Движение в обратном направлении

Это довольно мощный, но и непростой мыслительный прием. В некоторых случаях просто естественно «двигаться в обратном направлении». Я хочу попасть из Лондона в Эдинбург. Я знаю, что стоит мне только попасть в Ньюкасл, и оттуда будет очень просто добраться до Эдинбурга. Но как же мне попасть в Ньюкасл? Так, если я доберусь до Йорка, оттуда совсем несложно попасть в Ньюкасл. Но как же добраться до Йорка? Нужно только доехать до Питерборо, а оттуда попасть в Йорк будет просто. Теперь надо как-то добраться до Питерборо. А проще всего туда попасть из Лондона. Итак, маршрут выбран. Проблема решена.

В некоторых случаях можно двигаться методично. Если я попаду в эту точку, то оттуда совсем несложно достичь конечной цели. Но теперь, когда эта точка становится целью, как попасть в нее?

Если бы товары были недоступны, прекратились бы кражи из магазинов. Но как сделать товары недоступными? Поместить их за дверью, которая открывалась бы только по предъявлению кредитной карточки. Или просто выставить образцы товаров, а сами товары выдавать покупателю лишь на кассе. Если бы магазинных воров было просто поймать, они остерегались бы воровать. Но как показать воришкам, что их могут запросто словить? Расставить везде видеокамеры, выдавать вознаграждение всем покупателям, содействующим в поимке воров, публично объявлять имена тех, кого поймали на месте преступления, и т. д. — все это пути предотвращения магазинных краж.

Если было бы невозможно вынести украденный товар из магазина, то не было бы смысла его красть. Как сделать так, чтобы украденные вещи невозможно было вынести из магазина? Можно, например, пропитать все товары специальным запахом, который устранялся бы только на кассе, и поставить на выходе злую собаку, которая обнюхивала бы всех покупателей, покидающих магазин. В некотором смысле метод «движения в обратном направлении» является формой «пересмотра» или «трансформации» проблемы.

Движение в обратном направлении обычно требует одной или нескольких идей в качестве шагов, как было показано в примере с магазинными кражами. В некотором смысле и веер концепций является одной из форм движения в обратном направлении. Можно достичть пункта А из пункта Б. Но как теперь попасть в пункт Б? Из пункта В. Итак, как мы будем добираться до пункта В?

Далее следует рассмотреть два других способа применения метода «обобщения». Однако сначала нужно применить этот метод к трем стандартным мыслительным ситуациям.

Ситуация А. Проблема нехватки мест на автомобильной стоянке.

Метод обобщения.Нужна более просторная стоянка. Это может означать либо расширение имеющейся стоянки, достройка второго яруса или создание подземной площадки, либо постройку дополнительной стоянки в другом месте, но с автобусным сообщением до места назначения.

Ситуация Б. Новый ресторан, владелец которого хочет максимально быстро развить свой бизнес.

Метод обобщения. Люди должны как можно быстрее узнать о новом ресторане. Создайте вокруг него скандал. Пригласите на ужин двойников знаменитостей. Разрешите женщинам посещать ресторан «топлес».

Ситуация В. Проблема надписей на стене.

Метод обобщения. Сделайте надписи невидимыми. Днем на стену набрасывайте специальный занавес, который закрывал бы надписи, появившиеся ночью.

Веер концепций

Он является частью метода обобщения.

В правой части страницы мы пишем цель своего мышления. Она должна всегда предполагать достижение какого-то результата. Существует проблема, которую нужно решить. Есть результат, который нужно получить. Должно произойти улучшение в определенном направлении. Веер концепций не работает с моделью или открытой, творческой ситуацией. Должна быть четко определена конечная цель.

После чего мы говорим, какие общие концепции (называемые направлениями) приведут нас к конечной цели. Предположим, мы рассматриваем проблему нехватки квалифицированных работников. Общие концепции могут быть следующими:

• Увеличить поступление на работу квалифицированного персонала.

