Биполярная импликативная решетка
Существует еще одна разновидность импликативных решеток, названная Хинклом «импликативными дилеммами». Полюса двух конструктов могут вступать друг с другом в следующие отношения: например, и «ре-
Таблица 16. Заполненная биполярная импликативная решетка. (Буквой «Б» обозначены полюса, имплицирующие друг друга.)
Чуткий к чувствам других | |
Бесчувственный | |
С избыточным весом | |
Худой | |
Нетерпеливый | |
Любит все обдумать | |
Такой, каким я хотел бы быть по характеру | |
Такой, каким я не хотел бы быть по характеру | |
Использует людей в своих интересах | |
Не использует людей в своих интересах | |
Способен расслабиться и отдохнуть | |
Все время в бегах | |
Похож на меня по характеру в настоящий момент | |
Не похож на меня по характеру в настоящий момент | |
Нравится окружающим | |
Не нравится окружающим | |
Такая, какой я стану, когда обрету нормальный вес | |
Такая, какой я не буду, когда обрету нормальный вес | |
Скорей всего не пригласят на прогулку | |
Скорей всего пригласят на прогулку | |
Неосторожный | |
Осторожный |
ализм», и «идеализм« могут иметь для нас как желательные, так и нежелательные аспекты.
Если мы рассмотрим все возможные типы взаимосвязей двух биполярных конструктов, то поймем, насколько упрощенно их отражают баллы совпадения или коэффициенты корреляции. Выявить ортогональную или двойственную «дилемму» можно только в том случае, если нам известны импликации обоих полюсов конструкта. Один из таких способов был описан и использован Франселлой (66) при исследовании связи между изменениями речи и изменением конструктов в ходе терапии больных, страдающих заиканием. В табл. 16 приводится пример биполярной импликативнои решетки.
Конструкты для нее выявлялись методом триад — каждую триаду образовывали двое знакомых испытуемого и он сам (метод самоидентификации Келли). Эта решетка была включена и в батарею решеток, заполняющихся женщинами, страдающими ожирением. В ходе исследования выявлялись представления каждой испытуемой о самой себе как о человеке, страдающем ожирением. После выявления конструктов они подвергались процедуре иерархизации, описанной выше.
В биполярных импликативных решетках можно использовать различные инструкции и способы предъявления. Работая с испытуемыми-заиками, Франселла пришла к выводу о чрезмерной сложности инструкции Хинкла. У Хинкла испытуемыми были американские студенты колледжа, а у Франселлы — люди различных национальностей, сильно различавшиеся по своим способностям.
В исследовании Франселлы испытуемому предлагалось следующее задание. Каждый конструкт записывался на карточке, причем выявленный полюс обозначался буквой «а», а контрастирующий — буквой «б»; 11 карточек, использовавшихся в данной процедуре, выкладывались на столе перед испытуемым. Экспериментатор заготавливал и второй набор идентичных карточек, которые разрезались пополам, так что на каждой полукарточке был представлен только один полюс конструкта. Постоянного порядка предъявления полукарточек не было, так как в ходе процедуры они перемешивались.
Испытуемой предъявляется одна полукарточка и предлагается подумать о представленном, на ней полюсе (например, бесчувственный). Затем ее просят предположить, что «все, что вы знаете о какой-то женщине,— это только то, что она бесчувственна. Просмотрите
разложенные перед вами карточки, какие из представленных на них качеств можно обнаружить в бесчувственной женщине?» Испытуемая просматривает карточки. Когда она находит качество, которое, как ей кажется, может описывать бесчувственную женщину, экспериментатор просит ее назвать номер конструкта и букву, написанную на карточке («а» или «б»). В данном случае испытуемая назвала карточки За, 46, 5а, 76, 86, 96, 10а и Па. Сходную процедуру при работе с детьми использовал Хонесс (92).
