Основы техники построения репертуарных личностных методик
Ученый в своей работе создает средства двух видов: одни дают ему возможность предугадывать событие — теоретические, другие помогают заметить это событие, когда оно происходит,— инструментальные. Они всегда взаимосвязаны и, как правило, имеют в своей основе одни и те же отправные точки. Без подобных исследовательских средств, как теоретических, так и инструментальных, ученый будет блуждать в потемках: он не будет знать, где искать и как искать.
Дж. Келли (105, 94)
Предположим, что Фред считает, что люди с холодным взглядом, как правило, скупы. Предположим также, что Фред — психолог, причем один из тех, кто верит в существование врожденных фиксированных личностных черт. Он, несомненно, постарается обосновать свои взгляды статистически. Поэтому естественно, что он для проверки своих предположений попробует оценивать каждого человека в терминах холодный взгляд— теплый взгляд и скупой — щедрый. Результаты своих наблюдений над выборкой, скажем, из ста человек он может представить в виде следующей четырехклеточной таблицы и вычислить затем коэффициент х1'-
холодный взгляд теплый взгляд
скупой 28 19
щедрый 2 51
Х2 = 36,9(р<0,001)
Эти данные можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, мы можем действительно полагать, что они дают возможность судить о взаимосвязи выражения глаз и скупости или щедрости людей. Иными словами (отдавая дань строгим требованиям к терминологии в традиционной практике планирования эксперимента), можно сказать, что на данном уровне значимости параметр холодный — теплый взгляд коррелирует с параметром скупость — щедрость. Затем можно попы-
таться обосновать эту связь, сформулировать новые гипотезы и спланировать эксперименты по их проверке.
С другой стороны, можно рассматривать эти данные как информацию о психологии Фреда. Обнаруженную зависимость можно интерпретировать как показатель того, что для Фреда конструкты теплый взгляд — холодный взгляд и скупой — щедрый связаны между собой. Продолжая рассуждать подобным образом, мы можем обнаружить иные взаимосвязанные конструкты, являющиеся частью общей системы конструктов, а также предположить, каким образом подобные представления о людях отразятся на поведении Фреда и какого рода положительный или отрицательный опыт способен усилить или изменить его способ восприятия и оценки людей.
Один подход отнюдь не отрицает другой. В теории конструктов используются принципы первого подхода при решении задач валидизации, поскольку то, что мы называем конструированием или порождением конструктов,— это не что-то замкнутое в себе, а живой процесс, с помощью которого человек пытается предугадывать развитие событий — реальных событий во внешнем мире.
Однако, если мы встанем на позиции второго подхода и рассмотрим полученные результаты как данные о системе личных конструктов Фреда, тогда в составленной им четырехклеточной таблице мы сможем увидеть основы техники репертуарных методик. Множество таких четырехклеточных таблиц составит решетку1. За каждым единичным актом оценки — сознательной или неосознаваемой — у каждого человека скрывается собственная имплицитная теория причин и следствий реальных событий, в рамках которой он выносит суждения. Техника репертуарных решеток (во всем многообразии ее форм) и представляет собой способ изучения структуры и содержания таких имплицитных теорий. У каждого из нас имеется множество подобных имплицитных теоретических представлений, скажем о бильярде, о любви, о бухгалтерском деле, о детях или родителях. В свою очередь наши частные теории (или, иными словами, подсистемы конструктов) объединяются в общую теорию, которую мы называем системой личных конструктов.
1 Здесь и далее термин grid переводится как «решетка»; термин personal constructs — как «личные» или «индивидуальные» конструкты; personality constructs — как «личностные конструкты» (имеются в виду конструкты, относящиеся к сфере личности и межличностных отношений).— Прим. перев.
Используя метафору «теория», мы отнюдь не беремся утверждать, что такие теории четко сформулированы и структурированы: они могут быть вербализованными, невербальными или превербальными, с жесткой и гибкой структурой, легко или с трудом поддающимися проверке, и, наконец, они могут быть идиосинкрети-ческими или общепринятыми. Тем не менее это теории в том смысле, что они представляют собой сеть значений, посредством которой человек воспринимает окружающее, пытается управлять событиями и действовать в соответствии с ситуацией. В этом смысле личные теории человека, то есть его система личных конструктов, могут быть соотнесены с тем, что в рамках других психологических подходов называется «личностью», «установками», «привычками», «системой подкреплений», «системой кодирования информации», «психодинамикой», «концептами», «философией» или даже «центральной нервной системой».
