Метод «Что-то» — волшебные слова
Этот метод, безусловно, является частью метода обобщения.
«Нам нужно что-то, чтобы открыть этот замок».
«Нам нужен какой-то способ наказать магазинных воров».
«Нам нужно что-то, чтобы укрепить эту подпорку».
«Нам нужно чем-то стимулировать участие людей в выборах».
«Нам нужно что-то, чтобы отмерить объем зубной пасты».
Мы определяем, что это «что-то» должно делать. Можно определить это в самом общем виде, а можно и уточнить детали.
«Нам нужен какой-то способ, чтобы создать книгу, которую вы могли бы читать с пюпитра возле вашего любимого кресла при хорошем освещении и без всяких усилий с вашей стороны».
Если мы найдем этот способ, тогда, возможно, люди будут читать книги так же часто и охотно, как они смотрят телевизор.
На этом этапе я хочу привнести немного «волшебства» в процесс мышления.
Представьте себе «волшебное вещество», которое обладает способностью делать все, что вы ему прикажете. Я собираюсь налить немного этого вещества на крышу. Оно само найдет дыры и заделает их, чтобы крыша больше не протекала. Потом я полью этим веществом все товары в магазине; поэтому, если вор спрятал их и смог пронести через кассу, собака на выходе обязательно учует это вещество и залает. На кассе это вещество автоматически удаляется с товара, поэтому честные покупатели могут свободно выйти из магазина. Как только мы решили, что это магическое вещество может делать, мы начинаем искать или создавать что-то подобное в реальности. Существует ли запах, который может быть удален на кассе с помощью ультрафиолетовых лучей? Можно ли создать такой запах? Может быть, можно не уничтожать запах, а просто скрыть его, наложив другой запах?
Пределов волшебству не существует. Вы можете потребовать от волшебного вещества все что угодно.
Ваши требования могут абсолютно не поддаваться законам логики. В некоторых случаях вы сможете, а в некоторых и не сможете найти реальную вещь, которая выполняла бы все то, что вы приказали своему волшебному веществу. Но вы откроете для себя множество идей и возможностей.
Вместо того чтобы каждый раз говорить «волшебное вещество», мы можем создать для него специальное слово — «про-суб», что расшифровывается как «про-субстанция», или магическая субстанция, которая может делать все, что ей прикажут.
«Нам нужна какая-то про-суб, чтобы создать чашку, которая изменяла бы свой цвет в зависимости от температуры находящегося в ней кофе».
«Нам нужна какая-то про-суб, чтобы пометить машины водителей, которые постоянно ездят на красный свет».
«Нам нужна про-суб, чтобы склеивать спагетти и затем продавать их в виде шариков».
«Нам нужна про-суб для покрытия лобовых стекол автомобилей, чтобы капли дождя не оставались на них и не мешали водителю смотреть на дорогу».
Конечно, не все проблемы можно решить с помощью волшебного вещества. Иногда нужна «волшебная система». Это система, в которой все может происходить так, как нам хочется.
Для обозначения такой системы мы вновь создаем новое слово — «про-сис», которое расшифровывается как «про-система», или волшебная система.
«Нам нужна про-сис, которая отличала бы честных покупателей от магазинных воров».
«Нам нужна про-сис, которая увеличивала бы наказание за преступление по мере возрастания серьезности этого преступления».
«Нам нужна про-сис, которая могла бы значительно увеличить роль оппозиции в демократическом государстве. Эта про-сис позволила бы оппозиции принимать свои законы, если их поддерживает большинство населения».
«Нам нужна про-сис, которая взяла бы на себя все заботы по поводу ежедневного хождения по магазинам».
Теперь мы дошли до «людей». Бывают случаи, когда нам нужны «волшебники», которые делали бы все то, что мы им скажем. Эти люди не являются ни субстанциями, ни системами, поэтому для них нам нужно отдельное слово.
Это слово — «про-кто», что обозначает «про» + «кто-то».
«Нам нужен про-кто, кто смог бы совместить развлечение с обучением, причем в равном объеме».
«Нам нужны про-кто, которые, будучи официантами в ресторане, превращались бы в карикатурных героев».
«Нам нужны про-кто, которые не сопротивлялись бы выполнять рутинную работу изо дня в день».
«Мне нужен про-кто, который согласился бы всегда и везде быть вторым и никогда не претендовал бы на то, чтобы быть первым».
«Этот про-кто может с первого взгляда определить нечестного человека».