Обработка
В настоящее время не существует полностью удовлетворительного во всех отношениях метода обработки биполярной импликативной решетки. Прямой подсчет коэффициентов корреляции нельзя использовать из-за определенных ограничений, накладываемых данными. Существует программа для компьютерной обработки — вычисление биномиальной вероятности совпадения или несовпадения галочек в двух рядах. Однако трудность заключается в том, что нам необходимо учитывать лишь один определенный тип связи между полюсами конструктов, а на самом деле пропуск может означать и то, что исследуемый конструкт определенно не связан с данной характеристикой, и то, что исследуемый конструкт не релевантен данной характеристике.
В настоящее время разрабатываются новые методы и формы решеток, которые помогут преодолеть эту трудность. Вместо карточек, на которых полюса конструкта обозначены буквами «а» и «б», можно использовать аналоговую шкалу, задаваемую этими же полюсами. Испытуемый в этом случае отмечает с ее помощью степень, в которой сравниваемый конструкт связан, например, с конструктом бесчувственный. Тем не менее до окончательной разработки этого метода анализ все-таки еще будет основываться на подсчете совпадений или несовпадений галочек.
Однако в любом случае можно получить ценные сведения, просто просматривая распределение галочек в решетке или суммируя их. Так, например, Франселла (66) в ходе обследования заик с помощью импликативной решетки («я как заика») обнаружила, что отношение выявленных импликаций к общему числу возможных импликаций позволяет дифференцировать заик, чье состояние в определенной мере улучшилось в ходе терапии, от заик, у которых не наблюдалось такого улучшения, а также от тех, кто преждевременно
прервал лечение. Таким образом, когда у испытуемых рассматриваемое отношение велико, успех лечения менее вероятен — у таких людей представление о себе как о заике слишком жестко детерминирует всю систему конструктов.
Можно ожидать, что полюс конструкта, характеризующий «Я», более важен для испытуемого и, следовательно, имеет больше импликаций, чем полюс, не имеющий отношения к «Я» испытуемого. Тем больший интерес представляют исключения из этого правила. В решетке, заполненной больным, страдающим заиканием, полюс, характеризующий «Я», имеет 3 импликации (этот полюс определяется как говорит то, что думает), а полюс, не относящийся к «Я», имеет 13 импликаций (этот полюс определяется как подлизы и лицемеры) (64). Испытуемый считал, что он говорит то, что думает, и многие его конструкты были связаны с представлениями о честности и искренности. Но, будучи заикой, он не всегда имел возможность говорить то, что думает, и, как можно заключить из анализа этого конструкта, по-видимому, часто сталкивался с бесчестностью людей в межличностных отношениях.
Импликативные решетки и решетки, измеряющие сопротивление изменениям, стали широко использоваться лишь в последнее время. Тех, кто заинтересовался способами применения импликативных решеток, мы отсылаем к работам Морса (153), Мэира и Криспа (146), Бендера (29), Франселлы и Криспа (73), Райта (224), Коулмена (46), Франселлы (70), а заинтересовавшихся решетками, измеряющими сопротивление изменениям,— к работам Бендера (29), Хоникмена (94), Келсолла и Стронгмена (108).
Решетка зависимости
Решетка, описанная Келли под названием «Репертуарный тест ситуационных возможностей», мало используется в настоящее время, что, однако, не умаляет ее достоинств. Для краткости этот метод называют «решеткой зависимости». При работе с решеткой этого типа испытуемый устанавливает связь между людьми и ситуациями. В качестве ситуаций выбираются ситуации стресса, в которых может оказаться любой из нас. Люди выбираются из числа знакомых испытуемого, которых он может позвать на помощь или на которых может положиться в трудную минуту. Вполне естественно для Келли, а именно он автор этой решетки, что она не предназначена для оценок меры зависимо-
сти — независимости человека по отношению к какой-либо общей шкале: «Каждый человек зависим от других; проблема состоит в том, чтобы выявить свойственное данному человеку распределение зависимостей» (102, 312).