• Сократить потребность в квалифицированном персонале.

Повысить производительность труда уже имеющихся работников.

Затем мы берем каждую из этих концепций и определяем ее в качестве конечной цели. Как нам достигнуть ее? Как нам двигаться в этом «направлении»?

Итак, как увеличить число квалифицированных работников?

• Дополнительно нанять на работу нескольких профессионалов.

• Повышать квалификацию имеющихся работников.

• Набрать квалифицированных работников с другого предприятия для работы вне штата (внешний источник).

Как сократить потребность в квалифицированном персонале?

• Снизить сложность операций.

• Ввести автоматизацию.

• Сократить количество операций.

• Снизить предъявляемые к работе стандарты.

Как повысить производительность труда уже имеющихся работников?

• Повысить мотивацию к работе.

• Увеличить продолжительность рабочего дня.

• Постоянно использовать особые навыки и умения работников.

• Полноценно использовать их рабочее время.

После этого мы берем каждую из этих «концепций» и пытаемся отыскать практические пути ее осуществления. Это следует проделать с каждой концепцией. Теперь веер раскрылся, предлагая множество путей решения проблемы. Вместо того чтобы рассматривать каждую концепцию, приведу лишь несколько примеров.

Концепция: повышать квалификацию персонала.

• Идея: обучайте своих собственных работников.

• Идея: поручите работу своим собственным работникам, поставив перед ними задачу самостоятельно повысить квалификацию.

• Идея: вместе с другими работодателями, столкнувшимися с такой же проблемой, создайте институт по повышению квалификации рабочего персонала.

Концепция: автоматизация.

• Идея: для принятия решений используйте экспертные системы. Идея: ввести компьютерное управление техникой.

• Идея: электронное сканирование и создание файлов всей документации.

Концепция: постоянное использование особых умений и навыков работников.

• Идея: предоставьте работникам, обладающим специальными навыками, ассистентов для выполнения работы, не требующей применения этих специальных навыков.

Два основных вопроса, связанных с использованием веера концепций, заключаются в следующем:

1. Как он работает? Этот вопрос отправляет нас к широкому концу веера, где находятся все идеи. Каков реальный механизм работы этого приема? Каким образом автобусы могут помочь решить проблему автомобильных пробок? Очень просто — они увеличат «плотность» передвижения: большее количество людей на транспортное средство.

2. Как этого можно достигнуть? Этот вопрос отправляет нас к суженному концу веера, где расположены определенные концепции. Какие специфические концепции могут помочь претворить эту идею в жизнь? Как можно применить эту концепцию и где? Как снизить количество поездок в час пик? Отрегулировав особым образом часы работы предприятий. Сообщать о том, на какое время приходится час пик, чтобы люди могли избежать его.

Один и тот же вопрос может находиться в различных областях веера концепций. Например, решение «обойтись без» является одновременно широким направлением, или идеей, для решения проблемы недостатка воды и концепцией, служащей идее «снизить потребление». Веер концепций не предполагает анализа, поэтому вы можете повторять одну и ту же концепцию неограниченное число раз.

Обычно требуется несколько моделей веера концепций. Сначала вы создаете свой первый веер, но потом дополняете и совершенствуете его, получая вторую модель. Может быть также и третья. Это довольно мощный прием, но он требует тренировки.

Описывая метод обобщения, я уже говорил, что одновременно можно использовать несколько идей различной степени обобщенности. В веере концепций существуют для этого различные уровни. Первый уровень — самый обобщенный, его еще называют основным «направлением». Затем следуют концепции. Наконец, самый последний уровень — «практическая идея».

Иногда между «направлением» и «практической идеей» могут существовать несколько уровней концепций. Но каждый последующий уровень всегда более специфичен, чем предыдущий.

Теперь мы применим веер концепций к каждой из трех мыслительных ситуаций, а затем перейдем к третьей части метода обобщения.

Ситуация А. Проблема нехватки мест на стоянке.