Бывают еще идеальные, или волшебные, ситуации, в которых все ведут себя так, как вы этого хотите.
Для обозначения таких волшебных ситуаций мы введем слово «про-сит», что значит «про-ситуация».
«Мне хотелось бы очутиться в про-сит, когда каждый получит какую-то выгоду от нашего успеха».
«Было бы неплохо оказаться в про-сит, в которой каждый конструктивно работает, чтобы найти решение проблемы».
«Нам нужна про-сит, которая помогла бы людям понять, что вред, наносимый окружающей среде сегодня, скажется на их детях завтра».
«В этой про-сит люди обмениваются товарами и услугами, основываясь на доверии. Денег не существует, а обман исключен».
Сначала для вас будет слегка необычно и странно употреблять эти волшебные слова. Вам будет казаться, что вы вполне обойдетесь без них. И это действительно будет так. Пока не привыкнете к ним, вы будете заменять ими обычные слова.
И только когда вы окончательно свыкнетесь с ними, то вдруг обнаружите, что стали делать вещи, которые до этого показались бы вам странными и непривычными.
А теперь давайте вновь вернемся к нашим трем мыслительным ситуациям.
Ситуация А. Проблема автомобильной стоянки.
Нам нужна какая-то про-суб, которая сжимала бы машины до маленьких размеров, когда они въезжают на стоянку. Это может натолкнуть нас на идею предоставлять гарантированное право парковки мотоциклам и велосипедам. Можно также предложить тем, кому необходимо часто ездить в течение дня, свободно пользоваться мотороллерами. Это может также значить, что владельцы малогабаритных машин получат больше шансов выиграть право на пользование стоянкой в жеребьевке.
Ситуация Б. Новый ресторан.
Нам нужна про-сис, в которой каждый, кто хоть раз побывал в ресторане, рассказал бы о нем своим знакомым. Можно, например, выдавать клиентам специальные шарфы или шляпы из искусственного меха, чтобы их легко можно было узнать. Эти предметы туалета должны быть какого-то очень необычного цвета, например оранжевого или малинового.
Ситуация В. Проблема надписей.
Мне нужен про-кто, кто постоянно сидел бы возле стены и отпугивал рисовальщиков. Это может натолкнуть нас на идею установить на стене видеокамеры. Можно оборудовать стену специальной лампочкой, которая зажигалась бы, как только кто-то слишком близко подходит к стене. Можно сделать так, чтобы при контакте человека со стеной раздавался специальный звуковой сигнал. Это может быть звук полицейской сирены и т. д.
Вот мы и подошли к концу метода обобщения, который рассматривался под тремя отдельными заголовками. Все три части метода очень часто перекликаются.
Основная идея метода обобщения заключается в том, что мы оговариваем наши потребности и запросы в самом общем виде, после чего пытаемся уточнить их. Очень многие люди устанавливают границы своего мышления, так как их учили, что мышление должно быть четким и точным. Если и вы думаете так же, то никогда не сможете применить метод обобщения. Как можно точно определить что-то, если вы даже не знаете, что это и где это искать? В этом случае вы можете посмотреть в самом общем направлении, а затем постепенно сужать рамки поиска.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
Естественно, когда нам нужны «свежие» идеи, метод стандартного решения не поможет.
В открытом творчестве, например при использовании творчества на чистом листе бумаги или фокусирования на нейтральной области, не существует четкой конечной цели. Нам просто нужны свежие идеи. Поэтому метод обобщения здесь также непригоден, потому что не существует таких потребностей или нужд, которые можно было бы сформулировать в обобщенном виде. Метод веера концепций, например, срабатывает только тогда, когда точно определен конечный результат, которого нужно достигнуть.
Творческий метод незаменим, когда мы знаем, с чего начинаем (область концентрации), но не знаем, к чему придем. Единственный конечный результат, на который мы рассчитываем, — это получить новые и полезные идеи, но в какой форме они будут представлены, не имеет никакого значения. Результат может выйти за рамки того, что мы запланировали с самого начала. В таком случае необходим творческий подход. Другого способа продвинуться вперед не существует.
Творческий метод может оказаться полезным даже в тех ситуациях, когда точно определен конечный результат. Может быть, все остальные методы оказались безуспешными. Иногда бывает так, что, найдя решение, мы остаемся им недовольны и пытаемся отыскать что-то лучшее.