Келли так описал эту решетку: «Припомните необычайно трудные моменты вашей жизни, а потом спросите себя, какие из названных вами людей оказали бы вам помощь, окажись они рядом. Полученная матрица дает сведения о распределении межличностных зависимостей человека — сталкивается ли он с трудностями, в которых, по его мнению, никто не может ему помочь, обращается ли он во всех случаях за помощью к одному-двум лицам, или же он неразборчив в выборе людей, у которых ищет помощи» (103).
В конкретном эксперименте испытуемому предъявляется ролевой список и набор ситуаций, предположительно адекватных этому списку. Испытуемый подставляет в него соответствующие имена, а также записывает место и время, когда оказался в затруднительном положении. Затем он отмечает крестиком тех людей, к которым он обратился бы за помощью в данной ситуации. Пример заполнения такой решетки, приводимый Келли (102, 316), можно найти в табл. 17.
Просмотрев такую решетку, вы можете сразу получить информацию о том, обращается ли испытуемый за помощью ко всем и каждому или всегда прибегает к помощи одного-двух лиц. И та и другая стратегия, по мнению Келли, указывает на наличие «недифференцированной зависимости», свидетельствующей о плохой адаптации. Все-таки будет лучше, если испытуемый научится «дифференцированно» обращаться за помощью к разным людям.
Хинкл предложил модифицировать методику и задавать противоположный вопрос: «В каких ситуациях и кто именно обращается к вам за помощью или может рассчитывать на вас?» Психотерапевту или консультирующему психологу, к примеру, может оказаться полезным узнать, что пациент ни к кому не обращается за помощью или обращается за ней только к одному человеку, в то время как огромное количество людей ищет помощи у него самого (или ему так кажется). Интересно также выяснить, не вступают ли в реципрок-ные отношения конструкты этих двух решеток («я обращаюсь» — «ко мне обращаются»).
Решетка зависимости требует дальнейшей разработки. Не очень-то легко решить, обратились ли бы вы за помощью к X, если бы он оказался рядом, случись с
Таблица 17. Репертуарный тест (102, 316)
Неприятности, связанные с:
ситуационных возможностей Келли
А. Финансами |
Б. Друзьями |
В. Полицией |
Г. Соседом |
Д. Ревностью |
Е. Родителями |
Ж. Братьями и сестрами |
3. Одиночеством |
И. Гневом |
Й. Страхом смерти |
К. Стыдом |
Л. Преследованием |
М. Противодействием |
Н. Болезнью |
0. Суицидальными мыслями |
П. Непониманием |
Р. Изнеженностью |
С. Трусостью |
Т. Глупостью |
У. Нанесением кому-то обиды |
Ф. Чувством вины |
X. Замешательством |
Ц. Неудачей |
Ч. Женщинами |
Ш. Пассивностью |
Щ. Потребностью в помощи |
вами беда. Люди меняются. Человек, на которого вы могли положиться, когда вам было 18 лет, мог стать совсем другим (как, впрочем, и вы сами). Спустя 20 лет вы уже не будете обращаться к нему за помощью. Необходимо, по всей видимости, разрабатывать решетки для изучения значимых для данного человека периодов жизни, например до брака или в период брака. Затруднения другого рода могут возникнуть в том случае, если вам так повезло, что в течение 10 лет вы жили относительно спокойно и вам не нужно было обращаться за помощью к кому-то. В этом случае можно использовать решетку зависимости, в которой вопросы начинаются со слов «если бы»: «Если бы случилось такое несчастье, то к кому из окружающих вас в то время людей вы обратились бы за помощью?»
Группы, требующие специальных процедур
К сожалению, существует мало модификаций техники репертуарных решеток, позволяющих применять их к более широкому кругу испытуемых. Модификации разрабатываются главным образом для работы с детьми и людьми умственно отсталыми. Однако мы познакомим вас с решеткой (разработанной относительно недавно), предназначенной для работы с глухими испытуемыми.