Веер концепций . Общие направления могут быть следующими:

• расширить стоянку;

• уменьшить габариты машин;

• сократить число клиентов;

• заставить людей довольствоваться сложившейся ситуацией.

Мы можем последовать в любом из этих направлений, но в качестве примера рассмотрим лишь одно — как заставить людей довольствоваться сложившейся ситуацией:

• мы позволяем им самим установить порядок пользования стоянкой;

• мы устанавливаем вознаграждение тем, кто не пользуется стоянкой;

• мы устраиваем жеребьевку;

• мы предоставляем им лучшую стоянку.

Мы позволяем им создать комитет, который разработал бы стратегию пользования стоянкой. Пусть они сами методом голосования выберут один из предложенных комитетом вариантов.

Мы увеличиваем зарплату тем, кто добровольно отказывается от своего права на пользование стоянкой. Мы разрешаем тем, кто не пользуется стоянкой, приходить на работу позже (или уходить с работы раньше).

Каждый месяц с помощью жеребьевки выбираются те, кто будет в этом месяце пользоваться стоянкой. 'Это поможет избежать зависти и разговоров о том, что кому-то отдается предпочтение.

Мы организовываем общий фонд машин. Покупаются специальные микроавтобусы для фонда. Мы организуем прямое автобусное сообщение до места новой стоянки.

Ситуация Б. Новый ресторан.

Веер концепций. Основные направления здесь могут выглядеть так:

• привлечь местных клиентов;

• завоевать завсегдатаев;

• привлечь людей издалека.

Для завсегдатаев концепции могут быть следующими:

• создание специального клуба постоянных посетителей;

• введение для них постоянных ваучеров;

• обеспечение специальных привилегий для завсегдатаев.

В качестве практических идей того, как обеспечить специальные привилегии для завсегдатаев, можно рассмотреть следующие варианты:

• гарантировать наличие свободного столика в любое время или возможность бесплатно пообедать в следующий раз;

• закрепить за столиками имена их постоянных клиентов;

• ввести скидку на вина;

• освободить завсегдатаев от необходимости платить чаевые.

Предоставить постоянным клиентам право арендовать ресторан для частных празднеств и мероприятий.

Вы можете последовать в любом направлении и для каждой концепции разработать несколько практических идей. Здесь мы привели лишь несколько частных примеров.

Ситуация В. Проблема надписей.

Веер концепций. Основные направления могут быть такими:

• наказывать рисующих на стене;

• сделать рисование на стене невозможным;

• сделать так, чтобы надписи можно было легко удалить;

• сделать эти надписи привлекательными;

• скрыть надписи.

Давайте последуем в направлении «сделать надписи привлекательными». Как этого добиться? С помощью:

• особых правил;

• соревнования;

• лицензий.

Как можно претворить в жизнь концепцию «соревнование»?

• Идея: группы соревнуются за право рисовать на стене в течение недели. Сначала предлагаемые ими идеи представляются комиссии в виде эскиза. Авторы лучшего эскиза получают право пользоваться стеной в течение недели.

• Идея: стена разделяется на несколько областей, и соревнующиеся работают по темам — каждая область посвящена отдельной теме. Публика выступает в качестве жюри и выбирает лучшую работу.

• Идея: те, кто добровольно согласится мыть стену в течение определенного периода, получают право использовать ее в течение такого же периода времени, то есть согласившиеся мыть стену в течение месяца получают право целый месяц рисовать на ней.

Во всех приведенных выше примерах я не рассматривал в деталях каждую концепцию веера, так как это было бы очень утомительно для читателя. Работа по методу веера концепций требует времени, так как нужно много мыслить.

Одним из главных достоинств веера концепций является возможность рассмотреть несколько конечных целей нашей деятельности: «Как добиться такого-то результата?» Получается эффект каскада, так как каждая новая цель приводит к возникновению целого ряда альтернативных вариантов, каждый из которых сам становится целью, дающей опять какое-то число новых альтернатив.

Наши рекомендации