары конструктов и укажет для каждой пары конструкт, в большей степени сопротивляющийся изменениям, необходимо построить матрицу следующим образом. Крестик в клеточке матрицы будет означать, что испытуемый предпочел измениться по конструкту, расположенному по горизонтали, и не изменяться по конструкту, расположенному по вертикали. Пропуск в столбце, таким образом, указывает на конструкт, по которому испытуемый предпочел измениться, а пропуск в строке — на конструкт, по отношению к которому испытуемый предпочел не изменяться.
1. Возьмите еще один лист бумаги, приложите его к первой строке и перепишите первую строку матрицы, ставя крестики там, где в строке были пропуски, и пропуски там, где в строке были крестики. Затем в вашей копии в каждом пропуске напишите номера соответствующих столбцов.
2. Приложите эту копию последовательно ко всем строкам с номерами, соответствующими номерам, написанным на вашей копии (см. первый пункт).
3. Подсчитайте число совпадений крестиков в исследуемой вами строке и в копии. Запишите полученную цифру в соответствующую клеточку подготовленной заранее результирующей матрицы. Полученная цифра указывает на число нетранзитивных троек для данного конструкта. Сле-
па
дует особо отметить, что при сравнении строк надо учитывать не только нижнюю (оставшуюся) часть матрицы, как это делается при сравнении строк обычной решетки, когда предполагается, что отношение 1 к 2 равно отношению 2 к 1. В данном случае надо всегда возвращаться и к верхней половине матрицы. Например, достигнув двенадцатой строки и сделав ее копию описанным выше способом, необходимо подняться вверх и приложить вашу копию ко всем нужным строкам и подсчитать число несовпадений: ведь каждый конструкт может входить в нетранзитивные отношения с другим конструктом дважды — сначала как большая посылка, а затем как меньшая посылка силлогизма.
4. Когда результирующая матрица будет полностью заполнена, обработайте ее следующим образом. Подсчитайте сумму нетранзитивных троек для каждого конструкта (причем не забудьте, что в результирующей матрице конструкт представлен и строкой и столбцом; возьмите общую сумму цифр во всех клеточках, соответствующих конструкту) и запишите ее в конце строки. Эта сумма представляет собой «сырой» балл нетранзитивности для каждого конструкта.
5. Умножьте число пропусков в каждой строке на число крестиков (пропустив клеточку, в которой конструкт сопоставляется сам с собой). Прибавьте к полученной цифре общее число пропусков во всех строках, сравнивавшихся с данным конструктом. Вы получили возможное число нетранзитивных троек для каждого конструкта. Относительный балл нетранзитивности для конструкта подсчитывается следующим образом. «Сырой» балл нетранзитивности делится на возможное число нетранзитивных троек и умножается на 100%. Относительный балл нетранзитивности для решетки в целом представляет среднее арифметическое относительных баллов нетранзитивности (в процентах) всех конструктов (23).
Слейд и Кжелдсен (197) продолжили исследования конфликтности. Их поразило сходство результатов оценки психологического конфликта (118), получаемых с помощью техники Лаутербаха и с помощью ранговой и оценочной решеток. Техника Лаутербаха, основанная на теории когнитивного баланса Хейдера (86), заключается в оценке динамических отношений между тройка-
ми личностно значимых понятий. Эти понятия выявляются у пациента в ходе исследования наиболее важных для него проблем или проблем, которые заставили его обратиться за помощью к психологу (представление о себе самом всегда включается в исследование). Динамические отношения между понятиями оцениваются пациентом по 7-балльной шкале. Они могут быть как положительными (например, нравится, помогает, усиливает и т. д.), так и отрицательными (например, не нравится, уменьшает, мешает, ослабляет и т. п.).
Метод оценки конфликтов основан на существующем в социальной психологии представлении о «несбалансированных триадах». Триада состоит из трех понятий и отношений между ними. Она может быть «сбалансированной» или «несбалансированной». Пример несбалансированной триады, приводимый Лаутербахом (119), можно представить в виде диаграммы:
Эти отношения можно выразить так: (1) «Я люблю ходить на вечеринки», (2) «Вечеринки усиливают мою депрессию» и (3) «Я не люблю находиться в состоянии депрессии». Сбалансированной считается такая триада, в которой все отношения имеют положительный знак (то есть « + », « + », « + ») или одно отношение имеет положительный знак, а два — отрицательный (то есть « + », « —», « —»). Несбалансированной считается такая триада, в которой все отношения имеют отрицательный знак (то есть « —», « —», « —») или два отношения имеют положительный знак, а одно — отрицательный (то есть « + », « + », « —»). Лаутербах разработал программу для компьютера, вычисляющую общий балл сбалансированности, общий балл несбалансированности и процентный показатель конфликтности в целом для данной процедуры (117).
Слейд и Кжелдсен написали программу для оценки процентного отношения несбалансированных триад конструктов к сбалансированным, основанную на анализе интеркорреляций между конструктами. В настоящее время эти авторы изучают возможности практического
использования методов выявления конфликта посредством решеток. В одном из своих исследований они предлагали двум психологам заполнить решетку, в качестве элементов которой использовались имена теоретиков в области психологии личности. Оказалось (по программе Слейда и Кжелдсена), что наибольшая несбалансированность (неопределенность) присуща элементу «Келли». Если допустить, что разработанная этими авторами мера конфликтности валидна, можно утверждать, что представления психологов о Келли далеко не однозначны (см. табл. 10).
Другая мера конфликтности (или амбивалентности) была предложена Франселлой и Криспом (74). Используя программу INGRID Слейтера, они показали, что мера «расстояния» между одноименными парами конструктов и элементов варьирует в зависимости от типа их вербального обозначения. Например, «идеальное Я» как конструкт и как элемент очень близки друг к другу. Но расстояние между конструктом и одноименным элементом «Я в моем нормальном весе» весьма велико у больных анорексией1. Франселла и Крисп предположили, что существует связь между расстоянием и амбивалентностью. Пациентка ранжирует элементы по конструкту «Я в моем нормальном весе» несколько отлично от того, как она ранжирует этот элемент по другим конструктам. Правомочность такой гипотезы исс<