Выявление конструктов
Триадический метод выявления конструктов, предложенный Келли, оказался слишком трудным для детей 10—12 лет, умственно неполноценных, глухих и плохо владеющих языком, на котором говорит экспериментатор. Применение триадического метода в этих группах накладывает определенные ограничения на выявляемые конструкты. Так, Равенетт (165) обнаружил, что при помощи метода триад у детей можно выявить конструкты типа старый-молодой и девочка-мальчик. Однако если предложить этим же детям написать небольшие сочинения о симпатичных и несимпатичных детях и взрослых, то можно выявить гораздо более разнообразные конструкты.
В настоящее время уже многие исследователи используют короткие сочинения для выявления конструктов. Часть авторов считает, что обычный разговор об элементах предоставляет ребенку большую свободу и менее труден для тех, кто плохо владеет языком. Тем не менее для части испытуемых и сочинение, и разговор слишком трудны. Салмон (189) советует предложить застенчивым детям как-нибудь сгруппировать элементы, а потом попытаться дать название каждой группе. Салмон также напоминает о том, что не стоит забывать о правиле диапазона пригодности конструкта. Салмон цитирует исследование Равенетта (165), обнаружившего, что школьники средних классов используют много конструктов, пригодных для характеристики детей, и мало конструктов, применимых к описанию взрослых. Таким образом, трудно априорно установить степень общности использования конструкта.
При обследовании 26 умственно неполноценных испытуемых в возрасте от 15 до 55 лет Бартон, Уолтон и Роуэ (27) использовали технику «разговора об элементах» и записывали используемые конструкты (см. так-
же Салмон, 189). Они показали необходимость проверки значения конструктов: часть испытуемых использует слова и фразы, не имея четкого представления об их
1 значении. Исследование подтвердило предположение о том, что испытуемые с интеллектуальным уровнем ниже среднего чаще описывают себя и других посред-
I ством не личностных, а поведенческих характеристик. Так, например, на вопрос «Что это за человек?»
| (элемент) испытуемый может ответить: «Это человек, который налетает на вас, когда проходит мимо». Можно затем провести процедуру иерархизации («лестница») и спросить его о том, что это за человек, который так
I поступает.
Бейли-Громен (10) для выявления конструктов у глухих испытуемых применила очень оригинальный
; способ — пантомиму. Она впервые заявила о том, что глухие люди, совсем или почти не умеющие говорить, обладают сложной системой конструктов: они хорошо интерпретируют происходящие с ними события, но испытывают трудности при вербализации. Так как многие глухие вполне удовлетворительно общаются при помощи выражений лица, мимики, жестов и знаков, Салмон и выбрала именно эти средства.
Разработанный ею метод является яркой иллюстрацией творческого подхода к решеткам, позволяющего получить новые сведения о людях, общение с которыми затруднено.
Сначала 14 детям подробно сообщалось о том, что именно от них потребуется на следующий день. Объяснение продолжалось до тех пор, пока всем не становилось все ясно. На следующее утро у каждого из 14 детей было выявлено по 4 конструкта, а также их противоположные полюса. ' Конструкты выявлялись
! следующим способом. После небольшого вступления, в
| котором сообщалось о характере задания, каждому ребенку предлагалось записать имя ОДНОГО знакомого ему человека. Потом детей просили подумать о том, что это за человек, и сообщить своему соседу, на кого этот человек похож.