Келли (102; 105) показал, что систему личных
конструктов целесообразно и удобно представить в виде
находящихся в иерархических отношениях совокупно
стей биполярных конструктов: приятный — противный,
здесь — там, уродливый — красивый, щелочь —
кислота, прошлое — будущее, хозяин — слуга, четный — нечетный и т. д. и т. п. Так, например, словарь является наглядным отображением общепринятой взаимосвязи вербализованных конструктов. Трудности изучения системы конструктов, будь то при помощи решеток или других методов, вынуждают нас исследовать в первую очередь более доступные, вербализованные конструкты. При этом, однако, нельзя допускать смешения понятий «конструкт» и «вербальный ярлык». Конструкт — это отличительный признак, а не вербальный ярлык. Мы должны постоянно помнить, что, говоря об индивидуальной системе конструктов, мы имеем в виду отношения и установки человека к миру, его позицию в мире, рассматриваем его как личность. Келли (105) следующим образом описывает конструкт:
«Конструкт можно представить себе как референтную ось, основной параметр оценки, зачастую невер-бализованный и не нашедший отражения в символе, иногда вообще ничем не означенный, кроме как стихийными процессами, им управляемыми. На поведенческом уровне его можно рассматривать как открытый человеком способ поведения; система же конструктов обеспечивает каждого человека его собственной сеткой поведенческих тропинок, не только ограничивающих его действия, но и открывающих перед ним свободу,
которая в противном случае оказалась бы для него психологически несуществующей».
Предположим, меня преследует чувство, что чем больше людей будет знать мои секреты, тем меньше меня будут любить. Это можно представить в виде диаграммы:
знает мои секреты .............................. не знает моих секретов
не любит меня ..................... --------- любит меня
С помощью статистической обработки можно показать, что эти конструкты в моем представлении действительно связаны. Но сказать так, даже с опорой на статистическое доказательство,— значит чрезвычайно упростить действительное положение дел: ведь мы «вырываем» пару конструктов из системы, в которой все взаимосвязано. Смысл и значение этих конструктов можно точно определить, только учитывая их положение в целостной системе, которая в свою очередь может изменяться различными способами. Предположим, однако, что использование решетки дало возможность установить, что ъ моем представлении действительно существует связь между этими конструктами; тогда вы можете использовать свои собственные наблюдения как источник информации обо мне, рассматривать эту связь либо саму по себе, либо в вашей собственной системе конструктов более высокого порядка (например, определяя ее как «невротическую» в отличие от «нормальной»).
Вместе с тем я могу использовать это открытие и для того, чтобы выяснить, какие ограничения накладывает на меня такой тип предсказания реакций других людей (то есть мой способ конструирования событий) на мои межличностные отношения. У меня может появиться желание продолжить изучение своей собственной системы конструктов для того, чтобы выявить те из них, которые противоречат или сводят на нет мое непоколебимое убеждение в том, что чем больше людей знает мои секреты, тем хуже они ко мне относятся. Может оказаться и так, что, даже будучи твердо уверен в этом, я тем не менее делаю исключение для психотерапевтов и некоторых женщин. Может оказаться и так, что, когда я делюсь своими секретами, они кажутся мне не такими уж предосудительными. Наконец, я могу перестать относиться к данному типу конструирования событий как к самодостаточному пророчеству, и мне откроется что-то такое, что радикально изменит мои взгляды на эту проблему.
Цель применения решеток — показать нам направление развития нашей системы конструктов, ее ограничения и возможности. Получаемые при помощи репертуарных решеток результаты можно рассмотреть как своеобразную карту системы конструктов индивида— нечто вроде идеографической картографии в противоположность, скажем, номотетической' картографии семантического дифференциала2 (160). В той степени, в которой репертуарные решетки дают возможность получить карту системы конструктов человека, они являются настолько же информативными, насколько аккуратными и подробными были карты американского побережья, составленные Колумбом. В этом смысле решетка является гораздо более тонким инструментом психологического исследования, чем те, которые мы используем в настоящее время.
По всей видимости, решетку лучше считать специфической разновидностью структурированного интервью. Обычно мы исследуем систему конструктов другого человека в ходе разговора с ним. В процессе беседы мы постепенно начинаем понимать, как он видит мир, что с чем связано, что из чего следует, что для него важно, а что нет, как он оценивает других людей, события и ситуации. Решетка формализует этот процесс и дает математическое обоснование связей между конструктами данного человека, позволяет более детально изучить отдельные подсистемы конструктов, подметить индивидуальное, специфическое в структуре и содержании мировоззрения человека. Однако информация, которую дает нам решетка, не является неким специфическим порождением нашего «научного метода». Это формализованный вариант той информации; которую мы всегда стремимся получить о другом, того понимания каждого человека, которого мы постоянно добиваемся.