Какой бы метод ни применялся, мы можем остановиться и сказать себе: теперь нам нужны свежие идеи; теперь нам нужно найти какие-то альтернативы тому, что мы имеем. Начиная с этого момента мы будем применять творческий метод. Например, разрабатывая веер концепций для проблемы «автомобильных пробок в больших городах», можно предложить концепцию «поощрять тех, кто согласится оставлять свои машины дома». Не существует стандартных путей выполнения этой задачи, поэтому мы определяем ее как новую область концентрации и применяем творческий метод, чтобы найти пути поощрения водителей, которые добровольно откажутся пользоваться автомобилем.
Бросить вызов
Это простейший творческий прием, однако он требует дисциплинированности.
Бросая вызов, вы концентрируете внимание на любом предмете или аспекте. Можно сконцентрироваться на острие карандаша, а можно и на его древке. Можно заострить внимание на цвете, толщине, длине карандаша, материале, из которого он сделан, и т. д. Затем вы бросаете вызов. Обычно это делается с помощью трех основных вопросов:
1. Нужно ли вообще это делать?
2. Почему это сделано именно таким образом?
3. Какими другими способами можно сделать то же самое?
Вызов — это не нападение и не критика. Об этом следует всегда помнить. Если рассматривать вызов как способ покритиковать что-то, тогда вы сможете бросить вызов только там, где видите явный недостаток. Это очень ограничивает сам процесс. Вы должны иметь возможность бросить вызов чему угодно. Если вы используете вызов как критику, то кто-нибудь будет защищать то, чему вы бросаете вызов, и вы потратите свое время на ненужные споры с этим человеком.
Бросить вызов — значит сказать: «Возможно, это лучший способ сделать что-то. Может быть, это единственный способ сделать это. Но я потрачу еще немного времени, так как хочу найти и другие пути».
Когда другие пути найдены, если такое произошло, их нужно изучить и сравнить с имеющимся способом.
Умение бросать вызов — это привычка ума и особое отношение к жизни. Это умение можно использовать в повседневной жизни. Его можно применять во всех остальных, пока еще не рассмотренных процессах этапа ПРО. В любой момент можно бросить вызов чему-то: а должно ли быть так, как это есть?
Внешний мир
Можно бросать вызов и вещам внешнего мира. Можно бросать вызов объектам или их частям. Это же можно проделать и с системами или их составляющими. Можно бросать вызов ситуациям или их компонентам. Иногда то, чему вы бросаете вызов, может быть очень маленьким и неразборчивым. Тогда можно поступить так, как вы делаете, когда начинаете расстегивать застежку-«молнию». Можно подвергнуть сомнению местоположение даты на чеке. Можно засомневаться по поводу формы автомобильных фар. Можно бросить вызов тому, как производится нумерация страниц в книгах — от 1 и далее по возрастающей. (Почему не наоборот — начинать с максимального числа, доходя постепенно до 1, — тогда без труда можно было бы сказать, сколько страниц вам еще осталось прочитать?)
Умение бросать вызов заключается в:
1. Выборе того, что будет подвергаться сомнению.
2. Правильном построении сомнения.
3. Вашей способности находить альтернативы.
Внутренний мир
Точно так же как мы подвергаем сомнению вещи внешнего мира, можно бросать вызов и понятиям внутреннего мира. Это значит, что мы можем подвергать сомнению объекты, о которых мы думаем в данный момент. Имеется в виду наше мышление, мышление группы, с которой мы работаем, мышление компании, в которой мы сейчас находимся, или мышление любого работающего в той или иной области или отрасли.
• Почему мы думаем о чем-то именно таким образом?
• Почему мы должны думать о чем-то именно так?
Можно подвергать сомнению убеждения. Можно бросить вызов рамкам, в которых, как нам кажется, мы должны работать. Можно подвергнуть сомнению идеи, доминирующие в нашем процессе мышления. Можно оспорить систему ценностей, которой мы придерживаемся. Можно поставить под сомнение концепции и догадки. Можно бросить вызов вещам, которых мы обычно избегаем, вещам, к которым стремимся.
Вызов означает: «Давайте остановимся и поразмыслим над этим. Должно ли все быть именно так?»
Как бросить вызов
Можно выразить словами наш обычный подход к проблеме или традиционный способ разрешения той или иной ситуации. Для этого можно использовать как метод поиска стандартного решения, так и метод обобщения.
• Как мы обычно рассматриваем подобную проблему?
• Как мы обычно поступаем в такой ситуации?