Затем детей просили записать имена ДВУХ знакомых им людей и подумать, чем эти люди отличаются друг от друга. Когда они определяли различие, их просили сообщить своему соседу, в чем оно состоит. Затем дети вспоминали двух других своих знакомых и устанавливали в свою очередь различия и между ними. После выявления конструктов каждый ребенок выражал свой конструкт при помощи жестов. Для того чтобы лучше и точнее интерпретировать невербальные
4-492
высказывания, был приглашен артист, в чьи задачи входило уловить и объяснить «значение» пантомимы. В каждом случае детей просили подумать о похожем на изображаемого человеке. Таким образом передавался смысл всего набора выявленных конструктов, и каждый испытуемый вспоминал какого-нибудь знакомого, обладающего той же характеристикой, что и изображаемое при помощи пантомимы лицо. Этот пример хорошо иллюстрирует положение о том, что репертуарные решетки — это ТЕХНИКА, гибкая схема, позволяющая выявлять и изучать конструкты, а не ригидная совокупность правил. Она утрачивает свои преимущества, когда ее применяют вне связи с теорией личных конструктов: все возможности этого инструмента раскрываются лишь тогда, когда исследователь опирается на теоретическое представление о том, что живые существа воспринимают окружающее, подмечая сходство и различия явлений и конструируя их подобия.
Задание конструктов
В данном случае применимы те же самые основные правила, что и для любых других типов людей. Главное— удостовериться, что задаваемый конструкт означает для испытуемого именно то, что вы думаете, или, другими словами, чтобы этот конструкт был понятен. Салмон (189), однако, утверждает, что использование конструктов типа похож на... (похож на мать, похож на меня и т. п.) должно быть ограничено возрастом по крайней мере старше семи лет. Показано также, что дети старше этого возраста могут с успехом применять такие конструкты. Например, Салмон обнаружила, что дети в возрасте от семи с половиной до девяти с половиной лет могут работать с конструктом «идеал Я» и оценивать по нему фотографии других детей одного с ними возраста. Им можно задавать и такие конструкты, как скорее всего, сделает то, что обещает и волнуется в присутствии взрослых.
Выбор элементов
Элементы должны находиться в диапазоне пригодности конструктов. Если мы это учтем, то выбор элементов будет в основном определяться целью исследования. Опыт испытуемых в обсуждаемых нами группах, по-видимому, сильно ограничен; например, мир больных, постоянно пребывающих в лечебных заведениях, возможно, населен только другими пациентами и
обслуживающим их персоналом. Бартон и ее коллеги (27) указывают, что нередко бывает так, что «люди, похожие на меня», то есть пациенты, не играют существенной роли в жизни испытуемого, а все значимые для них люди — это только персонал. Но даже в этом случае в качестве элементов можно использовать не только людей, но и цветы в саду, пищу или другие важные вещи в жизни испытуемого. Равенетт (166, 167) использовал картинки, изображающие ситуации, участником которых является только сам ребенок, или ребенок вместе с другими детьми, или вместе с членами своей семьи и т. п. Некоторым детям работать с такими элементами гораздо легче, нежели с именами знакомых людей. Тем не менее имена тоже широко применяются исследователями. Так, Литтл (130) установил, что дети 10—18 лет вполне удовлетворительно справляются с именами, Браерли (38) показал это же для детей 7 лет, а Эллисон (6)—4 лет. Салмон (189) считает, что работа Эллисон была по своему характеру исследовательской и имена все-таки лучше использовать при работе с детьми постарше.
Предъявление элементов
Бартон, Уолтон и Роуэ (27) показали, что проведение исследования по репертуарной методике с умственно неполноценными испытуемыми (с коэффициентом интеллектуальности около 50 баллов) не представляет труда лишь в том случае, если они умеют читать. Авторы подчеркивают, что многие испытуемые, не способные выполнить формальный тест на чтение, все же могут узнавать имена, напечатанные крупным шрифтом, в особенности если их снабдить символами и рисунками. Если испытуемый не узнает буквы, можно использовать одни только рисунки и невербальные символы. Эти исследователи обнаружили также, что испытуемые с низким коэффициентом интеллектуальности могут справляться по крайней мере с 8 или 9 элементами.