После чего мы бросаем вызов всему подходу в целом или его частям:
«Должны ли банковские машины для выдачи денег работать в течение всего дня?»
«Нужно ли раскладывать на полках в супермаркетах продовольственные товары?»
«Должна ли на чеке стоять дата?»
«Должны ли светофоры быть заметными?»
«Стоит ли беспокоиться по поводу злоупотреблений?»
«Нужна ли специально разработанная схема, которая учитывала бы всех безработных?»
Такие сомнения могут помочь нам выйти за установленные рамки или преодолеть убеждения, которые нам абсолютно не нужны. Вызов может означать альтернативу.
Вызов можно применить и непосредственно к фокусированию на нейтральной области. Например, можно сконцентрироваться на середине карандаша.
«Почему она должна быть такой же формы, как и весь карандаш?»
«Почему она должна быть негнущейся?»
«Почему эту область карандаша нужно использовать?»
«Может быть, лучше было бы сделать середину карандаша гнущейся, чтобы его можно было сгибать во время письма, когда вы наклоняете руку?»
«Возможно, следует сделать середину карандаша определенной формы. Когда вы использовали карандаш с одной стороны, можно начать писать другой его стороной».
Это лишь некоторые идеи. Теперь можно попытаться бросить вызов трем мыслительным ситуациям.
Ситуация А. Проблема автомобильной стоянки.
Вызов. Почему мы считаем, что маленькая площадь стоянки — это проблема? Почему бы не рассмотреть это как преимущество? Только лучшие работники, которые будут выбираться по результатам их работы или голосования в коллективе, смогут пользоваться стоянкой. Использование стоянки теперь стало привилегией, которую надо заслужить.
Ситуация Б. Новый ресторан.
Вызов. Почему мы рассматриваем лишь возможность продавать приготовленную пищу? Почему бы не заняться продажей полуфабрикатов? Можно также организовать продажу столовых принадлежностей (посуды, скатертей и т. д.).
Ситуация В. Проблема надписей.
Вызов. Почему мы пытаемся уничтожить все надписи? Просто уберите неприличные и оставьте вполне нормальные. Это заставит писак задуматься, прежде чем что-то написать; кроме того, вы бесплатно украсите стену.
Провокация
Вот мы и дошли до принципа провокации. Он является основой нестандартного мышления и творчества.
Будучи самоорганизующейся системой, наш мозг образует модели или последовательности, также называемые путями, по которым и протекают все наши мыслительные процессы. В этом и состоит совершенство мозга, так как, не обладай он такой способностью, нам каждый раз пришлось бы заново разрабатывать мыслительный путь для самого простейшего действия.
Но от этих путей отходят боковые «дорожки», до которых нельзя добраться с главных путей. Получается что-то вроде системы одностороннего движения. Если бы «как-то» можно было продвинуться «в сторону» на одну из этих боковых «дорожек», тогда мы смогли бы без проблем вернуться обратно к тому, с чего начинали мыслить.
В этом состоит суть творчества. Именно поэтому все ценные творческие идеи кажутся логическими после того, как вы их узнали. На этом принципе основывается и юмор. В юмористической ситуации мы попадаем на боковую дорожку, но при этом нам четко указан «путь обратно», или вся логика юмористической ситуации.
Именно такое нетрадиционное движение по «боковым дорожкам» и породило термин «стороннее, или нестандартное, мышление». Вместо того чтобы еще усерднее пытаться продвинуться в том же направлении, мы двигаемся в сторону к новым идеям и по-новому воспринимаем ситуацию.
Но как же сделать этот шаг в сторону? Могут помочь вызов и желание что-то изменить, но не всегда их достаточно. Именно поэтому нам и нужна провокация. Провокация служит как бы точкой опоры, от которой мы отталкиваемся, чтобы двинуться в сторону от основного пути. Сойдя однажды с основного пути, мы начинаем осматриваться вокруг в поисках новых троп.
В реальной жизни вам нужно только сказать что-то, если на то есть своя причина. Сначала идет причина, а уже за ней следствие.
Применение приема провокации означает, что причина говорить что-то появляется только тогда, когда это уже сказано. Провокация наталкивает на полезные идеи, которые потом оправдывают использование самой провокации.
«ПРО: машины имеют квадратные колеса».
Это провокация. Такое утверждение абсолютно безосновательно исходя из наших привычных знаний о машинах и колесах. Однако эта провокация наталкивает нас на мысль об «интеллектуальной подвеске», которая может реагировать на изменения поверхности, позволяя шинам легко подстраиваться под изменения рельефа и обеспечивая плавное движение машины.
Я придумал слово «ПРО» много лет назад, чтобы оно сигнализировало, что это провокация. ПРО можно расшифровать как «Провокационная Операция». ПРО сигнализирует: «То, что последует дальше, будет явной провокацией».
Существует проблема загрязнения рек. Чем больше предприятий сливает свои отходы в реку, тем грязнее становится вода. Поэтому мы идем на провокацию.
«ПРО: предприятия должны сбрасывать свои отходы на своей же территории».
Это звучит абсолютно неправдоподобно. Как может предприятие сбрасывать отходы на своей территории? Но из этой, казалось бы, лишенной всякой логики провокационной идеи вытекает простое предложение — законом закрепить правило, по которому на предприятие должны поступать водные ресурсы, которые само же предприятие и выбросило до этого в виде отходов. Тогда каждое предприятие начнет заботиться о чистоте своих выбросов, так как они станут частью поступающих на него же ресурсов. Как мне сказали, это предложение уже закреплено законодательно в некоторых странах.
Традиционное мышление требует придерживаться правил логики. В творческом мышлении этого не требуется. Мы специально используем провокации, умышленно лишенные всякой логики.
Движение
Провокации были бы бесполезны без движения. Этот процесс обсуждался вместе с другими основными процессами в самом начале этой книги. Движение означает продвижение вперед от идеи или утверждения.
Важно осознавать, что «движение» отличается от «суждения». Суждение заключается в сопоставлении чего-то нового с уже имеющимся опытом с помощью «ячеек»: правильно это или нет? Движение абсолютно не связано с такими понятиями, как «истинность», «ценность» и «правильность». Суть движения заключается лишь в «движении вперед» от провокации к чему-то практически полезному.
Для тех, кто уже имеет опыт использования приема мозговой атаки, хочу подчеркнуть, что движение — это «активная» умственная операция. Отложить суждение, отсрочить суждение, оттянуть вынесение окончательной оценки — все эти приемы слишком несовершенны. Движение — это активный умственный процесс. Умение двигаться можно развить. Иногда достаточно одного «намерения» двигаться вперед от провокации. Но существуют также формальные методы движения, которые стоит попробовать.
1. Выделите из провокационного утверждения отдельный принцип, самостоятельную идею или черту. Сконцентрируйтесь только на ней, забыв обо всем остальном. Постройте свою идею вокруг того, что вы выделили.
2. Сконцентрируйтесь на разнице между провокацией и реальностью. Постройте свою идею, основываясь на каком-либо аспекте именно этой разницы.
3. Представьте, мысленно нарисуйте то, как провокационная идея будет реализовываться на практике. Посмотрите, как действия будут разворачиваться «шаг за шагом». На основе этих наблюдений выдвиньте какие-нибудь идеи.
4. Выделите позитивные моменты провокации и постарайтесь превратить их в новую идею.
5. Попробуйте найти особые обстоятельства, при которых провокация приобрела бы иную ценность.
Развивая свои «двигательные» умения, вы вскоре обнаружите, что используете все эти методы, а, кроме того, можете двигаться практически от любой провокации.
Все эти методы, а также сфера творческого мышления подробнее описаны в моей книге «Серьезное творческое мышление».
Возникновение провокации
Движение является уже следствием провокации. Но как же возникает сама провокация?
Провокацией может стать любая идея или предложение, выдвинутое в ходе дискуссии, а также что-то вычитанное в книгах. Вашим естественным желанием будет немедленно оценить эту идею, предложение и т. д. и отбросить их, если они покажутся вам необоснованными и нереальными. Теперь у вас появилась еще одна альтернатива. Вы по-прежнему можете считать идею нереальной, но вместо того, чтобы отбросить, можно использовать ее в качестве «провокации». Итак, вы определяете идею как провокацию (пометив перед ней слово «ПРО»), а затем двигаетесь от этой провокации к новой идее.
Таким образом, при желании любую идею можно рассматривать в качестве провокации. При этом не имеет значения, имеет ли человек, предлагающий эту идею, хоть малейшее представление о методе провокации — это ваша личная инициатива.
Существуют некоторые систематические методы превращения идеи в провокацию.
1. Уход. Мы определяем что-то, что является очевидным для каждой конкретной ситуации (такое утверждение не должно быть отрицательным).