Салмон (189) предлагает использовать ярко раскрашенные большие куклы, изображающие мальчиков и девочек разного возраста, по-разному одетых и т. п. В целях выявления конструктов ребенка просят что-нибудь рассказать о них. Затем его спрашивают, какой полюс первого конструкта характеризует данного человека: «Это человек, который... (выявленный полюс), или человек, который... (контрастирующий полюс)?» Процедура повторяется до тех пор, пока все элементы
4'
не будут отнесены к тому или другому полюсу конструкта.
Дети сравнительно легко справляются с оценочными решетками. Салмон (189) считает, что дети старше 6 лет, как правило, способны выполнить это задание, если оценочные категории заданы не цифрами, а словами типа «очень», «немного» и т. п. При этом для детей младше 12 лет количество оценок не должно превышать 5 или даже 3. Невербальные ответы предпочтительнее вербальных, особенно при работе с малолетними детьми. Например, ребенку можно предложить разложить элементы на 3 или 5 кучек или указать место на столе, которым будет обозначен один полюс конструкта, и место, которым будет обозначен другой полюс, а затем попросить его разместить элементы между полюсами.
Бартон и ее сотрудники (27) обнаружили, что испытуемых довольно часто бывает трудно убедить в том, что правильного ответа не существует. Большинство испытуемых способно ранжировать элементы, однако случается, что испытуемые прерывают работу: они заявляют, что ни один из оставшихся элементов, скажем, не чванлив. В этом случае можно начать ранжирование с другого полюса и спросить испытуемого, какой из оставшихся элементов наименее чванлив или же кто определенно не чванлив. Бартон предлагает при работе с умственно неполноценными людьми использовать также заданные ранги. Она столкнулась еще с одной проблемой: умственно неполноценные испытуемые часто отказываются ранжировать членов обслуживающего персонала по «плохим» конструктам, их приходится убеждать, что персонал ничего об этом не узнает. По-видимому, исследователи будут часто сталкиваться с подобными проблемами при работе с испытуемыми, которые долгое время находятся в стенах лечебницы. Здесь, следовательно, снова встает проблема, связанная с диапазоном пригодности.
Если процедура ранжирования слишком сложна, можно применить метод парного сравнения. Орли (158) использовал его при изучении восприятия жителями одной из индийских деревень шести божественных существ. 6 элементов образуют 15 возможных пар. Жителям предъявлялась каждая пара, и их просили указать, какой элемент пары лучше описывается данным конструктом. После предъявления всех 15 элементов и их сравнения по первому конструкту экспериментатор предлагал следующий конструкт. Божеству, выбранному в каждой паре, приписывался 1 балл. Метод парного
сравнения использовался и при работе с умственно неполноценными людьми, не способными ранжировать элементы (Бартон и другие (27)). Бартон и ее соавторы предложили также способ преодоления трудностей, возникающих у некоторых испытуемых при работе с элементом «мой идеал». После того как испытуемый проранжирует все элементы, его спрашивают: «Вы хотите быть менее или более добрым, чем X?» Этот вопрос задается начиная со среднего ранга. Таким способом можно определить ранговое положение и оценку элемента по отношению к каждому конструкту.
Глухие дети, обследовавшиеся Бейли-Громен (10), заполняли решетку, в которой использовались индивидуально выявленные конструкты, а также конструкт с ним легко говорить — с ним трудно говорить. Кроме того, они заполняли обычную решетку, включавшую 9 наиболее употребительных конструктов и конструкт такой, как я. Для заполнения индивидуальной решетки каждому ребенку предъявляется первый из созданных им образов. Его просили вспомнить, о ком он думал и чьи характеристики отобразил в пантомиме. Затем ребенку предлагалось подумать об одном из людей, выбранных в качестве элементов (использовались элементы ролевого списка, например «мать», «учитель, которого я не люблю» и т. п.). Ребенку предъявляли карточку с написанным на ней первым элементом и предлагали поместить ее в ту или иную коробку на столе в соответствии с тем, «очень», «довольно» или «немного» этот человек похож на первый конструкт. Подобным же образом заполнялась и групповая решетка (то есть решетка с заданными и общими для всех конструктами).