После этого мы удаляем, отрицаем, оставляем или уничтожаем то, что считали абсолютно естественным. Например, для нас естественно, что таксисты знают дорогу. Поэтому провокация будет звучать так: «ПРО: таксисты не знают дороги». От этого утверждения мы двигаемся вперед к идее «учебных такси», имеющих какой-нибудь особый опознавательный знак. В этих такси могут ездить только те пассажиры, которые сами точно знают, как добраться до места назначения, и могут поэтому по ходу показывать водителю дорогу. Поэтому начинающие таксисты смогут одновременно работать и осваивать город.
2. Инверсия. Этот прием заключается в том, что мы берем «нормальное направление» и переворачиваем его в «обратное направление». Провокация «ПРО: если бы у машин были квадратные колеса» является примером этого приема. Обычно колеса делаются максимально круглыми. Мы же двигаемся в обратном направлении и делаем их квадратными.
3. Преувеличение. Мы берем размер или объем чего-то и преувеличиваем или преуменьшаем его. Провокация «ПРО: у полицейских было бы по шесть глаз» привела к появлению народных дружин в 1971 году.
4. Искажение. Мы определяем обычное соотношение или модель отношений, а затем умышленно изменяем или искажаем их. Провокация «ПРО: вы заклеиваете письмо уже после того, как отправили его», кажется абсолютно нереальной, но наталкивает нас на весьма интересную идею. Вы не запечатываете письмо и не наклеиваете на него марку, а несете в таком виде на почту. Там в ваше письмо вкладывается специальное уведомление, а затем почта сама платит за марку и запечатывает ваш конверт. Все это делается по договоренности с почтовым отделением. Фантазийное мышление. Мы говорим себе: «ПРО: было бы неплохо, если бы…» То, что вы загадали, должно быть скорее фантазией, чем простым желанием. Не стоит даже надеяться на то, что это сбудется. Это не идея или задумка, над осуществлением которой стоит работать. К этому типу принадлежит провокация «ПРО: предприятия должны сбрасывать свои отходы на своей же территории».
Провоцировать что-то надо умышленно и методично. Никогда не следует отказываться от провокации только потому, что она кажется вам слишком странной и нереальной. Не стоит выбирать в качестве провокации что-то, для чего в вашей голове имеется хоть какое-то решение, — вы просто не сможете развить настоящую провокацию из такого утверждения.
Обучение нестандартному мышлению сродни обучению езде на велосипеде. Сначала это кажется странным и чуждым вашим привычным действиям. Как можно научиться ездить на велосипеде? Тренируясь, вы приобретаете навык, поэтому ездить становится все проще и проще.
В конце концов вы сами уже удивляетесь, как такое привычное занятие, как езда на велосипеде, могло казаться вам поначалу странным. Но чтобы это произошло, нужно работать. Поэтому существуют специальные курсы по обучению нестандартному мышлению, где занятия ведут дипломированные педагоги.
Теперь посмотрим, как эти «провокационные» приемы можно применить к уже известным нам трем мыслительным ситуациям.
Ситуация А. Проблема со стоянкой.
Провокация . «ПРО (было бы неплохо, если бы) в каждой машине была собственная переносная стоянка». От этого предложения мы продвигаемся к идее постоянных ваучеров на пользование близлежащими стоянками. Мы можем даже двинуться еще дальше к более экстремальной идее — монтировать на крыше каждого автомобиля специальный крюк, чтобы его по необходимости можно было поднять в воздух — получается своего рода воздушная стоянка.
Ситуация Б. Новый ресторан.
Провокация. Мы считаем само собой разумеющимся, что в ресторанах подают еду. Исходя из этого можно предложить следующую провокацию-уход: «ПРО: ресторан без еды». Отсюда мы идем вперед к идее элегантного заведения для организации пикников. Гости сами привозят с собой корзинки с едой. Заведение обеспечивает только столовые приборы, мытье посуды и напитки. В перечень услуг может также входить обслуживание отдыхающих.
Ситуация В. Проблема надписей.
Провокация.«ПРО: надписи очень маленькие» (провокация-преуменьшение). Это может натолкнуть нас на идею скрыть надписи на стене. Можно спроектировать на стену какое-нибудь изображение, чтобы надписи стали невидимыми. Например, если совместить на стене свет от прожекторов различного цвета, то это поможет нейтрализовать цвет надписей. Если надписи станет трудно прочитать, то и у людей все реже будет возникать желание что-то писать.