Как подчеркивает Бейли-Громен, эта процедура связана с определенными трудностями, главная из которых заключается в подборе вербального ярлыка к мимическому образу. Однако с этим приходится мириться, если мы хотим приподнять вербальную завесу и понять, как воспринимают мир люди, не пользующиеся вербальными символами.
Элементы предъявляются не во всех решетках (см., например, импликативные решетки, с. 82 — 93). Хонесс (92) использовал биполярный метод при работе с 203 детьми четырех возрастных групп. Самых маленьких детей просили представить, что на следующей неделе в школу придет новенький одного с ними возраста. Далее ребенку сообщалось, что все, что он знает про новичка,— это то, что он, скажем, любит уроки физкультуры. На стол выкладывалась карточка с
подписью любит уроки физкультуры и карточка, на которой был написан один из полюсов другого конструкта, скажем задира. «Помни, что мы знаем о новичке только то, что он любит уроки физкультуры. Как ты думаешь, он задира?» Если ребенок отвечает утвердительно, он должен положить карточку со словом «задира» рядом с карточкой, на которой написано «ДА». У него есть еще две возможности — отнести карточку «задира» к группе «МОЖЕТ БЫТЬ, А МОЖЕТ И НЕ БЫТЬ» или к группе «ВРЯД ЛИ». Эта процедура проводится со всеми конструктами. В пилотажном исследовании Хонесс показал, что этот метод применим даже к детям 6—7 лет.
Комментарий
Не следует считать, что все многообразие решеток ограничивается лишь приведенными в этой главе примерами. Решетка — это действительно техника, причем ограничения на нее, как правило, накладывает возможный недостаток воображения у исследователя. Необходимо помнить, что она развивалась в рамках психотерапии и представляла собой прежде всего инструмент ознакомления с жизненными проблемами индивида. Для Келли «основная цель психологического обследования пациента состояла в выявлении всех возможных направлений развития, а основная цель клинического диагноза — в установлении наиболее вероятного направления развития. В целом же постановку диагноза можно назвать стадией планирования терапии» (102, 203). Акцент, который делается в технике решеток на межличностных отношениях, объясняется терапевтическими задачами. Однако многие исследователи успешно используют решетки и вне контекста терапии.
Все типы решеток представляют собой задания на сортировку, дающие испытуемому возможность сообщить нам нечто о своем мировосприятии. Для интерпретации выявленной связи конструктов нет необходимости обращаться к нормативным данным: не существует фиксированного содержания и определенных форм, считающихся единственно правильными для данного контекста. И наконец, самое важное: выводы основываются на гипотезе о том, что выявляемые математические зависимости внутри решетки отражают психологические отношения внутри системы конструктов испытуемого. Эти психологические отношения связаны с какими-то достаточно стабильными и неизменными
образованиями индивидуальной системы конструкт р. В связи с этим при интерпретации результатов решетки необходимо соблюдать правила статистики. Если все коэффициенты корреляции в ранговой решетке, содержащей 8 элементов, не превышают 0,4, то нельзя дать обоснованной интерпретации отношений между конструктами, хотя сам по себе этот факт уже представляет интерес для психолога. Последний должен довольствоваться лишь самым общим выводом относительно недостаточной структурированности системы. При этом возможно, что испытуемый переживает в момент обследования определенные жизненные трудности, тогда— это способ сообщить нам, что он нуждается в помощи, или, возможно, хочет этим дать нам понять, что он как бы отказывается заполнять решетку. В дальнейшем психологам необходимо будет определить тот уровень статистической значимости, который значим психологически. Какой уровень значимости достаточен, чтобы испытуемый начал действовать? Если конструкт А (описывающий ситуацию) предполагает или связан с конструктом Б (имплицирующим действие), то при каком уровне статистической связи (0,5, или 0,7, или 0,9?) можно утверждать, что данный испытуемый совершит действие Б в ситуации А?
Глава 4